Белорусскими дорогами займутся китайцы

В «дорожном» секторе белорусской строительной промышленности самым заметным событием нынешнего лета стала пресс-конференция начальника управления содержания дорожной сети департамента «Белавтодор» Александра Головнева. Чиновник рассказал много интересного. И прежде всего о том, что сегодняшний уровень бюджетного финансирования ремонта дорожной сети явно недостаточен.

По его данным, в 2010 году на ремонт и содержание республиканских дорог из бюджета выделяется 850 миллиардов рублей. «Финансирование содержания дорог очень близко к необходимости – увеличить его можно на 20 процентов. С ремонтом дорог сложнее: финансирование текущего ремонта необходимо увеличивать в 2,5 раза, капитального ремонта – в 5 раз», – сказал Головнев. По его словам, в Беларуси проложено 15,5 тысяч километров республиканских дорог. «Сейчас мы проводим капитальный ремонт около 150 километров дорог в год. Получается, что межремонтный период составляет 100 лет, тогда как он не должен быть более 20 лет», – подчеркнул Головнев.

Между тем, к хроническим проблемам добавилась еще одна, уникальная для нынешнего года. Жаркая погода плохо сказывается на состоянии автомобильных дорог Беларуси. По словам Александра Головнева, в жаркую погоду асфальт плавится, слои покрытия сдвигаются, на дорогах образуются наплывы. Непопулярным, но наиболее действенным способом борьбы с ухудшением качества дорог в жаркую погоду может стать только ограничение проезда транспортных средств. Так, в Беларуси сейчас с 11.00 до 21.00 при температуре воздуха выше 25 градусов Цельсия ограничивается движение транспортных средств с нагрузкой на одиночную ось более 6 тонн по республиканским автомобильным дорогам с асфальтобетонным покрытием. Применение других мер, например, полив дорог водой, считается неэффективным.

Как показала реальная практика, белорусским дорогам приходится функционировать в режиме температур от минус 20 до почти плюс 40 градусов. Это значит, что вопросу качества дорожно-строительных материалов и строительства дорог в ближайшее время будет уделено особое внимание. Так, уже принято решение о повышении качества стройматериалов, белорусские заводы готовятся к выпуску битума по евростандарту. Предстоит решить вопрос и с качеством щебня для дорожного строительства. «По этому материалу есть проблемы, в том числе по составу фракций. Да, мы могли бы делать дороги из цементобетона, но это совершенно другой уровень комфортности. Это жесткий материал, по которому постоянно прыгаешь и скачешь», – уточнил Александр Головнев.

Но денег на развитие дорожного строительства в Беларуси все равно не хватает. Выходом может стать активное сотрудничество с иностранными инвесторами. На все той же пресс-конференции Александр Головнев рассказал: «Есть несколько потенциальных инвесторов, в том числе из Австрии, Германии и Франции, которые предлагают кредитное финансирование строительства второй Минской кольцевой автодороги». Кто из них примет участие в проекте, пока не определено, переговоры продолжаются.

Александр Головнев отметил, что на первом этапе будет построено 56 километров Минской кольцевой автодороги. При этом первая очередь объекта должна быть построена уже к чемпионату мира по хоккею 2014 года.

Но далеко не только европейцы готовы помочь белорусским дорожникам кредитами и технологиями. Сейчас Беларусь продолжает переговоры с китайской стороной о выделении кредита на реконструкцию автодороги М5 Минск-Гомель на участке Бобруйск-Жлобин. Как рассказал Александр Головнев, вопрос о привлечении китайского кредита в объеме 200 миллионов долларов прорабатывается очень основательно. Уже проведен ряд переговоров с китайскими банками. «Есть серьезные основания говорить о том, что этот кредит будет выделен, – сказал он. – За два года мы должны эту дорогу построить». В то же время Александр Головнев напомнил, что китайские банки предлагают связанный кредит. Это значит, что при его получении Беларусь должна будет использовать китайские материалы, оборудование, привлекать китайских специалистов. В настоящее время Беларусь ведет переговоры об уменьшении этой доли связанности. Первоначально китайские специалисты настаивали на том, что они отработают 70 процентов планируемого к выделению кредита. К настоящему моменту удалось снизить эту цифру до 30 процентов. «Это приемлемо для нас, в ином случае получится так, что китайские специалисты приедут к нам, построят дорогу, заработают деньги. Нас это не устраивает, ведь наши дорожные службы не загружены полностью», – сказал чиновник.

Пока стороны еще не вышли на уровень подписания проекта. В настоящее время Беларусь ведет поиск китайской строительной компании, которая готова работать в Беларуси. «Только после того, как мы договоримся о сотрудничестве, китайский банк выделит кредит», – пояснил Александр Головнев. Он также сообщил, что переговоры о выделении кредита на реконструкцию автодороги М5 Минск-Гомель на участке Осиповичи-Бобруйск продолжаются с Всемирным банком. Все необходимые документы уже прошли согласование в Совмине, проект одобрен, Министерству транспорта и коммуникаций даны полномочия на подписание кредитного соглашения.

Но если по дороге М5 Минск-Гомель переговоры с китайцами еще ведутся, то по поводу минских транспортных развязок уже все решено. В Минске уже в текущем году планируется начать строительство двух транспортных развязок, генеральным подрядчиком которых выступит китайская корпорация Beijing Uni-Construction Group.

Развязки начнут возводить на перекрестках улиц Тимирязева и Орловской, а также улицы Алибегова с проспектом Дзержинского. Проекты уже прошли экспертизу, заключены соответствующие контракты. Планируется, что в ближайшие месяцы будут подписаны договоры на выполнение субподрядных работ управлением дорожно-мостового строительства и благоустройства (УДМСиБ) Мингорисполкома. В перспективе не исключается участие китайской корпорации в строительстве других транспортных развязок.

Договоренность о реализации в Минске совместных проектов была достигнута еще во время официального визита в Беларусь заместителя председателя КНР Си Цзиньпина (24-25 марта). По оценкам экспертов, общий пакет возможных контрактов, которые впоследствии будут подписаны, оценивается в сумму более 1,5 миллиардов долларов.

В целом же в Минске до 2020 года планируется построить 20 транспортных развязок, в том числе в 2011 году ввести в эксплуатацию две развязки, в 2012-м – три, в 2013-м – тоже три развязки. По оценке городских властей, это серьезный прорыв в развитии транспортной инфраструктуры столицы. Тем самым будет разблокировано движение по минским улицам.

В целом содержание и развитие улично-дорожной сети столицы дорого обходится бюджету. Так, капитальный ремонт одного квадратного метра стоит около 120 тысяч белорусских рублей, строительство и реконструкция обходится в 150-160 тысяч. Добавим, что в Минске заасфальтировано 18 миллионов квадратных метров дорог. Ежегодно 10 процентов этого объема, или 1,8 миллиона квадратных метров, необходимо капитально ремонтировать.

Антон Платов


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 31 за 2010 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость