Дорожные стандарты Америки
Нормативно-технические документы, регламентирующие строительные и эксплуатационные свойства материалов и конструкций, являются основой системы контроля качества. Принципы стандартизации этих свойств в Америке как в федеративном государстве в большой мере определяются системой законодательных и финансовых отношений между правительством страны и правительствами штатов.
По поручению конгресса большинством правительственных дорожных программ руководит Федеральная дорожная администрация, одно из правительственных агентств Америки. Роль этого агентства в обеспечении высокого уровня качества дорог определяется системой финансовых отношений между федеральным правительством, штатами и округами данного штата.
Федеральная администрация имеет ряд источников финансирования, важнейшим из которых является правительственный фонд строительства дорог. Он на 88 процентов складывается из налога на бензин. Каждый водитель, заправляя автомобиль, фактически платит в этот фонд 18 центов за один галлон бензина или дизельного топлива, или 4,75 цента за литр.
При этом размер налога на горючее не изменяется с изменением цен на нефтепродукты. При ценах 2004 г он составляет примерно 7 процентов стоимости горючего. В этот же фонд поступает налог на покупку грузовых автомобилей и шин для них. В бюджеты штатов и округов деньги поступают за счет налогов на продажу, на недвижимость.
На дороги федерального значения штат получает деньги от правительства пропорционально доле общего протяжения таких дорог на территории этого штата; деньги на городские улицы и дороги - пропорционально численности городского населения.
При этом штат должен на деле показать свою заинтересованность. Американское правительство финансирует строительство автомобильных дорог в штатах в соотношении 1 к 4, то есть на 1 вложенный доллар из бюджета штата выделяется 4 доллара из федерального бюджета. Правительства штатов выделяют средства на дороги округов в соотношении 1 к 3. Деньги, выделенные штату правительством страны, рекомендуется примерно на 75 процентов расходовать на ремонт и реконструкцию существующих дорог и на 25 процентов на строительство новых дорог.
Законодательно закрепленная система отношений между федеральным правительством и правительствами штатов отразилась на организации системы стандартов на дорожное строительство и, соответственно, на методах обеспечения его качества. Следует подчеркнуть, что в Америке нет общегосударственных, имеющих силу закона, дорожных стандартов типа советских и постсоветских строительных норм и правил.
Хотя федеральные нормативы имеются, они носят рекомендательный характер и обычно издаются Американской ассоциацией дорожных и транспортных представителей штатов. Каждый штат имеет своих представителей в этой ассоциации, которая организует подготовку данного стандарта.
Например, проектирование плана и профиля автомобильных дорог осуществляется в соответствии с изданным ассоциацией в 1994 году нормативным документом «Политика геометрического проектирования дорог и улиц». На 1006 страницах этой книги изложены и обоснованы общие инженерные принципы проектирования, однако она носит рекомендательный, а не законодательный характер.
Числовые значения параметров не заданы жестко, а зависят от уровня сервиса, который требуется обеспечить и коего есть 5 уровней, а также от категории дороги. К тому же эти значения могут быть разными в разных штатах и городах. Скажем, максимальный продольный уклон зависит от типа местности, и при проектной скорости 110 километров в час его рекомендуется принимать равным 5 процентам, а при проектной скорости 50 километров в час максимальный уклон составит 8 процентов. Но на коротком участке его можно увеличить.
Например, не так давно департамент общественных работ Лос-Анджелеса при проверке проектной документации потребовал доказать, что пожарная машина преодолеет запроектированный 16-процентный уклон на дороге с асфальтобетонным покрытием, и согласовал проект только после того, как затребованные доказательства были представлены.
В отличие от российских Правил дорожного движения в Америке отсутствует установленная для всей страны максимальная скорость дорожного движения. Например, в Калифорнии установлена максимальная скорость на загородных дорогах 65 миль в час, это 104 километра в час, а на недавно построенных участках с параметрами, отвечающими требованиям к дорогам междуштатного значения, 70 миль в час, или 112 километров в час. В округе Коламбиа, в котором находится столица Америки город Вашингтон, максимальная разрешенная скорость составляет 50 миль в час, а в Аризоне, Колорадо, Небраске, Оклахоме, Висконсине и Вайоминге 75 миль в час.
Каждый штат издает свой сборник дорожных стандартов. Эти сборники имеют примерно одинаковую структуру и включают общие положения, разделы, посвященные земляным работам, основаниям и дополнительным основаниям, покрытиям, строительным конструкциям, дренажным устройствам, полосам отвода, разметке и строительным материалам. В сборнике стандартов описывается все самое нужное, от порядка заключения контракта и порядка оплаты до требуемых показателей свойств вяжущих, каменных материалов и грунтов.
При проектировании дорог руководствуются нормативами, принятыми в данном штате. Но если дорога или улица, проходящая в районе частной застройки, должна быть после окончания строительства передана для ремонта и содержания округу, преимущество имеют нормы проектирования и строительства, утвержденные в этом округе. Их соблюдение тщательно проверяется как на стадии проектирования, так и во время строительства не только подрядчиком и заказчиком, но и контролерами Департамента общественных работ данного округа.
В Америке не существует единых для всей страны стандартов, подобных ГОСТ 9128-97 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон», изданному в виде брошюры объемом менее 30 страниц. Имеются стандарты Американской ассоциации дорожных и транспортных представителей штатов и Ассоциации испытаний и материалов, в которых описываются различные методы проектирования составов асфальтобетонной смеси, по Хвиму, Маршаллу или системе Superpave, а также различные методы испытания смесей и их компонентов.
Американская ассоциация дорожных и транспортных представителей штатов выпускает два тома дорожных стандартов, каждый толщиной свыше 800 страниц большого формата. В первом детально описываются различные методы отбора образцов и их испытания, а во втором даются нормы, которым должны удовлетворять смеси и их компоненты при различных методах проектирования состава смесей.
Стандарты на смеси, их компоненты и методы испытаний связаны перекрестными ссылками. В стандартах Ассоциации испытаний и материалов дорожному строительству посвящен том 04.03 «Дорога и дорожно-строительные материалы. Система автомобиль-дорога» объемом 800 страниц. Гибкость американской системы стандартизации имеет много достоинств. Еще более разнообразны применяемые методы проектирования и оценки состояния дорожных одежд. Стандарты названных ассоциаций на методы испытаний дорожно-строительных материалов обновляются почти ежегодно. Целесообразность обновления решает комиссия Американской ассоциации дорожных и транспортных представителей штатов, в которую входят представители всех штатов. Комиссия собирается два раза в год. Каждый штат имеет лабораторию испытания дорожно-строительных материалов, и в этой лаборатории есть инженер по исследованию материалов, зачастую имеющий ученую степень. Он предлагает изменения и рецензирует предложения представителей других штатов.
По информации stroit.ru подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
По поручению конгресса большинством правительственных дорожных программ руководит Федеральная дорожная администрация, одно из правительственных агентств Америки. Роль этого агентства в обеспечении высокого уровня качества дорог определяется системой финансовых отношений между федеральным правительством, штатами и округами данного штата.
Федеральная администрация имеет ряд источников финансирования, важнейшим из которых является правительственный фонд строительства дорог. Он на 88 процентов складывается из налога на бензин. Каждый водитель, заправляя автомобиль, фактически платит в этот фонд 18 центов за один галлон бензина или дизельного топлива, или 4,75 цента за литр.
При этом размер налога на горючее не изменяется с изменением цен на нефтепродукты. При ценах 2004 г он составляет примерно 7 процентов стоимости горючего. В этот же фонд поступает налог на покупку грузовых автомобилей и шин для них. В бюджеты штатов и округов деньги поступают за счет налогов на продажу, на недвижимость.
На дороги федерального значения штат получает деньги от правительства пропорционально доле общего протяжения таких дорог на территории этого штата; деньги на городские улицы и дороги - пропорционально численности городского населения.
При этом штат должен на деле показать свою заинтересованность. Американское правительство финансирует строительство автомобильных дорог в штатах в соотношении 1 к 4, то есть на 1 вложенный доллар из бюджета штата выделяется 4 доллара из федерального бюджета. Правительства штатов выделяют средства на дороги округов в соотношении 1 к 3. Деньги, выделенные штату правительством страны, рекомендуется примерно на 75 процентов расходовать на ремонт и реконструкцию существующих дорог и на 25 процентов на строительство новых дорог.
Законодательно закрепленная система отношений между федеральным правительством и правительствами штатов отразилась на организации системы стандартов на дорожное строительство и, соответственно, на методах обеспечения его качества. Следует подчеркнуть, что в Америке нет общегосударственных, имеющих силу закона, дорожных стандартов типа советских и постсоветских строительных норм и правил.
Хотя федеральные нормативы имеются, они носят рекомендательный характер и обычно издаются Американской ассоциацией дорожных и транспортных представителей штатов. Каждый штат имеет своих представителей в этой ассоциации, которая организует подготовку данного стандарта.
Например, проектирование плана и профиля автомобильных дорог осуществляется в соответствии с изданным ассоциацией в 1994 году нормативным документом «Политика геометрического проектирования дорог и улиц». На 1006 страницах этой книги изложены и обоснованы общие инженерные принципы проектирования, однако она носит рекомендательный, а не законодательный характер.
Числовые значения параметров не заданы жестко, а зависят от уровня сервиса, который требуется обеспечить и коего есть 5 уровней, а также от категории дороги. К тому же эти значения могут быть разными в разных штатах и городах. Скажем, максимальный продольный уклон зависит от типа местности, и при проектной скорости 110 километров в час его рекомендуется принимать равным 5 процентам, а при проектной скорости 50 километров в час максимальный уклон составит 8 процентов. Но на коротком участке его можно увеличить.
Например, не так давно департамент общественных работ Лос-Анджелеса при проверке проектной документации потребовал доказать, что пожарная машина преодолеет запроектированный 16-процентный уклон на дороге с асфальтобетонным покрытием, и согласовал проект только после того, как затребованные доказательства были представлены.
В отличие от российских Правил дорожного движения в Америке отсутствует установленная для всей страны максимальная скорость дорожного движения. Например, в Калифорнии установлена максимальная скорость на загородных дорогах 65 миль в час, это 104 километра в час, а на недавно построенных участках с параметрами, отвечающими требованиям к дорогам междуштатного значения, 70 миль в час, или 112 километров в час. В округе Коламбиа, в котором находится столица Америки город Вашингтон, максимальная разрешенная скорость составляет 50 миль в час, а в Аризоне, Колорадо, Небраске, Оклахоме, Висконсине и Вайоминге 75 миль в час.
Каждый штат издает свой сборник дорожных стандартов. Эти сборники имеют примерно одинаковую структуру и включают общие положения, разделы, посвященные земляным работам, основаниям и дополнительным основаниям, покрытиям, строительным конструкциям, дренажным устройствам, полосам отвода, разметке и строительным материалам. В сборнике стандартов описывается все самое нужное, от порядка заключения контракта и порядка оплаты до требуемых показателей свойств вяжущих, каменных материалов и грунтов.
При проектировании дорог руководствуются нормативами, принятыми в данном штате. Но если дорога или улица, проходящая в районе частной застройки, должна быть после окончания строительства передана для ремонта и содержания округу, преимущество имеют нормы проектирования и строительства, утвержденные в этом округе. Их соблюдение тщательно проверяется как на стадии проектирования, так и во время строительства не только подрядчиком и заказчиком, но и контролерами Департамента общественных работ данного округа.
В Америке не существует единых для всей страны стандартов, подобных ГОСТ 9128-97 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон», изданному в виде брошюры объемом менее 30 страниц. Имеются стандарты Американской ассоциации дорожных и транспортных представителей штатов и Ассоциации испытаний и материалов, в которых описываются различные методы проектирования составов асфальтобетонной смеси, по Хвиму, Маршаллу или системе Superpave, а также различные методы испытания смесей и их компонентов.
Американская ассоциация дорожных и транспортных представителей штатов выпускает два тома дорожных стандартов, каждый толщиной свыше 800 страниц большого формата. В первом детально описываются различные методы отбора образцов и их испытания, а во втором даются нормы, которым должны удовлетворять смеси и их компоненты при различных методах проектирования состава смесей.
Стандарты на смеси, их компоненты и методы испытаний связаны перекрестными ссылками. В стандартах Ассоциации испытаний и материалов дорожному строительству посвящен том 04.03 «Дорога и дорожно-строительные материалы. Система автомобиль-дорога» объемом 800 страниц. Гибкость американской системы стандартизации имеет много достоинств. Еще более разнообразны применяемые методы проектирования и оценки состояния дорожных одежд. Стандарты названных ассоциаций на методы испытаний дорожно-строительных материалов обновляются почти ежегодно. Целесообразность обновления решает комиссия Американской ассоциации дорожных и транспортных представителей штатов, в которую входят представители всех штатов. Комиссия собирается два раза в год. Каждый штат имеет лабораторию испытания дорожно-строительных материалов, и в этой лаборатории есть инженер по исследованию материалов, зачастую имеющий ученую степень. Он предлагает изменения и рецензирует предложения представителей других штатов.
По информации stroit.ru подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 20 за 2009 год в рубрике дороги