Парковка в развитых странах

В городах развитых стран автомобили не стоят на проезжей части, во всяком случае, на главных улицах. Стоянка запрещена, остановка на считанные секунды только для высадки пассажиров. Граждане, прибывшие в центр, арендуют на время парковочные места, так называемые лоты, в специализированных паркингах, в подземных, в подземно-надземных многоэтажных, а также в плоскостных. Иногда парковочные лоты организуются также на крайних полосах второстепенных улиц и проездов.

Многоэтажные паркинги чрезвычайно распространены по обе стороны Атлантики, плоскостные же встречаются гораздо реже и в основном в Америке. Паркинги целиком или отдельные зоны крупных универсальных паркингов бывают общедоступными, корпоративными или клиентскими. Корпоративные стоянки предназначены преимущественно для старших должностных лиц компаний и расположены обычно в подземных этажах офисных зданий. На таких парковках предусмотрены обычно бесплатные гостевые лоты, пропуска на которые оформляет принимающая сторона. Клиентские же предназначены для пользователей некоторых гостиниц, ресторанов, магазинов, банков. В частности, обширная клиентская стоянка является непременным атрибутом крупных торговых и развлекательных центров. Эти парковки номинально бесплатны, а фактически учтены в чеке посетителя.

Лоты у тротуара могут работать в режиме тех же общедоступных парковок, в этом случае они непременно оборудованы паркоматами. Эти несложные устройства, предназначенные для фиксации времени пребывания автомобиля на стоянке и исчисления суммы парковочной платы, были изобретены еще в 1935 году. После широкого внедрения этой новации уличные парковщики сохранились, помимо некоторых стран СНГ, разве что в городах третьего мира. Общедоступный лот у тротуара является самым дорогим в часы пик. Цена отсечения должна блокировать соблазн оставить здесь автомобиль больше чем на пару часов. Часовой тариф в специализированном паркинге, разумеется, пониже уличного, но тоже весьма высок. Цена отсечения сформирована здесь таким образом, что средний горожанин воспользуется этой услугой при острой необходимости. Но не станет оставлять здесь свой автомобиль ежедневно на все рабочее время.

С приходом в управления городским хозяйством современных информационных технологий все общедоступные лоты стали сводиться в единое городское парковочное пространство, управляемое в режиме онлайн. В совокупности с популярными с начала 1990 годов системами маршрутного ориентирования это позволяет заранее информировать водителя о прогнозируемом ко времени его прибытия к месту назначения наличии и дислокации свободных парковочных лотов.

На периферии городов все объекты малоэтажной застройки строятся и продаются исключительно со встроенными гаражами на 1-2 места. Еще пара автомобилей всегда поместится на частном драйвэе, то есть выезде из дома на дорогу, или на участке дороги, расположенном строго против фасада. Во всех многоквартирных домах обязательно имеется подземная парковка, рассчитанная на заведомо избыточное количество мест. Во дворах таких домов имеется, как правило, некоторое количество парковочных лотов. Это гостевые парковки, а также места стоянки для транспорта коммунального хозяйства.

Возле станции метро или городской железной дороги, примыкающей к зоне массовой жилой застройки, как правило, организуется перехватывающая парковка. Ее наличие обеспечивает самое широкое использование так называемой технологии park-and-ride. Доехал до станции метро, оставил автомобиль на парковке и поехал дальше общественным транспортом. Лот на перехватывающей парковке кратно дешевле, чем в центре. Тариф за дневную парковку может быть включен в цену проездного билета.

Резкая дифференциация парковочных тарифов в центре и на периферии стала для ряда европейских городов своего рода психологической подготовкой обывателя к введению схемы платного доступа в городской центр. Еще один способ снижения загрузки центральных улиц и паркингов представляет технология car pool. Если несколько соседей кооперируются для поездки в центр на одном автомобиле, им предоставляется право пользования приоритетными полосами, выделенными для общественного транспорта. Планируя свою поездку, горожанин обязательно принимает в расчет место стоянки своего автомобиля и цену вопроса. И, соответственно, делает рациональный выбор, коим в разных случаях может явиться и свой автомобиль, и вызывное такси, и массовый общественный транспорт.

Застройщик, разворачивая новое строительство или реконструкцию дома, квартала, жилого массива, обязательно принимает в расчет, где новые жильцы будут ставить свои автомобили, по 2-3 на семью, и как они будут выбираться из своих домов и квартир. Не выполнив эти условия, он просто ничего не сможет продать. Городские власти, давая разрешение на строительство, не станут выяснять, хватит ли в новой застройке места для парковок, это личные заботы застройщика, но обязательно проверят, не ухудшит ли новый или реконструируемый объект условий движения в окрестности своей дислокации. А утверждая схему организации движения и парковочного пространства в городском центре, власти самым скрупулезным образом проверят, не нанесут ли любые нововведения ущерба пассажирским сообщениям, культурно-исторической идентичности и экологии города.

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 2009 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость