о революции в сфере телекоммуникаций
Эпоха традиционных телекоммуникаций, несомненно, подходит к концу. Каким будет новый мир связи? Этот вопрос по-прежнему остается предметом дискуссий и споров. Нам, конечно же, никуда не деться от привычных телефонных соединений, используемых для передачи данных, видео, а также мобильных услуг. Сочетания и переплетения этих услуг дают бесконечное число вариантов. Вопрос в том, как найти среди них самые перспективные и успешные. Не следует забывать и о миллиардах долларов, которые требуются для создания современных сетей, поддерживающих новые услуги. Такова реальная ситуация. Впрочем, никто и не говорил, что революция в сфере телекоммуникаций - дело простое.
Своими взглядами на эту проблему делится Тони Бэйтс (Tony Bates), старший вице-президент и директор группы по технологиям маршрутизации для сервис-провайдеров Cisco. Он зарегистрировал семь патентов в области сетевых технологий и принимал личное участие в разработке самых технологически продвинутых сетей в мире.
Описывая текущее положение дел в телекоммуникационной отрасли, мы в Cisco любим использовать термин "конвергенция". Говоря о
телекоммуникационных компаниях, мы по традиции подразделяем их на три большие группы в зависимости от предоставляемых услуг и типа сети. Таким образом, существуют телефонные или "проводные" компании, использующие медную витую пару, компании кабельного телевидения с коаксиальными видеосетями, а также компании сотовой связи с беспроводной инфраструктурой.
На рынке, однако, стали появляться новые игроки, которых нельзя отнести к какой-либо из этих трех категорий. Они прокладывают волоконно- оптические линии связи, используя современную инфраструктуру Интернета и другие сетевые технологии. Они предлагают множество услуг от телефонной связи, доступа в Интернет до телевидения высокой четкости (HDTV). Можно выделить также новую категорию поставщиков интернет-услуг, таких как Google, Yahoo, MSN. Эти компании предлагают услуги электронной почты, голосовые услуги, услуги обмена мгновенными сообщениями, загрузку файлов, а также множество других услуг, которые для многих пользователей являются не менее важными, чем традиционная телефония.
Однако благодаря развитию Интернета, в частности, IP-протокола как основы для всех типов связи, а также других технологий (например, волоконной оптики), поставщики услуг постепенно образуют единый общий рынок связи. Телекоммуникационные компании, создаваемые сегодня, уже не будут специализироваться исключительно на услугах телефонной связи, кабельном телевидении или беспроводной связи, поскольку единая IP-сеть позволяет предоставлять все перечисленные услуги. Технология IP позволяет передавать телефонные вызовы по коаксиальному кабелю или видеоданные по телефонным линиям. Таким образом, сегодня все телекоммуникационные компании вынуждены предоставлять полный спектр услуг, чтобы не потерять своих клиентов. Поэтому, говоря о большом разнообразии телекоммуникационных компаний, мы используем термин "поставщики услуг" или "сервис-провайдеры". Эти компании уже нельзя однозначно классифицировать по инфраструктуре сети или предоставляемым услугам. Эти и другие компании, для которых еще не придумали названия, объединяются в огромный единый рынок связи. Но процесс объединения непрост. Во-первых, предстоит огромная работа по созданию необходимой инфраструктуры. Во-вторых, должны произойти серьезные изменения в мышлении, организации маркетинга, биллинга, услуг. Поэтому данный рынок будет формироваться еще на протяжении многих лет.
Интернет оказывает фундаментальное влияние на изменения, происходящие в отрасли. Поначалу эта сеть выполняла не так уж много функций. Во-первых, благодаря Интернету началось создание глобальной инфраструктуры, глобальной сети, которая должна была объединить все остальные сети данных (например, сети университетов и сети телекоммуникационных компаний). Во-вторых, Интернет выявил потребность в строительстве широкополосных сетей. Глобальная сеть познакомила широкие массы с интегрированными мультимедийными услугами, и с тех пор запросы потребителей неумолимо растут. Услуги передачи видео через Интернет находят все более широкое распространение, при этом качество изображений достигает приемлемого, а порой и отличного уровня. Но постоянно растут и требования конечных пользователей. Абоненты хотят новых услуг и знают, что они технически возможны. Вопрос в том, какие компании могут предложить наиболее функциональные, надежные и привлекательные виды услуг мультимедийной связи. Таким образом, все услуги объединяются вокруг сети Интернет или, точнее говоря, инфраструктур связи на основе технологий, поддерживающих IP-протокол. Этот базовый протокол стал основой для развития открытой экосистемы сетевых технологий, ставшей платформой для всех видов связи, включая услуги передачи голоса, видео, данных и текста с бесконечным числом комбинаций.
Почему поставщики услуг связи повсеместно переходят на сети, построенные на базе интернет-технологий? Интернет-технологии обеспечивают поставщикам услуг двойное преимущество, не говоря уже о повсеместном применении IP как стандарта де-факто для веб-комуникаций.
В первую очередь, они обеспечивают экономию денежных средств. Некоторые крупные компании управляют добрым десятком сетей: одна сеть для телефонии, несколько сетей для передачи данных, одна или две беспроводных сети и так далее. А слияние компаний приводит к тому, что некоторым приходится поддерживать до 40, а то и 50 различных сетей. В то же время интернет-технологии, в частности, IP, выполняют роль своего рода универсального преобразователя данных для различных систем связи. IP-сеть способна поддержать полный набор услуг для данных, голоса и видео, в том числе для телевидения высокой четкости. Таким образом, консолидация всех или по крайней мере некоторых сетей значительно сокращает текущие расходы. Это первое преимущество IP.
Второе преимущество заключается в гибкости интернет-технологий, создающих новые источники дохода. Поскольку IP-сети могут применяться для передачи любых видов трафика, они являются самой подходящей основой для объединения различных видов связи. Таким образом, если телефонная компания захочет передавать видео, она сможет использовать IP-инфраструктуру для передачи как голосового трафика, так и видеоданных. Требования к гибкости становятся еще более актуальными, если учесть, что все поставщики услуг стремятся создавать новые уникальные услуги, отличающие их от конкурентов и привлекающие новых заказчиков.
А теперь рассмотрим вопрос о том, что именно определяет успех поставщиков услуг на нынешнем революционном этапе развития телекоммуникационной отрасли. Во-первых, существует два совершенно разных типа компаний-конкурентов, каждая из которых решает собственные задачи. С одной стороны, есть компании с огромными капиталами, например, Verizon, AT&T, France Telecom, NTT. Мы называем их лидерами отрасли, поскольку они были одними из немногих компаний, предоставлявших услуги телефонной связи и передачи данных еще до начала революции. Эти компании имеют множество преимуществ: огромные масштабы деятельности, солидные капиталы и очень, очень большое число клиентов. Однако такие выгодные еще вчера услуги телефонной связи постепенно теряют свою прибыльность. Из-за развития конкуренции мировые цены на телефонную связь резко падают. Сегодня базовые услуги телефонной связи считаются едва ли не вчерашним днем. Поэтому крупные компании нуждаются в радикальных переменах, так как привычные стабильные источники дохода практически исчерпали себя. Они уже инвестировали миллиарды долларов в огромные сети, которые либо ничем не отличаются от традиционных, либо не обладают нужной гибкостью. По моему мнению, в этой группе компаний выживут только те, кто успеет "реанимировать" свой бизнес, не дожидаясь того, как это сделают конкуренты.
Кроме того, есть так называемые "новички". Это совершенно новые компании, с новыми современными сетями, построенными с нуля за последние несколько лет. Эти сети создавались на очень высоком технологическом уровне. Они способны работать с любыми видами мультимедийных приложений, которые интересны конечным пользователям. В отличие от предыдущей группы, этим компаниям не нужно модернизировать инфраструктуру, но большинство из них - компании небольшого размера, которым приходится бороться с лидерами, успевшими занять устойчивые позиции на рынке телекоммуникационных услуг.
Для выживания и процветания в новых условиях рынка компания, независимо от своего типа, должна обладать следующими основными характеристиками. Во-первых, подвижностью. Новые услуги развиваются очень быстро. Мгновенные сообщения, видеотелефоны, городские сети Wi-Fi - этих понятий просто не существовало еще пару лет назад, а сегодня они используются во всем мире. Большинство людей считает, что телекоммуникационная отрасль будет переживать бум в течение многих лет. Поэтому, независимо от размера сети, компания должна быть готовой к внедрению новейших услуг и уметь предвидеть будущее развитие. Из этого следует второе необходимое условие, которое, по моему мнению, должно выполняться в любой успешной компании. У победителя должно быть желание рисковать, поскольку инвестиции, необходимые для успеха, требуют проявления по меньшей мере неординарной смелости. Чтобы обойти конкурентов, необходимо делать высокие ставки. Сегодня все определяется скоростью внедрения новых услуг. Наконец, для развертывания новых услуг и систем управления необходимы эксплуатационные возможности. Прежде чем новые услуги приобретут массовую популярность, они должны стать такими же надежными, как традиционная телефонная связь. Хотя многие люди буквально помешаны на новейших технологиях, большинство потребителей хочет просто, ни о чем не задумываясь, пользоваться бесперебойными услугами. Таким образом, в обозримом будущем поставщикам коммуникационных услуг предстоит решить весьма непростые задачи.
Тони Бэйтс, старший вице-президент и директор группы по технологиям маршрутизации для сервис-провайдеров Cisco
Своими взглядами на эту проблему делится Тони Бэйтс (Tony Bates), старший вице-президент и директор группы по технологиям маршрутизации для сервис-провайдеров Cisco. Он зарегистрировал семь патентов в области сетевых технологий и принимал личное участие в разработке самых технологически продвинутых сетей в мире.
Описывая текущее положение дел в телекоммуникационной отрасли, мы в Cisco любим использовать термин "конвергенция". Говоря о
телекоммуникационных компаниях, мы по традиции подразделяем их на три большие группы в зависимости от предоставляемых услуг и типа сети. Таким образом, существуют телефонные или "проводные" компании, использующие медную витую пару, компании кабельного телевидения с коаксиальными видеосетями, а также компании сотовой связи с беспроводной инфраструктурой.
На рынке, однако, стали появляться новые игроки, которых нельзя отнести к какой-либо из этих трех категорий. Они прокладывают волоконно- оптические линии связи, используя современную инфраструктуру Интернета и другие сетевые технологии. Они предлагают множество услуг от телефонной связи, доступа в Интернет до телевидения высокой четкости (HDTV). Можно выделить также новую категорию поставщиков интернет-услуг, таких как Google, Yahoo, MSN. Эти компании предлагают услуги электронной почты, голосовые услуги, услуги обмена мгновенными сообщениями, загрузку файлов, а также множество других услуг, которые для многих пользователей являются не менее важными, чем традиционная телефония.
Однако благодаря развитию Интернета, в частности, IP-протокола как основы для всех типов связи, а также других технологий (например, волоконной оптики), поставщики услуг постепенно образуют единый общий рынок связи. Телекоммуникационные компании, создаваемые сегодня, уже не будут специализироваться исключительно на услугах телефонной связи, кабельном телевидении или беспроводной связи, поскольку единая IP-сеть позволяет предоставлять все перечисленные услуги. Технология IP позволяет передавать телефонные вызовы по коаксиальному кабелю или видеоданные по телефонным линиям. Таким образом, сегодня все телекоммуникационные компании вынуждены предоставлять полный спектр услуг, чтобы не потерять своих клиентов. Поэтому, говоря о большом разнообразии телекоммуникационных компаний, мы используем термин "поставщики услуг" или "сервис-провайдеры". Эти компании уже нельзя однозначно классифицировать по инфраструктуре сети или предоставляемым услугам. Эти и другие компании, для которых еще не придумали названия, объединяются в огромный единый рынок связи. Но процесс объединения непрост. Во-первых, предстоит огромная работа по созданию необходимой инфраструктуры. Во-вторых, должны произойти серьезные изменения в мышлении, организации маркетинга, биллинга, услуг. Поэтому данный рынок будет формироваться еще на протяжении многих лет.
Интернет оказывает фундаментальное влияние на изменения, происходящие в отрасли. Поначалу эта сеть выполняла не так уж много функций. Во-первых, благодаря Интернету началось создание глобальной инфраструктуры, глобальной сети, которая должна была объединить все остальные сети данных (например, сети университетов и сети телекоммуникационных компаний). Во-вторых, Интернет выявил потребность в строительстве широкополосных сетей. Глобальная сеть познакомила широкие массы с интегрированными мультимедийными услугами, и с тех пор запросы потребителей неумолимо растут. Услуги передачи видео через Интернет находят все более широкое распространение, при этом качество изображений достигает приемлемого, а порой и отличного уровня. Но постоянно растут и требования конечных пользователей. Абоненты хотят новых услуг и знают, что они технически возможны. Вопрос в том, какие компании могут предложить наиболее функциональные, надежные и привлекательные виды услуг мультимедийной связи. Таким образом, все услуги объединяются вокруг сети Интернет или, точнее говоря, инфраструктур связи на основе технологий, поддерживающих IP-протокол. Этот базовый протокол стал основой для развития открытой экосистемы сетевых технологий, ставшей платформой для всех видов связи, включая услуги передачи голоса, видео, данных и текста с бесконечным числом комбинаций.
Почему поставщики услуг связи повсеместно переходят на сети, построенные на базе интернет-технологий? Интернет-технологии обеспечивают поставщикам услуг двойное преимущество, не говоря уже о повсеместном применении IP как стандарта де-факто для веб-комуникаций.
В первую очередь, они обеспечивают экономию денежных средств. Некоторые крупные компании управляют добрым десятком сетей: одна сеть для телефонии, несколько сетей для передачи данных, одна или две беспроводных сети и так далее. А слияние компаний приводит к тому, что некоторым приходится поддерживать до 40, а то и 50 различных сетей. В то же время интернет-технологии, в частности, IP, выполняют роль своего рода универсального преобразователя данных для различных систем связи. IP-сеть способна поддержать полный набор услуг для данных, голоса и видео, в том числе для телевидения высокой четкости. Таким образом, консолидация всех или по крайней мере некоторых сетей значительно сокращает текущие расходы. Это первое преимущество IP.
Второе преимущество заключается в гибкости интернет-технологий, создающих новые источники дохода. Поскольку IP-сети могут применяться для передачи любых видов трафика, они являются самой подходящей основой для объединения различных видов связи. Таким образом, если телефонная компания захочет передавать видео, она сможет использовать IP-инфраструктуру для передачи как голосового трафика, так и видеоданных. Требования к гибкости становятся еще более актуальными, если учесть, что все поставщики услуг стремятся создавать новые уникальные услуги, отличающие их от конкурентов и привлекающие новых заказчиков.
А теперь рассмотрим вопрос о том, что именно определяет успех поставщиков услуг на нынешнем революционном этапе развития телекоммуникационной отрасли. Во-первых, существует два совершенно разных типа компаний-конкурентов, каждая из которых решает собственные задачи. С одной стороны, есть компании с огромными капиталами, например, Verizon, AT&T, France Telecom, NTT. Мы называем их лидерами отрасли, поскольку они были одними из немногих компаний, предоставлявших услуги телефонной связи и передачи данных еще до начала революции. Эти компании имеют множество преимуществ: огромные масштабы деятельности, солидные капиталы и очень, очень большое число клиентов. Однако такие выгодные еще вчера услуги телефонной связи постепенно теряют свою прибыльность. Из-за развития конкуренции мировые цены на телефонную связь резко падают. Сегодня базовые услуги телефонной связи считаются едва ли не вчерашним днем. Поэтому крупные компании нуждаются в радикальных переменах, так как привычные стабильные источники дохода практически исчерпали себя. Они уже инвестировали миллиарды долларов в огромные сети, которые либо ничем не отличаются от традиционных, либо не обладают нужной гибкостью. По моему мнению, в этой группе компаний выживут только те, кто успеет "реанимировать" свой бизнес, не дожидаясь того, как это сделают конкуренты.
Кроме того, есть так называемые "новички". Это совершенно новые компании, с новыми современными сетями, построенными с нуля за последние несколько лет. Эти сети создавались на очень высоком технологическом уровне. Они способны работать с любыми видами мультимедийных приложений, которые интересны конечным пользователям. В отличие от предыдущей группы, этим компаниям не нужно модернизировать инфраструктуру, но большинство из них - компании небольшого размера, которым приходится бороться с лидерами, успевшими занять устойчивые позиции на рынке телекоммуникационных услуг.
Для выживания и процветания в новых условиях рынка компания, независимо от своего типа, должна обладать следующими основными характеристиками. Во-первых, подвижностью. Новые услуги развиваются очень быстро. Мгновенные сообщения, видеотелефоны, городские сети Wi-Fi - этих понятий просто не существовало еще пару лет назад, а сегодня они используются во всем мире. Большинство людей считает, что телекоммуникационная отрасль будет переживать бум в течение многих лет. Поэтому, независимо от размера сети, компания должна быть готовой к внедрению новейших услуг и уметь предвидеть будущее развитие. Из этого следует второе необходимое условие, которое, по моему мнению, должно выполняться в любой успешной компании. У победителя должно быть желание рисковать, поскольку инвестиции, необходимые для успеха, требуют проявления по меньшей мере неординарной смелости. Чтобы обойти конкурентов, необходимо делать высокие ставки. Сегодня все определяется скоростью внедрения новых услуг. Наконец, для развертывания новых услуг и систем управления необходимы эксплуатационные возможности. Прежде чем новые услуги приобретут массовую популярность, они должны стать такими же надежными, как традиционная телефонная связь. Хотя многие люди буквально помешаны на новейших технологиях, большинство потребителей хочет просто, ни о чем не задумываясь, пользоваться бесперебойными услугами. Таким образом, в обозримом будущем поставщикам коммуникационных услуг предстоит решить весьма непростые задачи.
Тони Бэйтс, старший вице-президент и директор группы по технологиям маршрутизации для сервис-провайдеров Cisco
Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 07 за 2006 год в рубрике мнение