Наиболее перерабатываемые отходы Америки

Еще не так давно большинство американцев полагало, что чаще всего подвергаются переработке и затем повторно используются газеты и баночки из-под напитков. А сегодня не только специалисты в области дорог и рисайклинга, но и те представители американского общества, которые далеки от названных областей, начинают догадываться, что на первое месте в рейтинге повторного использования уже давно вышел асфальт.

Используемый для мощения асфальт является одним из стандартных символических блоков, из которых строится Америка. В стране насчитывается более 2 миллионов километров дорог и шоссе, и асфальтом вымощено 94 процента этих магистралей. А еще в стране есть примерно 4000 асфальтовых заводов, то есть по крайней мере один в каждом избирательном округе. Ежегодно эти заводы производят от 500 до 550 миллионов тонн асфальта на сумму более 3 миллиардов долларов. Данный материал является точно проектируемым продуктом, по весу примерно на 95 процентов состоящим из песка и гравия, а на 5 процентов из нефтепродукта, коим является асфальтоцемент. Этот продукт действует как клей, скрепляя компоненты мощения. Ежедневно этот необычный обычный материал доставляет людей большинства стран мира от мест проживания к местам работы и учебы. Обеспечивает им доступ к медицинскому обслуживанию и чрезвычайной помощи. Современное шоссе можно рассматривать как гигантский склад с постоянно движущимися местами хранения. И производители продуктов, и торговцы ими всецело полагаются на транспорт, составляя свои графики движения продуктов. При этом асфальт является наиболее перерабатываемым материалом Америки.

Переработанный асфальт повторно используется не только как некая каменная фракция, как некий заполнитель. Асфальтоцемент снятого и восстанавливаемого асфальтового мощения вновь становится неотъемлемой частью нового покрытия. Переработанный асфальтоцемент заменяет часть нового асфальтоцемента, требуемого для устройства проезжих частей и пешеходных зон, тем самым уменьшая затраты дорожных агентств. По крайней мере 80 процентов асфальтного покрытия, которое демонтируется каждый год в процессе расширения и перепланировки дорог, используется заново. Данный процентный показатель повторного использования восстановленного асфальтного покрытия значительно превышает аналогичные показатели, достигаемые Американским агенством по защите окружающей среды по алюминиевым консервным банкам, газетам и журналам, пластиковым и стеклянным бутылкам. Правда, размеры повторного использования восстановленного асфальтового покрытия неизвестны широкому кругу американцев. При опросе 1000 человек, который проводила Национальная ассоциация асфальтового покрытия, выяснилось, что многие продолжают ставить асфальт в конец списка из девяти наиболее часто повторно используемых материалов. Мол, чаще всего повторно используются бумага, алюминий, пластик. Здесь эти материалы упомянуты по мере убывания их популярности. На вопрос же, что повторно используется меньше всего, почти треть опрошенных ответила, что речь идет об асфальте. Резина и дворовый мусор оказались на втором и третьем местах. Практически вся американская нация крутит баранку, но многие из этих людей почему-то не считают, что асфальтное покрытие стоит на первом месте по частоте повторного использования. Однако каждый год перерабатывается и используется заново около ста миллионов тонн старого асфальта. Это почти вдвое больше, чем вместе взятые перерабатываемые бумага, стекло, алюминий и пластик, подчеркивают эксперты Национальной ассоциации асфальтового покрытия.

Был риск, что свалки Америки окажутся перегруженными, и на них не останется свободного места. Это произошло бы, если бы не была налажена широкомасштабная кампания переработки промышленных отходов в таких же объемах, как асфальта. Помогло стечение нескольких обстоятельств, в частности, влияние таких факторов, как появление технологий эффективной переработки отходов в энергоресурсы. Сегодня восстановленный асфальт используется как часть нового покрытия, по которому едет транспорт и идут пешеходы, иногда функция этого материала в дорожной отрасли состоит не только в мощении. Он может быть и конструктивным, и облицовочным. И еще один очень интересный аспект переработки дорожных материалов связан с переносом шоссе как таковых после принятия соответствующих решений. Ничего не пропадает зря. В 1970 году, когда впервые отмечался День Земли, демонтированный асфальт выбрасывался на свалки. Сегодня, когда на носу уже сороковой День Земли, американские специалисты могут с гордостью сказать, что переработка асфальтового покрытия является для них каждодневной практикой. Использование вторичного асфальта имеет экономические выгоды для налогоплательщиков и безопасно для окружающей среды. Это означает, что используется меньше сырья, имеет место экономия на автомобильных рейсах на свалки и обратно, расходуется меньше дизельного топлива. Учитывая сегодняшние цены на горючее, это огромная экономия средств налогоплательщиков при осуществлении дорожных проектов.

Национальная ассоциация асфальтового покрытия отмечает заинтересованность производителей и подрядчиков, связанных с асфальтными покрытиями, например, компании Hot Mix Asphalt, в контактах на национальном уровне. Речь идет о постоянных контактах с конгрессом, правительственными организациями, федеральными агентствами, коммерческими структурами. Ассоциация поддерживает программу исследований, направленных на улучшение качества покрытий и технологий, связанных с покрытиями и используемых при строительстве городских улиц, шоссе, парковок, аэропортов, природоохранных зон и зон отдыха. Своим членам она предоставляет технические, учебные и маркетинговые материалы. А пользователям и специалистам, не являющимся ее членами, информацию о материалах, производимых входящими в нее компаниями.

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 02 за 2009 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость