Виды транспортных развязок
Транспортная развязка есть комплекс дорожных сооружений, мостов, тоннелей, дорог, предназначенный для минимизации пересечений транспортных потоков и, как следствие, для увеличения пропускной способности дорог. Преимущественно под транспортными развязками понимаются транспортные пересечения в разных уровнях, но термин используется и для специальных случаев транспортных пересечений в одном уровне. Чаще всего этот термин используется в отношении комплексов сооружений для одного определенного вида транспорта.
Светофорная развязка образуется путем пересечения под произвольным углом, обычно прямым, двух и более дорог. Термин «развязка» употребляют только при сложном светофорном цикле, наличии других дорог для поворотного движения или запрете следования в одном из направлений. К преимуществам такой развязки относятся простота светофорных циклов и возможность выделения отдельного цикла для пешеходов. В число же недостатков входит в частности проблема левого поворота при интенсивном движении на одной из дорог. При очень интенсивном движении время ожидания зеленого света может достигать 10 минут.
Светофорная развязка с карманом для разворота и левого поворота устраивается в случаях, когда на одной из улиц уже есть разделение потоков. К преимуществам относятся простота светофорных циклов и возможность использования имеющегося места на старом перекрестке. Недостатки же следующие. Во-первых, перегрузка дороги, на которой устроены карманы, может создать пробки. Во-вторых, при левом повороте, а иногда и при развороте, необходимо стоять в течение как минимум двух сигналов светофора. Для решения этой проблемы обычно разрешают правый поворот на красный. В- третьих, ухудшается положение пешеходов засчет сокращения цикла или ликвидации фактически бессветофорного перехода. Такую развязку часто строят вместе с подземным переходом. В-четвертых, необходимо убирать помехи для видимости пешеходов, либо создается опасность правого поворота.
Работа круговой развязки основана на том, что вместо перекрестка строится круг, на который можно въезжать и с которого можно съезжать в любом месте. К преимуществам относится то, что количество светофорных циклов снижается до минимальных двух, на пешеходный переход и проезд машин, иногда светофоры упраздняются вообще. Кроме того, нет проблемы левого поворота при правостороннем движении, возможно ответвление и более четырех дорог. В число недостатков входит то, что такая развязка не может дать приоритет какой-либо дороге. Она применяется, как правило, на дорогах сходной загруженности. Высокой аварийной опасности сопутствует необходимость четко учитывать потоки пешеходов. Кроме того, для устройства такой развязки требуется много дополнительного места. Пропускная способность ограничена длиной окружности, а полос движения не может быть более 3.
Один из возможных вариантов светофорно-тоннельной развязки заключается в том, что на главной дороге для движения прямо строится тоннель или эстакада, для остальных сохраняется светофорное движение. Такая развязка позволяет выделить преобладающий поток без ущерба для второстепенной дороги. Практически нет препятствий для движения общественного транспорта. Нередко можно сделать верхнюю зону преимущественно пешеходной. К недостаткам же относится необходимость преобладания одного из потоков над другим. Если потоки сравниваются, то становится невозможным движение общественного транспорта через светофорную зону. При росте потока может закупориться тоннель. Кроме того, необходимо большее расстояние перед следующим перекрестком по сравнению со светофорной развязкой.
Есть еще несколько видов бессветофорных развязок. К преимуществам клеверообразной развязки относится то, что для ее устройства требуется не так много места по сравнению с другими видами многоуровневых развязок. Возможен, хотя и затруднителен, разворот в базовой конфигурации. Строительство же можно осуществить с минимальными затруднениями. Сначала строятся дороги для правого поворота, затем прямое пересечение закрывается на период строительство моста, после чего достраивается «клевер». Недостатки включают необходимость выполнения левого поворота на 270 градусов. Въезд расположен перед выездом, что само по себе может создать заторы и аварийные ситуации, особенно если под мостом располагаются остановки общественного транспорта. Есть и трудности для пешеходов, ведь для того, чтобы пересечь развязку, требуется пройти большое расстояние и при этом пересечь как минимум две боковые дороги. Наконец, на практике по развязке «клеверный лист» возможно движение со скоростью не более 40 километров в час, по остальным дорогам можно двигаться быстрее.
Есть еще бессветофорная развязка неполного развертывания, или частично клеверообразная. Здесь можно развить большую, чем на типичной клеверообразной развязке, скорость засчет более длинных полос. Строительство такой развязки оказывается дешевле засчет уменьшения длины мостов. Есть возможность задействовать все направления. Часто развязка неполного развертывания проектируется именно под преобладание левого поворота. Недостатком же является то, что для съезда и выезда выделяется только часть полос. Выделить все полосы невозможно.
Трехуровневая клеверообразная развязка лишена типичных недостатков клеверообразной развязки засчет наличия левых поворотов. Возможен, хотя и затруднителен, разворот в базовой конфигурации. К недостаткам можно отнести сложность развязки, а также то, что вблизи не должно быть зданий. Кроме того, такая конструкция позволяет устраивать развязку на пересечении не более четырех дорог.
Наконец, накопительная развязка. При данном подходе часть полос выделяется из одной дороги и вливается в состав другой дороги в том же количестве. Простейшую версию такой развязки можно наблюдать на ромбообразных дорогах, отходящих вправо, от которых отходят дороги для левого поворота, пролегающие непосредственно у центра. Может такая развязка иметь и более сложную конструкцию. Сложные развязки часто называют «спагетти». К их преимуществам относится отсутствие «враждебных» потоков. Формирование потока происходит перед развязкой. Выезд расположен перед въездом. Такую развязку можно использовать при любых пересечениях любого количества дорог, известны и 6-уровневые развязки. Есть возможность выделять дороги для поворота на большем расстоянии по сравнению с клеверообразными развязками. К недостаткам же относятся сложность конструкции и необходимость дополнительных дорог для разворота.
Сергей ЗОЛОТОВ
Светофорная развязка образуется путем пересечения под произвольным углом, обычно прямым, двух и более дорог. Термин «развязка» употребляют только при сложном светофорном цикле, наличии других дорог для поворотного движения или запрете следования в одном из направлений. К преимуществам такой развязки относятся простота светофорных циклов и возможность выделения отдельного цикла для пешеходов. В число же недостатков входит в частности проблема левого поворота при интенсивном движении на одной из дорог. При очень интенсивном движении время ожидания зеленого света может достигать 10 минут.
Светофорная развязка с карманом для разворота и левого поворота устраивается в случаях, когда на одной из улиц уже есть разделение потоков. К преимуществам относятся простота светофорных циклов и возможность использования имеющегося места на старом перекрестке. Недостатки же следующие. Во-первых, перегрузка дороги, на которой устроены карманы, может создать пробки. Во-вторых, при левом повороте, а иногда и при развороте, необходимо стоять в течение как минимум двух сигналов светофора. Для решения этой проблемы обычно разрешают правый поворот на красный. В- третьих, ухудшается положение пешеходов засчет сокращения цикла или ликвидации фактически бессветофорного перехода. Такую развязку часто строят вместе с подземным переходом. В-четвертых, необходимо убирать помехи для видимости пешеходов, либо создается опасность правого поворота.
Работа круговой развязки основана на том, что вместо перекрестка строится круг, на который можно въезжать и с которого можно съезжать в любом месте. К преимуществам относится то, что количество светофорных циклов снижается до минимальных двух, на пешеходный переход и проезд машин, иногда светофоры упраздняются вообще. Кроме того, нет проблемы левого поворота при правостороннем движении, возможно ответвление и более четырех дорог. В число недостатков входит то, что такая развязка не может дать приоритет какой-либо дороге. Она применяется, как правило, на дорогах сходной загруженности. Высокой аварийной опасности сопутствует необходимость четко учитывать потоки пешеходов. Кроме того, для устройства такой развязки требуется много дополнительного места. Пропускная способность ограничена длиной окружности, а полос движения не может быть более 3.
Один из возможных вариантов светофорно-тоннельной развязки заключается в том, что на главной дороге для движения прямо строится тоннель или эстакада, для остальных сохраняется светофорное движение. Такая развязка позволяет выделить преобладающий поток без ущерба для второстепенной дороги. Практически нет препятствий для движения общественного транспорта. Нередко можно сделать верхнюю зону преимущественно пешеходной. К недостаткам же относится необходимость преобладания одного из потоков над другим. Если потоки сравниваются, то становится невозможным движение общественного транспорта через светофорную зону. При росте потока может закупориться тоннель. Кроме того, необходимо большее расстояние перед следующим перекрестком по сравнению со светофорной развязкой.
Есть еще несколько видов бессветофорных развязок. К преимуществам клеверообразной развязки относится то, что для ее устройства требуется не так много места по сравнению с другими видами многоуровневых развязок. Возможен, хотя и затруднителен, разворот в базовой конфигурации. Строительство же можно осуществить с минимальными затруднениями. Сначала строятся дороги для правого поворота, затем прямое пересечение закрывается на период строительство моста, после чего достраивается «клевер». Недостатки включают необходимость выполнения левого поворота на 270 градусов. Въезд расположен перед выездом, что само по себе может создать заторы и аварийные ситуации, особенно если под мостом располагаются остановки общественного транспорта. Есть и трудности для пешеходов, ведь для того, чтобы пересечь развязку, требуется пройти большое расстояние и при этом пересечь как минимум две боковые дороги. Наконец, на практике по развязке «клеверный лист» возможно движение со скоростью не более 40 километров в час, по остальным дорогам можно двигаться быстрее.
Есть еще бессветофорная развязка неполного развертывания, или частично клеверообразная. Здесь можно развить большую, чем на типичной клеверообразной развязке, скорость засчет более длинных полос. Строительство такой развязки оказывается дешевле засчет уменьшения длины мостов. Есть возможность задействовать все направления. Часто развязка неполного развертывания проектируется именно под преобладание левого поворота. Недостатком же является то, что для съезда и выезда выделяется только часть полос. Выделить все полосы невозможно.
Трехуровневая клеверообразная развязка лишена типичных недостатков клеверообразной развязки засчет наличия левых поворотов. Возможен, хотя и затруднителен, разворот в базовой конфигурации. К недостаткам можно отнести сложность развязки, а также то, что вблизи не должно быть зданий. Кроме того, такая конструкция позволяет устраивать развязку на пересечении не более четырех дорог.
Наконец, накопительная развязка. При данном подходе часть полос выделяется из одной дороги и вливается в состав другой дороги в том же количестве. Простейшую версию такой развязки можно наблюдать на ромбообразных дорогах, отходящих вправо, от которых отходят дороги для левого поворота, пролегающие непосредственно у центра. Может такая развязка иметь и более сложную конструкцию. Сложные развязки часто называют «спагетти». К их преимуществам относится отсутствие «враждебных» потоков. Формирование потока происходит перед развязкой. Выезд расположен перед въездом. Такую развязку можно использовать при любых пересечениях любого количества дорог, известны и 6-уровневые развязки. Есть возможность выделять дороги для поворота на большем расстоянии по сравнению с клеверообразными развязками. К недостаткам же относятся сложность конструкции и необходимость дополнительных дорог для разворота.
Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 30 за 2009 год в рубрике дороги