корпоративные порталы
Понятие "портал" остается одним из самых туманных и неоднозначных. Еще на заре появления портального ПО и разработчиками, и аналитиками была предложена масса терминов: и бизнес-портал, и интеллектуальный бизнес-портал, и корпоративный интранет-портал, и, наконец, корпоративный портал, который и можно считать приемлемым названием для такого рода разработок. Тем не менее, даже сейчас могие пользователи порталов имеют смутное представление о том, что это такое. Порой разработчики весьма вольно обращаются с этим термином, называя им любые приложения, работающие в Сети. Фактически происходит борьба интересов - поставщики стремятся убедить общественность в том, что портал означает именно то, что они и предлагают.
Согласно Gartner, можно выделить следующие виды порталов.
Мегапорталы. Возникли одними из первых (Lycos, America Online, Yahoo!). Они обращались к сообществу Сети, а не отдельным группам пользователей. Основная функция таких порталов – быть специфически сетевым средством массовой информации.
Верткальные порталы. Иногда их называют нишевыми порталами или ворталами (vortals). Они предназначены для специфических групп пользователей – например, медицинские порталы, порталы для женщин и т.п.
B2B порталы. Это электронные торговые площадки, которые разрабатываются для ведения бизнеса в Сети.
Корпоративные порталы (Enterprise Portals). Разрабатываются для нужд одной компании, для решения как внутрикорпоративных задач, так и для коммуникации с внешним миром – с покупателями, поставщиками, партнерами.
В дальнейшем в рамках настоящего обзора мы будем использовать термин "корпоративный интранет-портал" и говорить именно о "корпоративном портале", возникшем из технологии Intranet и предназначенном для использования внутри компании.
назначение и цели создания корпоративного интранет-портала
В общем смысле порталы лучше классифицировать по реализации уровней взаимодействия, которые они обеспечивают. Можно выделить следующие основные уровни автоматизации взаимодействия:
- компания – сотрудники;
- подразделения – подразделения;
- сотрудник – сотрудник;
- компания – партнеры и инвесторы;
- компания – клиенты.
Назначение корпоративного интранет-портала:
- предоставление прозрачного доступа к управленческой информации, содержащейся в различных информационных системах, эксплуатирующихся в компании, а также других информационных источниках;
- предоставление единой точки доступа к корпоративной информации, корпоративным приложениям и другим источникам данных внутри и вне компании. При этом информация может предоставляться в персонифицированном, интегрированном и агрегированном виде – то есть предоставляться таким образом, чтобы максимально поддерживать процесс принятия бизнес-решений и решений функциональных проблем и задач;
- ведение исторической базы ключевых показателей деятельности компании, расчет необходимых показателей на основе данных, содержащихся в информационных системах компании. Предоставление аналитических расшифровок значений показателей с различной степенью подробности;
- поддержка совместной работы между сотрудниками, подразделениями и службами компании.
Цели создания корпоративного интранет-портала:
- повышение уровня управления и поддержки принятия решений менеджерами компании за счет организации сбора, консолидации и анализа необходимой информации;
- создание единой базы знаний компании, включая агрегированную информацию, получение которой требует больших временных и ресурсных затрат;
- экономия времени и усилий сотрудников компании;
- сокращение расходов и издержек компании;
- повышение уровня коммуникаций и совместной работы между сотрудниками компании;
- поддержка процессов по унификации и стандартизации процессов и процедур в компании;
- повышение качества работы и обслуживания клиентов компании;
- повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компании.
В результате внедрения корпоративного интранет-портала компания получает ряд преимуществ, которые можно условно подразделить на прямые и косвенные.
Прямые выгоды:
- экономия рабочего времени сотрудников компании;
- экономия на скорости прохождения операций;
- повышение скорости принятия решений;
- экономия от повторного использования накопленных в компании знаний;
- снижение стоимости взаимодействия с удаленными подразделениями компании;
- обмен знаниями внутри компании, и как следствие повышение качества и производительности работы сотрудников;
- снижение стоимости взаимодействия и обмена информацией с партнерами компании;
- экономия на стоимости лицензий по сравнению с работой через клиент-серверные приложения;
- более низкая стоимость на обеспечение информационной безопасности;
- более низкая стоимость сопровождения систем.
Косвенные выгоды:
- оптимизация бизнес-процессов компании;
- повышение эффективности работы сотрудников;
- прозрачность работы всех подразделений компании;
- скорость информирования персонала о важных события и мероприятиях внутри компании;
- повышение управляемости компании за счет организации эффективной обратной связи с персоналом;
- построение эффективных горизонтальных связей и обмена информацией между подразделениями компании;
- сплочение сотрудников через формирование групп по интересам;
- более быстрый и безболезненный вход новых сотрудников в жизнь компании;
- повышение имиджа компании в глазах сотрудников, партнеров компании, инвесторов.
Конечно, порталы не панацея от всех проблем, но они отличный инструмент, посредством которого руководство компании и сотрудники могут легко и просто обращаться к всевозможным информационным источникам и информационным системам, которые, как правило, "лоскутным" образом развивались в их компании. Портал – это лишь хороший инструмент для того, чтобы аккумулировать все ранее созданное в компании, дать этому правильное и полное применение, осознать свои недостатки и преимущества и упростить работу сотрудников посредством работы с одним корпоративным приложением, а не десятком разрозненных информационных систем и источников информации.
вопросы выбора и внедрения интранет-порталов
Как правило, есть три стандартных сценария при выборе решения для корпоративного портала:
- покупка готовых решений (платформ или систем высокой готовности);
- разработка с нуля (заказные разработки);
- комбинированный подход (разработка специфических модулей, но на базе уже готовых решений или платформ).
Каждый из подходов имеет свои плюсы и минусы, но, как правило, при выборе решения происходит оценка всех подходов по следующему набору критериев:
- стоимость решения (включая лицензии, оборудование и работы);
- скорость внедрения и поставки готовой системы;
- уникальность бизнес-процессов компании или наличие специфических требований;
- корпоративные стандарты и предпочтения по технологиям;
- наличие квалифицированных специалистов внутри компании и их специализация;
- новаторский или консервативный стиль работы компании;
- подход к внедрению системы – система настраивается под бизнес-процессы компании, или компании настраивает бизнес-процессы под функциональность системы.
В любом случае необходим детальный анализ ситуации в каждом конкретном случае и индивидуальный подход при выборе решения.
Методология внедрения интранет-порталов, в целом, аналогична внедрению любой информационной системы с большим количеством пользователей. Безусловно, внедрение таких систем требует профессионального подхода со стороны разработчиков, квалифицированного менеджера проекта и проектной команды, промышленного подхода к разработке и внедрению системы (проектирование, разработка, тестирование, обучение, ввод в эксплуатацию). Но самое важное, о чем не следует забывать, - это то, что при внедрении корпоративного интранет-портала на первый план выходят не технические трудности, а административные проблемы, вопросы информационной безопасности, передачи знаний от разработчика к конечным пользователям.
Особенности внедрения корпоративного портала во многом зависят от целей и задач, которые ставит перед данной системой заказчик, от его корпоративной культуры и текущего уровня автоматизации в компании. Две конкурирующих на рынке компании могут предъявлять различные требования к системе, и внедрение корпоративного портала в этих компаниях будет проводиться абсолютно разным способом.
Как правило, все компании сталкиваются с одинаковым набором проблем при внедрении корпоративных порталов. К их числу можно отнести следующие:
- необходимость изменения бизнес-процессов компании вследствие уже проведенной автоматизации, необходимость перераспределения ответственности;
- отсутствие формализации процессов и их документирования, что не позволяет произвести четкую постановку задачи;
- привычка работать на "личном контакте";
- низкая культура использования компьютеров в компаниях;
- сопротивление со стороны персонала компаний при внедрении системы;
- недостаточная твердость руководства при внедрении системы в компании;
- низкий уровень понимания потенциальных выгод от использования корпоративных информационных систем руководством и сотрудниками компании;
- сложность с формализацией распределения прав доступа к информации;
- попытка переноса имеющегося в компании информационного беспорядка в автоматизированный беспорядок посредством портала;
- отсутствие опыта эксплуатации подобных систем, и как следствие низкий уровень понимания возможных вариантов использования портала.
Нельзя сказать, что все эти проблемы являются неразрешимыми. Просто для более эффективного их решения необходимо привлекать опытных специалистов и консультантов, которые имеют опыт внедрения подобных системы и предложат компании пути и способы решения этих проблем, уже апробированные у других клиентов, с учетом знания специфики местного бизнеса.
Андрей Надеин, TopS Business Integrator, Владимир Кузнецов, e-commerce.ru.
обсуждение статьи
Согласно Gartner, можно выделить следующие виды порталов.
Мегапорталы. Возникли одними из первых (Lycos, America Online, Yahoo!). Они обращались к сообществу Сети, а не отдельным группам пользователей. Основная функция таких порталов – быть специфически сетевым средством массовой информации.
Верткальные порталы. Иногда их называют нишевыми порталами или ворталами (vortals). Они предназначены для специфических групп пользователей – например, медицинские порталы, порталы для женщин и т.п.
B2B порталы. Это электронные торговые площадки, которые разрабатываются для ведения бизнеса в Сети.
Корпоративные порталы (Enterprise Portals). Разрабатываются для нужд одной компании, для решения как внутрикорпоративных задач, так и для коммуникации с внешним миром – с покупателями, поставщиками, партнерами.
В дальнейшем в рамках настоящего обзора мы будем использовать термин "корпоративный интранет-портал" и говорить именно о "корпоративном портале", возникшем из технологии Intranet и предназначенном для использования внутри компании.
назначение и цели создания корпоративного интранет-портала
В общем смысле порталы лучше классифицировать по реализации уровней взаимодействия, которые они обеспечивают. Можно выделить следующие основные уровни автоматизации взаимодействия:
- компания – сотрудники;
- подразделения – подразделения;
- сотрудник – сотрудник;
- компания – партнеры и инвесторы;
- компания – клиенты.
Назначение корпоративного интранет-портала:
- предоставление прозрачного доступа к управленческой информации, содержащейся в различных информационных системах, эксплуатирующихся в компании, а также других информационных источниках;
- предоставление единой точки доступа к корпоративной информации, корпоративным приложениям и другим источникам данных внутри и вне компании. При этом информация может предоставляться в персонифицированном, интегрированном и агрегированном виде – то есть предоставляться таким образом, чтобы максимально поддерживать процесс принятия бизнес-решений и решений функциональных проблем и задач;
- ведение исторической базы ключевых показателей деятельности компании, расчет необходимых показателей на основе данных, содержащихся в информационных системах компании. Предоставление аналитических расшифровок значений показателей с различной степенью подробности;
- поддержка совместной работы между сотрудниками, подразделениями и службами компании.
Цели создания корпоративного интранет-портала:
- повышение уровня управления и поддержки принятия решений менеджерами компании за счет организации сбора, консолидации и анализа необходимой информации;
- создание единой базы знаний компании, включая агрегированную информацию, получение которой требует больших временных и ресурсных затрат;
- экономия времени и усилий сотрудников компании;
- сокращение расходов и издержек компании;
- повышение уровня коммуникаций и совместной работы между сотрудниками компании;
- поддержка процессов по унификации и стандартизации процессов и процедур в компании;
- повышение качества работы и обслуживания клиентов компании;
- повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компании.
В результате внедрения корпоративного интранет-портала компания получает ряд преимуществ, которые можно условно подразделить на прямые и косвенные.
Прямые выгоды:
- экономия рабочего времени сотрудников компании;
- экономия на скорости прохождения операций;
- повышение скорости принятия решений;
- экономия от повторного использования накопленных в компании знаний;
- снижение стоимости взаимодействия с удаленными подразделениями компании;
- обмен знаниями внутри компании, и как следствие повышение качества и производительности работы сотрудников;
- снижение стоимости взаимодействия и обмена информацией с партнерами компании;
- экономия на стоимости лицензий по сравнению с работой через клиент-серверные приложения;
- более низкая стоимость на обеспечение информационной безопасности;
- более низкая стоимость сопровождения систем.
Косвенные выгоды:
- оптимизация бизнес-процессов компании;
- повышение эффективности работы сотрудников;
- прозрачность работы всех подразделений компании;
- скорость информирования персонала о важных события и мероприятиях внутри компании;
- повышение управляемости компании за счет организации эффективной обратной связи с персоналом;
- построение эффективных горизонтальных связей и обмена информацией между подразделениями компании;
- сплочение сотрудников через формирование групп по интересам;
- более быстрый и безболезненный вход новых сотрудников в жизнь компании;
- повышение имиджа компании в глазах сотрудников, партнеров компании, инвесторов.
Конечно, порталы не панацея от всех проблем, но они отличный инструмент, посредством которого руководство компании и сотрудники могут легко и просто обращаться к всевозможным информационным источникам и информационным системам, которые, как правило, "лоскутным" образом развивались в их компании. Портал – это лишь хороший инструмент для того, чтобы аккумулировать все ранее созданное в компании, дать этому правильное и полное применение, осознать свои недостатки и преимущества и упростить работу сотрудников посредством работы с одним корпоративным приложением, а не десятком разрозненных информационных систем и источников информации.
вопросы выбора и внедрения интранет-порталов
Как правило, есть три стандартных сценария при выборе решения для корпоративного портала:
- покупка готовых решений (платформ или систем высокой готовности);
- разработка с нуля (заказные разработки);
- комбинированный подход (разработка специфических модулей, но на базе уже готовых решений или платформ).
Каждый из подходов имеет свои плюсы и минусы, но, как правило, при выборе решения происходит оценка всех подходов по следующему набору критериев:
- стоимость решения (включая лицензии, оборудование и работы);
- скорость внедрения и поставки готовой системы;
- уникальность бизнес-процессов компании или наличие специфических требований;
- корпоративные стандарты и предпочтения по технологиям;
- наличие квалифицированных специалистов внутри компании и их специализация;
- новаторский или консервативный стиль работы компании;
- подход к внедрению системы – система настраивается под бизнес-процессы компании, или компании настраивает бизнес-процессы под функциональность системы.
В любом случае необходим детальный анализ ситуации в каждом конкретном случае и индивидуальный подход при выборе решения.
Методология внедрения интранет-порталов, в целом, аналогична внедрению любой информационной системы с большим количеством пользователей. Безусловно, внедрение таких систем требует профессионального подхода со стороны разработчиков, квалифицированного менеджера проекта и проектной команды, промышленного подхода к разработке и внедрению системы (проектирование, разработка, тестирование, обучение, ввод в эксплуатацию). Но самое важное, о чем не следует забывать, - это то, что при внедрении корпоративного интранет-портала на первый план выходят не технические трудности, а административные проблемы, вопросы информационной безопасности, передачи знаний от разработчика к конечным пользователям.
Особенности внедрения корпоративного портала во многом зависят от целей и задач, которые ставит перед данной системой заказчик, от его корпоративной культуры и текущего уровня автоматизации в компании. Две конкурирующих на рынке компании могут предъявлять различные требования к системе, и внедрение корпоративного портала в этих компаниях будет проводиться абсолютно разным способом.
Как правило, все компании сталкиваются с одинаковым набором проблем при внедрении корпоративных порталов. К их числу можно отнести следующие:
- необходимость изменения бизнес-процессов компании вследствие уже проведенной автоматизации, необходимость перераспределения ответственности;
- отсутствие формализации процессов и их документирования, что не позволяет произвести четкую постановку задачи;
- привычка работать на "личном контакте";
- низкая культура использования компьютеров в компаниях;
- сопротивление со стороны персонала компаний при внедрении системы;
- недостаточная твердость руководства при внедрении системы в компании;
- низкий уровень понимания потенциальных выгод от использования корпоративных информационных систем руководством и сотрудниками компании;
- сложность с формализацией распределения прав доступа к информации;
- попытка переноса имеющегося в компании информационного беспорядка в автоматизированный беспорядок посредством портала;
- отсутствие опыта эксплуатации подобных систем, и как следствие низкий уровень понимания возможных вариантов использования портала.
Нельзя сказать, что все эти проблемы являются неразрешимыми. Просто для более эффективного их решения необходимо привлекать опытных специалистов и консультантов, которые имеют опыт внедрения подобных системы и предложат компании пути и способы решения этих проблем, уже апробированные у других клиентов, с учетом знания специфики местного бизнеса.
Андрей Надеин, TopS Business Integrator, Владимир Кузнецов, e-commerce.ru.
обсуждение статьи
Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 01 за 2005 год в рубрике технологии