Микротоннельная прокладка дождевых коллекторов

Согласно решению столичных властей построить сеть дождевой канализации УП «Минскинжпроект» разрабатывается проектно-сметная документация на строительство магистрального коллектора «Центр» с каскадом очистных сооружений.

Как сообщили в Горремавтодоре Мингорисполкома, в составе проекта предусмотрено четыре пусковых комплекса, реализация каждого из которых имеет свое функциональное назначение. Так, в объеме первого пускового комплекса предусмотрена прокладка дополнительной нити коллектора для увеличения его пропускной способности. В состав второго пускового комплекса входят следующие проектируемые сети и сооружения: дождевой коллектор диаметром 2700 мм; насосная станция №2 «Лошица» производительностью 13 тыс. м3/сек; напорные водоводы от насосной станции до очистных сооружений и очистные сооружения, каскад биологических прудов. Площадь территории, необходимая для размещения очистных сооружений, составляет 44 га, с учетом перспективного расширения — 80 га. По мнению специалистов УП «Горремавтодора», комплекс этих мероприятий позволит централизованно увести на очистные сооружения, расположенные за пределами города, все дождевые стоки из центральной части города. В перспективе, как сообщается на сайте компании, очищенные дождевые стоки можно будет использовать в качестве технического водоснабжения южной части города. В составе третьего пускового комплекса предусмотрена прокладка участка коллектора диаметром 1200 мм от транспортной развязки проспекта Победителей — МКАД. Данное решение позволит исключить сброс дождевых стоков с транспортной развязки в пруд-заказник «Лебяжий». В четвертом пусковом комплексе предусмотрено строительство насосной станции для ликвидации существующего выпуска в реку Свислочь. Отдельным проектом в целях защиты водных объектов от неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности организаций УП «Горремавтодор Мингорисполкома» планирует внедрить систему автоматического мониторинга количественных и качественных характеристик сточных вод, поступающих в сети городской дождевой канализации. Основой системы являются посты экологического мониторинга с автоматическими пробоотборниками и расходомерами. На основании результатов лабораторных анализов проб воды будут оперативно выявляться субъекты хозяйствования, нарушающие установленные нормы и правила.

Реализация проекта по строительству коллектора «Центр» сопряжена с целым рядом проблем, поскольку работы необходимо выполнять в условиях плотной городской застройки и высокой степени благоустройства. Для сохранения благоустройства исторической части города необходимо выполнять работы закрытым способом на большой глубине. В этой связи УП «Горремавтодор» изучил имеющийся мировой опыт по строительству магистральных коллекторов дождевой канализации бестраншейным методом и определил приоритетное направление развития в области микротоннелирования с возможностью прокладки железобетонных труб. Технология микротоннелирования — это технология бестраншейной прокладки подземных коммуникаций, исключающая необходимость проведения комплекса работ, связанных с традиционными технологиями. В отличие от метода ведения работ открытым способом, она не требует вскрытия поверхности по всей трассе прокладки коммуникаций, что неизбежно влечет за собой закрытие транспортного и пешеходного движения, вырубку садово- парковых насаждений и прочие негативные последствия. В отличие от подземной проходки, применяющейся в настоящее время, эта технология не требует длительного подготовительного этапа, связанного со строительством шахт. Проводимые работы по устройству тоннелей тоннелепроходческим комплексом AVN 2400, представляющим комплекс подземного, шахтного и поверхностного оборудования, обеспечивающего механизированное и дистанционное управляемое выполнение следующих операций:
. образование в грунтах 1, 2 и 3 групп подземной выработки для прокладки тоннеля отдельными участками длиной до 600 м;
. гидротранспорт разрабатываемого грунта на поверхность;
. укладка с заданной точностью составного тоннеля из железобетонных труб между стартовой и приемной шахтами.

Как сообщается на сайте компании, для того, чтобы осуществить прокладку коммуникаций, достаточно двух котлованов: стартового и приемного, — глубина которых соответствует глубине прокладки. В стартовом котловане устанавливается мощная домкратная станция, на которую помещается проходческий щит. С помощью домкратов осуществляется перемещение щита в грунтовом массиве на величину, равную его длине, после чего на домкратную станцию помещается труба продавливания той же длины, и процесс повторяется. Наращиванием става труб отдельными трубами производится монтаж трубопровода, т.е. осуществляется проходка до выхода щита в приемный котлован. Для транспортировки разработанного грунта, закрепления груди забоя, смазывания наружной поверхности проходческой машины и тоннельных рабочих труб в целях уменьшения трения наружных поверхностей о грунт, предотвращения налипания грунта на наружную поверхность прокладываемых рабочих труб используется бентонитовая суспензия, представляющая собой смесь воды, натриевого бентонита и различного вида добавок, служащих для структурообразования, увеличения вязкости, уменьшения фильтрации, стабилизации стенок скважины, улучшения смазочных свойств. Точность проходки осуществляется компьютерным комплексом управления с применением системы лазерного ведения щита. Технология микротоннелирования позволяет прокладывать трубопроводы в грунтах любой категории — от неустойчивых суглинков и водоносных песков до скальных пород. В зависимости от категории грунта подбирается соответствующий режущий орган проходческой машины, что позволяет добиться оптимальных скоростей и параметров проходки.

Отметим, что передовая система управления комплексами обеспечивает удовлетворяющую самым высоким требованиям точность проходки и позволяет в каждый момент времени контролировать показатели, полностью характеризующие положение проходческого щита, параметры его движения, а также параметры работы его основных узлов и механизмов. К преимуществам применения данной технологии можно отнести значительную экономию средств (стоимость строительства уменьшением на 30%), скорость проходки (увеличивается в 8-10 раз). Кроме этого, данный метод позволяет вести работы под исторической частью города, зданиями и сооружениями без нарушения благоустройства и несущей способности грунтов на глубине до 30 метров. В то же время все работы ведутся бесшумно и без вибрации.

Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 41 за 2008 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость