Гостиничный бизнес: новый расклад

Инвесторы приходят в чувство

По мере постепенного улучшения экономических условий в мире инвесторы медленно, но верно склоняются к тому, чтобы вновь вкладывать деньги в гостиничную недвижимость. По оценкам экспертов компании Jones Lang LaSalle Hotels, которая знаменита своими консалтинговыми и инвестиционными услугами в области гостиничной недвижимости, самые сильные чувства у вкладчиков теперь вызывают мысли о покупках отелей в Париже и Лондоне, но годятся и другие серьезные европейские города, например, Рим, Милан и Барселона.

Тенденция, указанная специалистами Jones Lang LaSalle Hotels, наметилась в октябре прошлого года. И по прогнозам, в 2010 году инвестиционная деятельность должна значительно активизироваться по сравнению с 2009-м. Но активность эта все-таки будет значительно ниже, чем в рекордные годы, которыми для отрасли были 2006-й или 2007-й.

Только города Центральной Восточной Европы и Ближнего Востока в ближайшее время будут выздоравливать медленнее, чем западноевропейские рынки. Футуризм теперь в почете, и о прогнозах говорят многие. Так, крупнейшие выставки недвижимости тоже прошлись по тенденциям отрасли устами своих экспертов.

Устроители 13-й международной специализированной выставки коммерческой недвижимости и инвестиций Expo Real, которая откроется в Мюнхене только 4 октября, будут исходить из того, что постепенное оживление гостиничного бизнеса наблюдается во всем мире. На смену тяжелому периоду приходят восстановление отрасли и «новый расклад на рынке».

Как теперь обстоят дела в наиболее привлекательных регионах, эксперты обсудят на конференции Hospitality Industry Dialogue, которая пройдет 4 октября в Мюнхене в рамках Expo Real 2010. В 9-й раз в ней примут участие ключевые представители мирового гостиничного бизнеса.

Какие из известных финансовых инструментов – банки, фонды, доверительное управление – все еще или снова работают? Программы развития требуют финансирования, и этот вопрос после кризиса по-прежнему остается актуальным и нерешенным.

Учитывая, что международные гостиничные сети избегают рисков и предпочитают заключать договор на управление или франшизу, актуальным для инвесторов является вопрос «Какова цена договорам на управление или франшизу?».

Те, кто сегодня размышляет о строительстве экологических отелей, должны учесть следующее обстоятельство: финансирование и управление проектом не ограничиваются лишь созданием гостиничного комплекса. Концепция развития гостиницы должна охватывать также весь регион, в котором запланирован проект. В этом смысле не все компании в полной мере реализуют принцип корпоративной социальной ответственности: одним из примеров является роскошный остров Frйgate Island Private (Сейшелы), представленный на Expo Real в лице главы Марка Эберхарда.

Другим докладчиком станет старший вице-президент гостиничной сети Emirates Hotels в Дубае Тони Вильямс. На прошлой неделе Emirates Hotels сообщили, что Wolgan Valley Resort & Spa, первый экологический курорт Австралии класса люкс, стал первой гостиницей в мире, получившей свидетельство о нейтральной эмиссии углерода. Курорт использует солнечные панели для всех систем горячей воды, значительно уменьшая потребление энергии.

Углеродо-нейтральный статус для Wolgan Valley стал возможен благодаря ряду инициатив, включая крупномасштабные экологические программы реабилитации, прекращение выпаса рогатого скота в зоне недвижимости и защиту существующей растительности. Более 175.000 деревьев местных пород были посажены среди дикорастущих и вдоль ручья на участке. Низким уровень энергопотребления был уже на стадии проектирования благодаря использованию зеленых принципов строительства, в том числе солнечной энергии и рециркуляции тепла. Хозяева курорта потребовали от своего поставщика электричества, компании Origin Energy, чтобы 35 процентов энергии поступало от возобновляемых источников, то есть максимально доступный в настоящее время процент. В Wolgan Valley исповедуют принципы локального питания, поэтому продукты закупаются в радиусе не далее 100 миль, что дополнительно сокращает загрязнения природы, связанные с транспортом, а заодно стимулирует местную экономику.

Mipim, крупнейшая международная ежегодная выставка недвижимости, представляющая инвестиционные проекты со всего мира, состоялась в Каннах в марте этого года. Там не столько обсуждали тенденции, сколько наглядно показывали, куда все-таки катится мир.

Так, победителем традиционного конкурса Mipim в номинации «Отели и туризм» стал гостиничный комплекс в Бонне. Отель Kameha Grand Bonn, который уже стал заветным местом для эстетов, входит в сеть The Leading Hotels Of The World. Это, между прочим, панорамный пятизвездочный дизайнерский отель с видом на Рейн. К услугам гостей стандартный мировой набор отеля этого класса: дизайнерские номера, кухня гурмэ, spa-центр, спортклуб, конференц-залы, концертная площадка и открытый бассейн с подогревом.

Отель Kameha Grand Bonn привлекателен также своим конструктивным решением. Голландский архитектор Марсель Вандерс спроектировал его так, что все окна открывают панорамный вид на Рейн и Зибенгебирские горы.
Еще одна визитная карточка отеля - большой стеклянный атриум, в котором проходят крупные конференции, форумы и показы мод.
Поощрительный приз жюри в той же гостиничной номинации получили архитекторы из Польши, которые разместили респектабельный четырехзвездочный отель в здании бывшей ткацкой фабрики в Лодзи.

Не Бонд знает что

У канадского отельера и писателя Дэниела Эдварда Крейга (тезка последнего исполнителя роли Джеймса Бонда), свои критерии выбора отраслевых тенденций. Как и полагается, еще в начале года в своем блоге он изложил десятку предсказаний на 2010 год для гостиничной индустрии. Он напророчил, что все попытки обуздать падение цен на услуги гостеприимства, включая предложение бесплатных завтраков и парковки, а также новых пакетов услуг, окажутся бесполезными. Операторам гостиниц не удастся стяжать лавры авиаперевозчиков, которые запросто отменяют полеты, не беспокоясь о таких пустяках, как удобства пассажиров, или компаний проката автомобилей, которые собирают премиальные за нестандартные авто. Постояльцы по-прежнему смогут урвать с гостиниц неустойку за малейшие недочеты в обслуживании.

Зато гостиницы смогут оторваться в социальных сетях. Они больше не будут терпеть ситуацию, когда гости ведут себя отвратительно, а потом пишут противные, предвзятые отзывы на сайтах вроде TripAdvisor. Гостиничная отрасль запустит собственный веб-сайт, куда служащие будут отправлять честные отзывы о постояльцах, оценивая их манеры, размеры чаевых, честность, интеллект, опрятность, а также сугубые частности — вроде вкуса к алкоголю и порно, ночных посетителей и количества пропавшего и поврежденного за время постоя имущества гостиницы.

Крейг уверен, что путешествия станут виртуальными. «Путешественники» будут удаленно регистрироваться в гостинице, совершать удаленные набеги на мини-бары, удаленно спать в забронированных номерах, посещать встречи и, наконец, удаленно съезжать из гостиницы, не выходя при этом из собственного дома.

Возможно, держать для таких виртуальных постояльцев реальные гостиницы тоже будет весело, но все-таки такая тенденция, как первичность безопасности перед сервисом, в некотором смысле обессмыслится. Зачем устанавливать на ресепшене, как прогнозирует Крейг, полные сканеры тела, если подозреваемых в терроризме и переноске вирусов нельзя будет сразу же переадресовать ближайшему конкуренту?

И вот еще. Даже при текущем экономическом спаде организация деловых встреч в одних только США представляет собой вполне полноценную индустрию с оборотом в 175 миллиардов долларов. Каждый год американцы совершают более чем 400 миллионов дальних командировок. Но Крейг больше не прогнозирует популярности поездкам с этой целью в Лас-Вегас и прочие злачные места. Вместо казино и стрип-клубов ориентация сместится на капустный суп в каком-нибудь аутентичном ресторанчике Айова Сити или развлекательный пошив лоскутного одеяла в тамошнем мормонском центре. В наших реалиях это может выглядеть следующим образом – корпоративы переносятся из модных агроусадеб в заводские столовые.

Всему виной, как вы понимаете, экономия. Но любителям роскоши все-таки оставлена альтернатива. Она называется (как догадались?) «новая» роскошь. Но теперь это именно та, хорошо забытая старая. Потому что роскошь возвращается исключительно в свой родной сегмент – чарующий мир частных самолетов и джакузи с шампанским, и только для первоначальной целевой аудитории - миллиардеров, особ королевской крови, знаменитостей, банкиров и швейцаров гостиниц. После периода преобразования гостиниц класса люкс в палаточные лагеря так называемые гостиницы «стиля жизни» - лайфстайл отели - будут теперь открываться со скоростью по одной в 3,7 секунды.

Поиск несущественных, но приятных удобств возобновится с новой силой, например в виде попыток соорудить в номере суперкровать с простынями из 3000 видов волокон и семнадцатью вариантами подушек. Однако этой тенденции, вероятнее всего, уготован трагический финал. Он будет связан, например, с обнаружением горничной, задохнувшейся в чудо-кровати при попытке сменить постельное белье.

Пока же необходимость экономить досаждает даже богатым и знаменитым. На британскую королеву нашлась проруха - Елизавета II продала на аукционе одно из своих загородных поместий в графстве Чешир. Общая площадь поместья Hadley Hall, на территории которого находится особняк XVI века в сельском стиле, составляет свыше 20 гектаров. Сумма сделки составила около 1,5 миллионов долларов.

По мнению сообщившей об этом газеты The Independent, продажа недвижимости связана с финансовыми проблемами королевской семьи. Экономический кризис сильно ударил по акциям и объектам недвижимости, которыми владеет Елизавета II. Так, герцогство Ланкастерское - личная наследная собственность королевы - в прошлом году упала в цене на 75 миллионов фунтов стерлингов и стоит теперь только 322 миллиона фунтов. Общая стоимость недвижимости, принадлежащей британскому королевскому дому, сократилась в период кризиса почти на 20 процентов.

Европейские правительства - Великобритании, Германии, Франции и Греции - для сокращения дефицита бюджета также начинают распродавать, но не личную, а государственную недвижимость. В 2009 году объемы продаж госнедвижимости в Европе составили 840 миллионов евро, примерно 2-2,5 процента от общего ежегодного объема продаж государственных активов в течение последних четырех лет.

Рыночный спрос на государственную недвижимость зависит от причины продажи и самого актива. В таких случаях инвесторов чаще интересуют офисы, которые правительство в целях получения доходов продает, но продолжать занимать помещения. Потенциальными покупателями являются институты – местные и иностранные пенсионные фонды, страховые компании и фонды открытого типа.

У кого зеленее

Следующий тренд должен хотя бы немного успокоить тех, кто ночами не спит, волнуясь о спровоцированном человечеством изменении климата, кому не безразлично количество углерода, выбрасываемого в атмосферу во время интенсивного строительства, пробки на дорогах, ведущих в беспрестанно растущие города, и новые угольные электростанции, построенные для их освещения.

Правда, тренду этому уже не первый год. Но позиций он не сдает, а только набирает. В этом году даже на конкурсе Mipim появилась номинация «зеленое здание», лучшим в которой выбрали не что-нибудь, а Солярис (Solaris Building, по проекту Assar architects), офисный центр в Брюсселе, где фасады и кровля снабжены фотоэлементами, трансформирующими солнечную энергию в электричество, а для отопления и кондиционирования используется энергия подземных термальных вод. Деньги в проект были вложены колоссальные, зато теперь его обслуживание обходится наполовину дешевле по сравнению с обычными зданиями. Возможно, именно поэтому его выбрал для своего брюссельского офиса Банк BNP Paribas.

В доэкологические времена «зелеными гостиницами» на туристском жаргоне назывались стоянки в альпийской зоне перед сложными маршрутами. Во многих местностях и горных районах были совершенно конкретные «Зеленые гостиницы», но когда их количество перевалило все мыслимые пределы, это понятие перешло в разряд нарицательных.

Теперь «зеленым» называют все, имеющее в виду окружающую среду. Гостиничный бизнес долго оставался в этом смысле консервативным, но совсем недавно догнал отрасли, которые уже давно используют экологически ориентированные стратегии.

Сам по себе рост туризма является одной из основных причин разрушения окружающего мира. Гостиничный бизнес потребляет ресурсы и продукты – от строительных материалов до продуктов питания и моющих средств. Вода и электроэнергия в гостиницах расходуются круглосуточно, без остановки.

На прошлой неделе в новостях гремел амстердамский H2Oтель. Еще не построенный, в проекте RAU и Powerhouse Company, он уже объявлен роскошной, но суперэффективной гостиницей, главным источником энергии для которой станет вода. H2Oтель - прототип гостиниц нового типа, где вода будет использоваться для обогрева, охлаждения, приготовления пищи и выработки электричества. В то время как вода - основа жизнеобеспечения гостиницы, с той же целью будет использовано множество других стратегий, вплоть до умных креплений и приборов.
Гостиницы по своей природе неэффективны в смысле сохранения энергии, которую там транжирят почем зря — комнаты в любой момент должны быть готовы для потенциальных гостей, поэтому их проветривают (кондиционируют), даже когда там никто не живет. В Амстердаме взялись это поправить. Номера, кроме прочего, будут оснащены адаптивной системой климат-контроля, которая сможет отслеживать ситуацию — если никого нет, кондиционирование воздуха полностью отключается. Этим потребление энергии в здании сократится примерно на 40 процентов.

Будет и эстетика: деревянные панели на фасаде уложены вперемешку с окнами таким образом, что не только защищают здание от перегрева, но и обеспечивают замечательные виды на Амстердам. Края этих панелей отделаны медью, которая отражает свет в комнаты и создает «золотое свечение», известное по картинам старых голландских мастеров.

Отдельным списком можно рассматривать новости об экологической сертификации уже построенных гостиниц. Такие сертификаты должны означать, что сеть работает над сокращением потребления воды и электроэнергии, а также выброса мусора и химикатов.

Так, например, еще в апреле гостиница «W Сан-Франциско», которая в рейтинге Американской Автомобильной Ассоциации (ААА) имеет категорию четыре бриллианта, то есть значительно превышает требования большинства существующих категорий (из более чем 32.500 гостиниц, которые ААА ежегодно инспектирует в США, Канаде, Мексике, на Карибских островах, только 7 процентов гостиниц получают классификацию 4 бриллианта ААА), наконец, заработала свой первый серебряный сертификат LEED (Leadership in Energy & Environmental Design). Согласно Yahoo Finance, это только седьмая гостиница в США, получившая такой сертификат.

«W Сан-Франциско» отметили за экономию до 70 процентов света в комнатах для гостей и до 90 процентов в служебной зоне, установку датчиков движения и эффективные системы HVAC, которые экономят 300 киловатт-часов энергии ежегодно.

Чтобы и дальше сократить выброс углерода, управление гостиницей планирует монтаж на крыше гостиницы ветровой турбины - первой в городе. У компании Starwood Hotels and Resorts Worldwide Inc, которая владеет девятью брендами гостиничных сетей, в том числе ультра-шик маркой W Hotels, есть целый список из 67 (!) гостиниц, которые в настоящее время сертифицируются LEED. Это заставляет задаться вопросом, насколько безвредными для окружающей среды были все эти гостиницы прежде.

И это при том, что постояльцы американских гостиниц вовсе не склонны экономить. В Европе давно и повсеместно распространены карты-ключи, которые включают и отключают электричество на входе в номер и при выходе из него, а в Соединенных Штатах гости до последнего времени совершенно не заботились о простой экономии электричества. В пустых комнатах они оставляли включенными телевизоры, кондиционеры и свет. Брайен МакГиннесс, вице-президент Starwood Hotels and Resorts, объяснял эту особенность тем, что быть в дороге для большинства американцев означает, прежде всего, возможность жить более роскошно, чем дома, в том числе не иметь необходимости выключать свет и телевизор.

Впрочем, зеленые вести свидетельствуют о том, что мир меняется повсеместно. В Санкт-Петербурге, к примеру, местный «экологический союз» подготовил новые стандарты экологической маркировки под названием «Листок жизни» для отелей и гостиниц города. «Листок жизни» будет полезен не только для экологии, но и выгоден бизнесу. Стоимость экологической экспертизы и «зеленого» сертификата составит 150 тысяч рублей + 0,1-0,2 процента от годового оборота в качестве оплаты за пользование лицензионным международным знаком. По предварительным оценкам специалистов, поток туристов в гостиницы и отели города со знаком «Листок жизни» может увеличиться на 15 процентов.

Елена РЫБАЛТОВСКАЯ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 28 за 2010 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость