Качество ремонтных работ: состояние и перспективы
Как отмечают в департаменте «Белавтодор», одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед мостовиками и работниками всей дорожной отрасли, — повышение качества ремонтных работ реконструируемых и капитально ремонтируемых объектов с целью продления срока их службы.
По словам сотрудника «БелдорНИИ» М. Берестевича, практика обследования искусственных сооружений показывает, что эта важнейшая задача в полном объеме не выполняется. По его словам, в ходе обследований мостовых сооружений, выполняемых с периодичностью 5-10 лет, выявляется ряд дефектов, снижающих долговечность сооружений. «Зачастую дефекты выявляются при вводе сооружений в эксплуатацию после проведения на них капитального ремонта или реконструкции, — подчеркивает специалист. — Отмечается тенденция увеличения количества мостовых сооружений, на которых объем дефектов, выявляемых при обследовании, требует повторного капитального ремонта уже через 10 лет эксплуатации». То есть капитальный ремонт моста не гарантирует его надежной эксплуатации в течение последующих 25-35 лет. По мнению некоторых аналитиков, этому способствует ряд объективных и субъективных причин. Первой и главной причиной является сам проект ремонта сооружения. На сегодняшний день проектировщики используют устаревшие схемы ремонта, повторяют без изменения статические схемы сооружений, зачастую проекты выполняются по шаблону, без учета индивидуальных особенностей сооружения и опыта его эксплуатации. Также проектировщики, поставленные в жесткие временные рамки, игнорируют новые разработки, материалы и технологии. Следующая причина — экспертный анализ проектов. Сама экспертиза по своей сути направлена на уменьшение стоимости проектов, и в ряде случаев стоимость проектов уменьшается за счет замены новых дорогих, но качественных материалов на более дешевые известные материалы, долговечность которых гораздо меньше. В итоге, как подчеркивает М. Берестевич, это не позволяет достичь требуемого результата — продления долговечности сооружения, ради чего и затевался ремонт. Немаловажная роль в вопросе обеспечения долговечности принадлежит службам эксплуатации. Опыт обследований позволяет говорить, что при эксплуатации мостов на первом месте стоит ремонт покрытий мостового полотна, окраска перильного и барьерных ограждений, а все остальное, в том числе и несущие конструкции сооружения, остается обделенным вниманием. К слову, в снижении долговечности сооружения не последнюю роль играют и строительные организации, выполняющие ремонты. Далеко не каждое дорожно- строительное предприятие может похвастаться наличием опытных высококвалифицированных рабочих, способных за короткие сроки качественно выполнить конкретную работу. Отметим, что данная проблема уже решается на государственном уровне. При нынешних сроках и темпах строительно-монтажных работ возникает еще и проблема использования новых технологических приемов и оборудования, которого в строительных организациях катастрофически не хватает, применения материалов, качество которых недостаточно для применения в мостах. Например, давно доказано, что для получения долговечных морозостойких бетонов следует применять цемент с нормируемым минералогическим составом. Относительно нашей страны эту проблему надо решать на законодательном уровне.
Одним из путей повышения качества ремонта сооружений являются дифференцированные гарантийные сроки в области дорожного строительства, которые должны повысить ответственность как проектных и строительных организаций, так и службы эксплуатации, если дефект, снижающий долговечность, возник в результате оплошности эксплуатирующей службы в период гарантийного срока. Постановлением Совета Министров Беларуси гарантийный срок на выполненные строительные работы установлен в 2 года, в то время как в России гарантийный срок составляет не менее 5 лет. Гарантийные сроки для искусственных сооружений устанавливаются от 8 лет, регуляционных сооружений — от 6 лет, земляного полотна — от 8 лет, основания дорожной одежды — от 6 лет, нижнего слоя покрытия — от 5 лет, верхнего слоя — от 4 лет, барьерных ограждений — от 5 лет, сигнальных столбиков — от 2 лет, дорожных знаков — от 2 лет, зданий и сооружений эксплуатационной и автотранспортной службы — от 8 лет. «Веское слово в решении данной задачи у нас в стране должен сказать заказчик, — считает М. Берестевич. — Так, в зависимости от конкретных условий и поставленных задач в задании на проектирование заказчик мог бы определить срок службы каждого конкретного элемента сооружения». Например, заказчик мог бы выставить срок службы 10 лет к верхнему слою дорожной одежды или 50 лет к пролетным строениям. В этом случае проектная организация предлагает проектное решение, соответствующее указанному требованию. В некоторых случаях для выполнения требований заказчика необходимы новые, неизвестные до настоящего времени решения, что, в свою очередь, потребует привлечения к решению поставленных задач научных организаций или созданию творческих научных групп. Результатом работы этих групп или научных организаций могут быть решения на уровне патентов на изобретения или полезные модели. В свою очередь, строительные организации, воплощая в жизнь творческие решения ученых и обремененные гарантийным сроком, должны будут качественно и строго по технологии выполнять строительные работы. К слову, это полностью соответствует международной практике и в цивилизованных странах с развитыми рыночными отношениями является основным инструментом обеспечения высокого качества выполняемых дорожно-строительных работ.
Сработали оперативно
У природы нет плохой погоды и, тем не менее, на прошлой неделе она доставила немало сюрпризов как автолюбителям, так и сотрудникам дорожных служб: по всей стране прошли первые снегопады, местами с дождем. Надо сказать, что дорожники справились с первыми признаками зимы. В результате напряженной работы дорожные организации обеспечили проезд автотранспорта в соответствии с нормативными требованиями. На республиканских автодорогах за день было израсходовано около 2,6 тыс. тонн песчано-соляной смеси и свыше 300 тонн соли, работало 24 снегоочистителя и 279 песко- и солераспределителей. По информации пресс-службы департамента «Белавтодор», дорожные службы в настоящее время работают в круглосуточном режиме и готовы оперативно среагировать на изменение погоды. Тем не менее, департамент «Белавтодор» обращается ко всем участникам дорожного движения с просьбой быть предельно внимательными, соблюдать дистанцию и скоростной режим.
К слову, все белорусские автомобильные дороги общего пользования разделены на пять уровней требований к их эксплуатационному состоянию. В основе такой градации, как подчеркивает сотрудник дорожного ведомства Екатерина Гриб, лежит народнохозяйственное и административное значение дорог и интенсивность движения на них. Так, к автотрассам 1-го уровня требований (интенсивность — свыше 3000 транспортных единиц в сутки) относят, к примеру, дороги, соединяющие Минск с «Национальным аэропортом — Минск» и областными центрами, а также последние между собой. 5-й же уровень требований — это местные дороги с интенсивностью движения менее 100 автомобилей в сутки. Исходя из этого, для обработки покрытия противогололедными материалами установлены директивные сроки, которые определяются с момента обнаружения гололеда до завершения необходимого комплекса работ. Отсюда следует, что, к примеру, дороги, соединяющие столицу с областными центрами (1-й уровень требований), должны быть полностью обработаны ПГМ за 3 часа с момента образования гололеда. Установлены директивные сроки и по расчистке проезжей части от снега. Согласно требованиям, проезжая часть, например, 1-го уровня требований должна быть освобождена от снега в обычных погодных условиях не позднее чем за 4 часа с момента окончания снегопада или метели. В экстремальных же погодных условиях эти нормативные сроки увеличиваются вдвое. Выполнение работ по устранению зимней скользкости во время выпадения осадков, а также в период до наступления вышеприведенного директивного времени нельзя считать несвоевременными.
Конкурс профмастерства: лучшее предприятие
По итогам работы отрасли за 9 месяцев 2008 г. УП «Минский вагоноремонтный завод им. А.Ф. Мясникова» Белорусской железной дороги признан одним из лучших предприятий Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси. При подведении итогов учитывались показатели социально-экономического развития, освоение новых видов продукции и рынков сбыта, работа по повышению качества продукции, решение социальных вопросов и культура производства, отмечает пресс-центр БЖД. В результате Минский вагоноремонтный завод им. А.Ф. Мясникова Белорусской магистрали занял 3-е место. К слову, Минский ВРЗ в 2007 г. начал сборку плацкартных пассажирских вагонов, а в 2008-м еще освоил выпуск вагонов с купе для инвалидов. В ведомстве также отметили, что БЖД приобретает еще 2 пассажирских вагона производства ПРУП «Гомельский вагоноремонтный завод имени М.И. Калинина». Напомним, в текущем году дорогой намечено приобрести 48 пассажирских вагонов. 28 вагонов — производства Минского вагоноремонтного завода (23 уже получено), из них 8 вагонов, где предусмотрено купе для инвалидов, и 15 плацкартных, а также 20 пассажирских купейных вагонов совместной сборки ПРУП «Гомельский вагоноремонтный завод имени М.И. Калинина» и ОАО «Крюковский вагоностроительный завод», из которых получены 12. По сравнению с аналогичными вагонами других производителей новый купейный вагон гомельского производства имеет увеличенную базу кузова — 19 метров вместо прежних 17 и соответственно на 4 пассажирских места больше. В стандартном вагоне 36 мест для пассажиров, в вагоне модели 61-779 таких мест 40. Данные вагоны, как отмечает пресс-центр БЖД, курсируют в поездах Минск — Москва, Минск — Иркутск, Минск — Калинковичи и Гомель — Москва.
За указанный период в целом по отрасли экспорт транспортных услуг увеличился на 34,3% до $2,29 млрд. К слову, по итогам 9 месяцев 2008 года белорусский экспорт услуг увеличился на 35,6% и достиг $3,195 млрд, отмечает БелТА. Все это поспособствовало и развитию придорожного сервиса, в том числе и открытию диагностических станций. Так, 11 ноября в Минске открылась новая диагностическая станция. Отметим, что, согласно новой редакции закона о дорожном движении, Минтранс Беларуси — в частности, «Белтехосмотр» — окончательно и бесповоротно утвердился как единственная в стране структура, имеющая официальные полномочия выдавать разрешения автовладельцам на участие в дорожном движении, а также контролировать деятельность станций диагностики, направленную на важнейшую составляющую жизнеобеспечения страны — безопасность движения. «Минтрансом была принята специальная Программа развития сети ДС, в рамках которой будет эксплуатироваться современная станция. На этот раз — в ОАО «Белтрансгаз». Следует отметить, что символическую красную ленточку в нынешнем году перерезают уже в 13-й раз — именно столько новых ДС начали свою деятельность в Беларуси», — подчеркивается в официальном пресс-релизе транспортного ведомства. На открытии станции по проведению техосмотра присутствовали заместитель министра транспорта и коммуникаций страны Иван Щербо, директор Республиканского унитарного сервисного предприятия «Белтехосмотр» Анатолий Пашкевич, специалисты и руководители ОАО «Белтрансгаз». После церемонии открытия все присутствовавшие ознакомились с техническими возможностями станции, уровнем комфорта и обслуживания автовладельцев. Руководство отрасли пожелало коллективу предприятия и станции «развиваться дальше, набирать обороты и уверенно вливаться в когорту не только новых, но и лучших станций в стране». По информации пресс- службы Минтранса Беларуси, это 113-я по счету диагностическая станция на территории нашей страны. Их количество будет увеличиваться и впредь, а на конец 2008 года достигнет двухсот.
В России создают госкорпорацию по автодорогам
На прошлой неделе министр транспорта РФ Игорь Левитин представил руководству страны предложения по созданию государственной компании «Российские автомобильные дороги». К слову, в России уже успешно существует несколько государственных корпораций, например, в атомной отрасли. Отметим, что проект этого федерального закона направлен на совершенствование системы управления дорожным хозяйством путем создания специального субъекта управления инвестиционно привлекательными автомобильными дорогами федерального значения — государственной компании, создаваемой в форме специального вида некоммерческой организации. По информации пресс-службы Минтранса России, основой деятельности создаваемой структуры является доверительное управление переданными ей автомобильными дорогами федерального значения в целях их развития с привлечением внебюджетных средств, в том числе на основе концессионных механизмов (об этом мы уже писали в одном из предыдущих номеров газеты. — Прим. авт.). Известно также, что учредителем государственной компании выступает РФ, а права и обязанности учредителя осуществляет федеральный орган исполнительной власти Министерство транспорта Российской Федерации. Главная задача ведомства — выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере дорожного хозяйства. Кроме этого, создаваемая государственная компания, осуществляя в установленном порядке правомочия собственника в отношении автомобильных дорог, будет дополнительно выполнять следующие функции:
— привлечение внебюджетного финансирования, в том числе за счет участия в размещении объектов придорожной инфраструктуры в полосе отвода и придорожных полосах автодорог государственной компании;
— учреждение коммерческих организаций или участие в уставном капитале созданных коммерческих организаций (для реализации инвестиционных проектов, оказания услуг);
— заключение долгосрочных договоров на поставку материалов с улучшенными характеристиками, с условиями модернизации производства, освоения новых технологий и материалов для дорожного строительства.
«Федеральное дорожное агентство после создания государственной компании продолжит выполнять функции, связанные с управлением автомобильными дорогами федерального значения, не переданными в доверительное управление и по которым не принято решение об эксплуатации на основе концессионных механизмов», — говорится по этому поводу в сообщении Минтранса России. Находящиеся в доверительном управлении государственной компании автомобильные дороги являются собственностью РФ и не подлежат отчуждению в собственность третьих лиц. Государственная компания действует на основании устава, который утверждается Министерством транспорта Российской Федерации. В числе прочего в уставе указывается перечень видов деятельности государственной компании, порядок принятия решений органами управления государственной компании, порядок совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Принятие законопроекта, предусматривающего создание государственной компании «Российские автомобильные дороги», потребует выделения средств из федерального бюджета для формирования ее уставного капитала, размер которого определяется российским правительством. Отметим, что принятие данного законопроекта повлечет внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, что предусмотрено редакцией законопроекта.
Александр ПАНИЧ
По словам сотрудника «БелдорНИИ» М. Берестевича, практика обследования искусственных сооружений показывает, что эта важнейшая задача в полном объеме не выполняется. По его словам, в ходе обследований мостовых сооружений, выполняемых с периодичностью 5-10 лет, выявляется ряд дефектов, снижающих долговечность сооружений. «Зачастую дефекты выявляются при вводе сооружений в эксплуатацию после проведения на них капитального ремонта или реконструкции, — подчеркивает специалист. — Отмечается тенденция увеличения количества мостовых сооружений, на которых объем дефектов, выявляемых при обследовании, требует повторного капитального ремонта уже через 10 лет эксплуатации». То есть капитальный ремонт моста не гарантирует его надежной эксплуатации в течение последующих 25-35 лет. По мнению некоторых аналитиков, этому способствует ряд объективных и субъективных причин. Первой и главной причиной является сам проект ремонта сооружения. На сегодняшний день проектировщики используют устаревшие схемы ремонта, повторяют без изменения статические схемы сооружений, зачастую проекты выполняются по шаблону, без учета индивидуальных особенностей сооружения и опыта его эксплуатации. Также проектировщики, поставленные в жесткие временные рамки, игнорируют новые разработки, материалы и технологии. Следующая причина — экспертный анализ проектов. Сама экспертиза по своей сути направлена на уменьшение стоимости проектов, и в ряде случаев стоимость проектов уменьшается за счет замены новых дорогих, но качественных материалов на более дешевые известные материалы, долговечность которых гораздо меньше. В итоге, как подчеркивает М. Берестевич, это не позволяет достичь требуемого результата — продления долговечности сооружения, ради чего и затевался ремонт. Немаловажная роль в вопросе обеспечения долговечности принадлежит службам эксплуатации. Опыт обследований позволяет говорить, что при эксплуатации мостов на первом месте стоит ремонт покрытий мостового полотна, окраска перильного и барьерных ограждений, а все остальное, в том числе и несущие конструкции сооружения, остается обделенным вниманием. К слову, в снижении долговечности сооружения не последнюю роль играют и строительные организации, выполняющие ремонты. Далеко не каждое дорожно- строительное предприятие может похвастаться наличием опытных высококвалифицированных рабочих, способных за короткие сроки качественно выполнить конкретную работу. Отметим, что данная проблема уже решается на государственном уровне. При нынешних сроках и темпах строительно-монтажных работ возникает еще и проблема использования новых технологических приемов и оборудования, которого в строительных организациях катастрофически не хватает, применения материалов, качество которых недостаточно для применения в мостах. Например, давно доказано, что для получения долговечных морозостойких бетонов следует применять цемент с нормируемым минералогическим составом. Относительно нашей страны эту проблему надо решать на законодательном уровне.
Одним из путей повышения качества ремонта сооружений являются дифференцированные гарантийные сроки в области дорожного строительства, которые должны повысить ответственность как проектных и строительных организаций, так и службы эксплуатации, если дефект, снижающий долговечность, возник в результате оплошности эксплуатирующей службы в период гарантийного срока. Постановлением Совета Министров Беларуси гарантийный срок на выполненные строительные работы установлен в 2 года, в то время как в России гарантийный срок составляет не менее 5 лет. Гарантийные сроки для искусственных сооружений устанавливаются от 8 лет, регуляционных сооружений — от 6 лет, земляного полотна — от 8 лет, основания дорожной одежды — от 6 лет, нижнего слоя покрытия — от 5 лет, верхнего слоя — от 4 лет, барьерных ограждений — от 5 лет, сигнальных столбиков — от 2 лет, дорожных знаков — от 2 лет, зданий и сооружений эксплуатационной и автотранспортной службы — от 8 лет. «Веское слово в решении данной задачи у нас в стране должен сказать заказчик, — считает М. Берестевич. — Так, в зависимости от конкретных условий и поставленных задач в задании на проектирование заказчик мог бы определить срок службы каждого конкретного элемента сооружения». Например, заказчик мог бы выставить срок службы 10 лет к верхнему слою дорожной одежды или 50 лет к пролетным строениям. В этом случае проектная организация предлагает проектное решение, соответствующее указанному требованию. В некоторых случаях для выполнения требований заказчика необходимы новые, неизвестные до настоящего времени решения, что, в свою очередь, потребует привлечения к решению поставленных задач научных организаций или созданию творческих научных групп. Результатом работы этих групп или научных организаций могут быть решения на уровне патентов на изобретения или полезные модели. В свою очередь, строительные организации, воплощая в жизнь творческие решения ученых и обремененные гарантийным сроком, должны будут качественно и строго по технологии выполнять строительные работы. К слову, это полностью соответствует международной практике и в цивилизованных странах с развитыми рыночными отношениями является основным инструментом обеспечения высокого качества выполняемых дорожно-строительных работ.
Сработали оперативно
У природы нет плохой погоды и, тем не менее, на прошлой неделе она доставила немало сюрпризов как автолюбителям, так и сотрудникам дорожных служб: по всей стране прошли первые снегопады, местами с дождем. Надо сказать, что дорожники справились с первыми признаками зимы. В результате напряженной работы дорожные организации обеспечили проезд автотранспорта в соответствии с нормативными требованиями. На республиканских автодорогах за день было израсходовано около 2,6 тыс. тонн песчано-соляной смеси и свыше 300 тонн соли, работало 24 снегоочистителя и 279 песко- и солераспределителей. По информации пресс-службы департамента «Белавтодор», дорожные службы в настоящее время работают в круглосуточном режиме и готовы оперативно среагировать на изменение погоды. Тем не менее, департамент «Белавтодор» обращается ко всем участникам дорожного движения с просьбой быть предельно внимательными, соблюдать дистанцию и скоростной режим.
К слову, все белорусские автомобильные дороги общего пользования разделены на пять уровней требований к их эксплуатационному состоянию. В основе такой градации, как подчеркивает сотрудник дорожного ведомства Екатерина Гриб, лежит народнохозяйственное и административное значение дорог и интенсивность движения на них. Так, к автотрассам 1-го уровня требований (интенсивность — свыше 3000 транспортных единиц в сутки) относят, к примеру, дороги, соединяющие Минск с «Национальным аэропортом — Минск» и областными центрами, а также последние между собой. 5-й же уровень требований — это местные дороги с интенсивностью движения менее 100 автомобилей в сутки. Исходя из этого, для обработки покрытия противогололедными материалами установлены директивные сроки, которые определяются с момента обнаружения гололеда до завершения необходимого комплекса работ. Отсюда следует, что, к примеру, дороги, соединяющие столицу с областными центрами (1-й уровень требований), должны быть полностью обработаны ПГМ за 3 часа с момента образования гололеда. Установлены директивные сроки и по расчистке проезжей части от снега. Согласно требованиям, проезжая часть, например, 1-го уровня требований должна быть освобождена от снега в обычных погодных условиях не позднее чем за 4 часа с момента окончания снегопада или метели. В экстремальных же погодных условиях эти нормативные сроки увеличиваются вдвое. Выполнение работ по устранению зимней скользкости во время выпадения осадков, а также в период до наступления вышеприведенного директивного времени нельзя считать несвоевременными.
Конкурс профмастерства: лучшее предприятие
По итогам работы отрасли за 9 месяцев 2008 г. УП «Минский вагоноремонтный завод им. А.Ф. Мясникова» Белорусской железной дороги признан одним из лучших предприятий Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси. При подведении итогов учитывались показатели социально-экономического развития, освоение новых видов продукции и рынков сбыта, работа по повышению качества продукции, решение социальных вопросов и культура производства, отмечает пресс-центр БЖД. В результате Минский вагоноремонтный завод им. А.Ф. Мясникова Белорусской магистрали занял 3-е место. К слову, Минский ВРЗ в 2007 г. начал сборку плацкартных пассажирских вагонов, а в 2008-м еще освоил выпуск вагонов с купе для инвалидов. В ведомстве также отметили, что БЖД приобретает еще 2 пассажирских вагона производства ПРУП «Гомельский вагоноремонтный завод имени М.И. Калинина». Напомним, в текущем году дорогой намечено приобрести 48 пассажирских вагонов. 28 вагонов — производства Минского вагоноремонтного завода (23 уже получено), из них 8 вагонов, где предусмотрено купе для инвалидов, и 15 плацкартных, а также 20 пассажирских купейных вагонов совместной сборки ПРУП «Гомельский вагоноремонтный завод имени М.И. Калинина» и ОАО «Крюковский вагоностроительный завод», из которых получены 12. По сравнению с аналогичными вагонами других производителей новый купейный вагон гомельского производства имеет увеличенную базу кузова — 19 метров вместо прежних 17 и соответственно на 4 пассажирских места больше. В стандартном вагоне 36 мест для пассажиров, в вагоне модели 61-779 таких мест 40. Данные вагоны, как отмечает пресс-центр БЖД, курсируют в поездах Минск — Москва, Минск — Иркутск, Минск — Калинковичи и Гомель — Москва.
За указанный период в целом по отрасли экспорт транспортных услуг увеличился на 34,3% до $2,29 млрд. К слову, по итогам 9 месяцев 2008 года белорусский экспорт услуг увеличился на 35,6% и достиг $3,195 млрд, отмечает БелТА. Все это поспособствовало и развитию придорожного сервиса, в том числе и открытию диагностических станций. Так, 11 ноября в Минске открылась новая диагностическая станция. Отметим, что, согласно новой редакции закона о дорожном движении, Минтранс Беларуси — в частности, «Белтехосмотр» — окончательно и бесповоротно утвердился как единственная в стране структура, имеющая официальные полномочия выдавать разрешения автовладельцам на участие в дорожном движении, а также контролировать деятельность станций диагностики, направленную на важнейшую составляющую жизнеобеспечения страны — безопасность движения. «Минтрансом была принята специальная Программа развития сети ДС, в рамках которой будет эксплуатироваться современная станция. На этот раз — в ОАО «Белтрансгаз». Следует отметить, что символическую красную ленточку в нынешнем году перерезают уже в 13-й раз — именно столько новых ДС начали свою деятельность в Беларуси», — подчеркивается в официальном пресс-релизе транспортного ведомства. На открытии станции по проведению техосмотра присутствовали заместитель министра транспорта и коммуникаций страны Иван Щербо, директор Республиканского унитарного сервисного предприятия «Белтехосмотр» Анатолий Пашкевич, специалисты и руководители ОАО «Белтрансгаз». После церемонии открытия все присутствовавшие ознакомились с техническими возможностями станции, уровнем комфорта и обслуживания автовладельцев. Руководство отрасли пожелало коллективу предприятия и станции «развиваться дальше, набирать обороты и уверенно вливаться в когорту не только новых, но и лучших станций в стране». По информации пресс- службы Минтранса Беларуси, это 113-я по счету диагностическая станция на территории нашей страны. Их количество будет увеличиваться и впредь, а на конец 2008 года достигнет двухсот.
В России создают госкорпорацию по автодорогам
На прошлой неделе министр транспорта РФ Игорь Левитин представил руководству страны предложения по созданию государственной компании «Российские автомобильные дороги». К слову, в России уже успешно существует несколько государственных корпораций, например, в атомной отрасли. Отметим, что проект этого федерального закона направлен на совершенствование системы управления дорожным хозяйством путем создания специального субъекта управления инвестиционно привлекательными автомобильными дорогами федерального значения — государственной компании, создаваемой в форме специального вида некоммерческой организации. По информации пресс-службы Минтранса России, основой деятельности создаваемой структуры является доверительное управление переданными ей автомобильными дорогами федерального значения в целях их развития с привлечением внебюджетных средств, в том числе на основе концессионных механизмов (об этом мы уже писали в одном из предыдущих номеров газеты. — Прим. авт.). Известно также, что учредителем государственной компании выступает РФ, а права и обязанности учредителя осуществляет федеральный орган исполнительной власти Министерство транспорта Российской Федерации. Главная задача ведомства — выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере дорожного хозяйства. Кроме этого, создаваемая государственная компания, осуществляя в установленном порядке правомочия собственника в отношении автомобильных дорог, будет дополнительно выполнять следующие функции:
— привлечение внебюджетного финансирования, в том числе за счет участия в размещении объектов придорожной инфраструктуры в полосе отвода и придорожных полосах автодорог государственной компании;
— учреждение коммерческих организаций или участие в уставном капитале созданных коммерческих организаций (для реализации инвестиционных проектов, оказания услуг);
— заключение долгосрочных договоров на поставку материалов с улучшенными характеристиками, с условиями модернизации производства, освоения новых технологий и материалов для дорожного строительства.
«Федеральное дорожное агентство после создания государственной компании продолжит выполнять функции, связанные с управлением автомобильными дорогами федерального значения, не переданными в доверительное управление и по которым не принято решение об эксплуатации на основе концессионных механизмов», — говорится по этому поводу в сообщении Минтранса России. Находящиеся в доверительном управлении государственной компании автомобильные дороги являются собственностью РФ и не подлежат отчуждению в собственность третьих лиц. Государственная компания действует на основании устава, который утверждается Министерством транспорта Российской Федерации. В числе прочего в уставе указывается перечень видов деятельности государственной компании, порядок принятия решений органами управления государственной компании, порядок совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Принятие законопроекта, предусматривающего создание государственной компании «Российские автомобильные дороги», потребует выделения средств из федерального бюджета для формирования ее уставного капитала, размер которого определяется российским правительством. Отметим, что принятие данного законопроекта повлечет внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, что предусмотрено редакцией законопроекта.
Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 44 за 2008 год в рубрике дороги