Ямочный ремонт дорог

Повышенная нагрузка на дорожные покрытия при неудовлетворительной конструкции дорог, недостаточной связи слоев и низком качестве асфальта приводит к образованию колеи, трещин и выбоин. Для обеспечения безопасности дорожного движения и во избежание образования еще больших повреждений регулярно осуществляется ямочный ремонт асфальтового покрытия. На практике для устранения вышеперечисленных повреждений чаще других применяются следующие три технологии. Это инжекторная технология, ремонт холодным асфальтом и ремонт литым асфальтом.

Инжекторная технология зарекомендовала себя как очень экономичный и эффективный способ устранения выбоин, трещин и проседаний. Поврежденные места приводятся в порядок очень быстро и с минимальными затратами. А движение по санированным участкам можно открывать сразу же после окончания ремонта. При применении инжекторной технологии щебень сжатым воздухом через подвижный шланг подается в смесительную головку, где он перемешивается с битумной эмульсией. Получившаяся качественная битумно-щебеночная смесь укладывается на поврежденное место.

Перед этим оно очищается от пыли и камней сильной воздушной струей. К воздуху можно добавить воду, что существенно улучшит степень очистки, кроме того, поможет растворить подсохшую грязь. После очистки и удаления лишней воды поврежденное место обрызгивается полимермодифицированной битумной эмульсией. Рекомендуется использовать быстрораспадающуюся эмульсию с содержанием битума 60-70 процентов. Температура переработки такой эмульсии находится в диапазоне от 25 до 50 градусов. Для того же, чтобы сделать заплату более устойчивой, при глубоких повреждениях лучше использовать две фракции щебня. В нижней части более крупный, 5-10 миллиметров, в верхней помельче, 2-5 миллиметров.

Для мелких выбоин, открытых швов средних размеров или сетчатых трещин щебень фракции 5-10 миллиметров является слишком крупным. В таких случаях используется только фракция 2-5 миллиметров. Заполнение поврежденного места всегда осуществляется под давлением. Для того, чтобы при проезде автотранспорта через отремонтированные выбоины щебень не прилипал к шинам, эти участки посыпают мелким щебнем без вяжущего. Уплотнение уложенного материала не требуется, поэтому по поврежденному месту сразу после ремонта можно пускать движение. Реализовывать инжекторный способ ремонта дорог можно с помощью как прицепных, так и навесных машин различных производителей, сегодня широко представленных на рынке.

При покупке такой техники следует обращать внимание на то, чтобы бункер для щебня имел две камеры, что позволяет использовать щебень двух различных фракций. Щадящее дозирование вяжущего лучше обеспечивают машины, оснащенные дозирующими системами, работающими под давлением. Емкость для вяжущего и смесительная головка должны иметь подогрев. Лучше, когда пульт, с которого происходит управление потоками минеральной смеси и количеством эмульсии, расположен рядом со смесительной головкой. В этом случае всем процессом ремонта управляет только один оператор.

Еще одним способом устранения выбоин и других поверхностных повреждений дорожного полотна является технология тонкослойной холодной укладки битумосодержащих шламов и смесей, на Западе именуемая Microsurfacing. Такая технология позволяет открывать дорожное движение через 30 минут после окончания работ. При работе по этому методу с помощью специальной компактной и маневренной машины непосредственно на месте ремонта готовится состав из полимермодифицированной битумной эмульсии, минеральной смеси, цемента, воды и аддитивов.

Все компоненты смешиваются в специальном смесителе до кашеобразной консистенции. Готовая смесь через выпуск подается непосредственно на поврежденные места. Затем материал вручную с помощью резиновых шиберов распределяют тонкими слоями, заполняя при этом выбоины, колеи или осуществляя сплошное санирование поверхности дороги. Для эффективности использования такой техники важно, чтобы емкости для материалов были не ниже определенных размеров. Рекомендуются следующие полезные объемы емкостей. Емкость для минеральной смеси должна вмещать 4-6 кубометров, емкость для вяжущего 1200-1700 литров, емкость для воды 1000 литров, емкость для цемента 250 килограммов.

Приобретая оборудование для микросюрфейсинга, следует обращать внимание, оснащено ли оно специальной трубчатой-мешалкой с поворотным сливом. Такое устройство позволяет подавать смесь на поврежденное место также и сбоку. Конвейерная лента подачи минералов в смеситель должна регулироваться бесступенчато, а емкость для вяжущего - иметь подогрев. При реализации этого способа ремонта дорог также очень важно, чтобы машина была оснащена очистителем высокого давления производительностью около 15 л в секунду при давлении 150 бар. Это нужно не только для того, чтобы очищать поврежденные места при ремонте дорожных поверхностей, но и для чистки смесителя и инструментов. Такая компактная машина предполагает разностороннее использование. Так, при оснащении укладочным агрегатом она может применяться для укладки микропокрытий на тротуарах или велосипедных дорожках, а при добавлении в смесь красителей можно изготавливать разноцветные покрытия.

Гораздо дольше прослужит покрытие, если выбоины и сколы ликвидировать с помощью литого асфальта. Однако этот способ сопряжен с большими расходами, поэтому его рекомендуется применять только в том случае, если предполагается, что срок службы всего дорожного покрытия после ремонта составит еще как минимум несколько лет. Ремонтные работы с литым асфальтом должны производиться особенно квалифицированно и качественно, чтобы по окончании зимы отремонтированные места не выламывались и их не приходилось ремонтировать заново.

Для того, чтобы обеспечить высокое качество ремонта, необходимо соблюдение целого ряда требований как к самому литому асфальту, так и к его укладке. Литой асфальт представляет собой смесь из каменной муки, песка, щебня и битума, фактически лишенную пустот. Это позволяет повысить внутреннее трение минеральных зерен. Пустоты в минеральном составе полностью заполняются битумом. Данная смесь разделена на фракции различного гранулометрического состава. При температуре переработки литого асфальта 220-240 градусов благодаря большей величине коэффициента теплового расширения битума появляется необходимый для укладки незначительный избыток вяжущего.

Асфальт с поврежденных участков дорожного покрытия снимается фрезой или взламывается отбойными молотками. Края участка выпрямляются нарезчиком швов, после чего ремонтируемое место очищается от грязи и пыли. Затем для герметизации стыка между укладываемым литым асфальтом и дорожным покрытием по контуру ремонтируемого участка устанавливают приплавляемую битумную ленту. Это крайне важно, так как вследствие сжатия литого асфальта при остывании у примыкающего дорожного покрытия возникает зазор шириной несколько миллиметров. Если не установить битумную ленту, туда проникнет вода, что запрограммирует скорое новое повреждение.

Укладка литого асфальта фракции 0-10 миллиметров осуществляется вручную. Массу равномерно растирают деревянными терками. Сверху участок с уложенным асфальтом посыпается предварительно обработанным битумом щебнем фракции 2-5 миллиметов, который прижимается ручным катком. Работы осуществляются только при сухой погоде. При этом температура воздуха не должна опускаться ниже трех градусов тепла. После завершения работ отремонтированное место должно в течение не менее 5-7 часов быть закрытым для дорожного движения. За это время уложенный литой асфальт должен остыть как минимум до 70 градусов.

Литой асфальт изготавливается в асфальтосмесительной установке и с помощью передвижных котлов доставляется на строительный участок. Идеальный передвижной котел для всех рецептур литого асфальта оснащается не нуждающейся в техобслуживании вертикальной мешалкой, специальной энергосберегающей системой для масляного или газового обогрева и емкостью для литого асфальта вместительностью от 8 до 16 тонн. Если литой асфальт изготавливается непосредственно на строительном участке, котел должен быть оснащен горизонтальным валом мешалки с крупногабаритными компонентами. Усиленная система обогрева может работать как на масле, так и на газе. Такие котлы выпускаются емкостью от 8 до 20 т.

В России популярны машины для ремонта дорог литым асфальтобетоном МРД-5944 (более распространенное название кохер), изготавливаемые на шасси КамАЗ-65115 московской компанией Коминвест-АКМТ. На такие шасси партнерское еврооборудование монтируется для снижения себестоимости, но по желанию заказчика возможна установка оборудования немецкой компании Altenwerder Gussasphalt Technology на любое другое шасси. Термос-бункер для транспортировки литого асфальта представляет собой вертикальный цилиндр, изготавливаемый из нержавеющей стали и оснащаемый вертикальной мешалкой с гидравлическим приводом. Емкость гидравлического бака 100 литров. Имеется встроенный индикатор уровня температуры. Полностью изолированный бункер имеет всестороннюю внешнюю обшивку. Обогрев производится дизельной горелкой, при этом производительность разогрева соответствует 20 градусам в час, сама же горелка смонтирована с использованием термостойкого материала Thermax.

Загрузка материала осуществляется через загрузочное окно позади бункера размером 800 на 1300 миллиметров, выгрузка через разгрузочное окно размером 250 на 520 миллиметров, расположенное также позади бункера, но с гидроприводной системой механического открывания в аварийном режиме. Выгрузка производится по желобу шириной 400 миллиметров. Сбоку бункера смонтирован дополнительный желоб для выгрузки с ручным управлением. Типоразмерный ряд машин для ремонта дорог литым асфальтобетоном достаточно широк, но при этом вместимость бункера составляет не менее 5000 литров, а масса перевозимого материала не менее 12 тонн. При этом диапазон рабочих температур литого асфальта колеблется от 22 до 240 градусов.

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 28 за 2009 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость