Технологии возведения вертикальных паркингов
Когда-то автомобиль превратился из предмета роскоши в средство передвижения, но этим дело не кончилось, и сегодня он постепенно становится причиной головной боли. И если бесконечные пробки – это, в основном, проблема крупных городов, то от нехватки парковочных мест автовладельцы страдают повсеместно. По мнению различных специалистов, решение этой проблемы следует искать в вертикальной плоскости, строя многоярусные паркинги под землей или над ней.
Возможны варианты
Начиная строительство подземной стоянки, любой девелопер должен быть готов к проведению трудоемких работ по устройству свайного поля, гидроизоляции и т.д., а также к огромному количеству незапланированных расходов. Немало времени придется потратить на проведение сложных проектных работ. Иногда, прежде чем приступить к реализации проекта подземного сооружения, заказчик тратит несколько лет только на инженерные изыскания. Строители шутят, что стоимость возведения таких сооружений определяется количеством пачек денег, уложенных по желаемой глубине автостоянки.
Впрочем, сегодня есть возможность сэкономить. Благодаря научным изысканиям появились новые эффективные и сравнительно недорогие методы возведения подземных сооружений. Например, уже несколько лет популярна технология Jet Grouting. Ее сущность заключается в использовании энергии высоконапорной струи цементного раствора для разрушения и одновременного перемешивания с ним грунта.
Такой способ позволяет избежать ударных нагрузок и снизить их негативное воздействие на фундаменты близко расположенных зданий и сооружений. Это дает возможность применять данный метод в исторических центрах различных городов, не опасаясь за судьбу зданий. Опыт подобного строительства уже есть в Санкт-Петербурге.
Гораздо меньшие сроки и деньги понадобятся для строительства многоярусного надземного паркинга. Например, паркинг из легких металлических конструкций изготавливается менее чем за три месяца, с учетом проектирования и производства составляющих элементов. В этом секторе рынка присутствуют как варианты эконом-класса, так и утепленные паркинги, в том числе с автоматической системой парковки автомобилей.
Механизированные парковки, несмотря на свою первоначально более высокую стоимость, являются, тем не менее, выгодным решением. Традиционно значительную часть площади паркинга занимают подъездные пути и зоны маневрирования. Автоматизированный паркинг переносит автомобиль на необходимую высоту с помощью систем лифтовых платформ: тем самым, за счет упрощенной системы размещения машин, экономится огромное пространство. Один из первых автоматизированных паркингов в России был возведен весной этого года на территории телецентра Останкино. Внешне он выглядит как девятиэтажная стеклянная башня: автомобиль заезжает на первый этаж, и в дело вступают четыре скрытых в конструкции электродвигателя, которые поднимают платформу с машиной, как на карусели, наверх. Для поднятия на последний этаж требуется всего 50 секунд.
Подобный принцип может использоваться и в подземных паркингах, однако внедрение такого решения обойдется дороже, чем на поверхности.
Бюджетирование
Стоимость паркинга, как правило, становится ключевым моментом в выборе той или иной технологии. По данным отдела стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle , предоставляющей консультационные услуги в области коммерческой недвижимости, бюджет возведения подземного паркинга составляет около 600-800 долларов за 1 квадратный метр подземной площади, в то время как наземный структурированный паркинг обойдется в 300-400 долларов за квадрат. Оснащение подземной части здания механизированной парковочной системой будет стоить от 4000 до 12.000 евро за машиноместо. Стоимость подземных работ такова, что этот тип паркингов традиционно более актуален для элитной категории заказчиков: владельцев дорогой недвижимости, арендаторов офисов класса «А». Также подземные паркинги используются там, где в силу определенных причин применение иных вариантов размещения автомобилей невозможно.
Для основной категории автовладельцев наиболее доступными являются все же наземные решения. В настоящее время в Москве и других крупных российских городах рассматривается вопрос строительства недорогих парковок. Это будут типовые паркинги высотой до четырех этажей. Планируется, что стоимость машиномест там должна быть, по московским меркам, вполне подъемной – не выше стоимости автомобиля, в пределах 10-12 тысяч долларов. В Москве вся эта работа будет вестись в рамках специально разработанной городской программы «Народный гараж».
В целом решение проблемы парковки автомобилей в прямом смысле выгодно не только для их хозяев, но и муниципальных властей, поскольку нехватка мест для парковки приводит к серьезным транспортным затруднениям. Ущерб от автомобильных пробок в Москве составляет порядка 39 миллиардов рублей в год. Таковы оценки экспертов Московского автодорожного института. Если же посчитать подобные потери по Санкт-Петербургу, другим крупным городам, по всей стране, то получится и вовсе астрономическая сумма. Значительную часть от «пробкового» трафика составляют как раз автомобилисты, ищущие место под парковку. По некоторым данным, в центре городов это около 30-40 процентов всех заторов.
Неординарные решения
Несмотря на то, что и подходящие решения есть, и их цена вполне по силам большинству автолюбителей, строительство парковок пока не приобрело такого размаха, как хотелось бы многим. Одна из главных проблем – отсутствие свободных участков не только в центре, но даже и на окраинах городов вблизи крупных жилых микрорайонов.
По этой причине специалисты предлагают строить паркинги на месте многочисленных, часто стихийных, гаражных комплексов. Эти гаражи стоят на земле, к которой члены ГСК никакого отношения не имеют. Они не собственники недвижимости, а владельцы конструкций. Таким образом, огромные городские территории используются неэффективно. Многоуровневые паркинги занимают куда меньше места, а автомобилей в них помещается больше. Закон не запрещает гаражным кооперативам самостоятельно решать эту проблему. Для этого им необходимо объединиться, создать компанию и строить паркинги организованно.
Эксперты предлагают решать эту проблему цивилизованно, а именно, назначить выкупную цену гаражей у собственников. Только так, считают они, можно привлечь инвесторов в этот бизнес.
В данном направлении уже пошли московские власти. Столичные чиновники проводят инвентаризацию всех плоскостных стоянок, на месте которых планируется построить типовые многоэтажные паркинги.
Есть и иные варианты решения вопроса нехватки мест. Существует практика использовать для временных парковок землю, отведенную под перспективное строительство. Пока идет процесс оформления документации, а в Москве это может занимать годы, там обустраивают стоянку. В городе много подобных мест, однако участки простаивают, не принося никакой пользы. В подобной ситуации хорошую службу могут сослужить металлоконструкции. Они позволяют при необходимости разобрать паркинг и перенести его на новое место. В этом случае затраты кардинально снизятся.
Также рассматриваются и варианты изыскания новых мест под землей, ведь в российской столице тесно уже и там. Хорошо известна идея Юрия Лужкова по строительству паркингов под водой, которая пока упирается в российское законодательство, не дающее права муниципалитетам распоряжаться объектами водной акватории.
Вопрос постоянной прописки для автомобилей стоит все острее. И не обращать на него внимания скоро будет просто невозможно. Иначе улицы и дворы попросту встанут от брошенных повсюду автомобилей. Путь к решению этой проблемы может лежать только через повсеместное строительство паркингов. Вопреки стереотипам, никакой другой дорогой здесь пройти не получится.
Юрий СТРОЕВ, по материалам пресс-центра
Возможны варианты
Начиная строительство подземной стоянки, любой девелопер должен быть готов к проведению трудоемких работ по устройству свайного поля, гидроизоляции и т.д., а также к огромному количеству незапланированных расходов. Немало времени придется потратить на проведение сложных проектных работ. Иногда, прежде чем приступить к реализации проекта подземного сооружения, заказчик тратит несколько лет только на инженерные изыскания. Строители шутят, что стоимость возведения таких сооружений определяется количеством пачек денег, уложенных по желаемой глубине автостоянки.
Впрочем, сегодня есть возможность сэкономить. Благодаря научным изысканиям появились новые эффективные и сравнительно недорогие методы возведения подземных сооружений. Например, уже несколько лет популярна технология Jet Grouting. Ее сущность заключается в использовании энергии высоконапорной струи цементного раствора для разрушения и одновременного перемешивания с ним грунта.
Такой способ позволяет избежать ударных нагрузок и снизить их негативное воздействие на фундаменты близко расположенных зданий и сооружений. Это дает возможность применять данный метод в исторических центрах различных городов, не опасаясь за судьбу зданий. Опыт подобного строительства уже есть в Санкт-Петербурге.
Гораздо меньшие сроки и деньги понадобятся для строительства многоярусного надземного паркинга. Например, паркинг из легких металлических конструкций изготавливается менее чем за три месяца, с учетом проектирования и производства составляющих элементов. В этом секторе рынка присутствуют как варианты эконом-класса, так и утепленные паркинги, в том числе с автоматической системой парковки автомобилей.
Механизированные парковки, несмотря на свою первоначально более высокую стоимость, являются, тем не менее, выгодным решением. Традиционно значительную часть площади паркинга занимают подъездные пути и зоны маневрирования. Автоматизированный паркинг переносит автомобиль на необходимую высоту с помощью систем лифтовых платформ: тем самым, за счет упрощенной системы размещения машин, экономится огромное пространство. Один из первых автоматизированных паркингов в России был возведен весной этого года на территории телецентра Останкино. Внешне он выглядит как девятиэтажная стеклянная башня: автомобиль заезжает на первый этаж, и в дело вступают четыре скрытых в конструкции электродвигателя, которые поднимают платформу с машиной, как на карусели, наверх. Для поднятия на последний этаж требуется всего 50 секунд.
Подобный принцип может использоваться и в подземных паркингах, однако внедрение такого решения обойдется дороже, чем на поверхности.
Бюджетирование
Стоимость паркинга, как правило, становится ключевым моментом в выборе той или иной технологии. По данным отдела стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle , предоставляющей консультационные услуги в области коммерческой недвижимости, бюджет возведения подземного паркинга составляет около 600-800 долларов за 1 квадратный метр подземной площади, в то время как наземный структурированный паркинг обойдется в 300-400 долларов за квадрат. Оснащение подземной части здания механизированной парковочной системой будет стоить от 4000 до 12.000 евро за машиноместо. Стоимость подземных работ такова, что этот тип паркингов традиционно более актуален для элитной категории заказчиков: владельцев дорогой недвижимости, арендаторов офисов класса «А». Также подземные паркинги используются там, где в силу определенных причин применение иных вариантов размещения автомобилей невозможно.
Для основной категории автовладельцев наиболее доступными являются все же наземные решения. В настоящее время в Москве и других крупных российских городах рассматривается вопрос строительства недорогих парковок. Это будут типовые паркинги высотой до четырех этажей. Планируется, что стоимость машиномест там должна быть, по московским меркам, вполне подъемной – не выше стоимости автомобиля, в пределах 10-12 тысяч долларов. В Москве вся эта работа будет вестись в рамках специально разработанной городской программы «Народный гараж».
В целом решение проблемы парковки автомобилей в прямом смысле выгодно не только для их хозяев, но и муниципальных властей, поскольку нехватка мест для парковки приводит к серьезным транспортным затруднениям. Ущерб от автомобильных пробок в Москве составляет порядка 39 миллиардов рублей в год. Таковы оценки экспертов Московского автодорожного института. Если же посчитать подобные потери по Санкт-Петербургу, другим крупным городам, по всей стране, то получится и вовсе астрономическая сумма. Значительную часть от «пробкового» трафика составляют как раз автомобилисты, ищущие место под парковку. По некоторым данным, в центре городов это около 30-40 процентов всех заторов.
Неординарные решения
Несмотря на то, что и подходящие решения есть, и их цена вполне по силам большинству автолюбителей, строительство парковок пока не приобрело такого размаха, как хотелось бы многим. Одна из главных проблем – отсутствие свободных участков не только в центре, но даже и на окраинах городов вблизи крупных жилых микрорайонов.
По этой причине специалисты предлагают строить паркинги на месте многочисленных, часто стихийных, гаражных комплексов. Эти гаражи стоят на земле, к которой члены ГСК никакого отношения не имеют. Они не собственники недвижимости, а владельцы конструкций. Таким образом, огромные городские территории используются неэффективно. Многоуровневые паркинги занимают куда меньше места, а автомобилей в них помещается больше. Закон не запрещает гаражным кооперативам самостоятельно решать эту проблему. Для этого им необходимо объединиться, создать компанию и строить паркинги организованно.
Эксперты предлагают решать эту проблему цивилизованно, а именно, назначить выкупную цену гаражей у собственников. Только так, считают они, можно привлечь инвесторов в этот бизнес.
В данном направлении уже пошли московские власти. Столичные чиновники проводят инвентаризацию всех плоскостных стоянок, на месте которых планируется построить типовые многоэтажные паркинги.
Есть и иные варианты решения вопроса нехватки мест. Существует практика использовать для временных парковок землю, отведенную под перспективное строительство. Пока идет процесс оформления документации, а в Москве это может занимать годы, там обустраивают стоянку. В городе много подобных мест, однако участки простаивают, не принося никакой пользы. В подобной ситуации хорошую службу могут сослужить металлоконструкции. Они позволяют при необходимости разобрать паркинг и перенести его на новое место. В этом случае затраты кардинально снизятся.
Также рассматриваются и варианты изыскания новых мест под землей, ведь в российской столице тесно уже и там. Хорошо известна идея Юрия Лужкова по строительству паркингов под водой, которая пока упирается в российское законодательство, не дающее права муниципалитетам распоряжаться объектами водной акватории.
Вопрос постоянной прописки для автомобилей стоит все острее. И не обращать на него внимания скоро будет просто невозможно. Иначе улицы и дворы попросту встанут от брошенных повсюду автомобилей. Путь к решению этой проблемы может лежать только через повсеместное строительство паркингов. Вопреки стереотипам, никакой другой дорогой здесь пройти не получится.
Юрий СТРОЕВ, по материалам пресс-центра
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 31 за 2009 год в рубрике дороги