телекоммуникационный рынок калининградской области
Продолжаем знакомить читателей с ситуацией в телекоммуникационной отрасли наших соседей по бывшему СССР. Уже был достаточно подробный материал о положении дел в Грузии, достаточно много писалось о РФ. Сегодняшний материал – также о России, но в силу причин, описанных чуть ниже, он стоит несколько особняком.
Калининградская область очень часто представляется жителям «большой России» некой неизвестной сказочной землей, овеянной множеством мифов. Дело иногда доходит до смешных ситуаций, когда жителя «янтарного края» вполне серьезно спрашивают, какой же официальный язык в Калининградской области — английский или немецкий (ответ на этот вопрос я, пожалуй, опущу). На самом деле особенностей у региона в приложении к телекоммуникационному бизнесу не так уж и много: это маленькая территория, небольшое (меньше миллиона) население и изолированность.
зарождение телекоммуникационного рынка
В конце улицы Чайковского, в одном из зеленых районов Калининграда находится квартал, который в случае революции подлежит захвату в первую очередь, — в трех расположенных рядом зданиях находятся главпочтамт, телеграф, междугородний переговорный пункт и центральный узел городской телефонной сети. После приватизации на базе Калининградской ГТС была создана компания ОАО «Электросвязь», которая автоматически стала монополистом регионального телекоммуникационного рынка, но уже в октябре 1991 года появилась фирма, которая получила первую прибыль в виде двух вагонов оберточной бумаги, установив АТС на 200 номеров на бумажной фабрике поселка Знаменск. Фирма называлась ООО «Связьинформ», а ее учредителями были братья Михаил и Виктор Морары, бывшие сотрудники ГТС. Учась выживать в диких условиях зарождения рыночной экономики, братья добывали деньги разными способами, постоянно расширяя свою телефонную сеть и телефонизируя городские окраины. «Электросвязи» пришлось немножко подвинуться, но вряд ли тогда руководство компании-монополиста видело угрозу в этом небольшом бизнесе.
Третьей калининградской телефонной компанией стал «ВестБалтТелеком» — совместное российско-французское предприятие, созданное в 1992 году Владимиром Пироговым. Объявленный тендер на сотрудничество выиграла компания France Telecom, которая и получила во владение 49% акций созданного ЗАО. Установив оборудование фирмы Alcatel Bell, «ВБT» ввел в строй АТС на 40000 номеров. Таким образом постепенно сложилась современная ситуация — «Электросвязь» обслуживает центр города, «ВБТ» и «Связьинформ» — спальные районы на окраинах. Эта картина — а точнее, географическая карта города — и обусловила развитие калининградского рынка услуг доступа в Интернет. Даже сейчас у пользователя de-facto нет выбора, какую выделенную линию провести, — все зависит только от местоположения абонента. Однако, картина деления города на зоны влияния не статична, но тем менее, полем битвы за клиента (за исключением dial-up, конечно) стали не умы людей, а географическая территория, поэтому о «чистой» конкуренции говорить не приходится.
Качественный скачок в развитии телекоммуникаций в Калининградской области произошел в 1992 году, когда в Калининграде появилась компания «Е- Тайп» — единственный на то время поставщик услуг электронной почты. Эта фирма оставалась единственным провайдером в Калининграде без малого 5 лет; неудивительно, что слово «Е-Тайп» вызывало у калининградца такие же ассоциации, как «Релком» у москвича. Сайт компании «Е-Тайп» стал ядром калининградского интернета — «канета», а знакомство со всемирной глобальной сетью для многих калининградцев началось через интернет-залы «Е- Тайпа». Это уже потом, в 1997 году ОАО «Электросвязь» стала провайдером «Baltnet», а чуть позже «ВестБалтТелеком» стал предоставлять доступ в глобальную сеть под маркой «ByteCity».
современная ситуация
Сейчас в Калининграде существуют или имеют представительство 11 компаний, которые позиционируют себя как Интернет-провайдеры: это «Е-Тайп», «Балтнет», «ByteCity», «GazInternet», «Россия Online», «ТиС-Диалог», «Поиск-Связь», «Ray», «SOVATelecom», «БДС+» и «Инфинити». Рассмотрим каждую из них в отдельности.
«Е-Тайп» — старейший провайдер Калининграда, хотя уже давно утратил лидерство (на сегодняшний момент по весьма приблизительным оценкам автора — от 2 до 4% рынка). «Е-Тайп» по-прежнему предоставляет услуги по dial-up доступу, имеет несколько интернет-залов и организует связь по радиоканалам прямой видимости. Настоящим спасением для фирмы стал проект «OstrovNet» — создание сети в микрорайоне на острове между двумя рукавами реки Преголи, — что является примером классической «партизанской тактики» в бизнесе. Обидно, наверное, быть сброшенным с вершины на маленький заболоченный участок земли, но компания обрела свою твердую территорию, которая впоследствии может стать плацдармом для наступления, хотя в реванш верится слабо.
Под маркой «Балтнет» работает «Электросвязь» (теперь это филиал ОАО «Северо-Западный Телеком»). «Балтнет» так и не смог использовать все прелести своего положения и остается на втором месте по количеству пользователей, хотя рискует опуститься на третье. Проблема «Балтнета» в скудном суммарном канале (как следствие — низкое качество связи), устаревшем оборудовании (многие телефонные линии остались еще с немецких времен) и, на мой взгляд, плохой имиджевой политике. Модемный доступ к «Балтнету» работает не со всех городских телефонов, вместо удобных интернет-карт — сложные для восприятия «конверты».
«GazInternet» изначально позиционировал себя как дорогого, но качественного провайдера. ЗАО «Газкомплекттелеком», дочерняя компания «Газпрома», также обслуживает небольшое количество проводных телефонов, в качестве основной услуги предлагает коммутируемый модемный доступ по интернет- картам. Система ЭОКС — «электронная отчетность по каналам связи» — один из рекламируемых сервисов этого провайдера, который позволяет предоставлять через Интернет бухгалтерскую и налоговую отчетность в соответствующие государственные учреждения, при этом вся информация шифруется. «GazInternet» по количеству абонентов находится на третьем месте в регионе; четыре канала (один из них — напрямую до Бостона) против одного-двух у конкурентов обеспечивают суммарную пропускную способность в 12,7 Мбит/с.
«ByteCity» — марка компании «ВестБалтТелеком». Обладая большим числом телефонных абонентов, «ВБТ» обладает большим потенциалом для установки xDSL-линий. Внешний канал, предоставленный «ГолденТелекомом», имеет пропускную способность в 1280 Кбит/с, однако, настроен пиринг с калининградскими абонентами ООО «Телеросс» («Е-Тайп», «Ray» и др.). Выпускает интернет-карты. Компания всерьез увлечена идеей IP-телефонии и даже создала «интеллектуальную сеть 321» из 30 специальных таксофонов.
Бесспорным лидером на калининградском рынке интернет-услуг является компания «ТиС-Диалог» («ТиС» означает «Телекоммуникации и связь»). «Диалог» входит в холдинг «Связьинформ», — предпринимательский талант братьев Морар, создавших успешнейшую телекоммуникационную компанию из ничего, обогнавших всех конкурентов достоин если не восхищения, то уважения. «ТиС» обладает крупнейшим в регионе модемным пулом на 1020 линий, шестью внешними линиями суммарной емкостью 45 Мбит/с и пирингом с большинством калининградских провайдеров. Главное достижение компании — создание широкомасштабной сети выделенных линий с множеством сервисов, — в сети работают различные игровые сервера, фотогалерея и даже собственный блог- сервер. Название портала kanet.ru звучит амбициозно, но отражает реальные перспективы, — «Диалог» если еще пока не стал, то имеет все шансы стать региональным монополистом за счет мощной материально-технической базы и грамотной маркетинговой политики.
Следует отметить, что марку «Диалог» «Связьинформ» «позаимствовал» у российской компании «Совинтел»; торговая марка не была вовремя зарегистрирована «Совинтелом», — однако, теперь она уже принадлежит калининградской компании. Вполне возможно, что на начальном этапе имело место намеренное использование чужого бренда, — реклама «Совинтела» попадает в Калининград на страницах компьютерных журналов.
Работа службы технической поддержки «Диалога» нередко вызывает нарекание пользователей. Проблемы с настройкой линий далеко не всегда устраняются оперативно, иногда Интернет работает медленно, — впрочем, это вполне обычные проблемы для любой крупной системы массового обслуживания. Компания «Поиск-Связь» («Биптелеком») появилась на рынке, начав с мощной экспансии в области IP-телефонии (является участником сети OSS-Net, рынок этого вида услуг в Калининграде сильно развит). Модемный пул у них всего лишь на 120 линий, однако названия тарифов весьма оригинальны: «Филин», «Домовой», «Фэнтези», «Фэнтези Найт». Честно говоря, на их сайте я ожидал увидеть соответствующий названиям тарифов дизайн, но надежды мои не оправдались. «Биптелеком» позиционирует себя в основном как оператора IP-телефонии, обслуживающего юридических лиц — вероятно, это основная статья дохода компании.
Отрицательным примером ведения телекоммуникационного бизнеса может служить компания «БДС+» («Балтийские деловые сети»). Фирма просто арендовала часть модемного пула и линии «GazInternet’а» и таким образом стала провайдером. Факт того, что компания использует чужое оборудование, вскоре стал достоянием общественности, что адекватно сказалось на имидже. Отзывы пользователей «БДС+» чаще всего негативные, — обычно это жалобы на низкую скорость доступа и нехватку модемов. Недавно компания изменила свой фирменный стиль, вложив, судя по всему, значительные средства в рекламу, — трудно сказать, на сколько это оправдалось. Возможно, что «БДС+» как провайдер был убыточен, и теперешняя рекламная компания использует деньги, полученные от других проектов, — что является одной из самых частых ошибок в бизнесе. Кстати, в качестве одного из главных достоинств декларируется анонимность контракта, что невольно заставляет задуматься, на какую же целевую аудиторию рассчитана эта реклама. Канал «Голден Телекома» использует один из мелких провайдеров — фирма «Ray», которая с 1998 года практически прекратила свое развитие (сайт ray.ru весьма неплох… для 1998 года). По поводу связи: на 90 модемов пропускная способность 1280 Кбит/с, согласитесь, недопустима мала. В продаже есть интернет-карты Ray.
В Калининграде работает филиал «России Online» — бывшее представительство «Ситилайна». Канал 2048 Кбит/с от «ТелеРосса», 180 модемов в пуле. Это, пожалуй, единственный провайдер из «материковой» России на калининградском рынке.
Еще одним игроком на местном телекоммуникационном рынке стала компания ЗАО «Балттелеком», которая кроме проводной телефонной связи предоставляет услуги провайдера под маркой «SOVATelecom». В качестве своей особенности эта организация рекламирует дешевый межгород посредством IP-телефонии; среди «плюсов» фирма перечисляет достоинства IP-телефонии как сервиса, а о качестве доступа в Интерент умалчивается. У каждого свое ведущее направление деятельности, и это единственный способ выжить в условиях рынка.
Успешным примером «партизанской тактики» маленькой компании является политика фирмы «Инфинити» — их узкий сегмент рынка заключается в предоставлении услуг доступа в Интернет по радиорелейным линиям на частотах 2,4 ГГц или 6 ГГц.
Илья Заболотнов.
Калининградская область очень часто представляется жителям «большой России» некой неизвестной сказочной землей, овеянной множеством мифов. Дело иногда доходит до смешных ситуаций, когда жителя «янтарного края» вполне серьезно спрашивают, какой же официальный язык в Калининградской области — английский или немецкий (ответ на этот вопрос я, пожалуй, опущу). На самом деле особенностей у региона в приложении к телекоммуникационному бизнесу не так уж и много: это маленькая территория, небольшое (меньше миллиона) население и изолированность.
зарождение телекоммуникационного рынка
В конце улицы Чайковского, в одном из зеленых районов Калининграда находится квартал, который в случае революции подлежит захвату в первую очередь, — в трех расположенных рядом зданиях находятся главпочтамт, телеграф, междугородний переговорный пункт и центральный узел городской телефонной сети. После приватизации на базе Калининградской ГТС была создана компания ОАО «Электросвязь», которая автоматически стала монополистом регионального телекоммуникационного рынка, но уже в октябре 1991 года появилась фирма, которая получила первую прибыль в виде двух вагонов оберточной бумаги, установив АТС на 200 номеров на бумажной фабрике поселка Знаменск. Фирма называлась ООО «Связьинформ», а ее учредителями были братья Михаил и Виктор Морары, бывшие сотрудники ГТС. Учась выживать в диких условиях зарождения рыночной экономики, братья добывали деньги разными способами, постоянно расширяя свою телефонную сеть и телефонизируя городские окраины. «Электросвязи» пришлось немножко подвинуться, но вряд ли тогда руководство компании-монополиста видело угрозу в этом небольшом бизнесе.
Третьей калининградской телефонной компанией стал «ВестБалтТелеком» — совместное российско-французское предприятие, созданное в 1992 году Владимиром Пироговым. Объявленный тендер на сотрудничество выиграла компания France Telecom, которая и получила во владение 49% акций созданного ЗАО. Установив оборудование фирмы Alcatel Bell, «ВБT» ввел в строй АТС на 40000 номеров. Таким образом постепенно сложилась современная ситуация — «Электросвязь» обслуживает центр города, «ВБТ» и «Связьинформ» — спальные районы на окраинах. Эта картина — а точнее, географическая карта города — и обусловила развитие калининградского рынка услуг доступа в Интернет. Даже сейчас у пользователя de-facto нет выбора, какую выделенную линию провести, — все зависит только от местоположения абонента. Однако, картина деления города на зоны влияния не статична, но тем менее, полем битвы за клиента (за исключением dial-up, конечно) стали не умы людей, а географическая территория, поэтому о «чистой» конкуренции говорить не приходится.
Качественный скачок в развитии телекоммуникаций в Калининградской области произошел в 1992 году, когда в Калининграде появилась компания «Е- Тайп» — единственный на то время поставщик услуг электронной почты. Эта фирма оставалась единственным провайдером в Калининграде без малого 5 лет; неудивительно, что слово «Е-Тайп» вызывало у калининградца такие же ассоциации, как «Релком» у москвича. Сайт компании «Е-Тайп» стал ядром калининградского интернета — «канета», а знакомство со всемирной глобальной сетью для многих калининградцев началось через интернет-залы «Е- Тайпа». Это уже потом, в 1997 году ОАО «Электросвязь» стала провайдером «Baltnet», а чуть позже «ВестБалтТелеком» стал предоставлять доступ в глобальную сеть под маркой «ByteCity».
современная ситуация
Сейчас в Калининграде существуют или имеют представительство 11 компаний, которые позиционируют себя как Интернет-провайдеры: это «Е-Тайп», «Балтнет», «ByteCity», «GazInternet», «Россия Online», «ТиС-Диалог», «Поиск-Связь», «Ray», «SOVATelecom», «БДС+» и «Инфинити». Рассмотрим каждую из них в отдельности.
«Е-Тайп» — старейший провайдер Калининграда, хотя уже давно утратил лидерство (на сегодняшний момент по весьма приблизительным оценкам автора — от 2 до 4% рынка). «Е-Тайп» по-прежнему предоставляет услуги по dial-up доступу, имеет несколько интернет-залов и организует связь по радиоканалам прямой видимости. Настоящим спасением для фирмы стал проект «OstrovNet» — создание сети в микрорайоне на острове между двумя рукавами реки Преголи, — что является примером классической «партизанской тактики» в бизнесе. Обидно, наверное, быть сброшенным с вершины на маленький заболоченный участок земли, но компания обрела свою твердую территорию, которая впоследствии может стать плацдармом для наступления, хотя в реванш верится слабо.
Под маркой «Балтнет» работает «Электросвязь» (теперь это филиал ОАО «Северо-Западный Телеком»). «Балтнет» так и не смог использовать все прелести своего положения и остается на втором месте по количеству пользователей, хотя рискует опуститься на третье. Проблема «Балтнета» в скудном суммарном канале (как следствие — низкое качество связи), устаревшем оборудовании (многие телефонные линии остались еще с немецких времен) и, на мой взгляд, плохой имиджевой политике. Модемный доступ к «Балтнету» работает не со всех городских телефонов, вместо удобных интернет-карт — сложные для восприятия «конверты».
«GazInternet» изначально позиционировал себя как дорогого, но качественного провайдера. ЗАО «Газкомплекттелеком», дочерняя компания «Газпрома», также обслуживает небольшое количество проводных телефонов, в качестве основной услуги предлагает коммутируемый модемный доступ по интернет- картам. Система ЭОКС — «электронная отчетность по каналам связи» — один из рекламируемых сервисов этого провайдера, который позволяет предоставлять через Интернет бухгалтерскую и налоговую отчетность в соответствующие государственные учреждения, при этом вся информация шифруется. «GazInternet» по количеству абонентов находится на третьем месте в регионе; четыре канала (один из них — напрямую до Бостона) против одного-двух у конкурентов обеспечивают суммарную пропускную способность в 12,7 Мбит/с.
«ByteCity» — марка компании «ВестБалтТелеком». Обладая большим числом телефонных абонентов, «ВБТ» обладает большим потенциалом для установки xDSL-линий. Внешний канал, предоставленный «ГолденТелекомом», имеет пропускную способность в 1280 Кбит/с, однако, настроен пиринг с калининградскими абонентами ООО «Телеросс» («Е-Тайп», «Ray» и др.). Выпускает интернет-карты. Компания всерьез увлечена идеей IP-телефонии и даже создала «интеллектуальную сеть 321» из 30 специальных таксофонов.
Бесспорным лидером на калининградском рынке интернет-услуг является компания «ТиС-Диалог» («ТиС» означает «Телекоммуникации и связь»). «Диалог» входит в холдинг «Связьинформ», — предпринимательский талант братьев Морар, создавших успешнейшую телекоммуникационную компанию из ничего, обогнавших всех конкурентов достоин если не восхищения, то уважения. «ТиС» обладает крупнейшим в регионе модемным пулом на 1020 линий, шестью внешними линиями суммарной емкостью 45 Мбит/с и пирингом с большинством калининградских провайдеров. Главное достижение компании — создание широкомасштабной сети выделенных линий с множеством сервисов, — в сети работают различные игровые сервера, фотогалерея и даже собственный блог- сервер. Название портала kanet.ru звучит амбициозно, но отражает реальные перспективы, — «Диалог» если еще пока не стал, то имеет все шансы стать региональным монополистом за счет мощной материально-технической базы и грамотной маркетинговой политики.
Следует отметить, что марку «Диалог» «Связьинформ» «позаимствовал» у российской компании «Совинтел»; торговая марка не была вовремя зарегистрирована «Совинтелом», — однако, теперь она уже принадлежит калининградской компании. Вполне возможно, что на начальном этапе имело место намеренное использование чужого бренда, — реклама «Совинтела» попадает в Калининград на страницах компьютерных журналов.
Работа службы технической поддержки «Диалога» нередко вызывает нарекание пользователей. Проблемы с настройкой линий далеко не всегда устраняются оперативно, иногда Интернет работает медленно, — впрочем, это вполне обычные проблемы для любой крупной системы массового обслуживания. Компания «Поиск-Связь» («Биптелеком») появилась на рынке, начав с мощной экспансии в области IP-телефонии (является участником сети OSS-Net, рынок этого вида услуг в Калининграде сильно развит). Модемный пул у них всего лишь на 120 линий, однако названия тарифов весьма оригинальны: «Филин», «Домовой», «Фэнтези», «Фэнтези Найт». Честно говоря, на их сайте я ожидал увидеть соответствующий названиям тарифов дизайн, но надежды мои не оправдались. «Биптелеком» позиционирует себя в основном как оператора IP-телефонии, обслуживающего юридических лиц — вероятно, это основная статья дохода компании.
Отрицательным примером ведения телекоммуникационного бизнеса может служить компания «БДС+» («Балтийские деловые сети»). Фирма просто арендовала часть модемного пула и линии «GazInternet’а» и таким образом стала провайдером. Факт того, что компания использует чужое оборудование, вскоре стал достоянием общественности, что адекватно сказалось на имидже. Отзывы пользователей «БДС+» чаще всего негативные, — обычно это жалобы на низкую скорость доступа и нехватку модемов. Недавно компания изменила свой фирменный стиль, вложив, судя по всему, значительные средства в рекламу, — трудно сказать, на сколько это оправдалось. Возможно, что «БДС+» как провайдер был убыточен, и теперешняя рекламная компания использует деньги, полученные от других проектов, — что является одной из самых частых ошибок в бизнесе. Кстати, в качестве одного из главных достоинств декларируется анонимность контракта, что невольно заставляет задуматься, на какую же целевую аудиторию рассчитана эта реклама. Канал «Голден Телекома» использует один из мелких провайдеров — фирма «Ray», которая с 1998 года практически прекратила свое развитие (сайт ray.ru весьма неплох… для 1998 года). По поводу связи: на 90 модемов пропускная способность 1280 Кбит/с, согласитесь, недопустима мала. В продаже есть интернет-карты Ray.
В Калининграде работает филиал «России Online» — бывшее представительство «Ситилайна». Канал 2048 Кбит/с от «ТелеРосса», 180 модемов в пуле. Это, пожалуй, единственный провайдер из «материковой» России на калининградском рынке.
Еще одним игроком на местном телекоммуникационном рынке стала компания ЗАО «Балттелеком», которая кроме проводной телефонной связи предоставляет услуги провайдера под маркой «SOVATelecom». В качестве своей особенности эта организация рекламирует дешевый межгород посредством IP-телефонии; среди «плюсов» фирма перечисляет достоинства IP-телефонии как сервиса, а о качестве доступа в Интерент умалчивается. У каждого свое ведущее направление деятельности, и это единственный способ выжить в условиях рынка.
Успешным примером «партизанской тактики» маленькой компании является политика фирмы «Инфинити» — их узкий сегмент рынка заключается в предоставлении услуг доступа в Интернет по радиорелейным линиям на частотах 2,4 ГГц или 6 ГГц.
Илья Заболотнов.
Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 05 за 2006 год в рубрике бизнес