о будущем мобильной связи спросите у подростков
Предлагаем вашему вниманию свежий пост из блога Джонатана Шварца (Jonathan Schwartz) - президента и CEO компании Sun Microsystems. В своем блоге господин Шварц в неформальном стиле рассказывает о наиболее интересных событиях компании, а также размышляет о настоящем и будущем информационных технологий, связанного с IT бизнеса и, конечно, о роли во всем этом управляемой им компании.
Несколько лет назад мне довелось участвовать в круглом столе на одной из телекоммуникационных выставок. Кроме меня там присутствовали главы крупнейших фирм-производителей сотовых телефонов, представители нескольких глобальных операторов сотовой связи и пара технических специалистов. Ведущий задал простой вопрос: "Какие функциональные возможности в будущем станут главными ("killer app") для рынка мобильных устройств?" Мои коллеги дали несколько изощренных ответов, в которых фигурировали будущие системы мобильных платежей, возможность загружать музыку, интерактивные видео-услуги и сервис обнаружения и определения местонахождения абонента. Просто из духа противоречия (и поскольку в моем случае это так и было) я ответил: "Скорее всего – просто звонки по телефону".
После того, как участники дискуссии вволю поскрежетали зубами, аудитория сошлась на том, что, пожалуй, так оно и есть: мобильный телефон, по которому нельзя позвонить, никому не нужен. Ведь именно из-за необходимости делать звонки по телефону большинство (но не все) и покупают мобильные. И, могу поспорить, наибольшего успеха достигают именно те операторы мобильной связи, которые уделяют основное внимание голосовой связи и зоне покрытия. По крайней мере это так там, где я живу.
Однако мне пришлось пересмотреть свою точку зрения на мир, когда пару недель назад мне вместе с сотней других пассажиров довелось провести некоторое время в зале ожидания одного европейского аэропорта. У большинства людей были мобильные телефоны – это вполне ожидаемо. Но никто по этим телефонам не разговаривал. Все смотрели на экраны своих телефонов: бродили по Интернету, обменивались SMS, играли в игры – но никто не делал звонков.
Теперь попробуйте нарисовать график вашего использования телефона за последние несколько лет. Я думаю, линия, обозначающая "столько минут в день я использую свой телефон в качестве компьютера", приближается или даже уже пересекла линию, обозначающую "столько минут в день я трачу на телефонные разговоры". Люди играют в игры, приводят в порядок свои адресные книги, отслеживают цены на акции, отправляют/читают электронную почту - и в результате эти линии во всем мире пересекаются все чаще. Этот результат не будет одинаков для всех, но для большинства пользователей это так (это определенно так для молодежи или для жителей Гонконга, где количество используемых мобильных телефонов превышает число жителей).
Все это мне вспомнилось, когда на прошлой неделе один из инвесторов задал мне простой вопрос: "Что, на ваш взгляд, то основное, чего сейчас не понимает рынок в отношении возможностей и перспектив Sun"?
Я ответил: то, что большинство людей в мире будут использовать для доступа в Интернет телефоны, а не ПК.
Я не уверен, что он мне поверил. И я думаю, в США немногие согласятся, что большинство людей в мире будут пользоваться Интернетом при помощи мобильных телефонов. Пока немногие. Но если принять во внимание объемы – каждый год мобильные телефоны покупает в 5 раз больше людей, чем ПК, - то вывод становится очевидным. Не знаю как насчет вас, но когда я задаю вопрос своим племянникам и племянницам, даже тем, которые живут в США: "Что бы вы выбрали: новый iPod, Motorola RAZR, коммуникатор Danger HipTop, игровую приставку Microsoft XBox или Windows Vista?" – то получаю почти всегда один и тот же ответ. (Подсказка: это не Vista).
И это только укрепляет меня в мысли, что большинство людей в мире впервые познакомятся с Интернетом при помощи мобильного телефона. Что, в свою очередь, означает, что большинству мировых компаний, которые стремятся выйти на этих потребителей или максимально использовать возможности Интернета, следует взглянуть на вещи шире.
Мы уже на этом пути.
Jonathan Schwartz, президент и CEO компании Sun Microsystems
Несколько лет назад мне довелось участвовать в круглом столе на одной из телекоммуникационных выставок. Кроме меня там присутствовали главы крупнейших фирм-производителей сотовых телефонов, представители нескольких глобальных операторов сотовой связи и пара технических специалистов. Ведущий задал простой вопрос: "Какие функциональные возможности в будущем станут главными ("killer app") для рынка мобильных устройств?" Мои коллеги дали несколько изощренных ответов, в которых фигурировали будущие системы мобильных платежей, возможность загружать музыку, интерактивные видео-услуги и сервис обнаружения и определения местонахождения абонента. Просто из духа противоречия (и поскольку в моем случае это так и было) я ответил: "Скорее всего – просто звонки по телефону".
После того, как участники дискуссии вволю поскрежетали зубами, аудитория сошлась на том, что, пожалуй, так оно и есть: мобильный телефон, по которому нельзя позвонить, никому не нужен. Ведь именно из-за необходимости делать звонки по телефону большинство (но не все) и покупают мобильные. И, могу поспорить, наибольшего успеха достигают именно те операторы мобильной связи, которые уделяют основное внимание голосовой связи и зоне покрытия. По крайней мере это так там, где я живу.
Однако мне пришлось пересмотреть свою точку зрения на мир, когда пару недель назад мне вместе с сотней других пассажиров довелось провести некоторое время в зале ожидания одного европейского аэропорта. У большинства людей были мобильные телефоны – это вполне ожидаемо. Но никто по этим телефонам не разговаривал. Все смотрели на экраны своих телефонов: бродили по Интернету, обменивались SMS, играли в игры – но никто не делал звонков.
Теперь попробуйте нарисовать график вашего использования телефона за последние несколько лет. Я думаю, линия, обозначающая "столько минут в день я использую свой телефон в качестве компьютера", приближается или даже уже пересекла линию, обозначающую "столько минут в день я трачу на телефонные разговоры". Люди играют в игры, приводят в порядок свои адресные книги, отслеживают цены на акции, отправляют/читают электронную почту - и в результате эти линии во всем мире пересекаются все чаще. Этот результат не будет одинаков для всех, но для большинства пользователей это так (это определенно так для молодежи или для жителей Гонконга, где количество используемых мобильных телефонов превышает число жителей).
Все это мне вспомнилось, когда на прошлой неделе один из инвесторов задал мне простой вопрос: "Что, на ваш взгляд, то основное, чего сейчас не понимает рынок в отношении возможностей и перспектив Sun"?
Я ответил: то, что большинство людей в мире будут использовать для доступа в Интернет телефоны, а не ПК.
Я не уверен, что он мне поверил. И я думаю, в США немногие согласятся, что большинство людей в мире будут пользоваться Интернетом при помощи мобильных телефонов. Пока немногие. Но если принять во внимание объемы – каждый год мобильные телефоны покупает в 5 раз больше людей, чем ПК, - то вывод становится очевидным. Не знаю как насчет вас, но когда я задаю вопрос своим племянникам и племянницам, даже тем, которые живут в США: "Что бы вы выбрали: новый iPod, Motorola RAZR, коммуникатор Danger HipTop, игровую приставку Microsoft XBox или Windows Vista?" – то получаю почти всегда один и тот же ответ. (Подсказка: это не Vista).
И это только укрепляет меня в мысли, что большинство людей в мире впервые познакомятся с Интернетом при помощи мобильного телефона. Что, в свою очередь, означает, что большинству мировых компаний, которые стремятся выйти на этих потребителей или максимально использовать возможности Интернета, следует взглянуть на вещи шире.
Мы уже на этом пути.
Jonathan Schwartz, президент и CEO компании Sun Microsystems
Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 09 за 2006 год в рубрике мнение