источник кадров
зарисовка на тему ВУЗовского образования в области ИТ
В очередной раз уподоблюсь тому самому представителю северного народа, который что видит, то и поет. Только надеюсь, что получится не так заунывно и однообразно - все же провайдинг далеко не тундра по информационной насыщенности.
Полтора последних месяца дали интересный опыт в неожиданной плоскости - чтения спецкурса в Екатеринбургском университете (УРГУ, матмех) /* Беларусы, прошу не расслабляться – думаю, большая часть наблюдений и выводов применима и к местной высшей школе – прим. ред. */. Этот факультет известен в Екатеринбурге как один из основных поставщиков кадров для IT, в том числе провайдеров. Например, все четыре админа, с которыми мне случилось работать, заканчивали именно матмех.
Цель курса весьма приземленная - дать 3-4 курсу минимальное понятие "из чего сделаны провайдеры". Дюжина пар одного семестра, по идее, вполне достаточный для этого срок.
Так как последние лет пятнадцать порог вуза мне переступать не приходилось, многое показалось непривычным. Хотя на самый первый взгляд не изменилось ничего (разве что Robotron'ы сменились на обычные ПКшки). Впрочем, пока не до выводов - скорее несколько поверхностных эмоций. Постараюсь перечислить наиболее интересное.
Главное - порадовал интерес. Курс "не обязательный" (правда, не знаю толком, что это значит в практической студенческой жизни), но посещаемость куда больше, чем ожидалось. И есть подозрение, что наиболее активные "практики" уже нашли работу и не посещают "лишние" занятия.
Видимо, романтический ореол еще не совсем спал с провайдинга как места интересной и перспективной работы. Это отрадный факт для отрасли в целом. С подготовкой по сетевому направлению "все плохо". С одной стороны понятно - факультет изначально "математический" (хотя специальность "компьютерные науки" существует уже почти десяток лет).
Но работать-то все равно приходится в основном программистами и админами. Для первых делается реально и много, это уже привело к созданию сильнейшего комьюнити. Не зря УрГУ занимает в регионе лидирующие позиции в соревнованиях по программированию под эгидой АСМ.
Админам куда хуже, для создания этого комьюнити (важнейший фактор!) университет ничего не сделал, возможно, считая это низким жанром и вообще чуждой сферой (разве что сеть в общагах, но этого явно недостаточно). Или просто "руки не дошли". Работодатель сейчас малоразборчив, и повлиять на процесс не может или не хочет. Получается, что матмех как источник кадров для операторов связи малопригоден, вернее, с него приходят лишь "одиночки", получившие специализацию "не благодаря, а вопреки".
Так что серия спецкурсов (например, основы BGP читает С. Храмов) с этого года призвана несколько изменить существующий порядок дел. Но по порядку. Удивило практически полное незнание модели OSI, которую, на мой взгляд, по значению можно сравнить с законом Ома для электротехники, или законами Ньютона для физики. Да, про нее, конечно, большинство слышало - но только на грани памяти, и уж конечно без всякого практического приложения.
Естественно, слово Vlan и PPP вообще не встретило узнавания. Расследование в этом направлении дало просто удручающую картину. Фактически, единственный "сетевой" источник знаний - курсы Cisco сомнительной свежести. Оборудование на них времен дотаций Сороса (то есть маршрутизаторы серии 160x, коммутаторы 19хх). И практики до смешного мало (зато учат, как обжимать коннектор RJ45). Впрочем, это дело житейское - хотя не совсем понятно, почему бы крупным городским интеграторам не помочь с материальной базой (кадры-то им все равно нужны).
Есть более неприятные следствия базы "времен очаковских и покоренья Крыма". Откровенно говоря, не хотел даже затрагивать хабы, коллизии и прочие прелести некоммутируемого Ethernet’a. Но пришлось, так как эти самые "вымершие" ограничения преподают на Cisco-курсах "как живые". Более того, в сети Университета до сих пор стоят хабы. Пришлось специально делать операцию "вперед, в прошлое" - и подробно показывать отличия.
Оптоволокно, как основу современных операторских сетей, тоже обошли вниманием (точнее, просто даже не упоминали). Пришлось нести образцы "стекла", муфт, сварочный аппарат и проводить демонстрацию работы последнего. Навыков, конечно, это не даст - да их и не надо, университет - не курсы монтажников. Но, на мой взгляд, хотя бы общее представление о процессе иметь просто необходимо. Слишком часто на практике встречается "оптикобоязнь".
Следующий штрих, похожий на какую-то злобную диверсию (хотя имеющий очевидное происхождение из банального "так проще"). На факультете отсутствует класс Unix. Официально стоит Windows, и только он (в этом году, о счастье, на ПК дали админские права).
Во всем мире именно в вузах процветает open source, в провайдинге он безусловно доминирует, а тут - идет прямая "подсадка" на закрытую зарубежную ОС (да еще и совсем недешевую). Ладно, от IOS никуда на сегодня не деться. Но зачем насаждать то, что по всем законам логики желательно заменить?
Если подводить итог - то трудно поверить, что Сеть (с большой буквы) родилась и окрепла именно в университетах. Что именно в них были совершены многие открытия и "прорывы". Увы, отечественные "стены" ничего такого дать не смогут даже через несколько лет. Нет ни базы, ни традиций, ни людей. И неоткуда им взяться при таком скудном финансировании.
Неприятный вывод, обрекающий на невеселые мысли о зависимом телекоммуникационном будущем страны.
P.S.
Забавно - читаешь про недостатки западного образования на уровне базовых методик, про преимущество нашего - вроде все правильно и логично. Даже цитату вытащил:
«Основной принцип рынка состоит в том, что каждый стремится получить как можно больше, а заплатить как можно меньше. Это нормально. Ненормально, что некоторые студенты применяют этот принцип к учебе. Похоже, они считают, что покупают оценки и платят за них своей учебой. И они стремятся платить как можно меньше!»
Но если у нас все еще так хорошо со знаниями, где результат? Понятно, почему с прикладными исследованиями плохо на матмехе УрГУ - тут упор все же на математическую школу (насколько правильно готовить программистов с фундаментальными математическими знаниями - решать не мне). Но мне неизвестны российские вузы, которые можно назвать сосредоточием передовой телекоммуникационной мысли...
Павел Нагибин, NAG.ru
В очередной раз уподоблюсь тому самому представителю северного народа, который что видит, то и поет. Только надеюсь, что получится не так заунывно и однообразно - все же провайдинг далеко не тундра по информационной насыщенности.
Полтора последних месяца дали интересный опыт в неожиданной плоскости - чтения спецкурса в Екатеринбургском университете (УРГУ, матмех) /* Беларусы, прошу не расслабляться – думаю, большая часть наблюдений и выводов применима и к местной высшей школе – прим. ред. */. Этот факультет известен в Екатеринбурге как один из основных поставщиков кадров для IT, в том числе провайдеров. Например, все четыре админа, с которыми мне случилось работать, заканчивали именно матмех.
Цель курса весьма приземленная - дать 3-4 курсу минимальное понятие "из чего сделаны провайдеры". Дюжина пар одного семестра, по идее, вполне достаточный для этого срок.
Так как последние лет пятнадцать порог вуза мне переступать не приходилось, многое показалось непривычным. Хотя на самый первый взгляд не изменилось ничего (разве что Robotron'ы сменились на обычные ПКшки). Впрочем, пока не до выводов - скорее несколько поверхностных эмоций. Постараюсь перечислить наиболее интересное.
Главное - порадовал интерес. Курс "не обязательный" (правда, не знаю толком, что это значит в практической студенческой жизни), но посещаемость куда больше, чем ожидалось. И есть подозрение, что наиболее активные "практики" уже нашли работу и не посещают "лишние" занятия.
Видимо, романтический ореол еще не совсем спал с провайдинга как места интересной и перспективной работы. Это отрадный факт для отрасли в целом. С подготовкой по сетевому направлению "все плохо". С одной стороны понятно - факультет изначально "математический" (хотя специальность "компьютерные науки" существует уже почти десяток лет).
Но работать-то все равно приходится в основном программистами и админами. Для первых делается реально и много, это уже привело к созданию сильнейшего комьюнити. Не зря УрГУ занимает в регионе лидирующие позиции в соревнованиях по программированию под эгидой АСМ.
Админам куда хуже, для создания этого комьюнити (важнейший фактор!) университет ничего не сделал, возможно, считая это низким жанром и вообще чуждой сферой (разве что сеть в общагах, но этого явно недостаточно). Или просто "руки не дошли". Работодатель сейчас малоразборчив, и повлиять на процесс не может или не хочет. Получается, что матмех как источник кадров для операторов связи малопригоден, вернее, с него приходят лишь "одиночки", получившие специализацию "не благодаря, а вопреки".
Так что серия спецкурсов (например, основы BGP читает С. Храмов) с этого года призвана несколько изменить существующий порядок дел. Но по порядку. Удивило практически полное незнание модели OSI, которую, на мой взгляд, по значению можно сравнить с законом Ома для электротехники, или законами Ньютона для физики. Да, про нее, конечно, большинство слышало - но только на грани памяти, и уж конечно без всякого практического приложения.
Естественно, слово Vlan и PPP вообще не встретило узнавания. Расследование в этом направлении дало просто удручающую картину. Фактически, единственный "сетевой" источник знаний - курсы Cisco сомнительной свежести. Оборудование на них времен дотаций Сороса (то есть маршрутизаторы серии 160x, коммутаторы 19хх). И практики до смешного мало (зато учат, как обжимать коннектор RJ45). Впрочем, это дело житейское - хотя не совсем понятно, почему бы крупным городским интеграторам не помочь с материальной базой (кадры-то им все равно нужны).
Есть более неприятные следствия базы "времен очаковских и покоренья Крыма". Откровенно говоря, не хотел даже затрагивать хабы, коллизии и прочие прелести некоммутируемого Ethernet’a. Но пришлось, так как эти самые "вымершие" ограничения преподают на Cisco-курсах "как живые". Более того, в сети Университета до сих пор стоят хабы. Пришлось специально делать операцию "вперед, в прошлое" - и подробно показывать отличия.
Оптоволокно, как основу современных операторских сетей, тоже обошли вниманием (точнее, просто даже не упоминали). Пришлось нести образцы "стекла", муфт, сварочный аппарат и проводить демонстрацию работы последнего. Навыков, конечно, это не даст - да их и не надо, университет - не курсы монтажников. Но, на мой взгляд, хотя бы общее представление о процессе иметь просто необходимо. Слишком часто на практике встречается "оптикобоязнь".
Следующий штрих, похожий на какую-то злобную диверсию (хотя имеющий очевидное происхождение из банального "так проще"). На факультете отсутствует класс Unix. Официально стоит Windows, и только он (в этом году, о счастье, на ПК дали админские права).
Во всем мире именно в вузах процветает open source, в провайдинге он безусловно доминирует, а тут - идет прямая "подсадка" на закрытую зарубежную ОС (да еще и совсем недешевую). Ладно, от IOS никуда на сегодня не деться. Но зачем насаждать то, что по всем законам логики желательно заменить?
Если подводить итог - то трудно поверить, что Сеть (с большой буквы) родилась и окрепла именно в университетах. Что именно в них были совершены многие открытия и "прорывы". Увы, отечественные "стены" ничего такого дать не смогут даже через несколько лет. Нет ни базы, ни традиций, ни людей. И неоткуда им взяться при таком скудном финансировании.
Неприятный вывод, обрекающий на невеселые мысли о зависимом телекоммуникационном будущем страны.
P.S.
Забавно - читаешь про недостатки западного образования на уровне базовых методик, про преимущество нашего - вроде все правильно и логично. Даже цитату вытащил:
«Основной принцип рынка состоит в том, что каждый стремится получить как можно больше, а заплатить как можно меньше. Это нормально. Ненормально, что некоторые студенты применяют этот принцип к учебе. Похоже, они считают, что покупают оценки и платят за них своей учебой. И они стремятся платить как можно меньше!»
Но если у нас все еще так хорошо со знаниями, где результат? Понятно, почему с прикладными исследованиями плохо на матмехе УрГУ - тут упор все же на математическую школу (насколько правильно готовить программистов с фундаментальными математическими знаниями - решать не мне). Но мне неизвестны российские вузы, которые можно назвать сосредоточием передовой телекоммуникационной мысли...
Павел Нагибин, NAG.ru
Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 11 за 2006 год в рубрике мнение