Отраслевая наука отмечает юбилей
К празднованию своего юбилея – 80 лет – дорожная наука подошла с хорошими результатами как в теории, так и на практике. Достаточно лишь упомянуть, что разработки отечественных ученых широко применялись на важнейших строительных объектах страны, в том числе при сооружении мостовых и пролетных сооружений, ремонте автотрассы М1/Е30 и др. Научные изыскания и прикладные исследования ведутся учеными и специалистами БНТУ, других отечественных учебных заведений, специализированных подразделений ряда дорожных предприятий, среди которых нельзя не назвать и такие, как РУП «Белдорцентр», «Белгипродор». В целом создана система научных, научно-технических и учебных учреждений, обеспечивающих поступательный научно- технический прогресс в дорожной отрасли.
В то же время, как отмечают в департаменте «Белавтодор», сердцем белорусской дорожной науки по праву является «БелдорНИИ» - ведущая научно- исследовательская организация страны в области строительства, ремонта автомобильных дорог и мостов. Достаточно назвать то, что за период своего существования «БелдорНИИ» подготовлено 18 кадров высшей квалификации, в том числе 2 доктора технических наук, получено 314 патентов и авторских свидетельств на изобретения и полезные модели, составлено 142 нормативно-технических документов и правовых актов, создана крепкая экспериментальная база. В настоящее время вектор деятельности «БелдорНИИ» многообразен. Здесь талантливо и скрупулезно разрабатывают эффективные технологии и материалы для дорожного строительства, повышения долговечности мостов и путепроводов, работают над ресурсо- и энергосбережением, повышением уровня безопасности дорожного движения. Работа института направлена и на активную внедренческую деятельность. Им выполняются работы по научно-техническому сопровождению строительства, реконструкции, ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений. Только за последнее время в дорожных организациях внедрены в производство ряд принципиально новых наукоемких разработок и технологий. О них участники юбилейной научно-технической конференции – более 130 представителей из 7 стран - рассказали более подробно.
Диагностика автомобильных дорог
Так, ученый из РУП «Белдорцентр» Я. Новгородский представил на обсуждение доклад по теме «Опыт выполнения диагностики автодорог в Беларуси». К слову, в дорожной отрасли уделяется большое внимание и привлекаются значительные средства для диагностики республиканских автомобильных дорог, протяженность которых составляет 15.432 км.
По словам специалиста, в среднем на проведение диагностики 1 км дорог в 2008 году запланировано 78,4 тыс. рублей. За последние 10 лет диагностика стала одним из научных направлений дорожной отрасли. В РУП «Белдорцентр» создано подразделение в количестве 25 человек, занимающееся диагностикой республиканских автомобильных дорог. «За этот период подразделением разработан целый ряд технических нормативных правовых актов и вспомогательных документов, опубликованы в журналах научные статьи на дорожную тематику. В настоящее время завершается разработка ТКП «Автомобильные дороги. Порядок выполнения диагностики». Создана испытательная лаборатория по оценке транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог. Я. Новгородский также сообщил, что ежегодно обследуется сеть республиканских автомобильных дорог по параметрам прочности дорожных конструкций в объеме 15% от общей протяженности, ровности - 100%, сцепным качествам и дефектности покрытий – по 52%. «Такие объемы наиболее оптимальны для оценки транспортно-эксплуатационного состояния, - сказал он. – Информация постоянно анализируется и заносится в базу данных. Кроме работ по диагностике эксплуатируемой сети дорог, выполняется работа по контролю качества устройства дорожных покрытий при строительстве, реконструкции и ремонте дорожных покрытий. Результатами работы подразделения являются годовые отчеты о транспортно-эксплуатационном состоянии республиканских автомобильных дорог с рекомендациями по выполнению ремонтных работ». В то же время, не охвачена диагностикой сеть местных автомобильных дорог. На ней контролируется только качество устройства дорожных покрытий на отдельных участках. Длительное время в Минскоблдорстрое выполнялась диагностика дорог, однако в настоящее время она практически не проводится. Для качественного управления состоянием местной сети требуется разработка системы управления для дорог этого уровня и создание на первом этапе по одной лаборатории на область для измерения ровности и сбора данных о дефектности дорожных покрытий. Структура диагностического подразделения РУП «Белдоцентр» сформирована по видам выполняемых работ. Работы по обследованию дорог выполняются в период с марта по октябрь. На начальном этапе ведутся подготовительные работы: уточнение титульных списков автомобильных дорог, обслуживание и ремонт испытательного оборудования, проведение поверочных и калибровочных работ средств измерения, разработка графиков выполнения работ. При обследовании применяются следующие измерительные установки:
. «Профилограф» для измерения ровности IRI и шероховатости дорожных покрытий;
. «Лазер Проф» для измерения ровности покрытий IRI;
. FWD PRI 2100 для измерения упругих прогибов нежестких дорожных одежд;
. ПКРС-2 для измерения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием;
. толчкомер для измерения продольной ровности дорожных покрытий;
. установки для сбора данных о дефектности дорожных покрытий;
. мобильные счетчики учета интенсивности движения.
Отметим, что в настоящее время информация об эксплуатационных параметрах республиканских автомобильных дорог хранится в базе данных начиная с 2001 г. Еженедельно, а при контроле качества ремонта - ежедневно, информация с измерительных установок поступает для обработки, анализа и занесения в базу данных и подготовки отчетов. Частота сбора данных для оценки ровности покрытий измерительной установкой «Профилограф» обеспечивает расчет ровности через 1 метр, что позволяет точно определять местоположение участков с необеспеченной ровностью, кроме того, расчетные данные по 15 лазерным датчикам на поперечнике позволяют судить о поперечной ровности. По данным лазерных датчиков рассчитывается глубина колеи на покрытии. Информация о ровности дорожных покрытий в базе данных содержится с шагом 100 м и 1 км. На участках дорог, имеющих переходный тип покрытия, а также с неудовлетворительным состоянием ровность измеряется толчкомером, результаты измерения приводятся по корреляционной зависимости к значениям ровности по IRI, так как показания приборов данного типа зависят от состояния подвески базового автомобиля. Измерительная установка «Лазер Проф» в связи с большим объемом работ применяется только для контроля ровности на вводимых участках дорог.
Измерение упругих прогибов установкой FWD PRI 2100 с жестким штампом предусмотрено выполнять в диапазоне нагрузок 10-250 кН. При измерениях записывается информация о прогибах по чаше прогибов на расстоянии до 2,1 метра от центра приложения нагрузки и величина нагрузки. Кроме значений прогибов, в файл записывается информация о температуре воздуха, верха покрытия и на глубине 3-4 см от верха покрытия, а также продолжительность воздействия нагрузки. По данным упругих прогибов рассчитывается модуль упругости конструкции дорожных одежд для расчетного периода. Для измерения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием применяются модернизированные установки ПКРС-2 с базовыми автомобилями МАЗ, в кузове которых установлены емкости для воды. В приборе ПКРС-2 датчик завода-изготовителя, измеряющий силу на контакте «колесо прибора – покрытие», заменен более надежным тензодатчиком. Кроме того, в систему введен датчик температуры воздуха для корректировки значений коэффициента сцепления и датчик местоположения измерений.
Весь процесс измерения коэффициента сцепления управляется микропроцессорной системой. На измерительной установке смонтирована система видеонаблюдения за процессом измерения. Сбор данных о дефектности дорожных покрытий выполняется установкой, изготовленной собственными силами специалистами подразделения. Объем и вид дефекта заносятся в компьютер при движении автомобиля, местоположение дефекта на дороге определяется с помощью датчика. По результатам обследований сети республиканских дорог, находящихся в эксплуатации, ежегодно оформляется общий отчет и отчеты по автодорам о транспортно-эксплуатационном состоянии и потребности средств на ремонтно- восстановительные работы. Оценка транспортно-эксплуатационного состояния и определение потребности в ремонтах осуществляется с помощью автоматизированной системы «Ремонт», разработанной специалистами диагностического подразделения. Данные отчетов используются владельцами дорог для планирования проведения ремонтов. В настоящее время идет разработка новой версии системы «Ремонт». Одним из основных показателей, характеризующих состояние дорожной одежды и покрытия, является международный индекс ровности IRI (мм/м). Влияние показателя ровности на удобство и комфортность движения и характеристика сети республиканских дорог по этому показателю на начало текущего года по результатам диагностики характеризуется следующим образом:
. отличное состояние – значение IRI до 2 мм/м – 464 км (2,8%);
. хорошее состояние – 2-4 мм/м – 4147 км (25,2%);
. удовлетворительное состояние - 4-6 мм/м - 7704 км (46,9%);
. плохое состояние - более 6 мм/м – 4112 км (25,9%).
Средний показатель ровности сети республиканских дорог равен 4,86 мм/м, что соответствует удовлетворительному состоянию. Это состояние поддерживается с 2001 г. с незначительным колебанием показателя ровности до 10% в ту или иную сторону. Чтобы достигнуть хорошего состояния сети, необходимо наращивать физические объемы ремонтов, преимущественно в виде конструктивных и тонких слоев покрытия. С ровностью связан такой важный показатель, как несущая способность конструкций дорожных одежд. В РУП «Белдорцентр» для сетевого уровня установлена зависимость между значением ровности, количеством суточных, приложением расчетных нагрузок и несущей способностью. Несущая способность дорожных одежд участков дорог для весеннего периода 2008 г. по сети республиканских дорог составляла:
. до 11,5 т – 818 км;
. до 10 т – 4473 км;
. до 8 т – 6359 км;
. до 6 т – 3776 км.
Как отмечает Я. Новгородский, при сложившихся объемах работ по капитальному ремонту для доведения несущей способности республиканских дорог до осевой нагрузки 100 кН потребуется около 20 лет, до осевой нагрузки 115 кН – более 30 лет без учета снижения прочности на других участках дорог. Эта информация используется при подготовке приказа об ограничении осевых нагрузок в весенний период. «Для оценки прочности нежестких конструкций дорожных одежд используются данные максимальных прогибов, - подчеркнул он. - Однако, как показал анализ, для прочностной оценки необходимо учитывать несущую способность всех конструктивных слоев по прогибам всей чаши. Прочность асфальтобетонных слоев характеризует прогиб на расстоянии до 0,5 м от центра приложения нагрузки, прочность слоев основания – до 0,8 м, грунтов земляного полотна – до 1,2 м. В настоящее время в РУП «Белдорцентр» ведется работа по установлению зависимостей, характеризующих несущую способность отдельных конструктивных слоев. По результатам диагностики потребность в ремонтах сети республиканских дорог на 2008 год составила 7647 км. Если сравнивать потребность в ремонтах по результатам диагностики, межремонтным срокам с учетом их соблюдения и фактически планируемым на 2008 год, получится результат, представленный в таблице 1.
Таблица 1
Учитывая, что межремонтные сроки не соблюдаются, идет накопление недоремонтов, поэтому планирование по этому принципу неправильно. «Следует отходить от практики планирования ремонтов по межремонтным срокам, - убежден ученый. - Понятие «межремонтный срок» следует применять при конструировании дорожной одежды. Наиболее правильным, отражающим реальное состояние дорожной одежды и покрытия, является проведение ремонтов по данным диагностики». Учитывая, что тех средств, которые выделяются дорожной отрасли на ремонт, недостаточно, по результатам диагностики определяются участки дорог, требующие проведения ремонтов в первую очередь. Это участки дорог с коэффициентом прочности конструкции дорожной одежды менее 0,8, наибольшей дефектностью покрытия, плохой ровностью, низкими сцепными качествами. Протяженность таких участков на 2008 г. составила: по капитальному ремонту - 1405 км, по текущему ремонту – 2287 км. По данным диагностики, сеть республиканских автомобильных дорог по показателю коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием практически на 100% соответствует требованиям ТНПА. В то же время следует отметить, что метод определения коэффициента сцепления не отвечает современным требованиям. Применяемые приборы ПКРС морально и технически устарели, так как не позволяют выполнять сплошные измерения - в лучшем случае - 3-5 измерений на 1 км. При такой методике только 150- 250 метров на 1 км оценивается. Кроме того, идет полная блокировка колеса при измерении, в то время как автомобили в основном сейчас оснащены антиблокировочными устройствами. При контроле качества ремонта оформляются отчеты и выдаются заказчику и подрядчику заключения о соответствии качества выполняемых работ требованиям ТНПА по ровности и коэффициенту сцепления. В 2005 г. проконтролировано 360 км по ровности, из которых 102 км (28,3%) не соответствовало требованиям. В 2006 г. качество вновь вводимых после ремонта дорожных одежд улучшилось: из 426 км проконтролированных участков дорог не соответствовало 69 км (16,2%), а в 2007 г. - 12,6%. Из этого видно, что систематический контроль способствует улучшению качества выполнения работ, сказал Я. Новгородский. - Диагностика является одним из важнейших элементов системы управления состоянием автодорог, позволяющим наиболее эффективно эксплуатировать автомобильные дороги».
Реализовать намеченные планы
Как отметил первый заместитель директора департамента «Белавтодор» Геннадий Чепцов, за истекшие 9 месяцев на республиканских дорогах текущим ремонтом отремонтировано 1837 км дорог и 1196 погонных метров мостов, капитальным – 238 км дорог и 1235 погонных метров мостов. В результате программа дорожных работ по физическим показателям выполнена как в целом, так и в разрезе видов работ, однако освоены не все запланированные средства.
На местных автомобильных дорогах текущим ремонтом отремонтировано 1787 км дорог и 1067 погонных метров мостов, капитальным – 143 км дорог и 576,6 погонных метров мостов, после реконструкции и строительства введено в эксплуатацию 67,3 км дорог и 227,1 погонных метров мостов. Программы работ выполнены по всем областям. В свою очередь, на 100,6% выполнены задания Государственной программы возрождения и развития села в части, касающейся модернизации дорог общего пользования. В рамках программы отремонтировано, реконструировано и построено 1200 км местных дорог. За счет средств, выделенных Минсельхозпроду на дополнительную инфраструктуру, выполнены работы на сумму 192,8 млрд рублей при годовом плане в 242,3 млрд рублей.
Отдельно докладчик остановился на выполнении программы инновационного развития. В рамках общей программы Минтранса в настоящее время в отрасли реализуется 6 проектов. В их числе разработка и постановка на производство сменного уборочного оборудования для содержания дорог в труднодоступных местах; разработка и постановка на производство пескосолераспределителя емкостью бункера 4 м3; модернизация автоматизированной системы управления бетоносмесительным цехом и автоматизированной системы «пропарки» мостовых изделий на ЖБМК. Непосредственно на дорогах в рамках программы осуществляется внедрение технологии устройства тонкослойных покрытий с использованием специального оборудования для приготовления модифицированных вяжущих и асфальтобетонных смесей, а также технологии холодной регенерации асфальтобетонных покрытий с применением комплекса специальных машин. Сейчас вышеназванные проекты находятся в разной стадии реализации, однако, как подчеркнул Г. Чепцов, к концу года их необходимо выполнить в полном объеме.
Социально-экономическое развитие
По итогам работы отрасли было обеспечено выполнение параметров прогноза социально-экономического развития департамента. Так, основной целевой показатель – снижение расхода топливно-энергетических ресурсов к уровню их потребления в 2007 г. в сопоставимых условиях – выполнен в размере 10,3% при задании 10%.
Второй основной показатель – рост объемов инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах - составил 121,3% при задании 113,7%, всего привлечено 306 млрд рублей. При этом многие организации уже перевыполнили годовое задание по инвестициям за счет собственных средств и кредитов. Рост производства товарной продукции промышленности в сопоставимых ценах составил 115,8% при задании 113,5%, потребительских товаров – 129,8% при задании 111%. Запасы готовой продукции на промышленных предприятиях не превысили 26% при задании не более 45%. Убыточных организаций и структурных подразделений в отрасли нет. В отчетном периоде рентабельность реализованной продукции составила 11,8%, получена чистая прибыль в размере 76 млрд рублей.
Задачи четвертого квартала
В докладе было подчеркнуто, что в целом итоги дорожной деятельности в январе-сентябре можно оценить как положительные, но вместе с тем в оставшийся период года необходимо обеспечить устранение имеющихся недостатков. Главным должно быть выполнение программы дорожных работ по всем их видам и каждой организацией, а также выполнение параметров прогноза социально-экономического развития. При этом заказчикам следует сосредоточить внимание на ходе работ на вводных объектах текущего года, обеспечив их ввод в установленные сроки. Предельно важным становится соблюдение планово-финансовой дисциплины и полное освоение бюджетных и кредитных средств. Параллельно с выполнением программы текущего года заказчики должны вести работу по своевременной подготовке объектов будущего года, утверждению проектно-сметной документации под объекты Государственной инвестиционной программы - 2009. Г. Чепцов также сообщил коллегии о том, что главой государства одобрено предложение о реконструкции в 2009-2014 годах автомобильных дорог по параметрам 1 категории от Минска в направлении на областные центры. По поручению Совета Министров департаментом подготовлен проект указа по данному вопросу, после принятия которого будет издан приказ «Белавтодора» с конкретными поручениями заказчикам, проектировщикам и подрядным организациям.
По традиции после основного доклада были заслушаны руководители ряда предприятий, допустивших те или иные недостатки в своей работе. Затем слово взял председатель коллегии заместитель министра транспорта и коммуникаций директор Департамента «Белавтодор» Анатолий Лытин. По его словам, отрасль в целом достигла положительных результатов, основная часть дорожных организаций достойно выполнила программу и с удовольствием встретила профессиональный праздник. Однако руководителя штаба дорожной отрасли настораживает ситуация на отдельных объектах в части организационных моментов как со стороны заказчиков, так и со стороны подрядчиков. Такое отношение к делу попросту недопустимо, особенно с учетом серьезных задач предстоящих лет в рамках проекта по строительству дорог 1 категории к областным центрам. Как известно, в текущем году в отрасли помимо бюджетных средств РДФ осваиваются и заемные ресурсы «Беларусбанка», выделенные на модернизацию дороги М-1/Е30 и отдельные объекты программы дорожных работ. Отдельно руководитель отрасли остановился на вопросе применения новых технологий: сверхтонких защитных слоев по типу «Новачип» и холодного ресайклинга. По его словам, в программе работ следующего года эти технологии должны быть задействованы таким образом, чтобы приобретенное оборудование было максимально загружено.
Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
В то же время, как отмечают в департаменте «Белавтодор», сердцем белорусской дорожной науки по праву является «БелдорНИИ» - ведущая научно- исследовательская организация страны в области строительства, ремонта автомобильных дорог и мостов. Достаточно назвать то, что за период своего существования «БелдорНИИ» подготовлено 18 кадров высшей квалификации, в том числе 2 доктора технических наук, получено 314 патентов и авторских свидетельств на изобретения и полезные модели, составлено 142 нормативно-технических документов и правовых актов, создана крепкая экспериментальная база. В настоящее время вектор деятельности «БелдорНИИ» многообразен. Здесь талантливо и скрупулезно разрабатывают эффективные технологии и материалы для дорожного строительства, повышения долговечности мостов и путепроводов, работают над ресурсо- и энергосбережением, повышением уровня безопасности дорожного движения. Работа института направлена и на активную внедренческую деятельность. Им выполняются работы по научно-техническому сопровождению строительства, реконструкции, ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений. Только за последнее время в дорожных организациях внедрены в производство ряд принципиально новых наукоемких разработок и технологий. О них участники юбилейной научно-технической конференции – более 130 представителей из 7 стран - рассказали более подробно.
Диагностика автомобильных дорог
Так, ученый из РУП «Белдорцентр» Я. Новгородский представил на обсуждение доклад по теме «Опыт выполнения диагностики автодорог в Беларуси». К слову, в дорожной отрасли уделяется большое внимание и привлекаются значительные средства для диагностики республиканских автомобильных дорог, протяженность которых составляет 15.432 км.
По словам специалиста, в среднем на проведение диагностики 1 км дорог в 2008 году запланировано 78,4 тыс. рублей. За последние 10 лет диагностика стала одним из научных направлений дорожной отрасли. В РУП «Белдорцентр» создано подразделение в количестве 25 человек, занимающееся диагностикой республиканских автомобильных дорог. «За этот период подразделением разработан целый ряд технических нормативных правовых актов и вспомогательных документов, опубликованы в журналах научные статьи на дорожную тематику. В настоящее время завершается разработка ТКП «Автомобильные дороги. Порядок выполнения диагностики». Создана испытательная лаборатория по оценке транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог. Я. Новгородский также сообщил, что ежегодно обследуется сеть республиканских автомобильных дорог по параметрам прочности дорожных конструкций в объеме 15% от общей протяженности, ровности - 100%, сцепным качествам и дефектности покрытий – по 52%. «Такие объемы наиболее оптимальны для оценки транспортно-эксплуатационного состояния, - сказал он. – Информация постоянно анализируется и заносится в базу данных. Кроме работ по диагностике эксплуатируемой сети дорог, выполняется работа по контролю качества устройства дорожных покрытий при строительстве, реконструкции и ремонте дорожных покрытий. Результатами работы подразделения являются годовые отчеты о транспортно-эксплуатационном состоянии республиканских автомобильных дорог с рекомендациями по выполнению ремонтных работ». В то же время, не охвачена диагностикой сеть местных автомобильных дорог. На ней контролируется только качество устройства дорожных покрытий на отдельных участках. Длительное время в Минскоблдорстрое выполнялась диагностика дорог, однако в настоящее время она практически не проводится. Для качественного управления состоянием местной сети требуется разработка системы управления для дорог этого уровня и создание на первом этапе по одной лаборатории на область для измерения ровности и сбора данных о дефектности дорожных покрытий. Структура диагностического подразделения РУП «Белдоцентр» сформирована по видам выполняемых работ. Работы по обследованию дорог выполняются в период с марта по октябрь. На начальном этапе ведутся подготовительные работы: уточнение титульных списков автомобильных дорог, обслуживание и ремонт испытательного оборудования, проведение поверочных и калибровочных работ средств измерения, разработка графиков выполнения работ. При обследовании применяются следующие измерительные установки:
. «Профилограф» для измерения ровности IRI и шероховатости дорожных покрытий;
. «Лазер Проф» для измерения ровности покрытий IRI;
. FWD PRI 2100 для измерения упругих прогибов нежестких дорожных одежд;
. ПКРС-2 для измерения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием;
. толчкомер для измерения продольной ровности дорожных покрытий;
. установки для сбора данных о дефектности дорожных покрытий;
. мобильные счетчики учета интенсивности движения.
Отметим, что в настоящее время информация об эксплуатационных параметрах республиканских автомобильных дорог хранится в базе данных начиная с 2001 г. Еженедельно, а при контроле качества ремонта - ежедневно, информация с измерительных установок поступает для обработки, анализа и занесения в базу данных и подготовки отчетов. Частота сбора данных для оценки ровности покрытий измерительной установкой «Профилограф» обеспечивает расчет ровности через 1 метр, что позволяет точно определять местоположение участков с необеспеченной ровностью, кроме того, расчетные данные по 15 лазерным датчикам на поперечнике позволяют судить о поперечной ровности. По данным лазерных датчиков рассчитывается глубина колеи на покрытии. Информация о ровности дорожных покрытий в базе данных содержится с шагом 100 м и 1 км. На участках дорог, имеющих переходный тип покрытия, а также с неудовлетворительным состоянием ровность измеряется толчкомером, результаты измерения приводятся по корреляционной зависимости к значениям ровности по IRI, так как показания приборов данного типа зависят от состояния подвески базового автомобиля. Измерительная установка «Лазер Проф» в связи с большим объемом работ применяется только для контроля ровности на вводимых участках дорог.
Измерение упругих прогибов установкой FWD PRI 2100 с жестким штампом предусмотрено выполнять в диапазоне нагрузок 10-250 кН. При измерениях записывается информация о прогибах по чаше прогибов на расстоянии до 2,1 метра от центра приложения нагрузки и величина нагрузки. Кроме значений прогибов, в файл записывается информация о температуре воздуха, верха покрытия и на глубине 3-4 см от верха покрытия, а также продолжительность воздействия нагрузки. По данным упругих прогибов рассчитывается модуль упругости конструкции дорожных одежд для расчетного периода. Для измерения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием применяются модернизированные установки ПКРС-2 с базовыми автомобилями МАЗ, в кузове которых установлены емкости для воды. В приборе ПКРС-2 датчик завода-изготовителя, измеряющий силу на контакте «колесо прибора – покрытие», заменен более надежным тензодатчиком. Кроме того, в систему введен датчик температуры воздуха для корректировки значений коэффициента сцепления и датчик местоположения измерений.
Весь процесс измерения коэффициента сцепления управляется микропроцессорной системой. На измерительной установке смонтирована система видеонаблюдения за процессом измерения. Сбор данных о дефектности дорожных покрытий выполняется установкой, изготовленной собственными силами специалистами подразделения. Объем и вид дефекта заносятся в компьютер при движении автомобиля, местоположение дефекта на дороге определяется с помощью датчика. По результатам обследований сети республиканских дорог, находящихся в эксплуатации, ежегодно оформляется общий отчет и отчеты по автодорам о транспортно-эксплуатационном состоянии и потребности средств на ремонтно- восстановительные работы. Оценка транспортно-эксплуатационного состояния и определение потребности в ремонтах осуществляется с помощью автоматизированной системы «Ремонт», разработанной специалистами диагностического подразделения. Данные отчетов используются владельцами дорог для планирования проведения ремонтов. В настоящее время идет разработка новой версии системы «Ремонт». Одним из основных показателей, характеризующих состояние дорожной одежды и покрытия, является международный индекс ровности IRI (мм/м). Влияние показателя ровности на удобство и комфортность движения и характеристика сети республиканских дорог по этому показателю на начало текущего года по результатам диагностики характеризуется следующим образом:
. отличное состояние – значение IRI до 2 мм/м – 464 км (2,8%);
. хорошее состояние – 2-4 мм/м – 4147 км (25,2%);
. удовлетворительное состояние - 4-6 мм/м - 7704 км (46,9%);
. плохое состояние - более 6 мм/м – 4112 км (25,9%).
Средний показатель ровности сети республиканских дорог равен 4,86 мм/м, что соответствует удовлетворительному состоянию. Это состояние поддерживается с 2001 г. с незначительным колебанием показателя ровности до 10% в ту или иную сторону. Чтобы достигнуть хорошего состояния сети, необходимо наращивать физические объемы ремонтов, преимущественно в виде конструктивных и тонких слоев покрытия. С ровностью связан такой важный показатель, как несущая способность конструкций дорожных одежд. В РУП «Белдорцентр» для сетевого уровня установлена зависимость между значением ровности, количеством суточных, приложением расчетных нагрузок и несущей способностью. Несущая способность дорожных одежд участков дорог для весеннего периода 2008 г. по сети республиканских дорог составляла:
. до 11,5 т – 818 км;
. до 10 т – 4473 км;
. до 8 т – 6359 км;
. до 6 т – 3776 км.
Как отмечает Я. Новгородский, при сложившихся объемах работ по капитальному ремонту для доведения несущей способности республиканских дорог до осевой нагрузки 100 кН потребуется около 20 лет, до осевой нагрузки 115 кН – более 30 лет без учета снижения прочности на других участках дорог. Эта информация используется при подготовке приказа об ограничении осевых нагрузок в весенний период. «Для оценки прочности нежестких конструкций дорожных одежд используются данные максимальных прогибов, - подчеркнул он. - Однако, как показал анализ, для прочностной оценки необходимо учитывать несущую способность всех конструктивных слоев по прогибам всей чаши. Прочность асфальтобетонных слоев характеризует прогиб на расстоянии до 0,5 м от центра приложения нагрузки, прочность слоев основания – до 0,8 м, грунтов земляного полотна – до 1,2 м. В настоящее время в РУП «Белдорцентр» ведется работа по установлению зависимостей, характеризующих несущую способность отдельных конструктивных слоев. По результатам диагностики потребность в ремонтах сети республиканских дорог на 2008 год составила 7647 км. Если сравнивать потребность в ремонтах по результатам диагностики, межремонтным срокам с учетом их соблюдения и фактически планируемым на 2008 год, получится результат, представленный в таблице 1.
Таблица 1
Вид ремонта | По плану | По межремонтным срокам | По результатам диагностики |
Капитальный, км | 565 | 1585 | 2947 |
Текущий, км | 2201 | 3281 | 4700 |
Итого, км | 2766 | 4866 | 7647 |
Учитывая, что межремонтные сроки не соблюдаются, идет накопление недоремонтов, поэтому планирование по этому принципу неправильно. «Следует отходить от практики планирования ремонтов по межремонтным срокам, - убежден ученый. - Понятие «межремонтный срок» следует применять при конструировании дорожной одежды. Наиболее правильным, отражающим реальное состояние дорожной одежды и покрытия, является проведение ремонтов по данным диагностики». Учитывая, что тех средств, которые выделяются дорожной отрасли на ремонт, недостаточно, по результатам диагностики определяются участки дорог, требующие проведения ремонтов в первую очередь. Это участки дорог с коэффициентом прочности конструкции дорожной одежды менее 0,8, наибольшей дефектностью покрытия, плохой ровностью, низкими сцепными качествами. Протяженность таких участков на 2008 г. составила: по капитальному ремонту - 1405 км, по текущему ремонту – 2287 км. По данным диагностики, сеть республиканских автомобильных дорог по показателю коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием практически на 100% соответствует требованиям ТНПА. В то же время следует отметить, что метод определения коэффициента сцепления не отвечает современным требованиям. Применяемые приборы ПКРС морально и технически устарели, так как не позволяют выполнять сплошные измерения - в лучшем случае - 3-5 измерений на 1 км. При такой методике только 150- 250 метров на 1 км оценивается. Кроме того, идет полная блокировка колеса при измерении, в то время как автомобили в основном сейчас оснащены антиблокировочными устройствами. При контроле качества ремонта оформляются отчеты и выдаются заказчику и подрядчику заключения о соответствии качества выполняемых работ требованиям ТНПА по ровности и коэффициенту сцепления. В 2005 г. проконтролировано 360 км по ровности, из которых 102 км (28,3%) не соответствовало требованиям. В 2006 г. качество вновь вводимых после ремонта дорожных одежд улучшилось: из 426 км проконтролированных участков дорог не соответствовало 69 км (16,2%), а в 2007 г. - 12,6%. Из этого видно, что систематический контроль способствует улучшению качества выполнения работ, сказал Я. Новгородский. - Диагностика является одним из важнейших элементов системы управления состоянием автодорог, позволяющим наиболее эффективно эксплуатировать автомобильные дороги».
Реализовать намеченные планы
Как отметил первый заместитель директора департамента «Белавтодор» Геннадий Чепцов, за истекшие 9 месяцев на республиканских дорогах текущим ремонтом отремонтировано 1837 км дорог и 1196 погонных метров мостов, капитальным – 238 км дорог и 1235 погонных метров мостов. В результате программа дорожных работ по физическим показателям выполнена как в целом, так и в разрезе видов работ, однако освоены не все запланированные средства.
На местных автомобильных дорогах текущим ремонтом отремонтировано 1787 км дорог и 1067 погонных метров мостов, капитальным – 143 км дорог и 576,6 погонных метров мостов, после реконструкции и строительства введено в эксплуатацию 67,3 км дорог и 227,1 погонных метров мостов. Программы работ выполнены по всем областям. В свою очередь, на 100,6% выполнены задания Государственной программы возрождения и развития села в части, касающейся модернизации дорог общего пользования. В рамках программы отремонтировано, реконструировано и построено 1200 км местных дорог. За счет средств, выделенных Минсельхозпроду на дополнительную инфраструктуру, выполнены работы на сумму 192,8 млрд рублей при годовом плане в 242,3 млрд рублей.
Отдельно докладчик остановился на выполнении программы инновационного развития. В рамках общей программы Минтранса в настоящее время в отрасли реализуется 6 проектов. В их числе разработка и постановка на производство сменного уборочного оборудования для содержания дорог в труднодоступных местах; разработка и постановка на производство пескосолераспределителя емкостью бункера 4 м3; модернизация автоматизированной системы управления бетоносмесительным цехом и автоматизированной системы «пропарки» мостовых изделий на ЖБМК. Непосредственно на дорогах в рамках программы осуществляется внедрение технологии устройства тонкослойных покрытий с использованием специального оборудования для приготовления модифицированных вяжущих и асфальтобетонных смесей, а также технологии холодной регенерации асфальтобетонных покрытий с применением комплекса специальных машин. Сейчас вышеназванные проекты находятся в разной стадии реализации, однако, как подчеркнул Г. Чепцов, к концу года их необходимо выполнить в полном объеме.
Социально-экономическое развитие
По итогам работы отрасли было обеспечено выполнение параметров прогноза социально-экономического развития департамента. Так, основной целевой показатель – снижение расхода топливно-энергетических ресурсов к уровню их потребления в 2007 г. в сопоставимых условиях – выполнен в размере 10,3% при задании 10%.
Второй основной показатель – рост объемов инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах - составил 121,3% при задании 113,7%, всего привлечено 306 млрд рублей. При этом многие организации уже перевыполнили годовое задание по инвестициям за счет собственных средств и кредитов. Рост производства товарной продукции промышленности в сопоставимых ценах составил 115,8% при задании 113,5%, потребительских товаров – 129,8% при задании 111%. Запасы готовой продукции на промышленных предприятиях не превысили 26% при задании не более 45%. Убыточных организаций и структурных подразделений в отрасли нет. В отчетном периоде рентабельность реализованной продукции составила 11,8%, получена чистая прибыль в размере 76 млрд рублей.
Задачи четвертого квартала
В докладе было подчеркнуто, что в целом итоги дорожной деятельности в январе-сентябре можно оценить как положительные, но вместе с тем в оставшийся период года необходимо обеспечить устранение имеющихся недостатков. Главным должно быть выполнение программы дорожных работ по всем их видам и каждой организацией, а также выполнение параметров прогноза социально-экономического развития. При этом заказчикам следует сосредоточить внимание на ходе работ на вводных объектах текущего года, обеспечив их ввод в установленные сроки. Предельно важным становится соблюдение планово-финансовой дисциплины и полное освоение бюджетных и кредитных средств. Параллельно с выполнением программы текущего года заказчики должны вести работу по своевременной подготовке объектов будущего года, утверждению проектно-сметной документации под объекты Государственной инвестиционной программы - 2009. Г. Чепцов также сообщил коллегии о том, что главой государства одобрено предложение о реконструкции в 2009-2014 годах автомобильных дорог по параметрам 1 категории от Минска в направлении на областные центры. По поручению Совета Министров департаментом подготовлен проект указа по данному вопросу, после принятия которого будет издан приказ «Белавтодора» с конкретными поручениями заказчикам, проектировщикам и подрядным организациям.
По традиции после основного доклада были заслушаны руководители ряда предприятий, допустивших те или иные недостатки в своей работе. Затем слово взял председатель коллегии заместитель министра транспорта и коммуникаций директор Департамента «Белавтодор» Анатолий Лытин. По его словам, отрасль в целом достигла положительных результатов, основная часть дорожных организаций достойно выполнила программу и с удовольствием встретила профессиональный праздник. Однако руководителя штаба дорожной отрасли настораживает ситуация на отдельных объектах в части организационных моментов как со стороны заказчиков, так и со стороны подрядчиков. Такое отношение к делу попросту недопустимо, особенно с учетом серьезных задач предстоящих лет в рамках проекта по строительству дорог 1 категории к областным центрам. Как известно, в текущем году в отрасли помимо бюджетных средств РДФ осваиваются и заемные ресурсы «Беларусбанка», выделенные на модернизацию дороги М-1/Е30 и отдельные объекты программы дорожных работ. Отдельно руководитель отрасли остановился на вопросе применения новых технологий: сверхтонких защитных слоев по типу «Новачип» и холодного ресайклинга. По его словам, в программе работ следующего года эти технологии должны быть задействованы таким образом, чтобы приобретенное оборудование было максимально загружено.
Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 42 за 2008 год в рубрике дороги