Противогололедные меры Белавтодора

Комплекс мер по подготовке белорусских автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них к работе в осенне-зимний период 2009-2010 года, разработанный и реализуемый департаментом Белавтодор, включает, помимо заблаговременного приведения в порядок автомобильных дорог и искусственных сооружений, в частности, герметизации трещин, деформационных швов, профилирования обочин, приведения в порядок полосы отвода, разумеется, и обеспечение круглосуточного бесперебойного и безопасного движения с максимальным устранением зимней скользкости. Планы-графики на указанный период закрепляют за участками дорог машины, механизмы, водительский состав и рабочих. Проведена работа по ремонту и подготовке снегоочистительной и пескосолераспределительной техники. Заготовлено необходимое количество противогололедных материалов, снегозадерживающих щитов, кольев к ним, сигнальных вех. На зимний период и до 1 мая 2010 года на предприятиях республиканских и местных автомобильных дорог предусматривается круглосуточное дежурство для сбора оперативной круглосуточной информации о состоянии проезжаемости по автомобильным дорогам, обеспечении безопасности движения и своевременного принятия мер по выполнению работ зимнего содержания автомобильных дорог.

Как известно, все автомобильные дороги Беларуси общего пользования разделены на пять уровней требований к их эксплуатационному состоянию. В основе такой градации лежит народнохозяйственная и административная значимость дорог и интенсивность движения на них. Так, к автотрассам первого уровня требований с интенсивностью свыше 3000 транспортных единиц в сутки относят, к примеру, дороги, соединяющие Минск с Национальным аэропортом «Минск» и областными центрами, а также последние между собой. Пятый же уровень требований регламентирует состояние местных дорог с интенсивностью движения менее 100 автомобилей в сутки.

Исходя из этого, для обработки покрытия противогололедными материалами установлены директивные сроки, которые определяются с момента обнаружения гололеда до завершения необходимого комплекса работ. Отсюда следует, что, к примеру, дороги, соединяющие столицу с областными центрами, должны быть полностью обработаны за 3 часа с момента образования гололеда. Установлены директивные сроки и по расчистке проезжей части от снега. Согласно требованиям, проезжая часть, например, первого уровня требований должна быть освобождена от снега в обычных погодных условиях не позднее чем за 4 часа с момента окончания снегопада или метели. В экстремальных же погодных условиях эти нормативные сроки увеличиваются вдвое. С начала зимнего периода на автодорогах республиканского значения в Беларуси израсходовано более 310 тысяч тонн песчано-соляной смеси. Расход чистой соли на этих дорогах составил около 43 тысяч тонн. Суточный расход смеси приблизился к 13,5 тоннам, соли к 2 тоннам. В первую декаду года на республиканских автодорогах произошло 29 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 5 человек и получило ранения 50 человек. При этом наиболее тяжелой оказалась вторая половина декады, 22 дорожно-транспортных происшествия, четверо погибших, 40 травмированных. За первую же декаду прошлого года произошло 56 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 28 человек и 67 получило ранения.

Следует отметить, что основным химическим реагентом для предупреждения образования и ликвидации зимней скользкости на дорогах республики является техническая соль солигорских калийных комбинатов, то есть галитовые отходы. Альтернативы для борьбы с гололедом для Беларуси пока нет. Причин этому несколько. Во-первых, песчано-соляная смесь является самой дешевой, во-вторых, она идеально подходит для климатических условий страны, когда за зиму фиксируется до 80 случаев перехода температуры через 0 градусов. Для борьбы с гололедицей на республиканских дорогах организациями ежегодно заготавливается порядка 600 тысяч тонн песчано-соляной смеси.

Если говорить об экологической безопасности, то в соответствии с требованиями нормативных документов общее количество распределяемой за зимний период технической соли не должно превышать 2 килограммов на квадратный метр, что соответствует 15-25 граммам на квадратный метр на каждый случай распределения. Как показывает практика, на республиканских автомобильных дорогах за зимний период распределяется около 1,5 килограммов соли на квадратный метр, что соответствует вышеприведенной норме. Кроме того, в отрасли активно внедряется обработка покрытий чистыми солями, что позволяет обеспечивать минимальный расход солей.

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 03 за 2010 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость