Светофор вчера, сегодня и завтра

В настоящее время для регулирования транспортных потоков по-прежнему широко используются светофоры, и на данный момент это основное средство регулирования дорожного движения. Светофор является достаточно надежным средством обеспечения безопасности на дороге, разумеется, если беспрекословно соблюдать его сигналы. Эти наиболее распространенные из встречаемых на дорогах приборы используются на перекрестках, примыканиях дорог, пешеходных переходах, железнодорожных переездах.

Сегодня светофор является полностью автоматизированным программируемым световым прибором. А его предшественники, светофоры, использовавшиеся много десятилетий назад, переключались вручную. Делал это регулировщик, стоявший вблизи места установки светофора и по ситуации решавший, какой сигнал нужно включить в данный момент.

Теперь ставить по регулировщику у каждого светофора не требуется, но у медали, как известно, две стороны. Раньше регулировщик решал, какой сигнал включить, исходя из ситуации, а сегодня современные светофоры просто автоматически переключают сигналы через равный промежуток времени независимо от ситуации, сложившейся на перекрестке.

В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета. В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелок, силуэта пешехода или велосипеда, а также Х-образные. Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки, которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.

Круглые сигналы светофора имеют следующие значения. Зеленый сигнал разрешает движение, а зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает, и вскоре будет включен запрещающий сигнал. Для информирования водителей и пешеходов о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло.

Желтый сигнал запрещает движение во всех случаях, кроме оговоренных Правилами дорожного движения, и предупреждает о предстоящей смене сигналов. Желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности. Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение. Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление, указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком. Вместо красных и желтых стрелок в том же значении могут использоваться круглые красные и желтые сигналы с нанесенными на них черными контурными стрелками. Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка, то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.
Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода или велосипеда, то его действие распространяется только на пешеходов или велосипедистов. При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов или велосипедистов. Кроме того, для регулирования движения велосипедистов может использоваться светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 на 200 миллиметров с изображением велосипеда черного цвета.

Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены. Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.

Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы Т. Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний — прямо, правый — направо.

Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено. Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда, локомотива, дрезины.

Разумеется, светодиодные технологии, все более уверенно завоевывающие позицию за позицией в современной сфере освещения, сигнализации и урбанистического дизайна, используются сегодня и производителями светофоров и дорожных знаков. В Минске разработкой соответствующих решений занимается Институт электроники Национальной Академии наук Беларуси.

Наконец, в более или менее отдаленном будущем возможно и такое решение, сегодня рассматриваемое рядом представителей экспертного сообщества как просто бредовое. Но ведь бредовой поначалу казалась и идея массовой мобильной связи. Речь идет о разработанной южнокорейским дизайнером Ли Ханьйонгом концепции Virtual Wall. Виртуальная стена представляет собой поток плазменных лазерных лучей, изображающих пешеходов, которые переходят проезжую часть. Разработчик предлагает использовать лазер небольшой мощности, чтобы не повредить автомобиль в случае, если он попытается проехать сквозь стену, и не травмировать пешеходов, проходящих сквозь лучи. На такой светофор невозможно не обратить внимания и, кроме того, в перспективе такая стена может стать и рекламоносителем.

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 05 за 2009 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость