тонкий клиент - упрощенная персоналка для работы в сети
Персональные компьютеры - далеко не единственная концепция вычислительных устройств, доступная человечеству, как это может показаться. Более того, в ряде сетевых решений для конкретных задач возможности ПК представляются явно избыточными и ненужными. Как будто из вас специально вытягивают дополнительные деньги на реализацию системы на персоналках.
Возьмем для примера создание типичиной корпоративной вычислительной сети. Как правило на среднестатистическом предприятии нужны простые точки доступа к сети на рабочих местах, позволяющие работникам всего лишь заносить буквенно-цифровую информацию в серверную базу данных и просматривать такого же рода сведения. Нам же навязывают мощные мультимедийные станции, половина возможностей которых не только не будет использоваться, но даже может быть вредна для офиса. Заметьте, найти материнскую плату без звука и с минимально ограниченной глубиной цвета практически невозможно. После этого предприятие как бы ненавязчиво вынуждают взять в штат системного администратора. Который, надо заметить ради справедливости, не зря ест свой хлеб, и будет как загнанная лошадь отрабатывать свои обязанности. Надо постоянно носиться по всем зданиям организации для апгрейда железа под неустанно повышающиеся требования к быстродействию, периодической установки и обновления софта, смены операционных систем на каждой рабочей станции (и это при том, что сотрудники еще не успели освоить установленные). Известно, что оборудование устаревает раньше своей окупаемости, при этом новые версии софта на старом железе не работают. Как говорится: «Майкрософт выпустил новую версию, и все пора менять».
Системщик будет зашиваться от проблем все большей нехватки памяти и мощностей компьютеров, проникающих вирусов и других аппаратных и программных проблем. При этом система все равно будет слетать, зависать и работать со сбоями. И это мало зависит от суммы инвестиций в компьютерную инфраструктуру. Надежность и безопасность не становятся выше, несмотря на растущие технические характеристики ПК. Хакеры все равно всегда на шаг впереди. Проблемами жизнедеятельности предприятия стали заражения вирусами, утечки закрытой информации и непреднамеренные повреждения ресурсов. И никаким наращиванием количества противоборствующих средств пока не удается устранить эти явления и установить необходимый контроль, сохранив при этом простоту управления классическими информационными сетями на ПК. Также ни для кого не секрет, что на работе пользователи ПК хранят на жестком диске личную информацию, не предназначенную для служебных целей – игры, картинки, музыка и т. д. И каждый знает, как можно скопировать служебные файлы на мобильный носитель или через Интернет.
Это все стало возможно с того времени, когда хваленая концепция «персонализации» компьютера, изначально разработанная именно для персонального бытового использования, стала применяться для корпоративных информационных систем. Человеку свойственно всегда идти по более простому пути, но частенько это впоследствии вызывает сложности. Как показало время, персональный компьютер не приспособлен к работе в организациях с высокими требованиями к рабочей дисциплине. Для тотального централизованного контроля требуется высокие финансовые затраты, сложные управляющие комплексы, жесткий порядок, и один системный администратор взвоет от чрезмерной нагрузки. Поэтому, например, для торговой организации стоит рассмотреть альтернативное технологическое решение построения компьютерной инфраструктуры – на сетевых бездисковых станциях - тонких клиентах. Это устройство представляет собой уменьшенный вариант персонального компьютера в миниатюрном корпусе. Размеры тонкого клиента, как правило, позволяют носить его в портфеле и даже в дамской сумочке. Чем не вариант мобильного компьютера? При необходимости взял домой и продолжил работу! /* Главное, чтобы пропускная способность вашего домашнего подключения к сети это позволяла ;) – прим. ред */ Другой конструктивно-технологической особенностью тонкого клиента являются широкие возможности ввода-вывода и коммуникаций, а также отсутствие каких-либо дисков, приводов и другой движущейся механики.
К описываемому девайсу можно применить и более распространенное название «терминал», хотя это несколько утрированно. Как устройство доступа тонкий клиент обладает базовыми возможностями клиентского ПК, работающим под полноценной операционной системой. Но тонкие клиенты не могут работать без сети, так как являются частью системного терминального решения.
Что такое терминал? В общем, с точки зрения пользователя - клавиатура и монитор с адаптером вычислительной сети. Ранние поколения вычислительных систем строились именно на базе терминалов. Тогда и не думали о концепции персональных компьютеров. Была одна центральная ЭВМ, где происходила вся обработка информации. А пользователи присоединялись к ней как раз через удаленные терминалы - устройства связи между периферийными средствами доступа и процессором. С тех пор прошло много времени. Развитие изменило возможности вычислительных средств до неузнаваемости. Довольно средняя персоналка сейчас имеет производительность выше лучшей терминальной вычислительной системы 70-х годов. Однако время поставило другие насущные задачи. В частности, стали актуальными проблемы суммарной стоимости владения IT-ресурсами предприятия и безопасности вычислительных систем. Именно для их решения была и разработана аппаратная технология тонкого клиента. В основе этой технологии лежит терминальный принцип. То есть тонкий клиент - это недорогой маломощный компьютер на современной аппаратной базе (в идеале – одна микросхема), рассчитанный на подключение к мощному серверу (структурный аналог центрального компьютера) с помощью ЛВС. Причем вся обработка данных выполняется на сервере, а тонкий клиент служит только для отображения результатов и интерфейсом для диалога пользователя и вычислительной системы. Проще говоря – тонкий клиент лишь посылает команды с клавиатуры или мыши и выводит на экран принятое изображение, в то время как все приложения и данные хранятся, управляются и обрабатываются на сервере.
Преимущества этой технологии для решения вышеуказанных задач очевидна. Платформа тонкого клиента выбирается как раз из соображений увеличения времени жизни информационной системы и для более экономичного ее использования. То есть эволюционные усовершенствования касаются только сервера, а тонкие клиенты рассчитаны на долголетнее использование вне зависимости от развития IT-технологий. В рамках терминального решения чтобы перейти всем офисом на новое программное обеспечение достаточно установить его только один раз на сервере. Простота устройства тонкого клиента приводит к тому, что он практически не требует ремонта и обслуживания на весь период эксплуатации. Соответственно суммарная стоимость владения IT- ресурсами будет меньше, нежели при использовании высокомощных рабочих станций, работающих в структуре клиент-сервер. Отсутствие каких-либо приводов для носителей информации, вентиляторов и жесткого диска повышает безопасность не только вычислительной системы, но и всего бизнеса. Дополнительно безопасность поддерживается централизованным резервным копированием и антивирусным тестированием на сервере. Такая диагностика сводится к гораздо меньшим затратам нежели технический контроль каждого рабочего места. Время разворачивания и запуска в эксплуатацию одного аппарата составляет пару минут. От тонкого клиента, в отличии от ПК, нет шума, что также немаловажно.
Еще одной особенностью тонкого клиента является бессрочное сохранение текущих данных пользовательской сессии. Эта возможность позволяет причислить тонкий клиент или терминальную сеть к разряду мобильных решений. Так как все программы работают на сервере, они не привязаны к конкретному тонкому клиенту и пользователь может перемещаться по всему пространству офиса, где есть сетевой доступ. Очень удобно для сотрудников, которым приходится постоянно «путешествовать» по кабинетам офиса или по многочисленным филиалам компании. Возьмем для примера помощника директора. В этой должности человеку приходится по нескольку раз в день проводить совещания - то в отделах, то в бухгалтерии, то в администрации. Если пользоваться терминальной сетевой системой, то достаточно просто на любом тонком клиенте с любого места войти под своим логином, и все текущие приложения с актуальными рабочими данными всегда будут присутствовать на мониторе, как будто ты и не уходил со своего рабочего места. Соответственно, если терминальный режим работы с корпоративным сервером настроен во всех точках доступа, то работу можно вести и дома, и за границей, и в движении. То есть это еще одно решение для мобильной работы с электронной информацией.
Тонкий клиент можно не выключать и не закрывать приложения вообще. Это позволяет работать всегда, не дожидаясь первоначальной загрузки, проверки на вирусы и открытия нужных документов.
Теперь несколько слов о пользовательских возможностях. Вообще-то на тонком клиенте будут работать очень многие приложения, в том числе и графические редакторы. Даже не имея дисков, потомок терминала успешно решает множество задач. Все определяется возможностями сервера, самого дорогостоящего элемента системы. Но исходя из некоторых особенностей, решение прежде всего предназначено для пользователей, работающих с базами данных, офисными приложениями и транзакциями (обработка заказов, заполнение электронных форм, поиск). То есть для корпоративных задач, не требующих большой вычислительной мощности. Использование терминального решения для дизайнерской компании или систем автоматизированного проектирования инженерных устройств представляется проблемным. Для этих сложных математических задач необходимы как раз таки мощные быстродействующие вычислительные средства. И возможностей терминальных систем на современном уровне скорее всего будет недостаточно. Теперь, представляя суть решения терминального доступа на тонких клиентах, нам легко увидеть и его уязвимые места. Ну, прежде всего – если вылетает центральный сервер, то вылетает все. То есть тогда все сотрудники «загорают» и как будто бы имеют полное право ничего не делать, потому как ничего не работает. В случае персоналок, если на сервере сбои, то можно продолжать что-то считать, набирать документы или выписывать счета локально – без использования сети. С тонкими клиентами такой номер не пройдет. Так что сервер в данной системе – основное беспрерывно работающее под увеличенной нагрузкой устройство. При его выборе надо подходить под максимальный запас производительности и надежности. Каналы связи с сервером также должны быть надежными и высокопроизводительными. Именно благодаря высокой скорости современных сетей стали возрождаться несколько подзабытые терминальные решения. То есть на работу сети накладываются дополнительные требования по качеству. Без системного администратора все равно не обойтись. Если позволить пользователям ставить/удалять программы на сервере, а также завершать его работу, то Апокалипсис наступит гораздо быстрее, чем при работе на персоналках. Однако теперь админу не приходится бегать по этажам и зданиям, ведь администрирование всей сети заключается только в управлении сервером, что можно сделать и удаленно. Поэтому системщика не обязательно брать в штат. Что касается обслуживания железа, то админу и тут дел не много - тонкий клиент не ремонтируется, как ПК, по блокам.
И в заключении, как всегда, о главном, то есть о денежных средствах. Стоимость хорошего терминального решения на тонких клиентах сейчас сравнима со стоимостью реализации сети на персональных компьютерах такой же производительности. Поэтому стратегическое решение о типе и структуре вычислительной системы предприятия принять непросто. Надо считать все плюсы и минусы. Исходите не из убытков – исходите из прибылей!
Александр Оакли, oakly@tut.by.
Возьмем для примера создание типичиной корпоративной вычислительной сети. Как правило на среднестатистическом предприятии нужны простые точки доступа к сети на рабочих местах, позволяющие работникам всего лишь заносить буквенно-цифровую информацию в серверную базу данных и просматривать такого же рода сведения. Нам же навязывают мощные мультимедийные станции, половина возможностей которых не только не будет использоваться, но даже может быть вредна для офиса. Заметьте, найти материнскую плату без звука и с минимально ограниченной глубиной цвета практически невозможно. После этого предприятие как бы ненавязчиво вынуждают взять в штат системного администратора. Который, надо заметить ради справедливости, не зря ест свой хлеб, и будет как загнанная лошадь отрабатывать свои обязанности. Надо постоянно носиться по всем зданиям организации для апгрейда железа под неустанно повышающиеся требования к быстродействию, периодической установки и обновления софта, смены операционных систем на каждой рабочей станции (и это при том, что сотрудники еще не успели освоить установленные). Известно, что оборудование устаревает раньше своей окупаемости, при этом новые версии софта на старом железе не работают. Как говорится: «Майкрософт выпустил новую версию, и все пора менять».
Системщик будет зашиваться от проблем все большей нехватки памяти и мощностей компьютеров, проникающих вирусов и других аппаратных и программных проблем. При этом система все равно будет слетать, зависать и работать со сбоями. И это мало зависит от суммы инвестиций в компьютерную инфраструктуру. Надежность и безопасность не становятся выше, несмотря на растущие технические характеристики ПК. Хакеры все равно всегда на шаг впереди. Проблемами жизнедеятельности предприятия стали заражения вирусами, утечки закрытой информации и непреднамеренные повреждения ресурсов. И никаким наращиванием количества противоборствующих средств пока не удается устранить эти явления и установить необходимый контроль, сохранив при этом простоту управления классическими информационными сетями на ПК. Также ни для кого не секрет, что на работе пользователи ПК хранят на жестком диске личную информацию, не предназначенную для служебных целей – игры, картинки, музыка и т. д. И каждый знает, как можно скопировать служебные файлы на мобильный носитель или через Интернет.
Это все стало возможно с того времени, когда хваленая концепция «персонализации» компьютера, изначально разработанная именно для персонального бытового использования, стала применяться для корпоративных информационных систем. Человеку свойственно всегда идти по более простому пути, но частенько это впоследствии вызывает сложности. Как показало время, персональный компьютер не приспособлен к работе в организациях с высокими требованиями к рабочей дисциплине. Для тотального централизованного контроля требуется высокие финансовые затраты, сложные управляющие комплексы, жесткий порядок, и один системный администратор взвоет от чрезмерной нагрузки. Поэтому, например, для торговой организации стоит рассмотреть альтернативное технологическое решение построения компьютерной инфраструктуры – на сетевых бездисковых станциях - тонких клиентах. Это устройство представляет собой уменьшенный вариант персонального компьютера в миниатюрном корпусе. Размеры тонкого клиента, как правило, позволяют носить его в портфеле и даже в дамской сумочке. Чем не вариант мобильного компьютера? При необходимости взял домой и продолжил работу! /* Главное, чтобы пропускная способность вашего домашнего подключения к сети это позволяла ;) – прим. ред */ Другой конструктивно-технологической особенностью тонкого клиента являются широкие возможности ввода-вывода и коммуникаций, а также отсутствие каких-либо дисков, приводов и другой движущейся механики.
К описываемому девайсу можно применить и более распространенное название «терминал», хотя это несколько утрированно. Как устройство доступа тонкий клиент обладает базовыми возможностями клиентского ПК, работающим под полноценной операционной системой. Но тонкие клиенты не могут работать без сети, так как являются частью системного терминального решения.
Что такое терминал? В общем, с точки зрения пользователя - клавиатура и монитор с адаптером вычислительной сети. Ранние поколения вычислительных систем строились именно на базе терминалов. Тогда и не думали о концепции персональных компьютеров. Была одна центральная ЭВМ, где происходила вся обработка информации. А пользователи присоединялись к ней как раз через удаленные терминалы - устройства связи между периферийными средствами доступа и процессором. С тех пор прошло много времени. Развитие изменило возможности вычислительных средств до неузнаваемости. Довольно средняя персоналка сейчас имеет производительность выше лучшей терминальной вычислительной системы 70-х годов. Однако время поставило другие насущные задачи. В частности, стали актуальными проблемы суммарной стоимости владения IT-ресурсами предприятия и безопасности вычислительных систем. Именно для их решения была и разработана аппаратная технология тонкого клиента. В основе этой технологии лежит терминальный принцип. То есть тонкий клиент - это недорогой маломощный компьютер на современной аппаратной базе (в идеале – одна микросхема), рассчитанный на подключение к мощному серверу (структурный аналог центрального компьютера) с помощью ЛВС. Причем вся обработка данных выполняется на сервере, а тонкий клиент служит только для отображения результатов и интерфейсом для диалога пользователя и вычислительной системы. Проще говоря – тонкий клиент лишь посылает команды с клавиатуры или мыши и выводит на экран принятое изображение, в то время как все приложения и данные хранятся, управляются и обрабатываются на сервере.
Преимущества этой технологии для решения вышеуказанных задач очевидна. Платформа тонкого клиента выбирается как раз из соображений увеличения времени жизни информационной системы и для более экономичного ее использования. То есть эволюционные усовершенствования касаются только сервера, а тонкие клиенты рассчитаны на долголетнее использование вне зависимости от развития IT-технологий. В рамках терминального решения чтобы перейти всем офисом на новое программное обеспечение достаточно установить его только один раз на сервере. Простота устройства тонкого клиента приводит к тому, что он практически не требует ремонта и обслуживания на весь период эксплуатации. Соответственно суммарная стоимость владения IT- ресурсами будет меньше, нежели при использовании высокомощных рабочих станций, работающих в структуре клиент-сервер. Отсутствие каких-либо приводов для носителей информации, вентиляторов и жесткого диска повышает безопасность не только вычислительной системы, но и всего бизнеса. Дополнительно безопасность поддерживается централизованным резервным копированием и антивирусным тестированием на сервере. Такая диагностика сводится к гораздо меньшим затратам нежели технический контроль каждого рабочего места. Время разворачивания и запуска в эксплуатацию одного аппарата составляет пару минут. От тонкого клиента, в отличии от ПК, нет шума, что также немаловажно.
Еще одной особенностью тонкого клиента является бессрочное сохранение текущих данных пользовательской сессии. Эта возможность позволяет причислить тонкий клиент или терминальную сеть к разряду мобильных решений. Так как все программы работают на сервере, они не привязаны к конкретному тонкому клиенту и пользователь может перемещаться по всему пространству офиса, где есть сетевой доступ. Очень удобно для сотрудников, которым приходится постоянно «путешествовать» по кабинетам офиса или по многочисленным филиалам компании. Возьмем для примера помощника директора. В этой должности человеку приходится по нескольку раз в день проводить совещания - то в отделах, то в бухгалтерии, то в администрации. Если пользоваться терминальной сетевой системой, то достаточно просто на любом тонком клиенте с любого места войти под своим логином, и все текущие приложения с актуальными рабочими данными всегда будут присутствовать на мониторе, как будто ты и не уходил со своего рабочего места. Соответственно, если терминальный режим работы с корпоративным сервером настроен во всех точках доступа, то работу можно вести и дома, и за границей, и в движении. То есть это еще одно решение для мобильной работы с электронной информацией.
Тонкий клиент можно не выключать и не закрывать приложения вообще. Это позволяет работать всегда, не дожидаясь первоначальной загрузки, проверки на вирусы и открытия нужных документов.
Теперь несколько слов о пользовательских возможностях. Вообще-то на тонком клиенте будут работать очень многие приложения, в том числе и графические редакторы. Даже не имея дисков, потомок терминала успешно решает множество задач. Все определяется возможностями сервера, самого дорогостоящего элемента системы. Но исходя из некоторых особенностей, решение прежде всего предназначено для пользователей, работающих с базами данных, офисными приложениями и транзакциями (обработка заказов, заполнение электронных форм, поиск). То есть для корпоративных задач, не требующих большой вычислительной мощности. Использование терминального решения для дизайнерской компании или систем автоматизированного проектирования инженерных устройств представляется проблемным. Для этих сложных математических задач необходимы как раз таки мощные быстродействующие вычислительные средства. И возможностей терминальных систем на современном уровне скорее всего будет недостаточно. Теперь, представляя суть решения терминального доступа на тонких клиентах, нам легко увидеть и его уязвимые места. Ну, прежде всего – если вылетает центральный сервер, то вылетает все. То есть тогда все сотрудники «загорают» и как будто бы имеют полное право ничего не делать, потому как ничего не работает. В случае персоналок, если на сервере сбои, то можно продолжать что-то считать, набирать документы или выписывать счета локально – без использования сети. С тонкими клиентами такой номер не пройдет. Так что сервер в данной системе – основное беспрерывно работающее под увеличенной нагрузкой устройство. При его выборе надо подходить под максимальный запас производительности и надежности. Каналы связи с сервером также должны быть надежными и высокопроизводительными. Именно благодаря высокой скорости современных сетей стали возрождаться несколько подзабытые терминальные решения. То есть на работу сети накладываются дополнительные требования по качеству. Без системного администратора все равно не обойтись. Если позволить пользователям ставить/удалять программы на сервере, а также завершать его работу, то Апокалипсис наступит гораздо быстрее, чем при работе на персоналках. Однако теперь админу не приходится бегать по этажам и зданиям, ведь администрирование всей сети заключается только в управлении сервером, что можно сделать и удаленно. Поэтому системщика не обязательно брать в штат. Что касается обслуживания железа, то админу и тут дел не много - тонкий клиент не ремонтируется, как ПК, по блокам.
И в заключении, как всегда, о главном, то есть о денежных средствах. Стоимость хорошего терминального решения на тонких клиентах сейчас сравнима со стоимостью реализации сети на персональных компьютерах такой же производительности. Поэтому стратегическое решение о типе и структуре вычислительной системы предприятия принять непросто. Надо считать все плюсы и минусы. Исходите не из убытков – исходите из прибылей!
Александр Оакли, oakly@tut.by.
Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 02 за 2006 год в рубрике технологии