Инженерная геология мостов

Инженерно-геологическое обследование мест устройства искусственных сооружений на автомобильных дорогах выполняется путем осуществления инженерно- геологической съемки, с применением бурения, шурфования, опытных работ, геофизических методов разведки и лабораторных испытаний грунтов. Инженерно-геологическая съемка предшествует всем остальным видам работ и выполняется, в зависимости от сложности объекта, на топографической или глазомерной основе плана. Разведка при помощи шурфов имеет явное преимущество перед бурением, так как позволяет получить более ясную и точную характеристику условий залегания и свойств грунтов, а также дает возможность отбора ненарушенных образцов любого объема.

Однако применение шурфов ограничивается вследствие трудности их проходки в обводненных грунтах. Поэтому основное место при инженерно- геологических обследованиях мест устройства дорожных сооружений занимает бурение. Из геофизических методов разведки широкое применение получила электроразведка, которая ввиду ряда причин хотя и не имеет такого универсального применения, как шурфование и бурение, однако должна рекомендоваться как метод, позволяющий значительно сократить число буровых скважин и правильно определить места их заложения.

Плановая и высотная привязка выработок, закладываемых при инженерно-геологическом обследовании мест устройства дорожных сооружений, должна быть произведена инструментально. Высотную привязку выработок необходимо производить в системе отметок принятой для трассы дороги. При большом их объеме инженерно-геологические обследования выполняются специально для этой цели формируемыми геологическими партиями или отрядами. Примером может служить начало проектирования большого моста. При малом объеме, а это бывает при изыскании малых переходов, мест устройства выемок, насыпей, при обследовании болот, работы выполняются инженерно-геологическим персоналом, входящим в состав изыскательской партии, ведущей дорожные изыскания.

Основные задачи инженерно-геологического обследования мест устройства искусственных сооружений заключаются в получении данных о геологическом строении места устройства сооружения, установлении характера грунтов, их физико-технических свойств, степени плотности, влажности и условий залегания, кроме того, в изучении гидрогеологических условий, а именно, водоносности грунтов, появившегося и установившегося уровня воды, в установлении горизонта напорных вод, наконец, в оценке агрессивности грунтовых и речных вод по отношению к бетону.

Объем и характер инженерно-геологических обследований мест устройства искусственных сооружений зависит от инженерно-геологических условий объекта и от стадии проектирования. Инженерно-геологические обследования подразделяются на рекогносцировочные, выполняемые для проектного задания при трехстадийном проектировании, подробные, выполняемые для проектного задания при двухстадийном проектировании или для технического проекта при трехстадийном проектировании, и предпостроечные обследования, выполняемые на стадии рабочего проектирования.

В подготовительный период перед выездом на полевые изыскания должны быть подробно изучены материалы инженерно-геологических исследований прежних лет. Для этого следует собрать данные по геоморфологии, орогидрографии, климату, геологическому строению, гидрогеологическим условиям, тектонике, физико-геологическим явлениям и инженерно-геологическим свойствам главнейших горных пород района исследований.

Инженерно-геологические обследования мест устройства малых искусственных сооружений на стадии рекогносцировочных изысканий не производятся. Инженерно-геологическое обоснование на этой стадии ограничивается данными общей геологии и геоморфологии района пролегания трассы, полученными на основании изученности литературных и фондовых материалов по обследуемому району. К разведке при помощи шурфования и бурения в ходе рекогносцировочных изысканий следует прибегать только в исключительных случаях, при особо неблагоприятных геологических условиях расположения отдельных сооружений.

Инженерно-геологическое обследование мест устройства малых искусственных сооружений на стадии подробных изысканий заключается в инженерно- геологической съемке места устройства сооружения, в проходке геологоразведочных выработок в месте устройства сооружения, в лабораторной и камеральной обработке материалов. Инженерно-геологической съемкой охватывается место устройства сооружения на ширину по 100 метров в каждую сторону от оси сооружения.

В простых условиях основой для инженерно-геологической съемки служит схематический, глазомерный план места устройства сооружения; в сложных условиях план, составленный по данным инструментальной съемки. На план наносится трасса дороги и пикетажное положение отдельных опорных точек, а также все пройденные выработки, которые подлежат высотной и плановой привязке. Для определения условного сопротивления грунтов основания в месте проектируемого сооружения закладывают буровые скважины, шурфы и шурфоскважины.

Вид разведочных выработок, их количество, расположение в плане и глубина определяются сложностью геологических условий места устройства искусственного сооружения, а также его типом, то есть проектируется труба или же мост. Во всех случаях глубина выработок должна быть достаточной для определения устойчивости грунтов основания, в среднем на 3-4 метра ниже предполагаемой отметки подошвы фундамента.

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 27 за 2009 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость