Коллегия Белавтодор: В центре внимания мостовой парк

Мостовой парк в нашей стране, которая по праву считается одной из стран с самой разветвленной сетью дорог в Европе, весьма разнообразен. В настоящее время в Беларуси эксплуатируется порядка 5,3 тыс. искусственных сооружений, из них на республиканской сети — более 2,2 тыс. На каждое мостовое сооружение у хозяев дорог имеются паспорта. Практически все мосты и, естественно, путепроводы прошли первичную диагностику. Кроме того, автодорами и облдорстроями периодически проводятся обследования и осмотры мостового хозяйства. У каждого искусственного сооружения выставлены дорожные знаки, требующие от транспортников соблюдать весогабаритный режим.

Конечно же, мосты и путепроводы в нашей стране требуют к себе повышенного внимания, строгого учета, более углубленной диагностики, капитального ремонта. Большинство из них строились в 60-х годах, и поэтому многие искусственные сооружения потеряли свою первоначальную несущую способность. К сожалению, не все дефекты у моста можно определить визуально. Все эти нюансы призвана учитывать система «Белмост», разработанная еще 8 лет назад. Она работает и поныне. Благодаря «умной технике» многое уже сделано. В целом повышенное внимание к мостовому хозяйству позволило уточнить ряд параметров мостов, произвести их диагностику и расширить объемы ремонтных работ. Своевременная диагностика и ремонт моста или путепровода позволяет оптимизировать финансовые средства для дальнейшей эксплуатации искусственных сооружений. Как отметил на заседании коллегии начальник управления содержания дорожной сети департамента «Белавтодор» Александр Головнев, на республиканских дорогах не соответствует нормативным требованиям около 44% мостовых сооружений, из них порядка 35% — по грузоподъемности. По его словам, требует корректировки реальная грузоподъемность более 500 мостов на республиканских дорогах и около 2800 мостов на местной сети дорог. Эту работу дорожным организациям нужно выполнить качественно, как этого требуют ранее принятые решения коллегии дорожного ведомства. Отметим, что особое беспокойство у специалистов вызывает состояние мостов на местной дорожной сети. По многим местным дорогам в объезд зачастую бесконтрольно продвигаются тяжелогруженые транспортные средства. Поэтому мелиоративные мосты размером 2х6 м находятся в плохом состоянии. Следует в кратчайшие сроки обновить перечень таких дорог и в первоочередном порядке внести предложения по определению грузоподъемности мостов, расположенных на них.

Конечно же, в рамках реализации программы «Белмост» количество отремонтированных мостов ежегодно растет. Вот и в этом году их общее количество увеличилось на 32. Но в то же время в целом по стране наблюдается ухудшение состояния мостов. Так, по сравнению с 2007 г. количество их (требующих ремонта) на республиканской сети увеличилось еще на 86, а на местной — на 135. Макроэкономические расчеты, выполненные с использованием программного комплекса «Белмост», показывают, что для доведения технических параметров мостов до нормативных необходимо 1805 млрд рублей. Всего же, чтобы реализовать концепцию по широкомасштабному ремонту мостового хозяйства в Беларуси до 2015 г., потребуется около 3,8 трлн рублей. Все это требует от предприятий как республиканской, так и местной дорожной сети принять исчерпывающие меры по недопущению снижения в 2009 г. ремонтных работ на искусственных сооружениях. В этой связи департамент «Белавтодор» прорабатывает вопрос об организации и проведении централизованной диагностики мостов. Председательствующий на коллегии первый заместитель директора департамента Геннадий Чепцов заявил о необходимости поиска посильных мер по улучшению положения дел в мостовом хозяйстве страны. Он потребовал от управления содержания дорожной сети, руководителей ряда предприятий более инициативного, творческого подхода к решению актуальных мостовых проблем в стране. Например, в Дании есть институт инспекторов, которые осуществляют периодический системный контроль реального состояния мостового хозяйства. Есть опыт ежемесячного проведения семинаров по этой проблематике в «Брестоблдорстрое». Но все-таки было бы более правильным периодически проводить не просто семинары, а сборы-совещения главных инженеров, линейного персонала, что позволяет и спросить с ответственных лиц за работу.

Коллегия заслушала отчеты ряда руководителей. Так, директор ГП «Белгипродор» Алексей Федоров отметил, что предприятие желало бы более тесного сотрудничества с организациями, ведущими программное обеспечение системы «Белмост». Формы отчета о проведении обследования мостов требуют совершенствования. Проектировщикам независимо от материалов отчета для разработки проектно-сметной документации необходимы точные обмерные работы, выполняемые теми, кто разрабатывает проект. В целях экономии бюджетных средств Алексей Федоров предложил по результатам обследования вносить данные в систему «Белмост» с размещением фотографий дефектов сооружения, их качественную и количественную характеристику с выставлением оценки состояния сооружения, данные о грузоподъемности, габаритах и аварийных дефектах. Для заказчика будет достаточно, чтобы принять соответствующее решение, а для проектировщика — чтобы увидеть во времени взаимосвязь принимаемых конструктивных решений с дефектностью. А вот то, как устранять дефекты, будет описываться в проекте. Генеральный директор РУП «Белдорцентр» Николай Чернюк оценил положение дел в мостовом хозяйстве страны как напряженное. Число мостов, требующих неотложного капитального ремонта, возрастает, хотя и выполняемые объемы по ремонту мостов также растут. «Своевременная диагностика мостов необходима, — подчеркнул он. — Но не менее необходимо, чтобы ее результаты были востребованы. Нужен постоянный контроль за соблюдением расчетных весогабаритных параметров». Н. Чернюк также отметил, что и на местных, и республиканских дорогах возрастает уровень проведения капитального ремонта мостов. По его словам, процесс диагностики мостов нельзя превратить в кампанейщину. Сейчас необходимо определить точную грузоподъемность отечественных искусственных сооружений. И эту работу, как подчеркивает директор РУП «Белдорцентр», нужно организовать как можно быстрее. Конечно, полученные данные будут не столь глубокие и всесторонние, но поправить положение дел может только системный подход. В заключение первый заместитель директора департамента Геннадий Чепцов потребовал вопросы диагностики, установления грузоподъемности мостов, их содержания и ремонта поставить с первых дней нового года во главу угла всей дорожной деятельности.

Василий КУРЛОВИЧ, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 46 за 2008 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость