может ли телефон заменить компьютер на рабочем столе?

Что это может значить «Телефон заменит компьютер на моем рабочем столе»? –возмутится любой более или менее продвинутый юзер. Ведь это же два абсолютно разных устройства. Для разных задач. Телефон – чтобы звонить. А компьютер, компьютер это универсальный прибор. На нем работают корпоративные программы, почта, текстовый редактор, наконец. Скажете мне, пожалуйста, как я буду редактировать текст на телефоне? Как вы это себе можете представить? Скорее всего, авторы статьи ошиблись с названием, и правильно было бы ее назвать – «Сможет ли компьютер заменить телефон?». Соглашаясь с такой абсолютно обоснованной реакций, тем не менее авторы статьи настаивают на своей версии поставленного вопроса и предлагают дойти до конца статьи, чтобы уже после сделать собственное заключение об излагаемой точке зрения.

что такое современный телефон на рабочем месте?

Учитывая всеобщую «IP-зацию» корпоративных сетей, и предсказание о повальном переходе на технологии корпоративной IP-телефонии, современным телефоном на рабочем месте мы будем называть IP-телефон – клиентский терминал к одному из наших корпоративных сервисов IP-сети.

Так уж сложилось, что в IP-сетях все принято делить на сервисы и клиентов этих сервисов. Аналогично и с корпоративной IP-телефонией: есть сервис сети – IP PBX и клиент к нему – настольный или программный IP-телефон. Любая клиентская программа (например, почтовый клиент), при входе в сеть отыскивает свой сервис – свой сервер, к которому подключается и предоставляет конечным пользователям доступ к функциональному набору этого сервиса. Сервис корпоративной IP-телефонии, как нетрудно догадаться, позволяет совершать звонки (в том числе видеозвонки) по нашей корпоративной IP-сети.

Таким образом, мы видим, что IP-телефон, с одной стороны, повторяет те функции, которые пользователи привыкли ожидать от обыкновенного, аналогового телефонного аппарата. Но с другой стороны, он не подключен прямым проводом к телефонной станции. Он подключен к компьютерной сети, которая наводнена разнообразными IP-сервисами.

Внутри IP-телефона находится свой процессор, оперативная память, программный код, определяющий возможности телефона и обычно периодически обновляющийся производителем. Наличие дополнительных возможностей программируемости, естественный вход в IP-сеть, а также устоявшееся представление о том, что у хорошего настольного телефона должен быть большой и удобный экран, на который для пользователя выводится дополнительная полезная информация, видимо послужило причиной того, что часть проектировщиков IP-телефонов не остановились на реализации поддержки только стандартных телефонных функций. Они сделали нечто большее - превратили дисплеи своих произведений в мини-браузеры, которые способны отображать данные не только связанные с телефонной тематикой, но и предоставляемые другими сервисами IP-сети. Например, корпоративного или внешнего веб-сервера. Они придумали и воплотили в жизнь специальное расширение языка XML, которое учитывает специфику такого вот мини- браузера и позволяет получать и отображать информацию практически от любого IP-сервиса, а также удаленно управлять IP-телефоном, отправляя на его внутренний веб-сервер XML-сообщения с командами.

Таким образом, современный IP-телефон, как мы видим, - это не просто устройства для предоставления голосового коммуникационного сервиса. Это еще и встроенный мини-барузер и веб-сервер, работающие на специальном расширении XML и позволяющие интегрировать ресурсы сервисов нашей корпоративной IP-сети на своем экране. Технология эта получила название «XML-сервисы», появилась несколько лет назад, нашла понимание и поддержку у системных интеграторов и производителей программного обеспечения.

что могут XML-сервисы IP-телефона?

Давайте попробуем понять, какие задачи способен решать XML-сервис IP-телефона? Но для начала авторы статьи предлагают ввести некоторый классификатор этих задач в соответствии с их назначением с позиции понимания бизнес-процессов компании.

Первый тип XML-сервисов - это те, что расширяют существующие возможности или добавляют новые к основному сервису любого телефонного аппарата – установление и поддержание телефонного соединения. Мы предлагаем называть их телефонные XML-сервисы. В традиционной телефонии телефонные сервисы определяются функциональной насыщенностью телефонной станции. Простые примеры – удержание вызова, переадресация, парковка вызова и т.д. Добавление новых сервисов можно произвести только на системном уровне – производитель телефонной станции добавляет новые возможности в свое оборудование или за счет интеграции с автономными системами на базе плат компьютерной телефонии (например, Intel-Dialogic). В IP-телефонии основной набор телефонных сервисов так же находится внутри IP-телефонной станции, но расширение осуществляется более просто, например, с помощью телефонных XML-сервисов. Кстати к основным телефонным XML-сервисам в IP-телефонии можно отнести и те, что расширяют и добавляют возможности видео-телефонии и видеоконференций. Примерами таких телефонных XML-сервисов являются групповое звуковое оповещение, автодозвон по нескольким номерам абонента, перемещаемый номер абонента и так далее.

Вторая категория XML сервисов – информационно-справочные. Они абсолютно автономны, никак не связаны с телефонией и в основном используются для предоставления справочной информации на экране IP-телефона. Например, курс валюты, погода в городах, расписание рейсов самолетов, поездов или остатки на складе, текущее состояние счета. Обычно всю информацию такие сервисы получают с корпоративного или внешнего веб-сервера или другого аналогичного ресурса. Из-за простоты реализации и обилия полезной справочной информации в сети, XML-сервисы, реализующие такой вид функциональности, получили максимальное распространение и известность, так что в настоящее время практически каждый специалист, рассказывающий о технологии IP-телефонии и XML-сервисах, обязательно упоминает об этом классе решений.

Третий тип XML-сервисов – интерактивные приложения. Такие сервисы используются как полезные корпоративные приложения, аналогичные тем, что доступны на компьютере, но с интерфейсом пользователя на экране IP-телефона и системой ввода в виде нажатий на touch-экран или кнопки IP- телефона. Такого рода сервисы системными интеграторами или разработчиками программного обеспечения и чаще всего создаются под заказ. Например, для работы с корпоративной ERP-системой чаще всего используется компьютер. Но в технологическом цикле любого предприятия всегда есть такие рабочие места, где доступ к фиксированному набору интерфейсов или отчетных форм ERP-системы нужен, но вот использование для этих целей целого компьютера избыточно. В этом случае оптимально разработать XML-сервис и организовать доступ к ERP-системе с таких рабочих мест через экран IP-телефона.

Другим местом внедрения такого XML-сервиса является IP-телефон на рабочем столе топ-менеджера и линейного руководителя компании. Ведь согласитесь, что удобно получать информацию о цифровых показателях деятельности подразделения (компании) простым нажатием двух кнопок на экране своего IP-телефона.

В качестве примера внедрения такого вида сервиса можно привести персональный календарь с расписанием встреч и задач, систему учета посещения занятий студентами университета, сервисная система для гостей и обслуживающего персонала отеля или гостиницы. Или открытие через IP-телефон типовых заявок для служб административной и технической поддержки компании: неисправности принтера, заказ канцтоваров, кофе с чаем в переговорную комнату, резервирование переговорной комнаты или служебного автомобиля. А также отправка и получение коротких сообщений на экране телефона аналогично SMS или Интернет-пейджеру, отображение на экране IP-телефона одновременно со звонком дополнительной информации о клиенте, полученной из CRM-системы компании.

когда использовать XML-сервис

Интрига принятия решения об использовании XML-сервисов IP-телефонии состоит в вопросе выбора: телефон или компьютер? Давайте оглянемся вокруг и спросим себя «Какую типовую информацию пользователям необходимо получать каждый день?», «Какие типовые операции выполняются ежедневно?», «Все ли устраивает пользователей в способе получения информации или выполнения операций в повседневной деятельности?». Размышляя таким образом, практически каждый сможет решить, что является типовым и повторяемым и к чему хотелось бы иметь максимально быстрый доступ, что именно оптимизирует рабочее время?

Однако если вы всерьез решили применить XML-сервисы как инструмент оптимизации типовых задач компании, то надо подготовиться и к преодолению сопротивления персонала компании, всегда возникающего при внедрении новых электронных средств автоматизации. Именно поэтому проектирование и внедрение XML-сервисов IP-телефонии наиболее эффективно тогда, когда оно идет рука об руку с внедрением какой либо информационной системы предприятия. В этом случае можно будет достичь максимального эффекта автоматизации при минимизации затрат на внедрение и преодоление сопротивления.

А вот еще несколько идей возможного применения XML-сервисов, которые появились у меня и моих коллег в течение 20 минут:

- напоминание о днях рождения сотрудников;

- контроль состояния счета на мобильном телефоне (или вообще любого счета);

- предоставление части телефонного справочника своей компании как XML-сервиса, доступного через Internet для партнеров со своей системой IP- телефонии;

- - заказ пиццы через Интернет-сервис.

Один из авторов статьи постоянно пользуется XML-сервисом своей компании - корпоративным телефонным справочником. Все очень просто - набираем первую букву фамилии (вторую, третью и т.д.) и на экран выводится список сотрудников с фамилиями на ту же букву, а затем просто нажимаем кнопку «позвонить». Тем самым он и его коллеги избавили себя от поиска телефона в бумажных справочниках и файлах на компьютере. Кстати еще одним неоспоримым преимуществом внедрения этого XML-сервиса является простота обслуживания. Теперь существует одна точка хранения информации об абоненте – общекорпоративнй каталог.

Среди российских компаний интеграторов уже сегодня существуют те, которые для своих заказчиков активно и с успехом разрабатывают XML-сервисы. Заказной XML-сервис отличается от типового или бесплатного тем, что максимально учитывает потребности клиента и в итоге тесно интегрирован с бизнес-процессами заказчика.

Компании, располагающие собственным департаментом разработки программного обеспечения и необходимыми временными и трудовыми ресурсами, могут разработать XML-сервис самостоятельно. Cisco, например, предлагает для этого бесплатный SDK, который можно скачать по адресу

http://forums.cisco.com/eforum/servlet/IPCApps?page=Developer_Services.

реализованные XML-сервисы IP-телефонии

Перечислим несколько любопытных, на наш взгляд, разработок XML-сервисов для IP-телефонов.

Телефонные XML-сервисы:

Название: «Определитель номера».

Производитель: INLINE Technologies (www.in-line.ru).

Описание: позволяет получать на свой телефон информацию о звонящем абоненте из общекорпоративного каталога (например, Microsoft Active Directory).

Распространение: бесплатно среди заказчиков производителя.

Название: «Групповое оповещение».

Производитель: INLINE Technologies.

Описание: помогает донести голосовую информацию до определенной группы абонентов. Этот сервис чем-то похож на функцию селекторного совещания с односторонней связью – когда руководитель доводит важную информацию до своих сотрудников. Вы можете снять трубку своего IP-телефона, выбрать интересующую группу абонентов и сделать голосовое сообщение. Помимо прямого голосового сообщения возможно воспроизведение заранее записанного аудио-файла, например для службы экстренного оповещения о стихийных бедствиях.

Распространение: бесплатно среди заказчиков производителя.

Название: Extension mobility.

Производитель: Cisco Systems (www.cisco.com).

Описание: номер присваивается не телефону, а сотруднику компании. Сотрудник на любом корпоративном телефоне может загрузить собственный номер и, соответственно, все свои права на звонки, доступ к голосовой почте и т.д. Удобно, если сотрудник перемещается из одного офиса в другой, или в случае реализации стратегии виртуального рабочего места.
Стоимость: бесплатно с каждым Cisco Unified CallManager.

Название: SMS Sender.

Производитель: DHewson (www. DHewson.com).

Описание: отправка SMS-сообщения с IP-телефона.

Распространение: коммерческий продукт.

Информационно-справочные XML-сервисы:

Название: «Корпоративный телефонный справочник».

Производитель: INLINE Technologies (www.in-line.ru).

Описание: поиск необходимого абонента в общекорпоративном каталоге по первым буквам фамилии.

Распространение: бесплатно среди заказчиков производителя.

Интерактивные приложения:

Название: Impact 360.

Производитель: Witness systems (www.witness.com).

Описание: интеграция с системой записи. С экрана IP-телефона пользователь отмечает, что текущий разговор должен быть записан, и в дальнейшем может быть переправлен в виде звукового файла в любой ящик голосовой почты или на любой e-mail.

Распространение: коммерческий продукт.

Название: IP Phone Agent Desktop.

Производитель: Cisco Systems (www.cisco.com).

Описание: интерфейс рабочего места оператора контакт-центра на экране IP-телефона.

Распространение: коммерческий продукт.

Название: Resource scheduler.

Производитель: Digital Dynamics Software (www.digdyn.com).

Описание: поддержка резервирования разделяемых ресурсов компании (переговорные комнаты, демо-комплекты, автомобили и т.п.).

Распространение: бесплатно.

заключение

Итак, каким же будет ответ на вопрос, поставленный в названии статьи? Конечно же, «нет». При сегодняшнем уровне развития телекоммуникационных средств никакой телефон не заменит компьютер. По крайней мере, до тех пор, пока у него не появится мышь, удобная клавиатура и большой цветной экран. Но, учитывая то, что в последнее время типичные компьютерные программы все чаще и чаще переносятся на экраны IP-телефонов, можно предположить, что когда-то, в будущем, граница между компьютером и телефоном станет условно-виртуальной, и тогда наш вопрос просто потеряет всякий смысл. Поживем – увидим...



Павел Теплов, менеджер по развитию бизнеса Cisco Systems.Дмитрий Сабаев, руководитель отдела мультисервисных сетей INLINE Technologies


Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 08 за 2006 год в рубрике технологии

©1999-2024 Сетевые решения