Немецкие аналитики обнаружили жизнь за пределами МКАД

Немецкая консалтинговая компания GfK GeoMarketing проанализировала ситуацию розничной торговли в 39 российских городах. Очевидно, что Москва оказалась непревзойденным лидером. Намного поразительнее для самих исследователей стал тот факт, что от столицы не отстают сравнительно малоизвестные за пределами России города — такие, как Тюмень и Уфа.

Российский розничный рынок все еще пытается копировать западноевропейские образцы. Несмотря на это или частично даже в связи с этим он предлагает огромные возможности заинтересованным компаниям и инвесторам. Обычно эти возможности в гораздо большей степени связывались с Москвой, где находятся не только самое высокое жилое здание Европы Триумф-Палас, культурно-деловой центр «Хрустальный остров», который после завершения строительства станет одним из крупнейших в мире по площади, но и обширные торговые центры Inter IKEA Group и многочисленные роскошные торговые центры, что ставит российскую столицу в один ряд с законодателями международной архитектурной моды. Но теперь и российские города второго и даже третьего эшелона также привлекают внимание глобальных торговых сетей и инвесторов. Москва с 10 миллионами жителей и Санкт-Петербург с 4,5 миллионами, конечно, не имеют себе равных по мощи потребительского потенциала. Но в стране еще девять городов-миллионников. Москвичи лидируют по показателям покупательской способности, но за ними следуют жители сибирской Тюмени. Другие города, где индексы покупательской способности значительно выше среднего, — это Уфа, Краснодар, Санкт-Петербург, Пермь, Екатеринбург и Тольятти. Покупательская способность в среднем по стране намного ниже, чем в этих немногих городах, и это показательно в смысле неоднородности доходов в российских селеньях.

Агрозоны: модель города Коломна

Из-за неравномерного экономического развития отраслей российской промышленности и регионов более богатые слои населения группируются в относительно немногих городах. Поэтому потенциальным инвесторам нужно учитывать не только число жителей и уровень покупательской способности на душу населения, но и общий потребительский потенциал региона, окружающего тот или иной город. Например, такие города, как Новокузнецк, Набережные Челны и Калининград, обладают значительно более высокими уровнями потребительского спроса, чем можно было бы решить, основываясь лишь на размере популяций. Соотношение количества торговых площадей и числа жителей является хорошим индикатором измерения вероятного успеха. Такие города, как Санкт- Петербург, Самара, Уфа и Екатеринбург, в этом отношении заметно выигрывают. В отличие от них, Москва занимает только восьмое место среди 39 крупнейших городов России. В настоящее время торговые площади в Москве составляют 165 мІ на 1000 жителей (принимались во внимание только торговые центры более чем 20.000 мІ полезной торговой площади), но, как ожидается, в ближайшие годы эти цифры существенно увеличатся. Менее внушительны предложения торговых площадей в так называемых городах второго и третьего ряда России — таких, как Томск, Иркутск, Астрахань и Липецк. Российский рынок ритейла значительно более динамичен, чем его западноевропейские аналоги: GfK GeoMarketing предсказывает темпы роста свыше 30% в период до 2009 года. Но даже если эти прогнозы оправдаются, важно учитывать контекст. Даже скромный рост на западноевропейских рынках в абсолютном выражении является более существенным, чем сравнительно больший рост в развивающихся экономиках, какой сегодня является Россия. Этому явлению способствуют различные факторы. Например, в то время как средняя покупательская способность в России составляет приблизительно 1800 евро на человека в год, в процентном отношении россияне тратят на проживание гораздо больше, чем западные европейцы. По оценкам, на 143 млн жителей России в 2007 году пришлось совокупного розничного товарооборота «всего лишь» на 260 млрд евро. Для сравнения: в Германии, которая считается крупнейшем в Европе потребительским рынком с точки зрения товарооборота, на чуть более половины от числа российских потребителей (около 80 млн) пришлось 400 млрд евро розничного товарооборота в тот же самый период.

Лондон и Париж по-прежнему неотразимы для бизнеса

Лондон и Париж названы наиболее подходящими для бизнеса городами Европы, в то время как Москва в ближайшие пять лет может ожидать самый большой приток компаний-резидентов. 19-й ежегодный отчет «Европейский Городской Монитор» был опубликован международной консалтинговой компанией в области недвижимости Cushman & Wakefield. Он основан на опросе ведущих менеджеров и руководителей компаний, отвечающих за местоположение 500 крупнейших европейских компаний. В список попали 34 города, которые оценивались по таким критериям, как транспортные и телекоммуникации, доступ к рынкам, квалификация персонала, стоимость аренды офиса и общий уровень жизни.


За британской и французской столицами следует немецкий Франкфурт. Брюссель впервые попал в пятерку лучших (поднявшись с 6-го места на 4-е) и опередил Барселону и Амстердам, которые опустились на 5-е и 6-е места соответственно. Больше всего на этот раз продвинулись региональные города включая Цюрих (с 13-го на 10-е), Дюссельдорф (с 16-го на 12-е) и Манчестер (с 18-го на 14-е). Успех Брюсселя аналитики связывают с тем, что он теперь в центре Европы не только географически, но и политически. Это не только резиденция ЕС и НАТО, но еще и мультикультурный город с относительно устойчивой экономикой и хорошим качеством жизни. Брюссельские власти проделали в последние годы огромную работу, привлекая компании, желающие обосноваться не просто в сердце Европы, но в городе, который является космополитическим, но при этом компактным и относительно безопасным, в том числе и для долгосрочных инвестиций. Лондон был отмечен номером один в половине из двенадцати рейтинговых критериев включая доступ к рынкам, квалифицированный персонал, а также международные и внутренние транспортные сообщения. Однако он потерял очки на стоимости персонала, аренде офиса и уровне загрязнения. Эксперты считают, что успех британской столице обеспечивает расположение между экономическими центрами силы — Дальним Востоком и США. Этот город, будучи неоспоримым центром банковских и финансовых услуг, является, к тому, же европейским медийным и творческим центром. Лондон просто притягивает международные инвестиции, и его привлекательность будет только усиливаться в связи с ролью хозяина будущих Олимпийских игр.

Вообще Лондону, Парижу и Франкфурту в ближайшем будущем вряд ли будут страшны конкуренты. Появление в рейтинге городов регионального значения вызвано скорее их продвинутостью в телекоммуникациях и большей изощренностью местных властей в привлечении внутренних инвестиций. Эти города пользуются повышенной сознательностью своих бизнесменов-резидентов, для которых более важными оказались такие факторы, как качество жизни. В целом же компании отметили, что наличие квалифицированного персонала для них гораздо важнее свободного доступа на рынки, а телекоммуникации незначительно, но все же важнее транспортных. Опрошенные также отметили, что страхи, вызванные состоянием европейской экономики, а также рост Центральной и Восточной Европы становятся факторами, которые с наибольшей вероятностью будут воздействовать на их бизнес в ближайшем десятилетии. В прошлом году более одной пятой всех компаний вели операции за границей — в основном в государствах — новых членах ЕС и в Индии. Участников опроса среди прочего спрашивали и о том, являются ли их штаб-квартиры зелеными зданиями. Утвердительно ответили только 15%, тогда как 45% выразили намерения. У 32% опрошенных нет никакого интереса к экологии. Ожидаемое сокращение потребления энергии и воды сочли наиболее привлекательным фактором 35% компаний, в то время как 19% утверждали, что самым большим недостатком зеленых офисов является их недостаточный выбор.

Экспо Реал отчиталась о рекордах

11-ю международную коммерческую выставку недвижимости «Экспо Реал», которая прошла в Мюнхене с 6 по 8 октября, в этом году посетили 24.500 профессионалов из 77 стран мира (в прошлом году было 23.800 из 77 стран). Кроме того, на выставочных стендах было более 17.500 представителей компаний. Число участников «Экспо Реал — 2008» таким образом составило 42.000, что на 7,7% больше, чем в прошлом году (39.000).


Стенд региона метрополии Кельн-Бонн

Эти цифры доказывают, что даже в тяжелые, а может быть, особенно в тяжелые, времена сектор нуждается в форуме, где можно проанализировать ситуацию и разработать перспективы на будущее. Во всяком случае, в этом уверены организаторы. В десятку стран, из которых на «Экспо Реал» приехало наибольшее число посетителей, после Германии вошли Великобритания, Нидерланды, Австрия, Россия, Швейцария, Чехия, Польша, США, Франция и Испания. Помимо инвестиций и стратегий финансирования, одним из предметов ярмарки стало устойчивое развитие. «Экспо Реал» является индикатором общего направления развития городов Европы. В нынешнем году «Экспо Реал» впервые заняла семь залов площадью 74.000 м2, что на 11.000 м2, или 17%, больше, чем в прошлом году. Всего 1856 компаний из 45 стран выставлялись на нынешней «Экспо Реал» в Мюнхене. Из них 487 — из-за пределов Германии, что составляет 26%.

Один из проектов, представленных компанией «Интеко»: футуристическая высотка «Тринити тауэр» в Москве

Самый серьезный десант был в этом году из России, которую представляли 62 экспонента. «Мы принимаем участие во многих ярмарках недвижимости, но «Экспо Реал» для нас является одной из самых многообещающих платформ для демонстрации новых проектов», — объяснил подобную активность московский мэр Юрий Лужков. Взгляды западных инвесторов все чаще устремляются на рынок недвижимости России. По данным CB Richard Ellis, объем инвестиций в прошлом году в коммерческую недвижимость в России составил более $5 млрд — на 35% больше, чем в прошлом году, несмотря на то, что для некоторых западных инвесторов финансирование стало более сложным в связи с кредитным кризисом. Сегодня крупные финансовые институты и международные инвесторы берут тайм-аут и наблюдают за ситуацией на биржах, но как только климат улучшится, у целого ряда проектов девелоперских компаний появятся все шансы быть реализованными. Пока еще, как и прежде, интересы концентрируются, в основном, в Москве, где инвесторы до сих пор особо «привечали» торговые и офисные здания. Но постепенно в область интересов попадают инвестиционные возможности за пределами Москвы — в частности, активно развивающиеся города-миллионники. На «Экспо Реал» были представлены такие центры торговли, как Екатеринбург и Самара, а также Казань и Ярославль.

Стенд Москвы на «Экспо Реал-2008»

Более ста различных мероприятий в программе конференции «Экспо Реал» позволили пяти сотням экспертов обменяться мнениями по поводу событий, происходящих нынче на рынках недвижимости. Самыми популярными были события на финансовые темы вроде стратегий антикризисного управления, глобального движения капитала и форм финансирования на фоне убывающей ликвидности. Среди других тем, учитывая общий фокус на факторах устойчивости в развитии проектов, была текущая рыночная аналитика и краткие обзоры развивающихся рынков недвижимости — таких, как Россия, Украина, Румыния, Болгария, Сербия, Турция и Казахстан. Следующая выставка «Экспо Реал» пройдет в Мюнхене с 5 по 7 октября 2009 г.

Елена Рыбалтовская
Фото Messe Muenchen GmbH




Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 38 за 2008 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость