Франчайзинг как лекарство для риелторов

Кризис часто называют временем для умных. Никакой спад не может длиться вечно, и за каждым спадом неизменно следует подъем. Поэтому пришло время посмотреть на сложившуюся на рынке недвижимости ситуацию под новым углом. Условия для начала бизнеса здесь близки к идеальным.

Как показывает мировой опыт, во все периоды спадов наиболее активно развиваются франчайзинговые сети, в том числе и франчайзинг в недвижимости, поэтому именно сейчас внимание на франчайзинг обращают даже те, кто раньше не задумывался о таком пути развития. Но разберемся со всем по порядку. Для начала напомним, что франчайзинг является одной из наиболее развитых форм лицензирования, при которой одна сторона предоставляет другой возмездное право действовать от своего имени, реализовывать товары, способствуя, тем самым, расширению рынка сбыта. Специалисты считают франчайзинг самым доступным методом тиражирования успешных малых предприятий. Теперь вернемся к рынку недвижимости.

Ответим на вопрос: почему именно сейчас лучшее время для приобретения франшизы?

Как показывает мировая практика, рынок недвижимости сильнее других сфер экономики подвержен цикличности. Все риелторы хорошо знают или, по крайней мере, догадываются об этом, так как ежегодно сталкиваются с сезонными колебаниями продаж, а именно со всплесками и спадами активности, которыми традиционно характеризуется рынок недвижимости в разные периоды года. Это настолько естественно, что многие этого даже не замечают. Не менее естественными для рынка недвижимости являются и другие, более масштабные циклы, к которым мы еще не привыкли и не научились адаптироваться. Речь идет о более серьезных экономических изменениях, суть которых легко понять: они происходят тогда, когда на рынке смещается баланс между спросом и предложением. Когда предложение продавцов недвижимости превосходит спрос покупателей, это рынок покупателя. Когда спрос превышает предложение, это рынок продавца. Серьезные перемены в сфере недвижимости происходят тогда, когда рынок переходит из одного состояния в другое. И сейчас рынок недвижимости переживает один из таких переходов: от рынка продавца к рынку покупателя.

Почему переход к рынку покупателя оказывается таким болезненным? Для этого есть две причины. Во-первых, этот период характеризуется снижением числа продаж на рынке недвижимости, а значит сокращением возможных доходов риелторов. Во-вторых, переход к рынку покупателя, как правило, происходит довольно резко. Многим агентствам недвижимости и независимым риелторам нелегко «удержаться на плаву» в такой ситуации, и они вынуждены сворачивать свою деятельность или вовсе уходить с рынка. При этом весь объем сделок делится между оставшимися игроками и теми немногими новичками, которые смогли по достоинству оценить открывающиеся возможности и адекватно отреагировать. Это принцип Парето в действии, когда 20 процентов игроков на рынке в итоге получат до 80 процентов от общего объема бизнеса.

Кризис – это, несомненно, очень нелегкое время для банков, строителей и для тех, кто решил продать свою недвижимость, но совсем не обязательно для риелторов, считают эксперты рынка недвижимости. Продавцы в такие моменты готовы торговаться по цене и платить большие комиссионные риелтору, чтобы избавиться от своей недвижимости. Поэтому многое сейчас будет зависеть от того, как поведут себя риелторы в новых условиях.

Второй важный вопрос: почему мы рассматриваем как перспективный именно бизнес в сфере недвижимости, когда многие говорят, что российский рынок, например, буквально «встал»?

В настоящее время активность на рынке недвижимости достаточным образом поддерживается, с одной стороны, естественным оборотом объектов жилого фонда. В условиях любых экономических потрясений у людей по-прежнему остается потребность обменивать имеющееся жилье на более для них подходящее, когда они вступают в брак, рожают детей, съезжаются, разъезжаются или им по наследству остается квартира. С другой стороны, рынок постепенно начинает пополняться теми квартирами, которые приобретались с целью инвестиций и дальнейшей перепродажи на растущем рынке. Ожидания инвесторов достигли своего предела, и они готовы снижать цены в поисках покупателя. Также, вопреки кризисным настроениям, рынок аренды становится более активным, выходит на первый план и приносит определенный доход.

Кроме того, по различным оценкам, обеспеченность жильем, например, в России, крайне невысока и составляет чуть больше 20 квадратных метров на душу населения. И это если не принимать во внимание его качество. По этому показателю россияне заметно отстают не только от стран Северной Америки и Западной Европы, но и от своих ближайших восточно-европейских соседей. А это значит, что еще долгие годы недвижимость в стране будет крайне востребована, равно как и связанные с ней услуги.

Под влиянием серьезных перемен на рынке недвижимости рынок риелторских услуг в России входит в качественно новую стадию своего развития. Этап стихийного размножения агентств недвижимости без четких технологий работы закончился, уступив место следующему эволюционному витку. Наступило время пересмотра ценностей, выработки профессиональных стандартов, становления ориентированной на клиента модели бизнеса. В этой связи на данном этапе рынок риелторских услуг в России является крайне привлекательной сферой для бизнеса, так как далеко не все лидирующие позиции здесь заняты, и претендовать на них могут не только игроки с многолетним опытом работы. Агентство недвижимости, сформированное в кризис и успешно преодолевшее его, всегда будет иметь благоприятную профессиональную репутацию в глазах клиентов.

Наконец, вопрос третий: почему франчайзинг?

Вход на рынок недвижимости и в частности на рынок риелторских услуг в текущей точке цикла — это реальный шанс самим создавать историю. Однако проблемы, связанные с началом нового бизнеса в объективно непростой для рынка недвижимости период, гораздо проще решать с помощью надежного партнера, каким и является компания-франчайзер. Приобретение франшизы обеспечивает быстрое начало работы, экономию средств на продвижении и рекламе, использование в работе отлаженных технологий и наиболее эффективных профессиональных инструментов и т.д. Более того, отдельные компании реализуют франшизы, сочетающие в себе комплексное и максимально экономичное решение всех проблем начальной стадии бизнеса, действующую систему организации и управления агентством недвижимости и при этом направленную на дальнейший рост и развитие партнера. Такая франшиза позволяет в кратчайшие сроки и с минимальными затратами стать заметным игроком местного рынка недвижимости, закрепить свои позиции во время стабилизации рынка и добиться значительных успехов, выйдя в итоге в лидеры рынка.

Павел СУДОМА, по материалам пресс-центра


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 11 за 2009 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость