Струнный транспорт Юницкого
Помимо традиционных и известных всем видов транспорта, в настоящее время появляются новые виды транспорта. Современные разработки новых транспортных систем позволяют существенно экономить топливо, сокращать время доставки грузов и пассажиров. Одной из альтернативных разработок является струнный транспорт, разработка идеи которого была предложена Анатолием Юницким.
Собственно идея заключается в постановке экипажей общественного транспорта на подвесные натяжные рельсы, или струны. Можно сказать, что это видоизмененная и облегченная версия железной дороги. По закрепленным на опорах струнам можно перевозить как пассажиров, так и груз, причем без ограничений массы. Автором проекта струнного транспорта стал Анатолий Юницкий, который с 1977 года вместе с учеными из Подмосковья ведет экспериментальные работы по внедрению этого вида транспорта. По словам разработчиков, на сегодняшний день это самый безопасный, дешевый и долговечный транспорт.
Нужно сказать, что в XXI веке транспортную отрасль ожидают большие перемены. Во-первых, современный транспорт почти полностью зависит от нефти, запасы которой быстро истощаются, и в конце концов наступит время, когда она станет недоступной для использования на транспорте. Различные способы повышения эффективности использования нефти могут отодвинуть, но не предотвратить наступление этого времени. Транспортная система будущего должна быть всеядной. В начале развития она может работать на относительно дешевом нефтяном топливе, затем должна быть электрифицирована либо переведена на альтернативные виды топлива или другие источники энергии без дополнительных значительных затрат. Во-вторых, немало вопросов вызывает современное состояние самой мировой транспортной системы, основные стандарты которой, например, железнодорожная колея, были заложены еще в XIX веке. Система является устаревшей, а некоторые ее элементы устарели уже давно, так как вносившиеся изменения не затрагивали основ системы. В-третьих, в XXI веке еще острее встанут глобальные проблемы экологии и безопасности, так, из-за масштабности своего использования транспорт стал наиболее опасным изобретением человечества.
Только в Соединенных Штатах Америки дороги, протяженность которых превышает 6 миллионов километров, занимают территорию, суммарная площадь которой равна площади Греции. Эта земля не дышит, не производит кислород, в то время как в двигателях американских транспортных средств сжигается больше кислорода, чем его производят зеленые растения, растущие на территории страны.
Будущая же транспортная система для перевозки пассажиров и грузов должна иметь высокую пропускную способность при малой площади занимаемой земли и низких затратах на содержание и ремонт путей сообщения, кроме того, она должна характеризоваться минимальным негативным воздействием на окружающую среду при сохранении большого суточного пробега транспортного средства, высокой средней скоростью движения при снижении расхода топлива и числа дорожно-транспортных происшествий. Транспортной системой, удовлетворяющей требованиям XXI века, может стать струнный транспорт Юницкого, или СТЮ.
Это принципиально новая многофункциональная коммуникационная система, представляющая собой предварительно напряженную растянутую канатно- балочную конструкцию, размещенную на опорах высотой от 1 до 50 и более метров. Основу конструкции составляет однопутная или многопутная путевая структура, предназначенная для движения по ней грузовых и пассажирских колесных транспортных модулей, имеющих в качестве привода электродвигатель или двигатель внутреннего сгорания.
Основой путевой структуры СТЮ являются рельсы-струны, выполненные по длине без стыков. Струны в рельсе предварительно напряжены до внутренних усилий от 100 до 500 тонн и жестко закреплены на анкерных опорах, установленных на расстоянии от 1 до 3 километров друг от друга. В промежутках между анкерными опорами путевая структура размещена на легких поддерживающих опорах. Оптимальное расстояние между ними от 20 до 50 метров, максимальное от 2500 до 3000 метров.
Двухпутную трассу СТЮ характеризует низкий расход материалов. На 1 метр трассы металлоконструкций требуется 100-250 килограммов, железобетона 0,1-0,3 кубометра. При строительстве железной дороги металлоконструкций требуется 400-800 килограммов на метр, железобетона 0,5-0,8 кубометра на метр, щебня 2-3 кубометра на метр, объем земляных работ составляет 10-50 кубометров на метр. При устройстве монорельса металлоконструкций нужно 1500-3000 килограммов на метр, железобетона 0,5-1,5 кубометра на метр.
При строительстве трасс СТЮ требуется незначительное по сравнению с железными и автомобильными дорогами отчуждение земли, 0,01-0,05 гектара на километр, а железная дорога и автомагистраль требуют от 3 до 10 гектаров на километр. Низки себестоимость проезда пассажиров и транспортировки грузов по трассам СТЮ, низка и стоимость строительства этих трасс. Пропускная их способность превышает 100 тысяч пассажиров, 50 тысяч тонн грузов в сутки. Мал и расход топлива при скоростном движении, например, при скорости 200 километров в час он составляет 0,2-0,3 литра горючего на 100 пассажирокилометров. Легковой автомобиль при этой же скорости расходует 4-6 литров на 100 пассажирокилометров. Рентабельность эксплуатации составляет 100 процентов и более, срок окупаемости от 2 до 6 лет.
Есть возможность строительства недорогих технологических трасс для доставки руды на обогатительную фабрику, транспортировки угля, транспортировки нефти к перерабатывающим заводам, вывоза мусора за пределы мегаполисов, поставки высококачественной природной питьевой воды в густонаселенные регионы.
Есть и возможность монтажа на опорах и путевой структуре гелиоэнергетических и ветроэнергетических установок, обеспечивающих энергоснабжение СТЮ, а также возможность прокладки по путевой структуре линий электропередач и линий связи, в том числе оптоволоконных. Кроме того, строительство трасс СТЮ позволяет отказаться от насыпей, выемок, сноса существующих строений, невосполнимой вырубки леса, нанесения ущерба сельхозугодиям и водоемам.
Струнные трассы есть наиболее щадящий природу и экологически чистый вид прокладки транспортных коммуникаций в городах, национальных парках и заповедниках, в лесных массивах, в тундре и болотах, в горах и пустынях. С другой стороны, нужно учитывать такой фактор, как всепогодность СТЮ. С использованием технологии СТЮ возможно строительство недорогих быстровозводимых пешеходных переходов, автомобильных и железнодорожных мостов, путепроводов и паромных переправ.
Программа СТЮ разрабатывается под эгидой ООН. В 2001-2003 годах разработка прошла апробацию на испытательном стенде в городе Озеры Московской области. Протяженность стенда составила 150 метров, высота опор достигла 15 метров. Для завершения опытно-конструкторских работ и выхода на рынок транспортных услуг необходима поэтапная сертификация СТЮ на опытном участке, а значит, дальнейшие инвестиции.
Первый проезд грузового транспортного модуля СТЮ на базе грузового автомобиля ЗИЛ-131 на опытном участке в городе Озеры Московской области. Под струнной путевой структурой стоит генеральный конструктор СТЮ Анатолий Юницкий
По информации unitran.ru и unitsky.ru подготовил
Сергей ЗОЛОТОВ
Собственно идея заключается в постановке экипажей общественного транспорта на подвесные натяжные рельсы, или струны. Можно сказать, что это видоизмененная и облегченная версия железной дороги. По закрепленным на опорах струнам можно перевозить как пассажиров, так и груз, причем без ограничений массы. Автором проекта струнного транспорта стал Анатолий Юницкий, который с 1977 года вместе с учеными из Подмосковья ведет экспериментальные работы по внедрению этого вида транспорта. По словам разработчиков, на сегодняшний день это самый безопасный, дешевый и долговечный транспорт.
Нужно сказать, что в XXI веке транспортную отрасль ожидают большие перемены. Во-первых, современный транспорт почти полностью зависит от нефти, запасы которой быстро истощаются, и в конце концов наступит время, когда она станет недоступной для использования на транспорте. Различные способы повышения эффективности использования нефти могут отодвинуть, но не предотвратить наступление этого времени. Транспортная система будущего должна быть всеядной. В начале развития она может работать на относительно дешевом нефтяном топливе, затем должна быть электрифицирована либо переведена на альтернативные виды топлива или другие источники энергии без дополнительных значительных затрат. Во-вторых, немало вопросов вызывает современное состояние самой мировой транспортной системы, основные стандарты которой, например, железнодорожная колея, были заложены еще в XIX веке. Система является устаревшей, а некоторые ее элементы устарели уже давно, так как вносившиеся изменения не затрагивали основ системы. В-третьих, в XXI веке еще острее встанут глобальные проблемы экологии и безопасности, так, из-за масштабности своего использования транспорт стал наиболее опасным изобретением человечества.
Только в Соединенных Штатах Америки дороги, протяженность которых превышает 6 миллионов километров, занимают территорию, суммарная площадь которой равна площади Греции. Эта земля не дышит, не производит кислород, в то время как в двигателях американских транспортных средств сжигается больше кислорода, чем его производят зеленые растения, растущие на территории страны.
Будущая же транспортная система для перевозки пассажиров и грузов должна иметь высокую пропускную способность при малой площади занимаемой земли и низких затратах на содержание и ремонт путей сообщения, кроме того, она должна характеризоваться минимальным негативным воздействием на окружающую среду при сохранении большого суточного пробега транспортного средства, высокой средней скоростью движения при снижении расхода топлива и числа дорожно-транспортных происшествий. Транспортной системой, удовлетворяющей требованиям XXI века, может стать струнный транспорт Юницкого, или СТЮ.
Это принципиально новая многофункциональная коммуникационная система, представляющая собой предварительно напряженную растянутую канатно- балочную конструкцию, размещенную на опорах высотой от 1 до 50 и более метров. Основу конструкции составляет однопутная или многопутная путевая структура, предназначенная для движения по ней грузовых и пассажирских колесных транспортных модулей, имеющих в качестве привода электродвигатель или двигатель внутреннего сгорания.
Основой путевой структуры СТЮ являются рельсы-струны, выполненные по длине без стыков. Струны в рельсе предварительно напряжены до внутренних усилий от 100 до 500 тонн и жестко закреплены на анкерных опорах, установленных на расстоянии от 1 до 3 километров друг от друга. В промежутках между анкерными опорами путевая структура размещена на легких поддерживающих опорах. Оптимальное расстояние между ними от 20 до 50 метров, максимальное от 2500 до 3000 метров.
Двухпутную трассу СТЮ характеризует низкий расход материалов. На 1 метр трассы металлоконструкций требуется 100-250 килограммов, железобетона 0,1-0,3 кубометра. При строительстве железной дороги металлоконструкций требуется 400-800 килограммов на метр, железобетона 0,5-0,8 кубометра на метр, щебня 2-3 кубометра на метр, объем земляных работ составляет 10-50 кубометров на метр. При устройстве монорельса металлоконструкций нужно 1500-3000 килограммов на метр, железобетона 0,5-1,5 кубометра на метр.
При строительстве трасс СТЮ требуется незначительное по сравнению с железными и автомобильными дорогами отчуждение земли, 0,01-0,05 гектара на километр, а железная дорога и автомагистраль требуют от 3 до 10 гектаров на километр. Низки себестоимость проезда пассажиров и транспортировки грузов по трассам СТЮ, низка и стоимость строительства этих трасс. Пропускная их способность превышает 100 тысяч пассажиров, 50 тысяч тонн грузов в сутки. Мал и расход топлива при скоростном движении, например, при скорости 200 километров в час он составляет 0,2-0,3 литра горючего на 100 пассажирокилометров. Легковой автомобиль при этой же скорости расходует 4-6 литров на 100 пассажирокилометров. Рентабельность эксплуатации составляет 100 процентов и более, срок окупаемости от 2 до 6 лет.
Есть возможность строительства недорогих технологических трасс для доставки руды на обогатительную фабрику, транспортировки угля, транспортировки нефти к перерабатывающим заводам, вывоза мусора за пределы мегаполисов, поставки высококачественной природной питьевой воды в густонаселенные регионы.
Есть и возможность монтажа на опорах и путевой структуре гелиоэнергетических и ветроэнергетических установок, обеспечивающих энергоснабжение СТЮ, а также возможность прокладки по путевой структуре линий электропередач и линий связи, в том числе оптоволоконных. Кроме того, строительство трасс СТЮ позволяет отказаться от насыпей, выемок, сноса существующих строений, невосполнимой вырубки леса, нанесения ущерба сельхозугодиям и водоемам.
Струнные трассы есть наиболее щадящий природу и экологически чистый вид прокладки транспортных коммуникаций в городах, национальных парках и заповедниках, в лесных массивах, в тундре и болотах, в горах и пустынях. С другой стороны, нужно учитывать такой фактор, как всепогодность СТЮ. С использованием технологии СТЮ возможно строительство недорогих быстровозводимых пешеходных переходов, автомобильных и железнодорожных мостов, путепроводов и паромных переправ.
Программа СТЮ разрабатывается под эгидой ООН. В 2001-2003 годах разработка прошла апробацию на испытательном стенде в городе Озеры Московской области. Протяженность стенда составила 150 метров, высота опор достигла 15 метров. Для завершения опытно-конструкторских работ и выхода на рынок транспортных услуг необходима поэтапная сертификация СТЮ на опытном участке, а значит, дальнейшие инвестиции.
Первый проезд грузового транспортного модуля СТЮ на базе грузового автомобиля ЗИЛ-131 на опытном участке в городе Озеры Московской области. Под струнной путевой структурой стоит генеральный конструктор СТЮ Анатолий Юницкий
По информации unitran.ru и unitsky.ru подготовил
Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 12 за 2009 год в рубрике дороги