Где взять средства на ремонт американских дорог

В соответствии с данными последнего мониторинга America THINKS, который выполнила американская архитектурно-строительная фирма HNTB, доля американцев, утверждающих, что размер взимаемого сегодня с автовладельцев страны налога на бензин, больше не достаточен, чтобы должным образом поддерживать нормативное состояние американских дорог и мостов, составила 57 процентов и выросла на 6 процентов по сравнению с данными предыдущего мониторинга, имевшего место в январе. На самом деле федеральный фонд Highway Trust Fund истощится к 1 октября, даже с учетом такого чрезвычайного финансового вливания, как 7 миллиардов долларов, поступившие в фонд в начале сентября. Такое стечение обстоятельств, как инфляция, изменившая водительские привычки, и увеличение экономии топлива, ставшее возможным в результате модернизации двигателей транспортных средств, сводит на нет покупательную способность собираемого федерального налога, который был на уровне 18,4 цента за галлон еще в 1993 году.

Даже в разгар спада более двух третей, а именно 67 процентов респондентов, готовы потратить больше денег на налоги или иные сборы при условии, что деньги пойдут на капремонты транспортных инфраструктур их округов. Особенно подчеркивалась насущность расширения автомагистралей и модернизации зданий железнодорожных вокзалов. С другой стороны, даже в условиях экономического роста 64 процента американцев все же не поддержали бы увеличение налога на бензин на 10 центов. О необходимости именно такой прибавки говорят результаты многочисленных исследований, выполненных рядом заинтересованных структур, в частности, Американской торговой палатой.

Опять же, желающих поддержать нормальное состояние инфраструктуры путем уплачивания более высокого налога на топливо, гораздо меньше, чем полагающих, что пополнять ремонтный фонд лучше за счет увеличения транзитных сборов или платы за проезд в общественном транспорте.

Соответствующие доли составляют 36, 52 и 45 процентов. Малочисленнее только группа респондентов, считающих, что лучше повышать налоги на собственность, подоходные налоги или налоги с продаж. Таких набралось не более 20 процентов.

Американцы всегда по достоинству оценивали такой фактор, как итоговая стоимость их поездок на их собственном транспорте. Им не нужно объяснять, что взимание пошлины есть старый механизм финансирования, основанный на понимании того, что те, кто использует дорогу или мост, должны платить за их содержание. Трудно сказать, как иначе можно находить средства для поддержания в должном состоянии покрытия проезжей части.

Восемьдесят два процента американцев полагают, что к взиманию пошлин нужно прибегать в специальных ситуациях. Скажем, собирать средства под конкретный проект, делая это с помощью налогов на доходы от перевозок. Вообще никак не поддерживает эту идею 18 процентов респондентов. А 68 процентов поддержало бы облагание налогом съездов с существующих магистралей с целью предоставления водителям выбора использования этих менее забитых транспортом дорог за плату, размер которой может меняться в зависимости от плотности движения в конкретный момент времени.

Фактически 35 процентов опрошенных публично и 20 процентов опрошенных конфиденциально поддерживают именно такой путь накоплений средств на ремонт дорог, а не налог на бензин или на количество миль, которые проехало транспортное средство. Кстати, этот последний налог, Vehicle Miles Traveled, есть относительно новое понятие, предлагаемое как потенциальная долгосрочная замена налога на топливо. Остается еще немало технических вопросов на тему того, как и когда это могло бы быть осуществлено. Наиболее вероятно, что в такой системе использовались бы показания спидометров или данные спутниковых наблюдений за перемещениями транспортных средств.

Правда, здесь возникает немаловажный для Америки аспект вторжения в личную жизнь. Свою озабоченность подобной перспективой выразило 80 процентов американцев. Так или иначе, в настоящее время Центр общественного порядка Университета штата Айова выполняет исследование для американского Министерства транспорта, которое должно определить, насколько жизнеспособен налог, основанный на проделанном расстоянии. Исследование будет завершено к сентябрю 2010 года.

Возвращаясь к последнему обзору HNTB, следует сказать, что 73 процента американцев все реже сохраняют приверженность двигателю внутреннего сгорания. Из 77 опрошенных, не имеющих гибридного или электрического автомобиля, но охотно рассмотревших бы такую возможность, подавляющее большинство, а именно 61 процент, вероятнее всего, пошли бы на приобретение такого транспортного средства, если бы им была предоставлена налоговая льгота или иной покупательный стимул.

Другие результаты мониторинга позволяют видеть, что мужчины чаще, чем женщины, 71 процент против 63 процентов, склонны поддерживать идею дополнительных сборов, осуществляемых с целью аккумуляции средств на капремонт дорог и мостов. А конкретную идею увеличения налога на бензин на 10 центов после того, как улучшится состояние экономики, поддерживает больше респондентов до 45 лет, соответственно 42 процента против 29 процентов.

Более половины, 52 процента, американцев склонно полагать, что было бы справедливо, в случае принятия системы Vehicle Miles Traveled, удерживать с большегрузного транспорта больше средств, чем с других видов автомобилей. Наконец, самую большую поддержку идея 10-центового увеличения налога на бензин получила в западных штатах Америки, это 42 процента против 34 процентов для остальной части страны. Эти же респонденты более склонны к тому, чтобы по-прежнему ездить на автомобилях с двигателями внутреннего сгорания, в данном случае это 81 процент против 70 процентов для остальной части страны.

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 35 за 2009 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость