оптоволоконные суперамбиции «Корбина Телеком» - изучаем опыт российских коллег

Современные пользователи Интернета в больших городах уже считают насущной необходимостью использовать широкополосный доступ к Сети. Причем речь в данном случае идет не о бизнес-пользователях (в офисах широкополосный доступ присутствует уже практически повсеместно), а о пользователях домашних. Именно они в большинстве случаев вынуждены довольствоваться скромными возможностями коммутируемого доступа.

Причина кроется в хорошо знакомой связистам всего мира проблеме «последней мили». Суть этой проблемы — в исторически сложившейся ситуации, когда крупные узлы телекоммуникаций (в том числе интернет-провайдеры разных уровней) связаны между собой очень высокоскоростными линиями связи: оптоволоконными, спутниковыми и т.п. Однако тянуть такую линию к каждому конечному пользователю оказывается слишком накладно и невыгодно никому из участников рынка. В результате в жилом секторе (то есть на той самой последней миле) монополистом невольно остаются городские телефонные линии — и данные передаются по устаревшим телефонным кабелям, соответственно, с невысокой скоростью. До сих пор в странах СНГ проблему последней мили полноценно не удавалось решить практически нигде. Именно потому настоящей сенсацией стало заявление независимого российского оператора связи «Корбина Телеком» о том, что он в течение 2006 года проведет оптоволоконную сеть практически в каждый дом в Москве. Если этот амбициозный план действительно удастся реализовать, то телекоммуникационный рынок Москвы как минимум изменится до неузнаваемости. А связисты всех мегаполисов бывшего СССР получат не только пример практического преодоления проблемы последней мили, но и уникальную возможность поучиться на чужом опыте и чужих ошибках.

Сейчас на московском рынке связи действуют порядка 30 участников, предлагающих широкополосный доступ к Интернету. Лидером в этой области является компания «МТУ-Интел», работающая под маркой «Стрим» и входящая в состав «Комстар-Объединенные ТелеСистемы». В данном случае широкополосный доступ осуществляется по технологии ADSL с помощью телефонных линий МГТС. Настоящий прорыв на рынок компания произвела осенью 2004 г.: тогда «МТУ-Интел» предложил москвичам неограниченный доступ в Сеть по небывало низким на тот момент ценам (от $20 в месяц за 128- килобитный канал). В результате количество ADSL-подключений всего за год выросло в 4,5 раза — до 212,9 тысяч. При этом 93% всего количества ADSL- каналов приходится на частных пользователей. Сегодня ежемесячное суммарное подключение составляет примерно 30-40 тыс. новых пользователей. Кроме того, в Москве действует крупный широкополосный оператор «Акадо», который для доступа в Интернет использует стандарт DOCSIS. На «Акадо» приходится изрядная доля рынка широкополосного доступа (порядка 20%). Работают в российской столице и другие крупные компании, предлагающие технологии беспроводного широкополосного доступа: «Скайлинк», АМТ и «РМ-Телеком», а также несколько десятков районных Ethernet-операторов. Свою роль играет и широкое распространение домашних сетей, построенных пиратским способом без каких-либо лицензий и согласования с местной администрацией. В результате по итогам 2005 года, по разным оценкам, в Москве широкополосным доступом пользуются от 410 до 490 тыс. абонентов, причем каждый месяц прибавляется в среднем 30-40 тыс. новых пользователей. Таков сегодняшний расклад сил на московском рынке. Оптоволоконная инициатива «Корбины» потенциально способна его кардинально переменить.

«Корбина-Телеком» сделала ставку на 100-мегабитный полнодуплексный доступ, обеспечивающий качество сервиса (QoS) и multicast, без которых пользование многими современными сервисами оказывается некомфортным. Построение новой сети позволит «Корбине» выйти на рынок оказания услуг частным пользователям, каждый из которых сможет получить 100-мегабитный персональный выделенный интернет-канал в своей квартире. Такой канал позволит компьютеру получать данные из Интернета быстрее, чем с собственного жесткого диска. К концу 2006 года оператор намерен проложить в Москве оптоволоконные линии общей протяженностью более 5 тыс. км (сейчас проложено только 1,5 тыс. км). «Корбина» планирует подключить к своей сети каждое здание российской столицы на скорости 1 Гбит/с. При этом каждый сегмент, состоящий примерно из 240 зданий, будет подключен к опорной сети на скорости 10 Гбит/с. В 2006 году к оптоволоконной сети будут подключены 26 тыс. зданий и 180 тыс. абонентов, а еще через два года — 500 тыс. абонентов, что составляет около трети от всех потенциальных пользователей широкополосного доступа в Москве. Инвестиции в проект составят $72 млн, из которых $20 млн собственных средств и около $50 млн — привлеченных (инвестиции и кредиты).

Тут, наверное, стоит отвлечься от чисто коммерческих вопросов и обратить внимание на некоторые технические моменты. Основное преимущество новой оптоволоконной сети — 100-мегабитный полнодуплексный канал. Скорость доступа зависит от тарифа, выбранного пользователем, и может варьироваться от 350 Кбит/с до 100 Мбит/с. Причем скорость внутри сети «Корбины» не зависит от выбранного тарифного плана и всегда составляет 100 Мбит/с. Оптоволоконный канал предназначен не только для передачи данных — он позволяет обеспечить телефонную связь, а также, например, осуществлять вещание более 100 каналов цифрового телевидения в высоком качестве и даже в формате HDTV. Кроме того, «Корбина-Телеком» уже сейчас предлагает довольно интересную услугу — «Виртуальный цифровой видеомагнитофон», с помощью которой любой пользователь сможет записать любимую телепередачу или фильм. Для досуга предлагаются различные бесплатные ресурсы: игровые серверы, mp3, фильмы и прочее. То есть «Корбина-Телеком» старается совместить функции провайдера услуг связи и контент-провайдера — несомненно, это самая грамотная стратегия развития. Более того, параллельно со строительством оптической сети «Корбина» планирует установить на первых этажах зданий (в ресторанах, магазинах, клубах и т.д.) Москвы 1200 точек беспроводного доступа. Пользователи, подключившие квартиру к высокоскоростному каналу провайдера, смогут пользоваться беспроводной связью во всем городе, не заключая дополнительных договоров.

Теперь вернемся к бизнесу. У ряда специалистов реалистичность заявленных показателей (около 30% рынка за пару лет, окупаемость проекта за 2,5 года) вызывает сомнения. Для реализации этих планов компании придется подключать в среднем по 13-14 тыс. пользователей ежемесячно, то есть удерживать примерно сегодняшние темпы роста. До сих пор такое удавалось только компании «МТУ-Интел», которая в лучшие времена подключала к «Стриму» до 25 тыс. абонентов. Но между «Стримом» и новым проектом «Корбины» есть существенная разница. Если «МТУ-Интел» строила свою ADSL-сеть на базе существующей «медной» инфраструктуры МГТС, то «Корбина» выстраивает сеть практически с нуля. Но это потребует значительно больших ресурсов. Кроме того, для претворения в жизнь столь масштабного проекта «Корбине» придется существенно потратиться на рекламу и тщательно поработать над своим брэндом, что также обойдется в большую сумму. Что касается цен для конечных пользователей, то тарифы «Корбины» уже сейчас ниже тарифов «Стрима». Например, неограниченный доступ от «Корбины» со скоростью 350 Кбит/с стоит $24, в то время как «Стрим» предлагает за ту же сумму канал 128-160 Кбит/с. Кроме того, подключение и ADSL-модем в «Стриме» обойдутся пользователю минимум в $80, в то время как «Корбина» подключает к своей сети бесплатно. В результате московские домашние пользователи оказываются перед выбором: подключаться по относительно низкоскоростному ADSL-каналу (0,1-2 Мбит/c) у «Стрима» по медным проводам или примерно за ту же сумму получить у «Корбины» 100-мегабитный оптоволоконный канал со скоростью выхода во внешнюю Сеть в среднем на 40% выше, чем у «Стрима».

У «Корбины» есть еще один весомый довод — доступ в Интернет на скорости 100 Мбит/с с ограниченным (правда, немалым — 5-20 Гб) трафиком. Бесплатный трафик внутри сети — тоже сильное конкурентное преимущество «Корбины». Впрочем, ценовая конкуренция в Москве все-таки постепенно сходит на нет, и основным оружием провайдеров в борьбе за потребителя становится качество обслуживания и широкий пакет реально востребованных услуг, связанных, в первую очередь, с контентными сервисами. Так что в любом случае игра, затеянная «Корбиной», стоит свеч. Трудности, с которыми столкнется компания в ближайшем будущем при реализации своих планов, вполне решаемы. Основные ее козыри — бесплатное подключение, низкие тарифы и высокая скорость — выглядят в глазах пользователей весьма убедительно. А возможность подключить 100-мегабитный канал к любому зданию Москвы за 2-3 дня — редкая услуга даже на корпоративном рынке.



Антон Платов.


Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 03 за 2006 год в рубрике бизнес

©1999-2024 Сетевые решения