Что показала проверка на дорогах

За последние 2 года количество автомобилей в Минске значительно увеличилось. Возросла нагрузка на транспортные артерии города. Столичные власти столкнулись с проблемой перепланировки транспортных потоков, необходимостью расширения проезжей части, улучшения качества дорожного покрытия, дорожной разметки, установки дополнительных дорожных знаков. Все эти мероприятия направлены на повышение безопасности движения.

В течение 2008 г. запланировано разработать проекты организации дорожного движения (ПОДД) для 60 улиц Минска. В то же время в городе развернуты масштабные ремонтные работы, обновляется разметка проезжей части. О том, насколько качественно и своевременно выполняются эти работы, можно судить по результатам плановой проверки, проведенной в I полугодии 2008 г. инспекторами БелГИМ по заданию Госстандарта «О соблюдении требований технических нормативных правовых актов при эксплуатации автомобильных дорог и при оказании услуг( нанесение дорожной разметки и установка дорожных знаков». Дорожная разметка позволяет не только увеличить пропускную способность дороги, но и более чем на 20% сократить количество ДТП. Горизонтальная дорожная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливают определенные режимы и порядок движения. Согласно нормативным требованиям, горизонтальная разметка может быть постоянной (белый цвет) и временной (оранжевый цвет), а дорожные знаки должны пройти сертификацию. Как фактору безопасности дорожного движения дорожной разметке всегда уделялось достаточно внимания. Однако в ходе проверки деятельности КУП «СМЭП Мингорисполкома» выяснилось, что на многих улицах Минска износ горизонтальной разметки разделения транспортных потоков противоположных направлений, стоп-линии и обозначения пешеходных переходов, нанесенных эмалью в 2007 г., составил 90-100% против допустимых 50% (улицы Калиновского, Запорожская, Щедрина, Гая, Богдановича, Брилевская, Кольцова, Первомайская, Славинского, Столетова, Ботаническая, Голубева, Белецкого, Гусовского, Якубовского, Шаранговича, Горецкого, Ландера, Корженевского, Янковского, а также Логойский тракт и площадь Казинца).

На улице Столетова при обозначении приближения к искусственной неровности вместо знака «Искусственная неровность» выставлен знак «Неровная дорога», что является грубым нарушением требований СТБ 1300-2007 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения». Удивило инспекторов госнадзора и появление невиданных доселе дорожных знаков в виде равносторонних треугольников с красной каймой и изображением трамвая на белом фоне. Данная символика не предусмотрена СТБ 1300-2007. Эти знаки были установлены в 2005 г. по техническому заданию УГАИ ГУВД Мингорисполкома на улицах Кропоткина, Плеханова и Калиновского. Кроме того, на предприятии нет необходимых средств измерений и испытаний, которые нужны для контроля удельного коэффициента силы света дорожной разметки, выполненной из световозвращающих материалов. Техническими нормативами предписано, что наносить дорожную разметку и устанавливать знаки дорожные службы могут лишь на основании разработанных и согласованных в различных инстанциях, в том числе и в Госавтоинспекции, ПОДД. Поскольку ситуация на дорогах меняется быстро, то все изменения должны своевременно отражаться в проектной документации. При контрольной проверке документации ПОДД, находящейся в КУП «СМЭП Мингорисполкома», выяснилось, что в 11 случаях из 28 проекты вообще отсутствуют, а в имеющиеся 17 проектов их разработчики — КПИУП «Минскинжпроект» Мингорисполкома и НППЧУП БАЭС — изменения не вносили. Разрабатывая технологическую документацию («Технологическая карта на разметку дорог и улиц эмалью механизированным способом №261/6т-2007 ТК-12» и «Типовая технологическая карта на разметку улично-дорожной сети вручную №365/6т-2007 ТК- 30»), специалисты ОАО «Оргстрой» ГПО «Минскстрой» игнорировали требования нормативных документов в части контроля качества дорожной разметки, из- за чего теперь нельзя проверить такие важные показатели качества дорожного покрытия, как толщина, коэффициент сцепления, а также цвет, яркость и удельный коэффициент силы света дорожной разметки, выполненной из световозвращающих материалов. При повторной проверке деятельности КУП «СМЭП Мингорисполкома» зафиксирован факт ликвидации нарушений, допущенных при нанесении дорожной разметки на проезжую часть улицы Корвата. В местах, где не была обеспечена функциональная долговечность дорожной разметки, она наносится повторно за счет собственных средств предприятия. Однако 11 июля при нанесении временной горизонтальной дорожной разметки на проезжую часть проспекта Пушкина разметка была выполнена эмалью желтого цвета вместо оранжевого. А ведь при искусственном освещении желтовато-белый цвет разметки менее заметен, чем цвета красно-оранжевого спектра. Именно поэтому оранжевый цвет и выбран для обозначения мест потенциальной опасности на дорогах.

Для проверки на соответствие требованиям ТНПА состояния дорог во Фрунзенском и Октябрьском районах Минска инспекторы БелГИМ выбрали во Фрунзенском районе участок улицы Я. Мавра от улицы Одоевского до улицы Дунина-Марцинкевича, а в Октябрьском районе — один из участков улицы Брестской. В обоих случаях нарушения, допущенные при нанесении дорожной разметки, практически идентичны. Бордюры, отделяющие проезжую часть от пешеходной зоны, повреждены более чем на 20%, а отдельные бордюрные камни разрушены до основания. И это при том, что предприятия, которые отвечают за поддержание дорог в пригодном для эксплуатации состоянии, активно внедряют у себя систему менеджмента качества и готовятся к сертификации. Вызывает озабоченность и вопрос обеспечения дорожно-эксплуатационных служб оборудованием, необходимым для контроля качества дорог на стадии эксплуатации. Из-за этого практически невозможно определить коэффициент сцепления колес автомобиля с проезжей частью, коэффициент сцепления колес автомобиля с поверхностью искусственной неровности, геометрические размеры (высоту и радиус) криволинейной поверхности, а также рассчитать вертикальную инерционную перегрузку. В УП «Ремавтодор Фрунзенского района Минска» отсутствуют протоколы о согласовании конструкции искусственных неровностей структурными подразделениями УГАИ МВД Беларуси, нет схемы их расположения на чертеже улицы.

Итак, за истекшее лето инспекторы БелГИМ обнаружили на улицах и дорогах Минска целый ряд случаев разрушения бордюра, плохого состояния дорожной разметки, слабой четкости «зебры», неправильной установки дорожных знаков. Остается надеяться, что все отмеченные недостатки будут своевременно устранены. С началом осени на улицах Минска появилось больше пешеходов, в том числе детей, в том числе дошкольников. Нас традиционно ожидают ухудшение погоды и соответственно видимости на дорогах. Несвоевременный ремонт дорог и отсутствие необходимого оборудования для контроля их качества повышают риск возникновения аварийных ситуаций. По известной статистике, в 60% ДТП виновны водители. Получается, что остальные 40% приходятся на долю пешеходов и дорожно-эксплуатационных служб. Тем ответственнее руководители этих служб должны подходить к решению всех задач организации безопасности на дорогах и улицах Минска.

По материалам проверок БелГИМ подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 41 за 2008 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость