Под контролем каждая единица транспорта

Развернуты работы по внедрению систем отслеживания перемещения транспорта по магистралям Минска. Уже давно проблема определения местонахождения и состояния автомобилей, автобусов, троллейбусов, трамваев является острой и насущной, а ее решение наверняка приблизит Минск к урбанистическому статусу современной столицы.

Аварийная служба столичного предприятия Лифтсервис внедряет систему Транснавигатор на основе спутниковой связи. По информации начальника производственного отдела предприятия Леонида Бабука, благодаря новой системе информация о местонахождении автомобиля поступает на диспетчерский пульт в режиме реального времени. Это не только дисциплинирует и повышает ответственность работников. Транснавигатор позволяет водителю выбрать оптимальный маршрут к дому, из которого поступил вызов, а значит, способствует экономии топлива и горюче-смазочных материалов.

Что же касается общественного транспорта, то, по информации начальника управления АСУ предприятия Минсктранс Владимира Лежнюка, в Минске уже началось тестирование новой автоматизированной системы диспетчерского управления городским общественным транспортом, построенной на спутниковой системе навигации. В эксперименте участвует 55 автобусов, которые работают на городских маршрутах 11, 42 и 121. Машины оснащены навигационными комплексами, которые находятся на связи с орбитальными спутниками системы глобального позиционирования. Поставщиком оборудования для пилотного проекта является научно-производственное предприятие СКБ Камертон. GPS-приемники позволяют в режиме реального времени определять, где находится автобус, по какому маршруту движется.

Для троллейбусов навигационное оборудование производит предприятие Белкоммунмаш. В троллейбусах маршрута номер 10 новые системы уже работают. Бортовой компьютер, расположенный в салоне, контролирует утечку тока в транспорте, а также может передавать в центральный диспетчерский пункт множество параметров, включая температуру воздуха в салоне, работу системы обогрева.

Тестирование новой автоматизированной системы продлится месяц. После чего будет объявлен тендер на выбор генподрядчика проекта. После того, как генподрядчик проекта будет определен, навигационные комплексы начнут устанавливать на всем подвижном составе предприятия Минсктранс, а это около 3 тысяч единиц. Переходный период будет длиться в течение 2009-2010 годов. Предварительно общая стоимость проекта оценивается в 11 миллиардов рублей.

Глобальная спутниковая система значительно упростит работу водителей. В их кабинах установят небольшие экраны, на которых будет отображаться важная информация. Например, все водители будут ориентироваться на текущее, синхронизированное с сервером, а значит, единое для всех время. Кроме того, появится возможность следить за графиком движения, насколько автобус или троллейбус опережает график, насколько отстает от него. А передать водителю важную информацию с диспетчерского пункта можно будет с помощью SMS-сообщений.

Проблема внедрения в Минске автоматизированной системы диспетчерского управления работой городского транспорта с глобальной спутниковой системы назрела давно. В настоящее время возможности действующей в Минске системы, которая эксплуатируется только на автобусных маршрутах, значительно ограничены. Сведения о работе транспорта поступают от датчиков индукционного типа по выделенным телефонным линиям. Автоматизированная система диспетчерского управления отслеживает работу городских автобусов с помощью 91 контрольного пункта. Однако большинство маршрутов не имеет необходимого количества контрольных точек. 20 автобусных маршрутов имеют только один контрольный пункт. По этой причине оперативно получать информацию и воздействовать на ситуацию невозможно. А троллейбусные и трамвайные маршруты и вовсе работают вне системы автоматизированного контроля.

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 13 за 2009 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость