стратегия управления трафиком небольшого Ethernet-оператора

В последнее время на рынке /* здесь и далее имеется в виду российский рынок, что, однако, не делает статью менее актуальной для читателей из других стран = прим. ред. */ интернет-доступа повсеместно происходят значительные изменения как количественного, так и качественного состава. Локально эти изменения проявляются следующим образом:
- растет количество потребителей частного сектора, так называемых “казуалов” которые используют интернет как модную или просто удобную бытовую новинку;
- растет доля проникновения услуги доступа по отношению к общему количества пользователей, то есть увеличивается плотность портов в узлах и растет покрытие региональных и территориальных сетей;
- растут инвестиции в локальные сети доступа;
- повсеместно внедряются (в регионах будут внедряться) безлимитные тарифы доступа.

Эти локальные изменения, возникающие повсеместно, начинают глобально перераспределять информационные и денежные потоки в отрасли. Происходит следующее.

Доля домовых сетей и операторов, предоставляющих услуги частным потребителям, неуклонно растет в общем объеме российского интернет-трафика. Введение безлимитных тарифов вместе с массовым распространением p2p-сетей изменяет профиль трафика – сети начинают генерировать трафика даже больше, чем получать, при этом графики - как потребления, так и генерации - выглядят ровными полками, ограниченными возможностями либо внешних каналов, либо тарифов с ограничением.

Если опираться на статистику работы американских кабельных компаний (основные провайдеры услуг широкополосного подключения в США), то в скором времени наши аналоги, работающие в этой нише – Ethernet-провайдеры и домовые сети - будут генерировать и потреблять около 50% суммарного трафика Рунета. Учитывая специфику работы p2p-сетей, более половины этого трафика приходится на зарубежные каналы.

Раньше загрузка зарубежных каналов была сбалансирована – входящий трафик потребляли корпоративные и домашние пользователи (в основном, FTP и HTTP), а исходящий трафик генерировали российские хостинговые проекты для западной аудитории.

До последнего времени хостинговые проекты были привлекательны для магистральных операторов тем, что создаваемый ими трафик с хорошей выгодой можно было продавать региональным потребителям. При этом неизбежная утечка генерируемого трафика на запад занимала незагруженные в этом направлении западные каналы.

Сегодня возникает другая ситуация. С одной стороны, падение гигабайтной цены трафика происходит быстрее, чем рост объемов трафика хостинг- генераторами. С другой стороны, свободный ресурс по исходящей полосе на запад исчерпывается. В такой ситуации дотируемые ранее хостеры неминуемо станут убыточными клиентами для магистральных сетей. Магистральные операторы начнут избавляться от ставших невыгодными крупных генерирующих клиентов и сфокусируют внимание на динамичных Ethernet-операторах с симметричным профилем входящего и исходящего трафика.

cтратегия

Новые изменения в дают в руки небольшим быстрорастущим Ethernet-операторам мощное оружие – возможность влияния на экосистему провайдеров своими объемами трафика. Это влияние можно и нужно использовать для получения дополнительной выгоды и качества. Ниже описывается простая стратегия по выходу на рынок выделенного (оптового) хостинга, то есть рынок предоставления площадок для размещения контент-проектов, требующих большой полосы пропускания.

Последовательность шагов следующая.
Подключаем каналы с оплатой по полосе, вводим безлимитные тарифы на доступ. Большинство московских операторов уже реализовали этот этап. По мере обострения конкурентной борьбы приходится запускать более быстрые тарифы, но при этом включаем асиметричное ограничение без расширения обратного канала, например: 256/128, 512/128 и т.д. Ограничения 1 к 4 достаточно для любого из способов использования сети кроме хостинга. На пограничных устройствах настраиваем классификацию трафика и под класс p2p-сетей также настраиваем ограничение – не более 25% исходящего трафика. Остальной трафик идет без ограничений. Если есть разделение на зарубежный/местный канал, то ограничения нужны только на зарубежный, поскольку местный p2p-трафик имеет ценность.

В итоге, график загрузки канала должен выглядеть так: 80-90% загрузка входящего канала, 30-40% - загрузка исходящего канала. Соотношение входящего к исходящему трафику - 2 к 1. Потребители услуги не будут испытывать никаких проблем, лишь зарубежным пользователям p2p-станет чуть сложнее выкачивать российский варез ;)

Итак, мы нарастили абонентскую базу, купили скоростной канал и получили свободную полосу для исходящего трафика, что дальше? А дальше мы можем выходить на рынок хостинга с безлимитными тарифами! В тот момент, когда магистральные провайдеры повышают цены генераторам трафика в силу экономической необходимости, у нас есть возможность предложить по хостингу практически европейские цены на размещение серверов. Отличие лишь одно – для безлимитного хостинга должно быть введено асимметричное ограничение в другую сторону. Например, для порта в 10 мбит исходящий канал будет доступен полностью, а входящий ограничен до 2 Мбит. Для нормальных контент-ресурсов такое ограничение не критично, и выполняет функцию страховки, чтобы оператор, грубо говоря, не попадал на деньги. Мало того, используя стандартные механизмы грамотного управления трафиком, это ограничение можно сделать абсолютно безболезненным для пользователя – приоритезируя нужный трафик (квитирование TCP-пакетов) и ограничивая малополезный или не критичный, такой как SMTP и ICMP.

экономика

Глобальные изменения, стратегии, новые услуги – это общие слова, скажут читатели, а где же деньги? Они правы, рассмотрим конкретный пример. Пусть оператор P планирует купить магистральный канал 100 Мбит за $10000, то есть из расчета $100/мбит. При стандартных тарифах его исходящий канал планируется загрузить на 90 мбит, а входящий на 80.

Применив подавление малополезного трафика можно освободить 50 Мбит исходящей полосы. Допустим, мы организовали безлимитный хостинг 2/10 Мбит для нескольких клиентов, каждый из которых загружает свою полосу по максимуму, тогда для пяти клиентов в себестоимости услуги есть только входящая составляющая, которая составит 2*100*5 = $1000 или $200 для одного клиента. Это очень низкая цена, которая позволяет поставить на услугу collocation вполне европейскую цену – $300 за порт. И даже при этой цене будет прибыль – $500. Если установить цену в $500 то на пяти клиентах можно заработать дополнительные $1500. Если учесть, что эти пять клиентов не требуют ни отдельного ДЦ, ни даже отдельной стойки, то деньги получаются практически из воздуха.

В этом примере важнее не доход или прибыль, важнее иллюстрация механизма, с помощью которого небольшой региональный оператор или бывшая домовая сеть может запустить принципиально новую услугу или даже создать новый рынок – региональный выделенный хостинг с европейскими ценами. Такой оператор становится более привлекательным клиентом для магистральных операторов, так как вместо бесполезного зарубежного трафика генерирует полезный внутренний российский. Еще более привлекательно такой оператор выглядит с точки зрения регионального пиринга, прямые дивиденды от которого можно пока получить в основном в Москве, по мере развития рынка они возникнут и в других крупных городах.

При выходе на гигабитные скорости внешних каналов такая стратегия позволяет оператору разместить полноценную хостинговую компанию на своих мощностях, то есть зарабатывать на обоих концах цепочки ресурс-клиент подобно крупным магистральным операторам.

эпилог

Коротко стратегию развития можно сформулировать следующим образом. Технически грамотно уменьшая невыгодный для отечественной интернет-экосистемы трафик, можно освободить место для выгодного трафика. При этом появляется возможность предоставлять услуги выделенного хостинга, что в свою очередь кроме дополнительной прибыли делает оператора более полезным членом интернет-экосистемы.
В конечном итоге, эта полезность может быть конвертирована в повышение качества интернет-услуг конкретной сети, снижение издержек и рост доходов. А может и не быть, поскольку никакая навязанная стратегия не заменит умения работать и желания самостоятельно искать новые возможности.



Шишкин Роман.


Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 05 за 2006 год в рубрике бизнес

©1999-2024 Сетевые решения