отрасль связи РБ в вопросах и ответах

В начале марта в Минске прошла пресс-конференция с участием заместителя министра связи и информатизации РБ Николая Михайловича Струкова, посвященная итогам развития отрасли связи за прошедшую пятилетку (2001-2005 гг.) и планам на будущее.

В первой части мероприятия журналистам были озвучены итоги отраслевой программы развития отрасли связи за указанный период (подробнее об этом читайте в статье «Отрасль связи РБ: факты и статистика»), но самое интересное – это, конечно, часть вторая – ответы на вопросы журналистов. Следует заметить, что аудитория была чрезвычайно активна, что свидетельствует о неподдельном интересе общества к тому, что происходит в отрасли связи республики.
В этом материале мы выбрали из огромного потока вопросов лишь то, что, на наш взгляд, может живо интересовать читателей «Сетевых Решений». Это, в первую очередь, планы по либерализации и демонополизации некоторых видов услуг связи, перспективы развития технологий WiFi и WiMAX, передача голосового трафика по IP-сетям и некоторые другие моменты.

На все приведенные вопросы отвечает Николай Михайлович Струков.

Какие структурные изменения будут происходить в отрасли связи в связи со вступлением Республики Беларусь в ВТО?

Вхождение в ВТО – это необходимый процесс, который проходят все страны, и для нас он на сегодняшний день не является простым. Сегодня у нас работает рабочая группа по вхождению в ВТО.

Одним из условий вхождения в ВТО является снятие монополии на международную электросвязь. Естественно, снятие монополии не позволит нам зарабатывать валюту в тех объемах, в которых мы сейчас это делаем, поэтому мы сегодня планируем переориентировать рынок в другом направлении для того, чтобы не потерять доходы.

Сегодня, предоставляя услуги транзита трафика, мы имеем большие потоки средств из России и Европы, Украины, Прибалтики, и это нам позволяет каждый год зарабатывать более 10 млн долларов год. Конечно, доля доходов от этого вида деятельности будет немного сокращаться, но мы планируем перепозиционировать наш бизнес. В частности, активно занимаемся созданием структуры - организационной и технической - для развития сети Интернет. Если раньше доходы от Интрнета составляли единицы процентов, то в будущем мы надеемся получить до 10% дохода с этого сектора. Если вы обратили внимание, Минсвязи сегодня рассматривает ИТ-технологии как серьезный бизнес-ресурс. В связи с этим мы предполагаем дальнейшее использование возможностей департамента информатизации, также планируется создание нового предприятия, возможно, на базе ныне существующего информационно-расчетного центра.

В будущем мы хотели бы развивать такие проекты, как дата-центр на МЦК, и постараться интегрировать все информационные ресурсы республики на своих площадях, а в перспективе также открыть подобные центры в областях.

Сегодня обсуждается и вопрос по созданию центра открытых ключей.

Еще один вопрос по ВТО – недавно с переговоров на эту тему вернулась белорусская делегация. Хотелось бы узнать применительно к отрасли связи – какие вопросы обсуждались, какие итоги были достигнуты?

Что касается ВТО – на сегодняшний день есть два вопроса, которые на наш взгляд решаются достаточно сложно. Первое – это вопрос о снятии монополии на международную деятельность. Я хочу вам всем пояснить – на сегодняшний день действительно Минсвязи имеет монопольное право на транзит трафика через республику, на входящую и исходящую связь, и это позволяет нам зарабатывать большие деньги. Эти деньги сегодня направляются на строительство местных сетей связи. То есть фактически за счет перекрестного субсидирования, за счет международной деятельности мы строим сегодня эти сети, ставим станции на селе, строим в районных центрах, организуем доступ в Интернет в школах... И если называть вещи своими именами – наши местные тарифы не позволяют выйти на окупаемость. Сегодня телефон на местной сети окупается: на селе – приблизительно на 30% (в зависимости от района), в районных центрах - на 50%, в Минске и областных центрах, конечно, этот показатель выше. Недостающие средства дотируются за счет международной деятельности. Если снять эту монополию мы, естественно, не сможем выполнять таких серьезных социальных задач. Поэтому мы заинтересованы в плавном переходе к ВТО, к постепенной либерализации в этом направлении.

Могу сказать, что когда Китай вступал в ВТО, он смог добиться переходного процесса, при котором не получилось так, что сегодня отрасль работает в одних условиях, а завтра - в других.

Хотелось бы, чтобы в этом вопросе было принято приемлемое для РБ решение. Сейчас это обсуждается, и мы видим определенное понимание.

Насколько вы считаете эффективным завершение первого этапа программы «Электронная Беларусь», и почему вам переданы функции управления этой программой?

Вызвано это теми же естественными причинами, что и в других странах СНГ. Работы в области информатизации выходят из стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на стадию внедрения реализации. Поэтому последние 3-5 лет управление передается на структуры соответствующих министерств и ведомств.

Что касается оценки эффективности того или иного этапа – вопрос, конечно, многоплановый. Мы считаем – да, достигнуты определенные цели, в частности за тот период, в течение которого программой занимается наше министерство.

Расскажите, пожалуйста, как идет процесс внедрения технологии WiMAX у нас в стране: созданы ли опытные зоны, сколько они просуществуют и что будет дальше?

Что касается технологии WiMAX – действительно, это очень передовая перспективная технология. Это освоение диапазона 2.5 –3.5 ГГц и это возможности, которые позволяют предоставлять новые широкополосные услуги вплоть до интерактивного телевидения.

На сегодняшний день выделены частоты для опытной эксплуатации, заключены договоры с двумя компаниями-производителями – Siemens и Ericsson, в ближайшее время начнется опытная эксплуатация. Цель ее – провести работы по изучению электромагнитной совместимости и получить уверенность в наличии частот в РБ.

Потенциал WiMAX очень большой – одна базовая станция обслуживает до 4000 абонентов. Это очень мощная технология, и сегодня очень важно не ошибиться в ее внедрении. На сегодняшний день существует и технология UMTS, которая сегодня проходит испытания операторов. Сегодня также существует технология под названием CDMA, которая также способна составить конкуренцию.

Вообще, в РБ сегодня очень жестокая конкуренция в этом направлении.
Однако сегодня проблемы внедрения кроются не сколько в технике, сколько в бизнесе: эта технология только зарождается, и она еще достаточно дорогая. Для примера, радиомодем сегодня стоит порядка $300, что для Беларуси очень дорого. Но со временем, когда сети начнут строиться, клиентская база - расти, а цены на оборудование падать – технология WiMAX займет достойное место в отрасли связи РБ.

Что Беларусь получит от увеличения пропускной способности каналов передачи данных на Россию? Может быть, это приведет к снижению тарифов?

Увеличив сегодня коннективность и доуступность, мы могли позволить нашим клиентам на более высоких скоростях получить доступ к международным интернет-ресурсам.

Что касается вопроса о тенденции развития - для того, чтобы обслужить 260 тыс. абонентов, которых мы планируем привлечь, сегодня нужно порядка 8 гигабит внешнего доступа. И естественно, увеличение доступа приведет к снижению стоимости на абонента. Мы видим, что на сегодня доступ к Интернет в Республике еще дорогой, и планируем поэтапное снижение тарифов. Мы достичь должны цены $25-50 на абонента. Планируется внедрение ряда технологических решений, например, введение биллинга (тарификации) абонентов.

Был вопрос по поводу технологии WiMAX, теперь хотелось бы узнать о ситуации вокруг WiFi. Общественность будоражат слухи - было постановление ГКРЧ, потом его отменили... Что нас ждет здесь: можно ли пользоваться оборудованием WiFi, нужно ли регистрироваться?...

На сегодняшний день принято решение ГКРЧ о выделении частот диапазона 5 ГГц для работы технологий WiFi и WiMAX. Точнее, принято 2 решения: 1. При эксплуатации систем WiFi внутри помещения не требуется получение лицензии - можно свободно использовать это оборудование.
2. Для использования технологий WiFi и WiMAX вне помещений, заявителям, которые планируют создать такие сети, необходимо разработать условия обеспечения совместимости системы WiFi или WiMAX с действующими радиоэлектронными средствами, и на основании лицензии Минсвязи строить такие сети.

Что касается решения ГКРЧ в части использования диапазона 2.4 ГГц, могу сказать следующее – на сегодняшний день решение ограничивает строительство данных сетей вне помещений. Запрета на эксплуатацию сетей в 2.4-диапазоне внутри помещений нет. Некоторое непонимание ситуации связано, прежде всего, с тем, что сегодня пользователи радиочастотного спектра желают развивать эти сети вне помещений. Но при этом необходимо проводить определенные исследования, включая изучение совместимости этих систем с другими средствами. Поэтому и было предварительно дано разъяснение пользователям относительно того, что упомянутые частоты предназначены только для строительства локальных сетей внутри помещений. И в связи с этим было принято решение приостановить действие предыдущего решения в части развития сетей вне помещений в диапазоне 2.4 ГГц.

Как это будет определяться – в помещении развернута сеть или вне помещения? Если, например, на подоконнике стоит компьютер с антенной, и связь установится с домом напротив?

Речь идет об ограничени по мощности излучения. Сегодня предусмотрено, что использовать эти технологии можно без применения внешней антенны. Если вы хотите организовать передачу данных внутри помещения без использования внешней антенны, то вы не сможете достичь таких расстояний, чтобы соединить помещения в разных зданиях между собой. Яркий пример – в международных аэропортах используются решения на основе WiFI, однако за пределами аэропорта технология поддерживаться уже не будет.

То есть основной критерий – использование мощных передающих средств и внешних антенн.

Несколько лет назад вы высказывали неудовлетворенность тем, что в белорусском Интернете очень слабо развит контент, и из за этого наши пользователи вынуждены обращаться к иностранным ресурсам, в результате чего возникает дисбаланс трафика между Беларусью и заграницей. Изменилась ли за последнее время эта ситуация, и будет ли Минсвязи подстегивать этот процесс?

Что касается контента, на сегодняшний день мы действительно имеем ситуацию, когда наши, белорусские ресурсы менее востребованы извне, чем мы пользуемся ресурсами внешними. У нас сегодня до 80% тяготения на внешние ресурсы и только 20% - запросы входящие. Эта проблема действительно была и существует, но сколько ни говори об этом – пока не начнешь что-то делать в этом направлении, ситуация не изменится.
Поэтому год назад было принято решение о создании контентной площадки, речь идет о т.н. hosting co-location – технологии, которая позволяет размещать ресурсы заказчика на удаленных площадках. Первый этап такой площадки уже внедрен и работает, и сегодня часть сайтов министерств и ведомств уже перенесены на эту площадку.

Остановимся на этом моменте поподробнее. Строится центр обработки данных, который позволит размещать большое количество сайтов и интернет- ресурсов. Решены определенные задачи - не только по собственно физическому размещению, но и вопросы автономного питания, кондиционирования. Сегодня разрабатываются методы обеспечения безопасности этих сайтов, внедряются определенные технологии, которые позволят защитить каналы и предотвратить DoS-атаки. И самое важное, что реализованы технологии, позволяющие дистанционно поддерживать информационные ресурсы сайта. Кроме того, мы хотим ввести биллинг этой системы, чтобы значительно снизить цены на данную услугу, и надеемся, что часть хостинговых площадок, которые сегодня используются в Росии, вернутся в Беларусь.

Но мы не должны на этом остановиться. Сегодня уже готовится проект на строительство еще 6 площадок: каждая область должна иметь аналогичную точку обмена и размещения информации.

Вопрос по системам передачи голоса по IP-сетям. Читатели спрашивают /* имеются в виду читатели «Сетевых Решений» - именно редактор СР задавал этот вопрос */, насколько допустимо и какими нормативными документами следует руководствоваться при использовании предприятиями таких систем для собственных нужд (то есть не для извлечения прибыли) – например, для соединения между филиалами как внутри республики, так и с подразделениями или партнерами за границей. Допустимо ли такое использование?

Что касается Voice over IP – это действительно перспективная технология, и она имеет достаточно много плюсов. Первый – это цена. Она очень легко интегрируется в инфраструктуру обычной компании, имеет невысокую стоимость и сегодня занимает достаточно серьезные позиции в отрасли. На сегодняшний день на долю IP-телефонии во многих странах приходится от единиц до 30%. Естественно, Беларусь тоже работает в этом направлении. Мы первоначально стали использовать IP-телефонию для исходящей связи, у нас сегодня порядка 37 стран включено по IP-телефонии (используется интеллектуальная платформа).

Что касается использования VoIP людьми - обычными пользователей вроде нас с вами - то никакого запрещающего документа нет. Вы сегодня можете закачать достаточно простой софт, и с обычного компьютера связаться с любой страной мира. Никаких ограничений на личное пользование таких решений не существует.

Относительно использования VoIP-каналов для соединения офисов и подразделений в пределах Республики и в рамках международной деятельности, я скажу больше – мы сегодня закупили ядро MPLS - называется услуга VPN (виртуальная частная сеть), она подразумевает использование протокола TCP/IP) - и сегодня ряд министерств и ведомств строит свои корпоративные сети в том числе на базе этого протокола. Мы надеемся, что создав эту структуру, мы, по крайней мере, предложим как один из вариантов министерствам, ведомствам, комитетам, бизнесу не строить свои сети, а виртуально программным путем объединять их на базе этого протокола.



Подготовлено Alice D. Saemon.


Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 03 за 2006 год в рубрике официально

©1999-2024 Сетевые решения