На коллегии Белавтодора подведены итоги первого полугодия

В конце июля в департаменте «Белавтодор» состоялась традиционная коллегия, на которой подводились итоги работы дорожной отрасли за первое полугодие текущего года.

С основным докладом по этому вопросу выступил заместитель директора Григорий Шульга. По его словам, в отчетном периоде все платежные документы, предъявленные дорожными организациями Минфину Беларуси, исполнены полностью. При этом фактические затраты по дорожному хозяйству по республиканскому дорожному фонду составили 724,1 млрд рублей. Кроме того, для финансирования ремонта автомобильной дороги М-1/Е30 и некоторых других объектов строительства, реконструкции и ремонта были привлечены кредитные ресурсы в сумме 186,4 млрд рублей. В отчетном периоде на республиканской сети выполнен текущий ремонт 363,8 км дорог и 220,4 пог. метров мостов, капитальный — 92,2 км и 257,5 пог. метров. В соответствии с Государственной инвестиционной программой введено в эксплуатацию 0,8 км дорог и 42,9 пог. метров мостов. На местной сети текущим ремонтом отремонтировано 679 км дорог и 431,2 пог. метров мостов, капитальным — 60,1 км и 226,4 пог. метров соответственно, реконструировано и построено 35,8 км дорог и 161,9 пог. метров мостов. Выполнение Государственной программы возрождения и развития села в части, касающейся местных автодорог, по итогам первого полугодия составило 185,6 млрд рублей — здесь отремонтировано, реконструировано и построено 590,9 км дорог. В первом полугодии освоено 104,5 млрд рублей из 242 млрд рублей, выделенных Минсельхозпроду из республиканского дорожного фонда на дополнительную инфраструктуру. За эти средства отремонтировано и благоустроено 668 объектов. Говоря о поставке основных материалов, Григорий Шульга отметил, что по битуму и мазуту потребность обеспечена в полном объеме, впрочем, как и по другим материалам, необходимым дорожной отрасли.

По итогам работы за первое полугодие выполнены все основные параметры прогноза социально-экономического развития департамента «Белавтодор». Так, основной целевой показатель по снижению расхода топливно-энергетических ресурсов к уровню их потребления в 2007 году в сопоставимых условиях выполнен в размере 9,4% при задании 8%. Обеспечен рост инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах — он составил 117%, всего привлечено 176,8 млрд рублей. «Организации департамента использовали порядка 55% амортизационного фонда с учетом остатков, при этом последние сократились на 2,8 млрд рублей», — подчеркнул Григорий Шульга. К слову, предприятия отрасли достаточно активно действуют в данном направлении. Поэтому предприятия через облисполкомы инициируют увеличение объемов средств, направляемых на техническое перевооружение. Рост производства товарной продукции промышленности в сопоставимых ценах составил 114,7% (план 113,5%), обеспечено выполнение задания по всей номенклатуре выпускаемой продукции: железобетонные конструкции, щебень, барьерное ограждение и др. Рост производства потребительских товаров достиг 118,4% при задании 111%. Среднемесячная заработная плата в январе-июне текущего года составила 985,3 тыс. рублей. При этом темпы роста производительности труда в целом по отрасли опережают темпы роста заработной платы, однако не все организации смогли соблюсти должные пропорции. Выполнено также задание по строительству жилья: к настоящему времени введено в эксплуатацию более половины, от необходимого на год. Отдельно докладчик остановился на объектах свехнормативного незавершенного строительства. В своем выступлении Г. Шульга также затронул вопросы взаиморасчетов между отраслевыми организациями.

Кроме этого, акцентировалось внимание на сокращении просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей, а также на вопросах, связанных с трудовой дисциплиной. Отдельно он остановился на качестве выполняемых работ. Завершая свое выступление, заместитель директора департамента подчеркнул, что в третьем квартале руководителям отраслевых организаций необходимо, в первую очередь, обеспечить выполнение программы дорожных работ, в том числе по каждому объекту; всех доведенных показателей прогноза социально-экономического развития и заданий, бизнес-планов развития; соотношение темпов роста среднемесячной зарплаты с темпами роста производительности труда. Кроме того, заказчикам следует активизировать работу по утверждению проектно-сметной документации на объекты, включенные в проект Госинвестпрограммы на 2009 год. В свою очередь, директор департамента «Белавтодор» Анатолий Лытин отметил, что сегодня создан достаточно хороший задел для успешного результата в целом по году, и наступивший третий квартал во многом будет определять общие итоги работы отрасли. Поэтому сейчас предельно важно еще раз проанализировать все отклонения, предпринять исчерпывающие меры по безусловному выполнению программы дорожных работ и доведенных показателей. Для этого глава дорожной отрасли призвал руководителей подведомственных предприятий мобилизовать все ресурсы, особое внимание при этом уделив качеству дорожных работ. По итогам рассмотрения итогов работы дорожной отрасли в первом полугодии коллегией департамента «Белавтодор» было принято соответствующее постановление.

Транспортные артерии союзного государства

В Бресте 7 августа 2008 г. прошло 10-е заседание Координационной Комиссии по формированию и обеспечению функционирования объединенной транспортной системы союзного государства. В повестке дня значились вопросы сотрудничества в области дорожного хозяйства, а также железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта. Сопредседателями Комиссии являются министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин и его белорусский коллега Владимир Сосновский.

По информации пресс-службы транспортного ведомства России, стороны обсудили перспективы и возможности формирования единого рынка автотранспортных услуг, а также рассмотрели ряд проблемных вопросов в транспортно-таможенной сфере. Помимо этого, участники делегаций согласовали план мероприятий по формированию объединенной транспортной системы союзного государства на 2008-2010 годы. Участники заседания детально ознакомились с работой автомобильных пунктов пропуска «Варшавский мост», «Козловичи» (на территории Беларуси) и «Редьки — Красное» (Российская Федерация). Уже на следующий день глава Минтранса России обсуждал на совещании состояние и перспективы развития автодорожного комплекса Смоленской области, а затем совершил инспекционную поездку по участку автомобильной дороги М-1 «Беларусь» от Смоленска до Москвы. По итогам заседания в Бресте координационной комиссии по формированию и обеспечению функционирования объединенной транспортной системы союзного государства стороны подписали протокол. По словам министра транспорта и коммуникаций Беларуси Владимира Сосновского, Беларусь и Россия близки к созданию единой транспортной системы союзного государства. «Наши государства уже сегодня имеют достаточно синхронизированные транспортные системы, — цитирует министра БелТА. — В частности, системы управления железнодорожным транспортом развиваются в единых проектах». Отметим, что до конца года будет принят еще один документ, который позволит существенно углубить степень интеграции рынка автомобильных услуг союзного государства. В свою очередь, руководитель Минтранса России Игорь Левитин выразил уверенность, что принятые на заседании решения благоприятно скажутся на укреплении взаимоотношений между двумя странами и будут направлены на улучшение условий перемещения грузов и пассажиров.

Цифры и факты

Протяженность белорусских автомобильных дорог составляет 85,7 тыс. км, в том числе 15,4 тыс. км — республиканских и 70,3 тыс. км — местных. К слову, в России значительно больше — 899,8 тыс. км автомобильных дорог. Без учета ведомственных и частных автомобильных дорог протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 600,6 тыс. км, в числе которых — 47,1 тыс. км федеральных дорог и 553,5 тыс. км дорог субъектов Российской Федерации. Протяженность ведомственных и частных дорог составляет соответственно 299,2 тыс. км. По оценкам экспертов, в Беларуси практически половина республиканских дорог имеет возраст свыше 50 лет, а более 80% эксплуатируются с просроченными сроками по капитальному ремонту. В результате складывается ситуация, когда физические объемы капитального ремонта дорог ниже нормативной потребности в 5,6 раза, а текущего — в 3,3 раза. При этом более 10 тыс. км автодорог, связывающих сельские населенные пункты, нужно фактически построить, так как они являются грунтовыми, а основные дороги, выполняющие функции международных транспортных коридоров, нуждаются в реконструкции в целях увеличения их несущей способности до 11,5 тонн на ось для пропуска современных автомобилей и расширения транзитной способности. Кроме этого, превышение предельно допустимых величин международного индекса IRI зафиксировано на 2287 км республиканских дорогах, или 15% от их наличия. Средневзвешенное значение указанного показателя ровности улучшилось с 5,14 м/км в 2006 году до 4,86 м/км в 2007 г.

Не лучшим образом по этому показателю обстоят дела и в России. Согласно отчету Минтранса РФ, в настоящее время более 2 тыс. км федеральных автомобильных дорог достигли предела пропускной способности, около 8 тыс. км автомобильных дорог работают в режиме перегрузки.

Неудовлетворительную прочность дорожных одежд имеют 56% от общей протяженности федеральных автодорог, а неудовлетворительную ровность дорожных покрытий — 37%. Протяженность федеральных дорог с 4 и более полосами движения составляет лишь 8%. Около 8% протяженности сети федеральных автомобильных дорог имеют гравийное или щебеночное покрытие. Около 60% федеральных автомобильных дорог не соответствуют нормативным требованиям. По информации департамента «Белавтодор», на республиканских автомобильных дорогах эксплуатируется 2262 моста, а на местных — 3021 сооружение. В 2007 г. была проведена очередная диагностика мостовых сооружений, в том числе 1157 мостовых сооружений на республиканских дорогах, или 51%, и 364 шт. на местных дорогах, что составляет только 12% от общего количества. Тем не менее, по некоторым оценкам, на республиканских дорогах не соответствуют нормативным требованиям 49% мостовых сооружений. Особую тревогу вызывает тот факт, что по 686 мостам грузоподъемность не определена или определена под устаревшие нормативы. В 2008 г. только на автомобильных дорогах М-1и М-2 дорожным организациям предстоит отремонтировать около 80 мостов. На федеральной сети автодорог эксплуатируется 5645 мостов и путепроводов. Их общая протяженность составляет 347,1 тыс. пог. м. При этом, как отмечается в официальном пресс-релизе Минтранса России, около 20% мостов и путепроводов на федеральных дорогах построены более 40 лет назад и не соответствуют современным требованиям по грузоподъемности. Согласно программе «Дороги Беларуси», до 2015 г. на развитие белорусских дорог предусмотрено финансирование в размере 23,3 трлн рублей, из них на республиканские дороги — 14,6 трлн рублей. Из общей суммы на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог планируется направить 18,6 трлн рублей, в том числе республиканских — 12,3 трлн рублей, местных — 6,3 трлн рублей. Известно, что на содержание автодорог ежегодно выделяется около 70% от объема средств, необходимого для выполнения всех работ с определенной цикличностью и предусмотренного нормативными документами. За последние несколько лет принятые Минтрансом и облисполкомами меры позволили несколько улучшить ситуацию. Так, в 2006-2007 годах реконструировано и построено 274 км автодорог, что составило 44% от задания программы. Капитально отремонтировано 1385 км дорог (79%). В 2006 г. обеспеченность дорожного хозяйства финансовыми средствами составляла около 90,6% к программе, а в 2008 г. — около 64,1%.

По программе развития дорожной сети до 2015 г. в России предусматривается строительство и реконструкция 64,2 тыс. км автодорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения. Планируется также дальнейшее развитие системы платных автомагистралей и скоростных дорог, протяженность которых должна составить 2,1 тыс. км. В результате реализации целевого варианта этой программы в 1,5 раза увеличится протяженность федеральных трасс I и II категорий и составит к 2016 г. 37,82 тыс. км. Доля протяженности федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, увеличится с сегодняшних 37,8% до 61%. Доля протяженности федеральных автодорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки, сократится с 27,3% до 19,5%, количество ДТП на 1 тыс. автотранспортных средств из-за сопутствующих дорожных условий сократится с 1,37 до 0,92. Согласно документу, объем финансирования превысит 13 трлн рос. рублей, в том числе 4,7 трлн рос. рублей поступят из федерального бюджета. В текущем году на эти цели из федерального бюджета выделено 300 млрд рос. рублей, в 2010-м — уже 584 млрд, а в 2011г. планируется уже 770 млрд рос. рублей. По территории Беларуси проходят 2 международных транспортных коридора — II и IX — протяженностью более 1,5 тыс. км. По территории нашей страны-соседки — значительно больше — 34 автодорожных маршрута европейской и азиатской сети международных автомобильных дорог. Их общая протяженность составляет 32 тыс. км.

В Москве исчезнут пробки

Пробки в Москве исчезнут через 10 лет, сообщил на пресс-конференции первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин. Он связал наличие пробок с высоким уровнем жизни москвичей и гостей российской столицы, которые приезжают в город на автомобилях, передает пресс-служба Росавтодора. По словам вице-мэра города, до 2018 года планируется реконструировать основные городские магистрали — «Большая Ленинградка», Крестовский мост, Варшавское шоссе и Ярославское шоссе. Чиновник московской мэрии также выразил уверенность, что строительство новых дорог над железнодорожными путями, а также четвертое транспортное кольцо существенно повлияют на снижение загруженности автодорог. К слову, к 2010 г. планируется полностью завершить строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, что благоприятно скажется на городских грузопотоках. По словам губернатора города Валентины Матвиенко, уже в этом году откроется движение по Восточному полукольцу до дороги «Россия» и первая часть Западного полукольца. Кроме того, в 2008 г. в эксплуатацию вводится первая очередь Западного скоростного диаметра. Это выход на кольцевую дорогу. Это первый участок, который позволит вывести весь грузовой транспорт из двух районов порта. По информации ФГУП «Информавтодор», в течение 5 лет завершится еще один крупномасштабный проект в области дорожного строительства. В частности, к 2013 г. предполагается выполнить реконструкцию федеральной трассы М8 «Холмогоры», соединяющей Москву и Архангельск. По информации Росавтодора, общая стоимость проводящихся работ составляет 7 млрд 695,61 млн рос. руб. Из них на 1 января текущего года было выделено более 5 млрд рублей.
Реконструкция, финансируемая федеральным бюджетом, началась в 2005 году. В ходе уже осуществленных работ были перенесены коммуникации и линии электропередач, возведено два моста через Яузу, обеспечивающих пятиполосное движение по шоссе в обоих направлениях. «Конечной целью работ является обеспечение сквозного движения транспорта с заездом и выездом в Мытищи и Королев», — подчеркнули в Росавтодоре.

Материалы полосы подготовили Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 29 за 2008 год в рубрике дороги

©1995-2022 Строительство и недвижимость