Оригинальные решения размораживают стройки

Российская строительная отрасль последние месяцы живет надеждой на возрождение рынка. И по оценкам ряда экспертов, эти ожидания вполне могут оправдаться. Однако те, кто сидит сложа руки, могут к моменту возрождения спроса остаться без своих заказчиков. Несмотря на непростое положение отрасли, сегодня активно продвигаются те компании, которые ищут новые нестандартные подходы к ведению бизнеса. Их опыт, возможно, будет полезен и другим участникам рынка.

Новые схемы финансирования

Кризис заморозил многие проекты. Часть девелоперов озабочена реструктуризацией долгов. Другая столкнулась с отсутствием возможностей для привлечения средств по стандартным схемам финансирования. Это вынуждает их искать альтернативные способы продолжать работу. И одним из таких решений стала бартерная схема взаимодействия с подрядчиками. Ее, к примеру, предложила своим партнерам девелоперская компания MR Group при возведении бизнес-центра «Трио» на севере Москвы, строительство которого было начато в мае 2009 года.

Было принято решение не останавливать реализацию проектов, поэтому встала задача найти оптимальный, с точки зрения привлечения инвестиций, вариант, позволяющий продолжить работу. Бартер с подрядчиками на тот момент оказался одним из лучших решений. Суть новой схемы в том, что строительные компании выступают одновременно соинвесторами, получая в конце проекта определенную часть площадей готового объекта.

По мнению аналитиков, в благоприятных условиях такая система взаимодействия не заинтересовала бы строителей, поскольку связана с необходимостью в последующем искать покупателя на полученную недвижимость. Однако сегодня недостаток заказов приводит подрядчиков к вынужденным простоям, при этом они продолжают нести затраты на содержание техники и штата специалистов. Таким образом, эта схема должна стать одним из решений проблемы финансирования как для застройщиков, так и для их подрядчиков.

Новые технологии строительства

Нынешний год как никогда богат на инновационные решения, которые направлены на уменьшение сроков и стоимости строительства, повышение энергоэффективности объектов. Надо заметить, что многие из них давно опробованы на Западе, но мало применяются в России и СНГ. Тут можно сказать кризису только спасибо. Иначе технологического прорыва в нашей строительной отрасли, пожалуй, могло бы и не случиться.

В нынешнем сентябре инвестиционно-строительная группа Freedom впервые в России запустила в Ленинградской области производственную линию по изготовлению и сбору фахверковых конструкций (нем. Fachwerk – ферма) для возведения загородных домов по индивидуальным или типовым проектам. По современной технологии фахверковый дом изготавливается из клееного бруса хвойных пород и остекляется от пола до потолка. Стеклопакеты с высокими теплоизоляционными характеристиками используются в качестве ограждающих элементов. В заводских условиях будут обрабатываться конструктивные элементы, а также осуществляться комплектация дома. В Западной Европе эта технология известна более пятисот лет. У нас по всей стране построено от силы домов десять – и то в последние докризисные год-два. Поточное производство позволит снизить себестоимость фахверкового строительства в два раза и производить их в три раза быстрее.

Специалисты, изучившие вопрос поясняют, что цена объекта уменьшается за счет унификации решений, постоянного наличия складских остатков, существенного сокращения расходов на транспортировку стройматериалов. Благодаря такому подходу покупатель сможет получить готовый дом за 12-16 недель вместо 1-1,5 лет, подчеркивают эксперты.

Другой пример перспективной разработки – концепция строительства многоэтажных жилых зданий на основе металлокаркаса, методично продвигаемая компанией Ruukki, имеющей большой опыт разработки комплексных решений из металла, для строительной отрасли.

Пока по данной технологии в России строится всего 5 процентов домов, тогда как в Европе – до 60 процентов. Сегодня она заинтересовала инвесторов. Так, например, на ее основе будут реализованы проекты по коммерческому и жилищному строительству в Северо-Западном регионе. В качестве девелопера и подрядчика выступит компания Sadko-management. Возведение первых двух объектов общей площадью 50-60 тысяч квадратных метров будет начато еще в 2009 году. Строительство многоэтажных домов на основе металлокаркаса запланировано и в Санкт-Петербурге, в районе Гражданского проспекта. Технология домостроения на основе ЛМК позволяет снизить стоимость строительства на 20-30 процентов и минимум в три раза увеличить его скорость.

Новые подходы к сотрудничеству

Теория минимизации издержек, завоевавшая позицию ключевой антикризисной меры во всех сферах, в строительстве стала причиной спроса на более дешевые материалы. В тех отраслях, где производители не смогли значительно снизить цены, строители начали менять поставщиков. При этом они отдают предпочтение продукции более низкого ценового сегмента, которая, к сожалению, часто не выдерживает требования по качеству.

Этим всерьез обеспокоились крупные производители, чьей целью всегда было развитие крепкой партнерской сети. Они и не заинтересованы терять своих заказчиков, которые стали уходить к тем, кто предлагает более дешевый продукт. Первоочередной мерой стала разработка антикризисных вариантов продукции, что должно помочь поддержать продажи. Безусловно, экономическая ситуация заставляет корректировать продуктовую линейку. Однако при этом отправным пунктом при этом должен стать лозунг – качество по доступной цене. Так, та же Ruukki, например, в сфере компонентных продаж предложила новую металлочерепицу Decorrey. Этот продукт в полной мере отвечает стандартам финского качества, при этом имеет привлекательную цену. Сразу после начала его продаж в компании отметили значительный рост спроса со стороны заказчиков.

Компания Проплекс еще с прошлого года тоже поставила на производство антикризисный продукт – новую четырехкамерную систему Proplex-Comfort. Окна из профиля данной серии обеспечивают высокий уровень тепло- и шумозащиты, который вполне отвечает гигиеническим и эксплуатационным требованиям, что позволяет использовать их при строительстве жилья высокой комфортности. При этом себестоимость продукта ниже аналогов из пятикамерного профиля. Казалось бы, эффект достигнут, задача выполнена, но специалисты компании пошли дальше и решили научить своих партнеров экономить, не теряя в качестве.

Для этого были разработаны специальные программы поддержки. Помимо обучения технического персонала, компания Проплекс помогает переработчикам производимого ей профиля провести аудиторскую оценку их производства, с целью оптимизации всех процессов и повышения производительности труда. Кроме того, специалисты компании проводят складской аудит и подсказывают эффективные решения для организации движения товара. Поскольку сегодня узнаваемость компании играет особую роль, то руководство Проплекс выступает за объединение усилий всех партнеров в области продвижения продукции и работает над единой с коллегами рекламной стратегией.

Новые сектора

Резкое падение строительного рынка заставило компании искать заказы в новых секторах экономики. Одно из направлений – государственные проекты по развитию энергетики, спортивных объектов, а также реконструкции ЖКХ, школ, больниц. Эти программы стали спасительным кругом для многих организаций. Правда, участвовать в них могут только компании выигравшие тендер, что тоже является непростой задачей.

Количество застройщиков порой исчисляется десятками, а поставщиков – сотнями. В итоге лидерами становятся самые опытные игроки, предлагающие самые современные решения, ноу-хау и качество по самой приемлемой цене.

Госпроекты – это особые правила игры, считают специалисты. Понять их и построить в соответствии с определенными требованиями стратегию участия в конкурсе помогает специальная программа поддержки партнеров, разработанная в компании Проплекс. Ее специалисты, прежде всего, предоставляют коллегам всю необходимую техническую документацию, помогают произвести требуемые расчеты конструкций. А чтобы цена поставки стала дополнительным козырем, участникам данной программы предоставляются специальные скидки. Такая помощь позволяет компаниям-партнерам выигрывать очень серьезные тендеры. Например, «Первый Оконный Завод» (г. Лермонтов) участвует в восстановлении объектов социальной сферы в южноосетинском Цхинвале. Во времена всех кризисов, как показала история, умирали те компании, которые затаивались в ожидании лучших времен и постоянно снижали свои издержки. Выживали же те, кто выработал для себя особую маркетинговую тактику, агрессивно продвигая свою оригинальную, качественную и инновационную продукцию на рынке. Строительная отрасль – не исключение. Рынок, как говорят эксперты, сегодня очищается. Остаются сильнейшие.

Юрий СТРОЕВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 43 за 2009 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость