Полувековой юбилей
В последнее время все больше внимания стало уделяться вопросам качества подготовки учебными заведениями Беларуси специалистов дорожного дела. По этой теме в БНТУ прошел семинар, в работе которого активное участие приняли специалисты отдела специальной, правовой и кадровой работы департамента «Белавтодор». К слову, этой проблеме была посвящена и коллегия Штаба дорожной отрасли, на котором присутствовали декан факультета транспортных коммуникаций Иосиф Вербило и другие сотрудники кафедр факультета.
Вопросы повышения качества подготовки и творческого роста специалистов и ученых широко обсуждались на недавно прошедшей международной научно- технической конференции. Она была приурочена к 80-летию Белорусской дорожной науки. Надо сказать, что 17 декабря 2009 г. факультетом транспортных коммуникаций БНТУ запланирована новая Международная научно-техническая конференция «Инновационные технологии в строительстве автомобильных дорог, мостов и подготовке инженерных кадров в Республике Беларусь». Эта конференция посвящена 50-летию начала подготовки в стране инженерных кадров-дорожников в Белорусском политехническом институте (сейчас — Белорусский национальный технический университет). Интересный факт: в Беларуси специалистов дорожного дела с высшим образованием не готовили ни до революции, ни до 60-х годов XX века. Потому этот юбилей — серьезный повод для того, чтобы взглянуть на процесс подготовки специалистов дорожного дела через призму времени и наметить пути дальнейшего совершенствования этого процесса. По словам профессора Ярослава Ковалева, 23 августа 1958 г. был издан приказ об утверждении в составе Белорусского политехнического института кафедры «Дорожное строительство» в БССР. Такое решение было призвано решить проблему острой нехватки специалистов-дорожников. Возглавил кафедру профессор, доктор технических наук Борис Ладыгин. Тогда и был осуществлен перевод студентов II и III курсов специальности «Промышленное и гражданское строительство» на специальность «Автомобильные дороги».
Так, если говорить об этом коротко, завершился организационный этап начала подготовки инженеров-дорожников в Беларуси. «В последующие годы прием осуществлялся уже непосредственно на данную специальность, и из года в год количество студентов увеличивалось», — вспоминает Я. Ковалев. Так, например, если первоначальный набор (при образовании специальности) составлял всего 52 студента, то к 1978 году только на дневную форму обучения прием ежегодно составлял 175 человек, заочную — около 50, и на вечернюю — 25 человек. Таким образом, как подчеркивает эксперт, острый дефицит в специалистах-дорожниках был устранен. В дальнейшем прием на специальность «Автомобильные дороги» на бюджетной основе составляет 100 человек по дневной форме обучения и 12 — по заочной. За время существования факультета для реального сектора экономики страны подготовлено более 5000 специалистов. Для зарубежных стран (Вьетнам, Непал, Сирия, Судан, Йемен, Конго) — порядка 300 инженеров. К слову, граждане Судана, Чада, Сирии, Непала, Йемена не только прошли обучение в институте, но и успешно защитили кандидатские диссертации. В настоящее время около 1200 студентов получают образование на дневном отделении факультета транспортных коммуникаций (ФТК). На заочном — почти вдвое меньше — 500 студентов. ФТК готовит инженерные кадры по четырем специальностям: «Автомобильные дороги»; «Мосты, транспортные тоннели и метрополитены»; «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование»; «Экономика и организация производства» (Автодорожное хозяйство). «Все специальности факультета тесно связаны между собой и ориентированы на подготовку квалифицированных инженеров, — подчеркивает Я. Ковалев. — Инженерные специальности были всегда востребованы абитуриентами, конкурс — 3-4 человека на одно место — держался всегда». Молодые специалисты, окончившие ФТК, получают хорошую подготовку по физико-математическим, общественным, специальным и экономическим дисциплинам, обладают хорошими организаторскими способностями, владеют научными методами управления строительным производством. Выпускники факультета работают в проектных, строительных, эксплуатационных и научно- исследовательских организациях дорожной отрасли, а также в ряде смежных областей строительства. Многие из них успешно работают на производстве на ответственных должностях (управляющие трестами, начальники и главные инженеры производственных организаций и др.), в высших учебных заведениях, ГАИ, научно-исследовательских и проектных институтах.
Сегодня БНТУ по качеству подготовки инженерных кадров, по проводимой научно-исследовательской работе имеет высокую репутацию далеко за пределами СНГ. В целом на факультете всего 7 кафедр (4 выпускающие и 3 общеобразовательные). Кроме того, действует 3 научно-исследовательских подразделения, студенческое проектное бюро «Автодор» и вычислительный центр с современной компьютерной техникой. Выпускающие кафедры: «Проектирование дорог»; «Строительство и эксплуатация дорог»; «Мосты и тоннели»; «Строительные и дорожные машины». Общеобразовательные кафедры: «Строительные материалы и теория упругости»; «Инженерная геодезия»; «Высшая математика» №3. Научно-исследовательские подразделения: Центр научных исследований и испытаний дорожно-строительных и гидроизоляционных материалов, научно-исследовательская лаборатория мостов, сектор (НИЛ) «Подъемные сооружения». На факультете работают 9 профессоров, в том числе 7 докторов технических наук и 45 доцентов. Сотрудники с ученой степенью составляют 57% от общего преподавательского состава. Более 30 сотрудников факультета защитили кандидатские, 6 — докторские диссертации (А.В. Бусел, В.А. Веренько, В.Н. Яромко, Я.Н. Ковалев, А.В. Вавилов, Г.П. Пастушков). В первую очередь эти люди поддерживают научный, преподавательский потенциал. Благодаря им студенты совершенствуют свои знания и навыки, приобретают уверенность, формируются как специалисты. Многие выпускники факультета за достигнутые высокие показатели в труде награждены правительственными наградами, им присуждены почетные звания «Заслуженный строитель» (А.М. Лытин, Г.В. Чепцов, А.А. Апенько, В.И. Денисенко, В.А. Кириченко, А.Г. Федоров, С.П. Яцута и др.). Отметим, что в БНТУ преподаватели не оторваны от производства, от специалистов-практиков. Так, выпускающие кафедры активно сотрудничают и с департаментом «Белавтодор», и с его конкретными организациями, выполняя важные научные исследования и разработки, которые в значительной мере способствуют реализации правительственной программы «Дороги Беларуси».
В частности, к таким базовым и перспективным разработкам можно отнести труды профессоров, д.т.н. В.А. Веренько, А.В. Вавилова, Я.Н. Ковалева, И.И. Леоновича, Г.П. Пастушкова и др. Их заслуги департамент «Белавтодор» отметил знаками «Почетный дорожник Беларуси» I и II степени, Почетными грамотами и благодарностями. «Нам доверяются и перспективные исследования, — отмечает Ярослав Ковалев. — За последние годы сотрудниками факультета издан целый ряд монографий, освещающий вопросы развития дорожной отрасли». К слову, значительной заслугой ученых факультета и сотрудников дорожной отрасли Беларуси является создание впервые в СНГ энциклопедии «Автомобильные дороги Беларуси» (2002 г.). Этот труд выполнен большим коллективом авторов по инициативе и под общей редакцией бывшего первого заместителя министра транспортных коммуникаций Беларуси, директора департамента «Белавтодор», члена-корреспондента Международной инженерной академии, к.т.н., доцента Александра Минина. Как ученый и талантливый организатор он всегда активно способствовал подготовке инженерных кадров и комплексному развитию дорожной отрасли Беларуси. В то же время, факультет транспортных коммуникаций поддерживает деловые и научные связи с Национальной Академией наук Беларуси, с Московским автомобильно-дорожным институтом (МАДИ-ТУ), «СоюздорНИИ», «МИИТом», Киевским и Харьковским автомобильно-дорожными университетами, Литовским инженерно-строительным университетом, Санкт-Петербургским инженерно-строительным университетом. В учебно-научно-производственном центре «Автомобильные дороги» ежегодно проходят повышение квалификации инженерно-технические работники дорожных организаций страны. Слушателям читаются лекции о современных достижениях науки и техники, их знакомят с современными методами оценки свойств строительных материалов, технико-экономическими расчетами. Курс завершается приемом экзаменов комиссией (включая компьютерное тестирование) и выдачей сертификационных аттестатов. Аттестационную комиссию возглавляет первый заместитель директора департамента «Белавтодор» Г.В. Чепцов. Лекции и практические занятия проводят профессора и доценты факультета, а также приглашенные специалисты из других ведомств.
Редакция газеты присоединяется к многочисленным поздравлениям и желает факультету транспортных коммуникаций БНТУ, отмечающему 50-летнюю историю, успешной работы по повышению квалификации инженерно-технических работников, интересных научных разработок и исследований на пользу дорожной отрасли страны.
Василий КУРЛОВИЧ, Александр ПАНИЧ
Вопросы повышения качества подготовки и творческого роста специалистов и ученых широко обсуждались на недавно прошедшей международной научно- технической конференции. Она была приурочена к 80-летию Белорусской дорожной науки. Надо сказать, что 17 декабря 2009 г. факультетом транспортных коммуникаций БНТУ запланирована новая Международная научно-техническая конференция «Инновационные технологии в строительстве автомобильных дорог, мостов и подготовке инженерных кадров в Республике Беларусь». Эта конференция посвящена 50-летию начала подготовки в стране инженерных кадров-дорожников в Белорусском политехническом институте (сейчас — Белорусский национальный технический университет). Интересный факт: в Беларуси специалистов дорожного дела с высшим образованием не готовили ни до революции, ни до 60-х годов XX века. Потому этот юбилей — серьезный повод для того, чтобы взглянуть на процесс подготовки специалистов дорожного дела через призму времени и наметить пути дальнейшего совершенствования этого процесса. По словам профессора Ярослава Ковалева, 23 августа 1958 г. был издан приказ об утверждении в составе Белорусского политехнического института кафедры «Дорожное строительство» в БССР. Такое решение было призвано решить проблему острой нехватки специалистов-дорожников. Возглавил кафедру профессор, доктор технических наук Борис Ладыгин. Тогда и был осуществлен перевод студентов II и III курсов специальности «Промышленное и гражданское строительство» на специальность «Автомобильные дороги».
Так, если говорить об этом коротко, завершился организационный этап начала подготовки инженеров-дорожников в Беларуси. «В последующие годы прием осуществлялся уже непосредственно на данную специальность, и из года в год количество студентов увеличивалось», — вспоминает Я. Ковалев. Так, например, если первоначальный набор (при образовании специальности) составлял всего 52 студента, то к 1978 году только на дневную форму обучения прием ежегодно составлял 175 человек, заочную — около 50, и на вечернюю — 25 человек. Таким образом, как подчеркивает эксперт, острый дефицит в специалистах-дорожниках был устранен. В дальнейшем прием на специальность «Автомобильные дороги» на бюджетной основе составляет 100 человек по дневной форме обучения и 12 — по заочной. За время существования факультета для реального сектора экономики страны подготовлено более 5000 специалистов. Для зарубежных стран (Вьетнам, Непал, Сирия, Судан, Йемен, Конго) — порядка 300 инженеров. К слову, граждане Судана, Чада, Сирии, Непала, Йемена не только прошли обучение в институте, но и успешно защитили кандидатские диссертации. В настоящее время около 1200 студентов получают образование на дневном отделении факультета транспортных коммуникаций (ФТК). На заочном — почти вдвое меньше — 500 студентов. ФТК готовит инженерные кадры по четырем специальностям: «Автомобильные дороги»; «Мосты, транспортные тоннели и метрополитены»; «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование»; «Экономика и организация производства» (Автодорожное хозяйство). «Все специальности факультета тесно связаны между собой и ориентированы на подготовку квалифицированных инженеров, — подчеркивает Я. Ковалев. — Инженерные специальности были всегда востребованы абитуриентами, конкурс — 3-4 человека на одно место — держался всегда». Молодые специалисты, окончившие ФТК, получают хорошую подготовку по физико-математическим, общественным, специальным и экономическим дисциплинам, обладают хорошими организаторскими способностями, владеют научными методами управления строительным производством. Выпускники факультета работают в проектных, строительных, эксплуатационных и научно- исследовательских организациях дорожной отрасли, а также в ряде смежных областей строительства. Многие из них успешно работают на производстве на ответственных должностях (управляющие трестами, начальники и главные инженеры производственных организаций и др.), в высших учебных заведениях, ГАИ, научно-исследовательских и проектных институтах.
Сегодня БНТУ по качеству подготовки инженерных кадров, по проводимой научно-исследовательской работе имеет высокую репутацию далеко за пределами СНГ. В целом на факультете всего 7 кафедр (4 выпускающие и 3 общеобразовательные). Кроме того, действует 3 научно-исследовательских подразделения, студенческое проектное бюро «Автодор» и вычислительный центр с современной компьютерной техникой. Выпускающие кафедры: «Проектирование дорог»; «Строительство и эксплуатация дорог»; «Мосты и тоннели»; «Строительные и дорожные машины». Общеобразовательные кафедры: «Строительные материалы и теория упругости»; «Инженерная геодезия»; «Высшая математика» №3. Научно-исследовательские подразделения: Центр научных исследований и испытаний дорожно-строительных и гидроизоляционных материалов, научно-исследовательская лаборатория мостов, сектор (НИЛ) «Подъемные сооружения». На факультете работают 9 профессоров, в том числе 7 докторов технических наук и 45 доцентов. Сотрудники с ученой степенью составляют 57% от общего преподавательского состава. Более 30 сотрудников факультета защитили кандидатские, 6 — докторские диссертации (А.В. Бусел, В.А. Веренько, В.Н. Яромко, Я.Н. Ковалев, А.В. Вавилов, Г.П. Пастушков). В первую очередь эти люди поддерживают научный, преподавательский потенциал. Благодаря им студенты совершенствуют свои знания и навыки, приобретают уверенность, формируются как специалисты. Многие выпускники факультета за достигнутые высокие показатели в труде награждены правительственными наградами, им присуждены почетные звания «Заслуженный строитель» (А.М. Лытин, Г.В. Чепцов, А.А. Апенько, В.И. Денисенко, В.А. Кириченко, А.Г. Федоров, С.П. Яцута и др.). Отметим, что в БНТУ преподаватели не оторваны от производства, от специалистов-практиков. Так, выпускающие кафедры активно сотрудничают и с департаментом «Белавтодор», и с его конкретными организациями, выполняя важные научные исследования и разработки, которые в значительной мере способствуют реализации правительственной программы «Дороги Беларуси».
В частности, к таким базовым и перспективным разработкам можно отнести труды профессоров, д.т.н. В.А. Веренько, А.В. Вавилова, Я.Н. Ковалева, И.И. Леоновича, Г.П. Пастушкова и др. Их заслуги департамент «Белавтодор» отметил знаками «Почетный дорожник Беларуси» I и II степени, Почетными грамотами и благодарностями. «Нам доверяются и перспективные исследования, — отмечает Ярослав Ковалев. — За последние годы сотрудниками факультета издан целый ряд монографий, освещающий вопросы развития дорожной отрасли». К слову, значительной заслугой ученых факультета и сотрудников дорожной отрасли Беларуси является создание впервые в СНГ энциклопедии «Автомобильные дороги Беларуси» (2002 г.). Этот труд выполнен большим коллективом авторов по инициативе и под общей редакцией бывшего первого заместителя министра транспортных коммуникаций Беларуси, директора департамента «Белавтодор», члена-корреспондента Международной инженерной академии, к.т.н., доцента Александра Минина. Как ученый и талантливый организатор он всегда активно способствовал подготовке инженерных кадров и комплексному развитию дорожной отрасли Беларуси. В то же время, факультет транспортных коммуникаций поддерживает деловые и научные связи с Национальной Академией наук Беларуси, с Московским автомобильно-дорожным институтом (МАДИ-ТУ), «СоюздорНИИ», «МИИТом», Киевским и Харьковским автомобильно-дорожными университетами, Литовским инженерно-строительным университетом, Санкт-Петербургским инженерно-строительным университетом. В учебно-научно-производственном центре «Автомобильные дороги» ежегодно проходят повышение квалификации инженерно-технические работники дорожных организаций страны. Слушателям читаются лекции о современных достижениях науки и техники, их знакомят с современными методами оценки свойств строительных материалов, технико-экономическими расчетами. Курс завершается приемом экзаменов комиссией (включая компьютерное тестирование) и выдачей сертификационных аттестатов. Аттестационную комиссию возглавляет первый заместитель директора департамента «Белавтодор» Г.В. Чепцов. Лекции и практические занятия проводят профессора и доценты факультета, а также приглашенные специалисты из других ведомств.
Редакция газеты присоединяется к многочисленным поздравлениям и желает факультету транспортных коммуникаций БНТУ, отмечающему 50-летнюю историю, успешной работы по повышению квалификации инженерно-технических работников, интересных научных разработок и исследований на пользу дорожной отрасли страны.
Василий КУРЛОВИЧ, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 47 за 2008 год в рубрике дороги