поэма телекоммуникаций
всем провайдерам и телекоммуникационщикам посвящается
...но прошло время, и теперь компы есть везде, они перестали излучать магию, перестали быть воплощением мечты о сказке, в которой можно все. Ушло куда-то то поколение и то отношение к компам. У меня осталась только память. Ну еще противное осознание того факта, что те, которые занимаются этим сейчас, знают и могут в десятки и сотни раз меньше, чем могло предшествовавшее им поколение, что компы перестали быть делом только cвоеобразного "авангрда" общества.
senka_aka_chii
Оно не ушло. Романтики компов есть всегда. И будут. Просто люди, которые любят свою работу. Которые любят эти железки и паутинки проводочков, окутывающие землю.
Ты пользуешься сетью, но думай о том, что там, у провайдера, кто-то дежурит всю ночь. Несчастный сменный саппортер.
Слезящимися от усталости глазами смотрит на мерцающую стойку из роутеров Cisco и телефонных коммутаторов...
Он не имеет права спать, потому что пользователь может позвонить в три ночи...
Потому что, если циска падает, то сразу у сотни пользователей пропадает инет... И усталый ночной саппортер идет на станцию, привычным движением перетыкает провод... так, как ему сказали...
Он не все понимает в этих цисках и каталистах. Для него команды, которые сисадмин просит ввести в командной строке, кажутся истинным дзеном. Он хочет почитать книгу о роутерах циско, чтобы немного понять, как и что, но времени нет, потому что юзеры звонят и звонят...
"Аську на работе нельзя"... - он воровато жмурится на окошко шелла, где открыта аська с американского сервера, консольная.
Он отключает картинки в браузере, несмотря на то, что канал широкий, потому что он знает: трафик не бесплатный. Он хочет быть тише воды, ниже травы, он хочет пользоваться одной только командной строкой, и виновато пытается подсчитать собственный трафик, и шепчет админу "Я мало качаю... правда... Я и картинки отключил... Только несколько форумов... и один чат... я больше не могу... Это моя отдушина... мои коллеги раскладывают пасьянсы, но мне нужно... как воздух..."
- Только чтобы это не мешало работе - говорит седоволосый админ грустному саппортеру.
Он снова не спит. Чувствует холодок от гудящих кондиционеров... шелест таблиц на столе... где же телефон админа из интернет-отдела? Все время забываю... а, вот он...
- Опять звонил клиент, у них опять проблемы с каналом... Ты где сейчас?
- Я в метро еду, домой... - черт, они уже пять раз звонили! Бесятся! - Ладно... заходи со своего компа, или лучше иди на мой...
- Неважно, я уже в шелле... - звук предательски хрипит, я слышу, как гудит поезд метро.
- Ну что? Открывай телнет!
- Открываю... Каталист такой-то...
(И как он только помнит их имена наизусть?)
- Логин...
Знаю, знаю, сейчас. enable... cisco...
Я только повторяю за ним эти заклинания...
- Ты там? Что видишь на экране?
- Подожди... Юзверь звонит... черт! Сейчас...
- Ничего, я подожду на линии...
Курсор мигает в терминальном окне...
- А у меня странички не открывааааааа...
- Подождите, пожалуйста, на линии!!!
(Говорить вежливо! Говорить веждиво! Говорить вежливо! Блин... Никогда, никогда не показывать юзеру свою усталость!)
- Ты еще здесь?
- Здесь. Жду.
- У меня юзер... прости... я на каталисте, диктуй команду... читаю... так... Я снова к юзеру...
- Где можно вернуть деньги за вашу карточку?!
- Мы не возвращаем денег (Говорить вежливо! Вежливо! Вежливо!)
Голос срывается... сколько там на часах? Девять? Где же сменщик?
- Подожди, проблема где-то не здесь... Все... юзер ушел... скорей!"
- Телнет...enable-cisco...
- Знаю, знаю...
- Она должна вывести таблицу, читай то, что на экране...
- Что-то не получается... а, подожди... слэш не в ту сторону случайно напечатала... (Господи, и как он все это помнит наизусть?)
- Вводи команду...
- Да... помню... сейчас...
Кажется, я начинаю понимать эту логику... циска-роутер-черная кошка... Мы с админом ловим черную кошку в черной комнате, ловим юзера, который забивает другим канал, и кажется, я начинаю заучивать эти команды и понимать, что они значат...
Стойка мерцает огоньками. Но мы не здесь. Мы далеко. Мы где-то на другом конце города, и я понятия не имею, где стоит этот каталист. Ползем с него телнетом на другой. Снова таблица. Я читаю строки цифр.
Черт... юзер!
- Дэвушка, пожалуйста, соедыныте с Армэния!!!
- Мы не соединяем. У нас нет услуг оператора
...Девушка, пожалуйста, соедините... Когда-то это уже было... в древней истории... на самой заре телефонии... они как-то соединяли... хрен знает КАК... никогда не задумывалась об этом... я думаю только о том, как переключать каналы и как звонить модемом на Avaya Definity... Definity рифмуется с Inity, я думаю, что это не случайно...
Я успеваю подумать об этом всем за какие-то секунды.
- У мэня на тэлэфонэ нэт кнопкы звэздочка...
- Так... третий каталист... вот он, этот мак-адрес, кажется, поймали...
- Я не помню, как его отключать! - стон.
- Ничего... слушай меня... диктую. Вводи команду...
Я работаю шеллом. Я сейчас - эмуляция терминала для нашего администратора. Он спрашивает меня голосом, что пишет циска, и я читаю ему вслух. Наконец-то сменщик! Я падаю...
- Опять эти звонили...
- Вы уже разобрались?
- Да...
- Как юзверей, много?
- Ничего...
- Циска не падала?
- Не падала...
Я плетусь домой, понимая, что нету времени, нету сил, чтобы выучить команды операционной системы Cisco IOS. Мне суждено вечно повторять их за админом, как тупому попугайчику... черт! Ну почему я такая дура, что ничего не понимаю?! Ну почему я за столько лет не нашла в себе сил поставить *nix? Знакомые юниксоиды смеются над тем, что я сижу под виндой и не умею программировать...
Да блин! Мне кроме миднайт-коммандера ничего и не надо...
Циска - это магия. Как понять, как она работает? Как устроена эта железка - АТС?
Я хочу это понять... кажется, вчера я начала понимать логику команд Эриксона. Там все просто. Перезагрузка, оперативная и рабочая область памяти... ANBAI ANBCI ANBZI - звучит как шаманская мантра. А вот рядом льется в консоль поток команд HARRIS.
"Авайя будут звать героиню моей повести," - думаю я. "А потом я напишу о том, как ребята Рейнора на Шакурасе монтируют станцию межпланетной связи, чтобы Тассадар смог-таки связаться с Аиуром..."
Я грежу коммуникационными кристаллами протоссов. Мы пишем язык сенджи.
- Девушка, здравствуйте. Приятно слышать ваш голос. Вы мне посоветовали карточку от Петерлинка...
- Вообще-то я не должна была этого делать, но понимаете... там действительно можно сидеть в выходные круглосуточно... это будет немножко дешевле...
Я люблю этого юзера. Он почему-то мне сочувствует. Люблю слышать его голос. Когда у меня есть немного свободного времени, я рассказываю ему, как когда-то пришла в Интернет, какие книжки читала. Но времени мало...
***
Братство Посвященных...
Здравствуйте.
- Это техсаппорт компании OSS. Вы нам звонили по поводу потерянного пароля...
- Но постойте... Вы работаете у конкурентов и пользуетесь НАШИМИ карточками?
- Видите ли, у нас нету безлимитного тарифа, а у вас есть.
- Мы попробуем... кстати, в наших логах были входы из Питера и из Москвы...
- Да... я знаю... Из Питера и Москвы... Это нормально...
- OSS... знаете... что-то не получается... на двух компьютерах пробовала...
- Нажимайте пуск, идите в меню...
- Мне можете этого не говорить. Я сама в техсаппорте работаю.
- Хорошо. У вас 2000? Смотрим настройки TCP/IP... У вас она какая, русская?
- Нет, английская. Терпеть не могу русские интерфейсы...
- Я тоже...
И снова нескончаемый поток.
Три звонка одновременно. Одному настроить TCP/IP, другому объяснить тарифы, третьего вежливо послать - мы не нанимались удаленно настраивать ему винду...
Черт! Выделенщик... где же его айпи?
Ползаю по сети, вспоминая, что где валяется... Так, кажется нашла...
Когда же я успею разобраться в принципах работы VPN? Долго ли я буду повторять юзерам, как попугайчик, то, чего не понимаю?
- Пожалуйста, введите команду cmd. У вас windows 98? Тогда идите в пуск-стандартные-сеанс MS-DOS... У вас какая операционка? Наберите route print и прочтите мне первые цифры... Нет, вы не можете позвонить с дискового телефона! Нет, деньги за карточки мы не возвращаем... Нет, мы не можем соединить вас с Арменией прямо сейчас!
Черт... Опять накричала на юзера... Надо выпить воды... Ереван... Прозвонить... Переключить канал...
Перед глазами мерцает RADIUS-log, нескончаемый поток матричного кода. Юзер зашел-юзер вышел... Мельтешат таблицы статистики...
"Нет, *nix мне никогда не постичь, - думаю я. - Я с ума сойду от всех этих команд. Но все-таки мне интересно: как работает Cisco?"
***
Я переключаю ваши звонки,
Я помню все ваши маршруты...
Это так тяжело,
И так легко одновременно.
Душа поет,
Я люблю свою работу...
А они все звонят и звонят...
Мелодии тысяч голосов сплетаются в один непрекращающийся гул.
Я вспоминаю латынь и египетскую иероглифику. Я так и не успела выучить древнеегипетский до конца... «Аментихеру», - шепчу я. Если перевести Westcall с английского на древнеегипетский, получится Аментихеру. Зов Запада. Перевести. Переключить. Перевести с языка на язык - переключить канал... Это одно и то же.
Наш начальник сердится, что я украдкой пишу на работе книгу. Наш начальник не знает, что я вывела его прототипом одного из героев своей повести. И директора тоже. Это подарок им... им должно понравиться...
Все кружится перед глазами. То ночь, то день. Я не успеваю поесть. Я не могу отойти от станции, я таскаю еду прямо сюда, к компу. Я люблю свою работу. Я не знаю, как сказать остальным, что я ее люблю...
Я не помню уже, когда ночь, а когда день, но помню, как переключать каналы...
На столе - 12 телефонов.
Я думаю о том, что в Египте бог Тот был бы покровителем телекоммуникаций, потому что он первый изобрел знаковую систему...
Звонок... это мой мобильный... где я? Что со мной?
- Таня, ты где?
- Ты не поверишь. Лежу под столом...
- Как ты туда попала?!
- Ты не поверишь... Упала!!!
Сколько времени я лежу без сознания? Не знаю...
Татьяна “Inity” Матвеева, бывший инженер отдела технической поддержки и управления сетью Westcall Telecommunications
...но прошло время, и теперь компы есть везде, они перестали излучать магию, перестали быть воплощением мечты о сказке, в которой можно все. Ушло куда-то то поколение и то отношение к компам. У меня осталась только память. Ну еще противное осознание того факта, что те, которые занимаются этим сейчас, знают и могут в десятки и сотни раз меньше, чем могло предшествовавшее им поколение, что компы перестали быть делом только cвоеобразного "авангрда" общества.
senka_aka_chii
Оно не ушло. Романтики компов есть всегда. И будут. Просто люди, которые любят свою работу. Которые любят эти железки и паутинки проводочков, окутывающие землю.
Ты пользуешься сетью, но думай о том, что там, у провайдера, кто-то дежурит всю ночь. Несчастный сменный саппортер.
Слезящимися от усталости глазами смотрит на мерцающую стойку из роутеров Cisco и телефонных коммутаторов...
Он не имеет права спать, потому что пользователь может позвонить в три ночи...
Потому что, если циска падает, то сразу у сотни пользователей пропадает инет... И усталый ночной саппортер идет на станцию, привычным движением перетыкает провод... так, как ему сказали...
Он не все понимает в этих цисках и каталистах. Для него команды, которые сисадмин просит ввести в командной строке, кажутся истинным дзеном. Он хочет почитать книгу о роутерах циско, чтобы немного понять, как и что, но времени нет, потому что юзеры звонят и звонят...
"Аську на работе нельзя"... - он воровато жмурится на окошко шелла, где открыта аська с американского сервера, консольная.
Он отключает картинки в браузере, несмотря на то, что канал широкий, потому что он знает: трафик не бесплатный. Он хочет быть тише воды, ниже травы, он хочет пользоваться одной только командной строкой, и виновато пытается подсчитать собственный трафик, и шепчет админу "Я мало качаю... правда... Я и картинки отключил... Только несколько форумов... и один чат... я больше не могу... Это моя отдушина... мои коллеги раскладывают пасьянсы, но мне нужно... как воздух..."
- Только чтобы это не мешало работе - говорит седоволосый админ грустному саппортеру.
Он снова не спит. Чувствует холодок от гудящих кондиционеров... шелест таблиц на столе... где же телефон админа из интернет-отдела? Все время забываю... а, вот он...
- Опять звонил клиент, у них опять проблемы с каналом... Ты где сейчас?
- Я в метро еду, домой... - черт, они уже пять раз звонили! Бесятся! - Ладно... заходи со своего компа, или лучше иди на мой...
- Неважно, я уже в шелле... - звук предательски хрипит, я слышу, как гудит поезд метро.
- Ну что? Открывай телнет!
- Открываю... Каталист такой-то...
(И как он только помнит их имена наизусть?)
- Логин...
Знаю, знаю, сейчас. enable... cisco...
Я только повторяю за ним эти заклинания...
- Ты там? Что видишь на экране?
- Подожди... Юзверь звонит... черт! Сейчас...
- Ничего, я подожду на линии...
Курсор мигает в терминальном окне...
- А у меня странички не открывааааааа...
- Подождите, пожалуйста, на линии!!!
(Говорить вежливо! Говорить веждиво! Говорить вежливо! Блин... Никогда, никогда не показывать юзеру свою усталость!)
- Ты еще здесь?
- Здесь. Жду.
- У меня юзер... прости... я на каталисте, диктуй команду... читаю... так... Я снова к юзеру...
- Где можно вернуть деньги за вашу карточку?!
- Мы не возвращаем денег (Говорить вежливо! Вежливо! Вежливо!)
Голос срывается... сколько там на часах? Девять? Где же сменщик?
- Подожди, проблема где-то не здесь... Все... юзер ушел... скорей!"
- Телнет...enable-cisco...
- Знаю, знаю...
- Она должна вывести таблицу, читай то, что на экране...
- Что-то не получается... а, подожди... слэш не в ту сторону случайно напечатала... (Господи, и как он все это помнит наизусть?)
- Вводи команду...
- Да... помню... сейчас...
Кажется, я начинаю понимать эту логику... циска-роутер-черная кошка... Мы с админом ловим черную кошку в черной комнате, ловим юзера, который забивает другим канал, и кажется, я начинаю заучивать эти команды и понимать, что они значат...
Стойка мерцает огоньками. Но мы не здесь. Мы далеко. Мы где-то на другом конце города, и я понятия не имею, где стоит этот каталист. Ползем с него телнетом на другой. Снова таблица. Я читаю строки цифр.
Черт... юзер!
- Дэвушка, пожалуйста, соедыныте с Армэния!!!
- Мы не соединяем. У нас нет услуг оператора
...Девушка, пожалуйста, соедините... Когда-то это уже было... в древней истории... на самой заре телефонии... они как-то соединяли... хрен знает КАК... никогда не задумывалась об этом... я думаю только о том, как переключать каналы и как звонить модемом на Avaya Definity... Definity рифмуется с Inity, я думаю, что это не случайно...
Я успеваю подумать об этом всем за какие-то секунды.
- У мэня на тэлэфонэ нэт кнопкы звэздочка...
- Так... третий каталист... вот он, этот мак-адрес, кажется, поймали...
- Я не помню, как его отключать! - стон.
- Ничего... слушай меня... диктую. Вводи команду...
Я работаю шеллом. Я сейчас - эмуляция терминала для нашего администратора. Он спрашивает меня голосом, что пишет циска, и я читаю ему вслух. Наконец-то сменщик! Я падаю...
- Опять эти звонили...
- Вы уже разобрались?
- Да...
- Как юзверей, много?
- Ничего...
- Циска не падала?
- Не падала...
Я плетусь домой, понимая, что нету времени, нету сил, чтобы выучить команды операционной системы Cisco IOS. Мне суждено вечно повторять их за админом, как тупому попугайчику... черт! Ну почему я такая дура, что ничего не понимаю?! Ну почему я за столько лет не нашла в себе сил поставить *nix? Знакомые юниксоиды смеются над тем, что я сижу под виндой и не умею программировать...
Да блин! Мне кроме миднайт-коммандера ничего и не надо...
Циска - это магия. Как понять, как она работает? Как устроена эта железка - АТС?
Я хочу это понять... кажется, вчера я начала понимать логику команд Эриксона. Там все просто. Перезагрузка, оперативная и рабочая область памяти... ANBAI ANBCI ANBZI - звучит как шаманская мантра. А вот рядом льется в консоль поток команд HARRIS.
"Авайя будут звать героиню моей повести," - думаю я. "А потом я напишу о том, как ребята Рейнора на Шакурасе монтируют станцию межпланетной связи, чтобы Тассадар смог-таки связаться с Аиуром..."
Я грежу коммуникационными кристаллами протоссов. Мы пишем язык сенджи.
- Девушка, здравствуйте. Приятно слышать ваш голос. Вы мне посоветовали карточку от Петерлинка...
- Вообще-то я не должна была этого делать, но понимаете... там действительно можно сидеть в выходные круглосуточно... это будет немножко дешевле...
Я люблю этого юзера. Он почему-то мне сочувствует. Люблю слышать его голос. Когда у меня есть немного свободного времени, я рассказываю ему, как когда-то пришла в Интернет, какие книжки читала. Но времени мало...
***
Братство Посвященных...
Здравствуйте.
- Это техсаппорт компании OSS. Вы нам звонили по поводу потерянного пароля...
- Но постойте... Вы работаете у конкурентов и пользуетесь НАШИМИ карточками?
- Видите ли, у нас нету безлимитного тарифа, а у вас есть.
- Мы попробуем... кстати, в наших логах были входы из Питера и из Москвы...
- Да... я знаю... Из Питера и Москвы... Это нормально...
- OSS... знаете... что-то не получается... на двух компьютерах пробовала...
- Нажимайте пуск, идите в меню...
- Мне можете этого не говорить. Я сама в техсаппорте работаю.
- Хорошо. У вас 2000? Смотрим настройки TCP/IP... У вас она какая, русская?
- Нет, английская. Терпеть не могу русские интерфейсы...
- Я тоже...
И снова нескончаемый поток.
Три звонка одновременно. Одному настроить TCP/IP, другому объяснить тарифы, третьего вежливо послать - мы не нанимались удаленно настраивать ему винду...
Черт! Выделенщик... где же его айпи?
Ползаю по сети, вспоминая, что где валяется... Так, кажется нашла...
Когда же я успею разобраться в принципах работы VPN? Долго ли я буду повторять юзерам, как попугайчик, то, чего не понимаю?
- Пожалуйста, введите команду cmd. У вас windows 98? Тогда идите в пуск-стандартные-сеанс MS-DOS... У вас какая операционка? Наберите route print и прочтите мне первые цифры... Нет, вы не можете позвонить с дискового телефона! Нет, деньги за карточки мы не возвращаем... Нет, мы не можем соединить вас с Арменией прямо сейчас!
Черт... Опять накричала на юзера... Надо выпить воды... Ереван... Прозвонить... Переключить канал...
Перед глазами мерцает RADIUS-log, нескончаемый поток матричного кода. Юзер зашел-юзер вышел... Мельтешат таблицы статистики...
"Нет, *nix мне никогда не постичь, - думаю я. - Я с ума сойду от всех этих команд. Но все-таки мне интересно: как работает Cisco?"
***
Я переключаю ваши звонки,
Я помню все ваши маршруты...
Это так тяжело,
И так легко одновременно.
Душа поет,
Я люблю свою работу...
А они все звонят и звонят...
Мелодии тысяч голосов сплетаются в один непрекращающийся гул.
Я вспоминаю латынь и египетскую иероглифику. Я так и не успела выучить древнеегипетский до конца... «Аментихеру», - шепчу я. Если перевести Westcall с английского на древнеегипетский, получится Аментихеру. Зов Запада. Перевести. Переключить. Перевести с языка на язык - переключить канал... Это одно и то же.
Наш начальник сердится, что я украдкой пишу на работе книгу. Наш начальник не знает, что я вывела его прототипом одного из героев своей повести. И директора тоже. Это подарок им... им должно понравиться...
Все кружится перед глазами. То ночь, то день. Я не успеваю поесть. Я не могу отойти от станции, я таскаю еду прямо сюда, к компу. Я люблю свою работу. Я не знаю, как сказать остальным, что я ее люблю...
Я не помню уже, когда ночь, а когда день, но помню, как переключать каналы...
На столе - 12 телефонов.
Я думаю о том, что в Египте бог Тот был бы покровителем телекоммуникаций, потому что он первый изобрел знаковую систему...
Звонок... это мой мобильный... где я? Что со мной?
- Таня, ты где?
- Ты не поверишь. Лежу под столом...
- Как ты туда попала?!
- Ты не поверишь... Упала!!!
Сколько времени я лежу без сознания? Не знаю...
Татьяна “Inity” Матвеева, бывший инженер отдела технической поддержки и управления сетью Westcall Telecommunications
Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 12 за 2006 год в рубрике PRIcall