пути и проблемы развития операторов передачи данных в РБ
Игорь Сукач, директор Интернет-провайдера Атлант Телеком.
Закончил Будапештский Технический Университет, аспирантуру на кафедре ЭВМ БГУИР.5 лет преподавал на кафедре ЭВМ.
Основная задача каждой компании, работающей на быстрорастущем рынке, каковым несомненно является рынок передачи данных в РБ, - развитие. При этом развитие более быстрыми темпами, чем темпы роста рынка, с целью удовлетворения его растущих потребностей.
Речь может идти о наращивании клиентской базы на уже существующем рынке, выход на географически новые рынки, предложение комплекса новых товаров и услуг существующим клиентам. Все эти и многие другие виды развития хорошо описаны. Однако, факт – подавляющее большинство отечественных операторов передачи данных не успевают в своем развитии за темпами роста рынка. А самые крупные, кому все же удается это осуществлять, развиваются с большим трудом.
Попытаемся разобраться, почему это происходит, и какие текущие особенности имеет процесс развития операторов передачи данных в РБ.
Если посмотреть на типичную структуру распределения выручки любого оператора передачи данных, работающего на современном рынке, то окажется, что более 50% процентов от выручки направляется в виде различных платежей на оплату услуг «Белтелекома». Это, в первую очередь, оплата канала, а также оплата кабельной канализации, каналов связи, аренды абонентских линий. Повторю, более 50% от выручки - и только «Белтелекому». В этих условиях говорить о том, что операторы передачи данных являются конкурентами Белтелекома как-то даже неприлично.
Мы дилеры. Дилеры, решающие самые трудоемкие задачи в предоставлении услуги – формирование конкретной услуги, привлечение и подключение клиента, его обслуживание, сбор платежей. И эти платежи передаем «Белетелекому», оставляя, если есть что, на свое развитие. Белтелеком же упорно продолжает считать нас конкурентами, выстраивая с операторами передачи данных отнюдь не дилерские, а конкурентные отношения, что проявляется в тарифной политике на базовые услуги для операторов, в недопущении операторов к возможности использования имеющихся и незадействованных мощностей (в частности, каналов передачи данных на большие расстояния), завышении стоимости аренды инфраструктуры и пр. Уверен, выстраивание партнерских отношений с операторами принесло бы больше пользы потребителям, обществу в целом, чем это происходит сейчас с использованием конкурентных отношений. И я призываю «Белтелеком» именно к этому.
Смело могу утверждать, у большинства отечественных операторов передачи данных не достаточно собственных средств для развития теми темпами, которые требуют от него потребители и общество в целом. В этих условиях встает вопрос или о выживании бизнеса, или о привлечении инвестиций на его развитие. Для реализации второго варианта первостепенное значение имеет инвестиционный климат, существующий в отрасли. Ни один инвестор, если он достаточно прозорлив, не передаст свои капиталу на развитие отрасли с неопределенным будущим. И именно так все и происходит. Мы все много говорим о грядущей либерализации рынка связи в целом. И что мы понимаем под либерализацией? Я до сих пор не знаю. Возможно, знают в Минсвязи. Но никому не говорят. Какая роль отводится «Белетелекому» в грядущих изменениях? И, что для нас не менее важно, какая роль отводится остальным операторам связи? Будет ли распределяться частотный ресурс для предоставления услуг беспроводного доступа. Если да, то когда, как, кому? Если нет, об этом тоже хотелось бы знать наверняка. Появятся ли в ближайшее время альтернативные возможности доступа к внутренним каналам дальней связи, которые имеются в республике – вспомним технологическую сеть БЖД – или либерализация коснется только снятия монополии на внешние каналы связи?
Это только базовые вопросы, ответ на которые пока не даны. А пока они не даны, пока инвестиционный климат в отрасли будет оставаться неопределенным, ни о каком привлечении крупных инвестиций в отрасль речь не идет. Нет инвестиций – нет развития.
Когда мы говорим о быстрорастущем рынке, мы в первую очередь понимаем количество потребителей услуг передачи данных, то есть клиентов. Рынок передачи данных, ориентированный на предоставление услуг населению – эластичный рынок. Стоимость услуги имеет основное значение.
По случаю, хочу развеять миф о высокой стоимости услуги доступа в Интернет для населения в РБ. В странах, где доступ к этой услуги для населения не является базовой услугой связи, а таковые все ближайшие наши соседи – Россия, Украина, Польша – средняя выручка с одного абонента за эту услугу – не ниже, чем в РБ. Это можно доказать цифрами.
Является ли доступ именно во внешний Интернет основной услугой, основной ценностью для потребителя услуг передачи данных – это уже другой вопрос. И ответ на него очень простой – нет, не является. Потребитель заинтересован в первую очередь получить доступ к развлекательным и мультимедийным ресурсам, к справочной информации по своему региону, к новостным лентам о том, что происходит там, где он живет. Во всем мире эти ресурсы располагаются локально, на территории проживания основного потребителя, ближе к нему. В результате доступ в интернет оборачивается для потребителя доступом к внутренним ресурсам, что не загружает внешние, в любом случае не дешевые каналы связи. Это позволяет операторам снижать цены и/или получать дополнительную возможность, направляемую ими на развитие комплекса услуг в целях обеспечения растущих потребностей населения.
У нас все несколько не так. Львиная доля белорусского контента располагается за пределами республики. В результате операторы несут гигантские расходы на оплату внешнего канала связи, что не дает возможности ни снизить стоимость услуги, ни направить средства на развитие. В РБ до сих пор практически нет профессиональных площадок для предоставления услуг хостинга и размещения серверов.
/* Один дата-центр, впрочем, есть – это площадка, на которой «Белтелеком» предоставляет услугу co-location. Однако далеко не всем потребителям нужен традиционно не дешевый сервис co-location, да и вообще – исключения, как известно, только подтверждают правило – прим. ред.*/ И далеко не потому, что кто-то не хочет этим заниматься. Этим не выгодно заниматься. Не созданы условия для того, чтобы было экономически целесообразно заниматься предоставлением этих услуг потребителям. И пока такие условия не будут созданы, а это прямая задача Минсвязи и, возможно, Белтелекома, как монополиста на услуги внешнего канала связи, стоимость наших услуг поддается снижению с большим трудом (только за счет объемов), выручка пойдет Белтелекому и далее внешним по отношению к нам операторам, развивая их, а не нас, отечественных операторов. Это серьезная проблема. И решить ее можно только совместно, с привлечением к ее решению всех заинтересованных сторон, под патронажем Минсвязи. И последнее, на чем я хочу остановиться, это на проблеме большого отставания нашей нормативной базы по строительству сетей передачи данных. Примеров много. Но в первую очередь я имею в виду явление, получившее название «домашние сети». Интересно то, что вы нигде не найдете определения – что же это такое. Несмотря на это, лицензии на строительство домашних сетей уже выдаются. Уже пишутся письма – запретить и не пущать. Уже пытаются регулировать то, чего нет по определению. Я согласен с тем, что строительство и развитие домашних сетей у нас приняло извращенные формы. В итоге население, а это в первую очередь молодежь, не имея возможности получить доступ к интересующим их развлекательным, мультимедийным, локальным ресурсам по ценам внешних каналов связи – вспомним то, о чем я писал несколько выше, – спонтанно организуется в тусовки для обмена этим контентом и общения. Сам доступ в интернет имеет для них второстепенное значение. Непонимание этого приводит к неверным действиям, провоцирует запретительные меры, приводит к напряженности в обществе. Считаю, что до принятия нормативной базы по этому явлению все запретительные письма должны быть отозваны. Минсвязи, как регулирующий орган, должен собрать мнения всех заинтересованных сторон, учесть их, создать наконец-то эту нормативную базу. И уже только после этого принимать решение, как привести то, что уже построено, действует, в чем заинтересован потребитель, к виду, соответствующему новым нормативам.
Игорь Сукач, директор Интернет-провайдера Атлант Телеком. Материал подготовлен на основе тезисов доклада на «Днях Интернета в Беларуси-2006».
Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 04 за 2006 год в рубрике мнение