Куда будет расти Минск?
На данный момент потребность в собственных квартирах имеют 270 тысяч минчан. Однако столько строить сейчас попросту нет возможности. На сегодняшний день все минчане, которые нуждаются в жилье, могут быть обеспечены им не ранее чем через 10 лет. Об этом сообщил новый глава Мингорисполкома Николай Ладутько.
По его мнению, выходом из ситуации могут и должны стать доступные кредиты. Глава города, в частности, сказал: «Для этих 270 тысяч, если мы имеем в виду строительство двухкомнатной квартиры в панельном доме, стоимость которого составляет 650 долларов за квадратный метр, надо строить два миллиона квадратных метров жилья каждый год. У нас сейчас есть 700 тысяч квадратных метров жилья. Поэтому задача – увеличивать объемы ВВП и наращивать экономический потенциал и получать положительное сальдо. Это свободные деньги, наши деньги в наших банках в нашей экономике, которые позволят, как в Германии, отдавать кредит на 40 лет под 5 процентов годовых».
В кольце городов-спутников
Однако возникает вопрос: когда это массовое строительство за счет доступных кредитов начнется, где будут строиться дома для пресловутых 270.000 нуждающихся плюс всех тех белорусов, которые стремятся в Минск. Уже известно: главное строительство развернется не в самом городе и даже не на его окраинах. Сейчас в Беларуси готовится целая государственная программа по строительству крупных жилых районов для жителей Минска в городах- спутниках и выносу (переносу) из столицы в населенные пункты производственных объектов.
А это уже во многом дело Миноблисполкома, причем дело совершенно новое, незнакомое и связанное с принципиально иными размерами денежных потоков и объемов строительных работ.
Как говорят в областной администрации, госпрограмма в настоящее время проходит доработку и согласование. В качестве городов-спутников столицы в нее включено девять городских поселений: промышленные – Дзержинск, Жодино, Фаниполь; агропромышленные – Смолевичи, Столбцы, Узда, Руденск; туристическо-рекреационные – Заславль, Логойск.
На первом этапе (2010-2015 годы) планируется реализовать экспериментальные проекты по строительству многоквартирного жилого района для минчан в Смолевичах и малоэтажного усадебного жилого района в Смолевичском районе. По результатам их реализации будут определены территории и объемы жилищного строительства в городах-спутниках, а затем в сроки с 2016 по 2020 годы осуществлено поэтапное проектирование и строительство в них жилых районов.
Что не так?
Сегодня Минск – не просто самый крупный город страны. Доля столичного населения в Беларуси сегодня составляет уже 19,3 процента. Получается, что с учетом пригородов в столичной агломерации сейчас проживает более пятой части населения республики. И этот процесс уже пересек опасную черту – теперь неизбежно Минск урбанизируется в ущерб периферийной части страны, которая из-за этого просто перестает развиваться. Ни один город Беларуси не сопоставим со столицей. Самый крупный город после Минска – Гомель – имеет численность жителей почти в четыре раза меньшую, чем в столице.
Получается, что развитие белорусской столицы идет вразрез с европейскими тенденциями. В большинстве европейских стран даже если столица – и крупнейший город, то у нее почти всегда есть пара-тройка городов-конкурентов, немногим уступающих по численности и/или промышленной значимости. И они служат мощными «центрами притяжения» для тех жителей периферии, которых манят «огни большого города».
В Беларуси не так. У нас только Минск превратился в мегаполис, успешно «вытягивающий» население из белорусских регионов. Динамика роста белорусской столицы беспрецедентна: за 65 послевоенных лет город увеличил свою численность более чем в 10 раз. И это при средних для Европы размерах страны (207,6 тысяч квадратных километров) и весьма скромной численности населения (9 миллионов 489 тысяч человек).
Такой дисбаланс между столицей и регионами усугубляется демографической ситуацией. Минск растет быстрее год от года при том, что население республики сокращается. В результате из всех административно-территориальных единиц республики только Минск продолжает расти. Стоит помнить и о том, что в Беларуси – одна из самых низких в Европе плотность населения (45,7 человек на квадратный километр в Беларуси, 73,3 человек на квадратный километр – в Европе). Минск растет – а все больше районов на периферии становятся попросту безлюдными.
Статистика такова: за период между переписями численность населения Минска увеличилась с 1680 до 1828 тысяч человек (108,8 процента), то есть за год прирост в среднем составлял 14-15 тысяч. Но динамика роста увеличивается. На 1 февраля 2010-го, по данным Белстата, в сравнении с этой же датой 2009-го, численность горожан возросла на 29 тысяч человек. Если такая динамика сохранится, то через 10 лет население Минска достигнет примерно 2150 тысяч человек. Добавьте сюда тех, кто проживает в столице без регистрации – а их, поверьте, немало…
В большинстве стран мира и Европы столицы – это сравнительно небольшие по численности города, выполняющие представительские и административные функции. Есть, конечно, и явные исключения типа Парижа, Мадрида или Белграда. Но в любом случае в Европе только около 8 процентов населения проживает в столицах, причем в странах Восточной Европы этот показатель составляет 9,1 процента, Западной – около 7 процентов, Северной – 13,3 процента, Южной – 7,2 процента. Очевидно, что концентрация населения страны в столице – это никак не характерно для Европы.
Не совсем ясные перспективы
Но что нас ждет дальше? В начале 90-х годов бытовала концепция, согласно которой в новых условиях независимого государства рост столицы прекратится. Развиваться должны будут региональные населенные пункты – как города, так и села. Но, видимо, у рядовых жителей периферии на эту тему оказалось собственное мнение. Чего здесь больше – чисто экономических причин, или своеобразного белорусского менталитета – пусть судят другие специалисты.
Каков сейчас социально-экономический прогноз? Демографический прогноз предполагает уменьшение численности населения в стране к 2030 году ниже отметки 8,5 миллионов человек. В результате в столице будет проживать более четверти населения республики, а с учетом пригородов – вообще порядка 30 процентов. Согласитесь, абсолютно ненормальная ситуация. Значит, надо выработать некую концепцию, которая позволила бы исключить такой вариант развития событий.
По мнению многих специалистов, оптимальной для Беларуси была бы градостроительная концепция линейного расселения вдоль транспортных коммуникаций. Такой принцип может обеспечить сравнительно равномерное расселение немногочисленного населения и создаст четкий планировочный каркас страны. Одновременно «внутренние» площади высвободятся для более свободного ведения сельского хозяйства и развития природоохранных территорий.
Нынешнее территориальное развитие столицы в виде растекающегося бесформенного пятна – это явный анахронизм в современной градостроительной практике. Более логичным, рациональным и благоприятным было бы «лучевое» развитие города вдоль «вылетных» магистралей. При этом в глубину городской ткани смогут войти ландшафтные территории и лесные массивы. А это, в свою очередь, резко улучшило бы экологическую обстановку в столице.
Разрабатывать генеральный план развития столицы необходимо в общем контексте развития всей республики. Будет ошибкой локально подходить к столичной территории, не учитывая развитие регионов. Проектирование столицы должно быть делом всей республики, его населения и экономики. Иначе социальные и экономические результаты могут быть весьма плачевными. Мы, собственно, уже на грани этого.
Познакомиться с будущим
Пока все вышесказанное еще не воплотилось в конкретные документы и правительственные решения. Однако уже сегодня минчане смогут познакомиться с откорректированным генпланом столицы в администрациях районов города. Изначально планировалось организовать в администрациях районов передвижную выставку с материалами главного градостроительного документа города. Однако впоследствии решили, что для информирования людей целесообразно создать постоянно действующую площадку, установив 6-8 крупных стендов с полной информацией о перспективах развития столицы.
Напомню, что по генплану версии 2003 года численность населения до 2030 года должна была увеличиться до 1 миллиона 900 тысяч человек. Предполагалось, что ежегодно число горожан будет расти в пределах до 7 тысяч человек, а площадь новостроек – до 630 тысяч квадратных метров. Запланированный прирост городских земель – около 16 тысяч гектар. Но динамичная жизнь Минска практически вдвое опередила «генеральное расписание» 2003-го: каждый год жителей столицы становится больше на 15 тысяч человек. Это и стало причиной корректуры генерального плана Минска. По мнению экспертов, изменять такой важный для города документ следует каждые 7-8 лет.
Проект корректуры генерального плана Минска – плод коллективного труда. Документ-стратегию разрабатывали специалисты десяти институтов (проектных, социологических и других). Материалы актуального сейчас плана рассмотрели депутаты Минского городского совета, руководство Миноблисполкома, Мингорисполкома, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, ведущие специалисты республики – члены городского, областного и республиканского градостроительных советов.
Антон Платов
По его мнению, выходом из ситуации могут и должны стать доступные кредиты. Глава города, в частности, сказал: «Для этих 270 тысяч, если мы имеем в виду строительство двухкомнатной квартиры в панельном доме, стоимость которого составляет 650 долларов за квадратный метр, надо строить два миллиона квадратных метров жилья каждый год. У нас сейчас есть 700 тысяч квадратных метров жилья. Поэтому задача – увеличивать объемы ВВП и наращивать экономический потенциал и получать положительное сальдо. Это свободные деньги, наши деньги в наших банках в нашей экономике, которые позволят, как в Германии, отдавать кредит на 40 лет под 5 процентов годовых».
В кольце городов-спутников
Однако возникает вопрос: когда это массовое строительство за счет доступных кредитов начнется, где будут строиться дома для пресловутых 270.000 нуждающихся плюс всех тех белорусов, которые стремятся в Минск. Уже известно: главное строительство развернется не в самом городе и даже не на его окраинах. Сейчас в Беларуси готовится целая государственная программа по строительству крупных жилых районов для жителей Минска в городах- спутниках и выносу (переносу) из столицы в населенные пункты производственных объектов.
А это уже во многом дело Миноблисполкома, причем дело совершенно новое, незнакомое и связанное с принципиально иными размерами денежных потоков и объемов строительных работ.
Как говорят в областной администрации, госпрограмма в настоящее время проходит доработку и согласование. В качестве городов-спутников столицы в нее включено девять городских поселений: промышленные – Дзержинск, Жодино, Фаниполь; агропромышленные – Смолевичи, Столбцы, Узда, Руденск; туристическо-рекреационные – Заславль, Логойск.
На первом этапе (2010-2015 годы) планируется реализовать экспериментальные проекты по строительству многоквартирного жилого района для минчан в Смолевичах и малоэтажного усадебного жилого района в Смолевичском районе. По результатам их реализации будут определены территории и объемы жилищного строительства в городах-спутниках, а затем в сроки с 2016 по 2020 годы осуществлено поэтапное проектирование и строительство в них жилых районов.
Что не так?
Сегодня Минск – не просто самый крупный город страны. Доля столичного населения в Беларуси сегодня составляет уже 19,3 процента. Получается, что с учетом пригородов в столичной агломерации сейчас проживает более пятой части населения республики. И этот процесс уже пересек опасную черту – теперь неизбежно Минск урбанизируется в ущерб периферийной части страны, которая из-за этого просто перестает развиваться. Ни один город Беларуси не сопоставим со столицей. Самый крупный город после Минска – Гомель – имеет численность жителей почти в четыре раза меньшую, чем в столице.
Получается, что развитие белорусской столицы идет вразрез с европейскими тенденциями. В большинстве европейских стран даже если столица – и крупнейший город, то у нее почти всегда есть пара-тройка городов-конкурентов, немногим уступающих по численности и/или промышленной значимости. И они служат мощными «центрами притяжения» для тех жителей периферии, которых манят «огни большого города».
В Беларуси не так. У нас только Минск превратился в мегаполис, успешно «вытягивающий» население из белорусских регионов. Динамика роста белорусской столицы беспрецедентна: за 65 послевоенных лет город увеличил свою численность более чем в 10 раз. И это при средних для Европы размерах страны (207,6 тысяч квадратных километров) и весьма скромной численности населения (9 миллионов 489 тысяч человек).
Такой дисбаланс между столицей и регионами усугубляется демографической ситуацией. Минск растет быстрее год от года при том, что население республики сокращается. В результате из всех административно-территориальных единиц республики только Минск продолжает расти. Стоит помнить и о том, что в Беларуси – одна из самых низких в Европе плотность населения (45,7 человек на квадратный километр в Беларуси, 73,3 человек на квадратный километр – в Европе). Минск растет – а все больше районов на периферии становятся попросту безлюдными.
Статистика такова: за период между переписями численность населения Минска увеличилась с 1680 до 1828 тысяч человек (108,8 процента), то есть за год прирост в среднем составлял 14-15 тысяч. Но динамика роста увеличивается. На 1 февраля 2010-го, по данным Белстата, в сравнении с этой же датой 2009-го, численность горожан возросла на 29 тысяч человек. Если такая динамика сохранится, то через 10 лет население Минска достигнет примерно 2150 тысяч человек. Добавьте сюда тех, кто проживает в столице без регистрации – а их, поверьте, немало…
В большинстве стран мира и Европы столицы – это сравнительно небольшие по численности города, выполняющие представительские и административные функции. Есть, конечно, и явные исключения типа Парижа, Мадрида или Белграда. Но в любом случае в Европе только около 8 процентов населения проживает в столицах, причем в странах Восточной Европы этот показатель составляет 9,1 процента, Западной – около 7 процентов, Северной – 13,3 процента, Южной – 7,2 процента. Очевидно, что концентрация населения страны в столице – это никак не характерно для Европы.
Не совсем ясные перспективы
Но что нас ждет дальше? В начале 90-х годов бытовала концепция, согласно которой в новых условиях независимого государства рост столицы прекратится. Развиваться должны будут региональные населенные пункты – как города, так и села. Но, видимо, у рядовых жителей периферии на эту тему оказалось собственное мнение. Чего здесь больше – чисто экономических причин, или своеобразного белорусского менталитета – пусть судят другие специалисты.
Каков сейчас социально-экономический прогноз? Демографический прогноз предполагает уменьшение численности населения в стране к 2030 году ниже отметки 8,5 миллионов человек. В результате в столице будет проживать более четверти населения республики, а с учетом пригородов – вообще порядка 30 процентов. Согласитесь, абсолютно ненормальная ситуация. Значит, надо выработать некую концепцию, которая позволила бы исключить такой вариант развития событий.
По мнению многих специалистов, оптимальной для Беларуси была бы градостроительная концепция линейного расселения вдоль транспортных коммуникаций. Такой принцип может обеспечить сравнительно равномерное расселение немногочисленного населения и создаст четкий планировочный каркас страны. Одновременно «внутренние» площади высвободятся для более свободного ведения сельского хозяйства и развития природоохранных территорий.
Нынешнее территориальное развитие столицы в виде растекающегося бесформенного пятна – это явный анахронизм в современной градостроительной практике. Более логичным, рациональным и благоприятным было бы «лучевое» развитие города вдоль «вылетных» магистралей. При этом в глубину городской ткани смогут войти ландшафтные территории и лесные массивы. А это, в свою очередь, резко улучшило бы экологическую обстановку в столице.
Разрабатывать генеральный план развития столицы необходимо в общем контексте развития всей республики. Будет ошибкой локально подходить к столичной территории, не учитывая развитие регионов. Проектирование столицы должно быть делом всей республики, его населения и экономики. Иначе социальные и экономические результаты могут быть весьма плачевными. Мы, собственно, уже на грани этого.
Познакомиться с будущим
Пока все вышесказанное еще не воплотилось в конкретные документы и правительственные решения. Однако уже сегодня минчане смогут познакомиться с откорректированным генпланом столицы в администрациях районов города. Изначально планировалось организовать в администрациях районов передвижную выставку с материалами главного градостроительного документа города. Однако впоследствии решили, что для информирования людей целесообразно создать постоянно действующую площадку, установив 6-8 крупных стендов с полной информацией о перспективах развития столицы.
Напомню, что по генплану версии 2003 года численность населения до 2030 года должна была увеличиться до 1 миллиона 900 тысяч человек. Предполагалось, что ежегодно число горожан будет расти в пределах до 7 тысяч человек, а площадь новостроек – до 630 тысяч квадратных метров. Запланированный прирост городских земель – около 16 тысяч гектар. Но динамичная жизнь Минска практически вдвое опередила «генеральное расписание» 2003-го: каждый год жителей столицы становится больше на 15 тысяч человек. Это и стало причиной корректуры генерального плана Минска. По мнению экспертов, изменять такой важный для города документ следует каждые 7-8 лет.
Проект корректуры генерального плана Минска – плод коллективного труда. Документ-стратегию разрабатывали специалисты десяти институтов (проектных, социологических и других). Материалы актуального сейчас плана рассмотрели депутаты Минского городского совета, руководство Миноблисполкома, Мингорисполкома, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, ведущие специалисты республики – члены городского, областного и республиканского градостроительных советов.
Антон Платов
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 27 за 2010 год в рубрике недвижимость