Америка борется с цифровым неравенством
Если просматривать только общую статистику, то может показаться, что проблема цифрового неравенства давно решена. Согласно проведенному в марте 2005 года исследованию организации Pew Internet & American Life Project, Интернетом пользуются 67% взрослых американцев и 87% подростков. В сентябре 2004 года отчет Henry J. Kaiser Family Foundation показал, что 96% всех детей в возрасте от 8 до 18 лет по крайней мере однажды выходили в онлайн и что при разбивке с учетом этнического фактора и дохода семьи это число меняется всего на несколько процентных пунктов. Создается впечатление, что нам больше не надо заботиться о наведении моста между технологически имущими и неимущими.
Если же более детально разбираться в том, как именно американцы используют Интернет и информационные технологии, то обнаружится, что дело обстоит совсем иначе. Так, всего 29% школьников из семей с годовым доходом менее $15 тыс. пользуются домашним компьютером для выполнения учебных заданий. Для сравнения, в семьях с доходом $75 тыс. свыше 77% детей делают уроки на домашнем компьютере.
Но даже эти цифры, учитывающие доходы, мало о чем говорят. Они рисуют всего лишь одномерную картину. Попытка определить, существует ли качественное неравенство, только по количеству людей, применяющих Интернет и технологические инструменты, проблематична. Это все равно, что пытаться определить, как много людей умеет водить машину, спрашивая, сидели ли они в ней когда-нибудь.
На самом деле необходимо выяснить следующее: действительно ли технология усиливает неравенство между разными группами в обществе. Например, создает ли та скорость, с которой элиты воспринимают новые технологии, растущий «интеллектуальный разрыв» между ней и теми, кто не знает о новейших технологиях, не умеет ими пользоваться или не может их себе позволить?
Если темпы технологического прогресса действительно постоянно ускоряются, не служит ли это причиной того, что более образованные, благополучные и уже освоившие язык технологии люди не просто окажутся впереди, а станут все дальше и дальше отрываться от остальных?
Как определить, существует ли этот разрыв на самом деле? Никак — в этом-то и проблема. Однако без всяких исследований легко заметить реальную разницу в качестве жизни между теми, кто имеет круглосуточный широкополосный доступ, и теми, у кого вообще нет доступа в Интернет или кому приходится стоять в очереди в публичной библиотеке, чтобы его получить.
Не нужно быть доктором философии, чтобы убедиться, как трудно приходится в информационный век тем, кому недостает технологической грамотности или навыков, чтобы конкурировать с людьми, имеющими возможность в любое время гонять информацию из одного конца планеты в другой и обратно. Не нужно ждать отчета Министерства торговли по созданию рабочих мест для представителей нового поколения, так как к тому времени, когда эти новые рабочие места появятся, там уже будет «интернетизированная» элита.
Ккак же бороться с этим новым цифровым неравенством?
Начать нужно со сбора информации не только о количестве, но и о качестве доступа к технологии и ее использования. Только тогда можно будет приступить к устранению неравенства в знаниях и общего неравенства, к которому оно ведет. Отчет, опубликованный организацией Children's Partnership и озаглавленный «Измерение цифровых возможностей для американских детей», делает шаг в этом направлении.
Затем, воспользовавшись этой информацией, можно приступать к разработке плана здорового, равноправного и постоянного приобщения всех американцев к информационной технологии. Группа из Общественного технологического фонда Калифорнии уже занимается созданием такого плана для штата Калифорния.
И пусть ИТ-индустрия сама станет полноценным участником процесса расширения доступности технологии и ее использования в общественно-полезных целях. Например, пусть закон штата Калифорния потребует, чтобы 50% всей экономии от предполагаемого слияния SBC Communications и AT&T возвратилось обществу. Если слияние произойдет, почему бы не направить сэкономленные средства в реальные программы по устранению цифрового неравенства в соответствии с подготовленным планом?
Наконец, нужно признать, что хотя его трудно оценить количественно, новое лицо цифрового неравенства не такое уж и новое. На самом деле конгрессмен Мартин Лютер Кинг-младший очень красноречиво выразил это почти 37 лет назад: «Наш научный и технологический гений сделал всех жителей планеты соседями, но мы еще не выработали этических норм проживания в этом соседстве. Не знаю как, но мы должны как-нибудь это сделать».
Пол Лам, член Community Technology Foundation of California.
Если же более детально разбираться в том, как именно американцы используют Интернет и информационные технологии, то обнаружится, что дело обстоит совсем иначе. Так, всего 29% школьников из семей с годовым доходом менее $15 тыс. пользуются домашним компьютером для выполнения учебных заданий. Для сравнения, в семьях с доходом $75 тыс. свыше 77% детей делают уроки на домашнем компьютере.
Но даже эти цифры, учитывающие доходы, мало о чем говорят. Они рисуют всего лишь одномерную картину. Попытка определить, существует ли качественное неравенство, только по количеству людей, применяющих Интернет и технологические инструменты, проблематична. Это все равно, что пытаться определить, как много людей умеет водить машину, спрашивая, сидели ли они в ней когда-нибудь.
На самом деле необходимо выяснить следующее: действительно ли технология усиливает неравенство между разными группами в обществе. Например, создает ли та скорость, с которой элиты воспринимают новые технологии, растущий «интеллектуальный разрыв» между ней и теми, кто не знает о новейших технологиях, не умеет ими пользоваться или не может их себе позволить?
Если темпы технологического прогресса действительно постоянно ускоряются, не служит ли это причиной того, что более образованные, благополучные и уже освоившие язык технологии люди не просто окажутся впереди, а станут все дальше и дальше отрываться от остальных?
Как определить, существует ли этот разрыв на самом деле? Никак — в этом-то и проблема. Однако без всяких исследований легко заметить реальную разницу в качестве жизни между теми, кто имеет круглосуточный широкополосный доступ, и теми, у кого вообще нет доступа в Интернет или кому приходится стоять в очереди в публичной библиотеке, чтобы его получить.
Не нужно быть доктором философии, чтобы убедиться, как трудно приходится в информационный век тем, кому недостает технологической грамотности или навыков, чтобы конкурировать с людьми, имеющими возможность в любое время гонять информацию из одного конца планеты в другой и обратно. Не нужно ждать отчета Министерства торговли по созданию рабочих мест для представителей нового поколения, так как к тому времени, когда эти новые рабочие места появятся, там уже будет «интернетизированная» элита.
Ккак же бороться с этим новым цифровым неравенством?
Начать нужно со сбора информации не только о количестве, но и о качестве доступа к технологии и ее использования. Только тогда можно будет приступить к устранению неравенства в знаниях и общего неравенства, к которому оно ведет. Отчет, опубликованный организацией Children's Partnership и озаглавленный «Измерение цифровых возможностей для американских детей», делает шаг в этом направлении.
Затем, воспользовавшись этой информацией, можно приступать к разработке плана здорового, равноправного и постоянного приобщения всех американцев к информационной технологии. Группа из Общественного технологического фонда Калифорнии уже занимается созданием такого плана для штата Калифорния.
И пусть ИТ-индустрия сама станет полноценным участником процесса расширения доступности технологии и ее использования в общественно-полезных целях. Например, пусть закон штата Калифорния потребует, чтобы 50% всей экономии от предполагаемого слияния SBC Communications и AT&T возвратилось обществу. Если слияние произойдет, почему бы не направить сэкономленные средства в реальные программы по устранению цифрового неравенства в соответствии с подготовленным планом?
Наконец, нужно признать, что хотя его трудно оценить количественно, новое лицо цифрового неравенства не такое уж и новое. На самом деле конгрессмен Мартин Лютер Кинг-младший очень красноречиво выразил это почти 37 лет назад: «Наш научный и технологический гений сделал всех жителей планеты соседями, но мы еще не выработали этических норм проживания в этом соседстве. Не знаю как, но мы должны как-нибудь это сделать».
Пол Лам, член Community Technology Foundation of California.
Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 07 за 2005 год в рубрике мнение