Транспортный контроль


В ходе контрольных мероприятий, проведенных Транспортной инспекцией, на линии проверено 3624 транспортных средства, составлено 335 актов, выявлено 919 нарушений, изъято 67 лицензионных карточек. По составленным актам выданы предписания о недопущении повторных нарушений. Как сообщает пресс-служба Минтранса Беларуси, в июне 2008 г. к административной ответственности привлечено 309 лиц (с начала года — 1457). Сумма штрафов за этот период составила 59,8 млн рублей (с начала года 247,2 млн рублей). По материалам, направленным Транспортной инспекцией, Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь за июнь 2008 г. аннулировало 6 лицензий на право осуществления транспортной деятельности (всего с начала года аннулирована 31 лицензия, приостановлено действие 7 лицензий).

Кроме того, Транспортной инспекцией за июнь 2008 г. выявлено 47 (с начала года 179) фактов осуществления транспортной деятельности без соответствующего специального разрешения, отмечают в министерстве. По всем фактам направлены сообщения в налоговые органы. По результатам проверок, проведенных Транспортной инспекцией совместно с инспекцией Министерства по налогам и сборам, с начала года общая сумма штрафных санкций составила 10,35 млн рублей. По информации Минтранса Беларуси, на начало июля текущего года услуги, производимые лицензиатами по деятельности в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд) относительно общего количества лицензий, распределились следующим образом:

— выполнение международных автомобильных перевозок пассажиров — 3,93%;
— выполнение международных автомобильных перевозок грузов — 44,92%;
— выполнение междугородных автомобильных перевозок пассажиров — 12,09%;
— выполнение внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов — 70,43%;
— выполнение городских и пригородных автомобильных перевозок пассажиров — 17,93%;
— выполнение перевозок пассажиров автомобилями-такси — 17,92%.

Белавтодор ищет инвесторов

Дорожное ведомство страны подготовило несколько бизнес-проектов для зарубежных инвестиционных компаний, которых планируется привлекать для строительства республиканских автомобильных дорог. Об этом сообщил на пресс-конференции начальник отдела развития дорожной сети департамента «Белавтодор» Владимир Мардилович. По его словам, в настоящее время весь комплекс строительных и ремонтных работ на дорожной сети осуществляется в основном за счет средств республиканского бюджета.

В текущем году департамент продолжает реализацию отраслевой программы «Дороги Беларуси» до 2015 года. Ее главная цель — создание условий для дальнейшего динамичного развития национальной экономики и дальнейшего повышения деловой активности населения. Данным документом предусмотрено только три источника финансирования: первый, и основной — дорожный фонд, т.е. бюджетные деньги. Кредитных ресурсов предусмотрено привлечь на сумму 883 млрд рублей, собственных средств предприятий дорожного хозяйства (их амортизационный фонд) — 460 млрд рублей. В рамках программы решается целый ряд задач, в числе которых:

— модернизация дорог на международных транспортных коридорах;
— повышение технического уровня республиканских дорог, соединяющих г. Минск с областными центрами, реконструкция наиболее грузонапряженных участков; строительство обходов городов;
— улучшение транспортно-эксплуатационного состояния республиканских дорог;
— развитие сети местных дорог в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села;
— развитие объектов придорожного сервиса с целью повышения транзитных возможностей и привлекательности белорусских дорог для развития иностранного туризма;
— повышение качества дорожных работ на основе внедрения достижений научно-технического прогресса и развития дорожно-строительной индустрии; — обеспечение безопасности дорожного движения.

По экспертным оценкам, для поддержания на должном уровне сети автомобильных дорог страны необходимо около 4,5 трлн рублей. К слову, в текущем году в республиканской смете предусмотрено только 1,8 трлн рублей. Недофинансирование отрасли негативно сказывается на качестве дорожного полотна. Так, практически половина республиканских дорог имеет возраст свыше 50 лет, а более 90% эксплуатируются с просроченными сроками по капитальному ремонту. На местной сети положение дел не лучше. Белорусские ученые подсчитали, что при соблюдении межремонтных сроков затраты на содержание автомобильных дорог значительно меньше. Игнорирование же этих нормативов приводит к прогрессирующему разрушению автодорог. И — как следствие — к их уже капитальному ремонту. А это обходится государству гораздо дороже, чем своевременное устройство поверхностной обработки или обновление верхнего слоя покрытия. Так, стоимость реконструкции 1 км автомобильной дороги в среднем в 5 раз выше стоимости устройства нового верхнего слоя покрытия и примерно в 25 раз выше стоимости устройства поверхностной обработки.

Особую тревогу вызывает также состояние мостового парка страны. По данным департамента, на дорогах общего пользования Беларуси эксплуатируются 4623 мостов и 435 путепроводов общей протяженностью более 161 тыс. погонных метров. При этом по таким характеристикам, как грузоподъемность, габарит и допустимая скорость движения, не соответствует нормативным требованиям 2201 сооружение. Это составляет 44% всего парка мостов, из них на республиканских дорогах 41% (896 шт.) и 59% (1305 шт.) — на местных автомобильных дорогах. Кроме того, более 90% всех мостов и путепроводов не удовлетворяют требованиям нормативов по расчету на выносливость. В результате, как отмечают специалисты, складывается ситуация, когда физические объемы капитального ремонта дорог ниже нормативной потребности в 5,6 раза, а текущего — в 3,3 раза. С таким положением дел дорожники не намерены мириться: часть средств была привлечена в виде банковского кредита в сумме 400 млрд рублей. Но возврат этих кредитов и немалых процентов повлечет уменьшение объемов финансирования дорожных работ в последующие годы. Именно поэтому, как отмечает Владимир Мардилович, и планируется привлекать зарубежные инвестиционные компании для строительства республиканских автодорог.

За проезд придется платить?

В качестве одного из источников пополнения образовавшейся прорехи может выступить также сеть платных автодорог. Во всяком случае, на пресс- конференции начальник отдела развития дорожной сети департамента дал об этом недвусмысленно понять. «Количество платных автомобильных дорог в Беларуси может увеличиться», — сказал он. По подсчетам специалистов «Белавтодора», плата может взиматься на участках трансъевропейских транспортных коридоров, которые проходят через территорию страны. Общая протяженность таких участков может достигнуть 3 тыс. км. Однако пока окончательное решение по этому вопросу не принято — технико-экономическое обоснование находится на рассмотрении в правительстве. Отметим, что за последние 50 лет в 16 европейских странах создано около 38 тыс. км платных дорог, что составляет лишь около 0,61% от общей протяженности сети. В Беларуси же эта доля составляет 0,73%, что несколько больше, чем в западных странах. По мнению экспертов, отсутствие в стране перспективы дальнейшего ее роста объясняется малым количеством участков дорог с интенсивностью движения, достаточной для окупаемости затрат на создание платных автомагистралей. Этот порог окупаемости, судя по мировому опыту, составляет 18-20 тыс. автомобилей в сутки при соответствующих ставках платы. В Беларуси только на Минской кольцевой дороге и на подходах к столице протяженностью 10-15 км есть такая интенсивность. Но на указанных участках нельзя вводить плату, так как альтернативой МКАД являются перегруженные улицы города, а у подходов к Минску вообще нет альтернативы. На остальных же дорогах средняя интенсивность не превышает 2 тыс. автомобилей в сутки.

Бездорожье — дороже

Тем не менее, инвестировать в развитие дорожной сети и улучшение состояния автомагистралей остается выгодным. Расчеты, выполненные по программе «Дороги Беларуси», показывают, что среднегодовой эффект на один рубль затрат оценивается в 1,8 рубля. И это не «виртуальные» деньги. К примеру, при зимнем содержании дорог значительный экономический эффект происходит за счет очистки дорог от снега и обработки покрытия противогололедными материалами. Если не обеспечивать должного ухода за дорогами в зимний период, который в среднем составляет 115 дней, скорость движения может снизиться с 80-90 до 36 км в час, а в некоторых случаях оно и вовсе прекратится. В результате возрастет количество ДТП, увеличатся расходы как перевозчиков пассажиров и грузов (примерно на 30%), так и владельцев личного транспорта (более чем вдвое) за счет большего потребления горюче- смазочных материалов, износа машин, потребности в запасных частях, обслуживании и т.д. Кроме транспортно-эксплуатационных затрат, из-за задержки грузов и пассажиров предприятиям и организациям придется увеличивать запасы сырья и готовой продукции на складах, что влечет за собой необходимость в дополнительных оборотных средствах, а в некоторых случаях — и полную остановку производства. Все эти негативные факторы, в свою очередь, увеличивают стоимость и снижают качество товаров и услуг, что в конечном итоге приводит как к убыткам производителей, так и к уменьшению покупательской способности граждан.

Отметим, что весь эффект от реализации дорожных работ образуется у пользователей. Здесь во многом и раскрывается социальная сущность дорог — ведь 80% транспортного потока составляют личные автомобили. И их водители должны знать и ощущать, что средства, за счет которых формируется дорожный бюджет, используются эффективно. Отметим, что в прошлом году на республиканских дорогах были выполнены работы в объеме более 1 трлн руб. Построено и реконструировано 35,8 км дорог и 785,7 пог. м мостов. Введены в эксплуатацию все объекты по реконструкции и строительству, предусмотренные в программе «Дороги Беларуси» и Госинвестпрограмме. В 2007 году досрочно введена в эксплуатацию транспортная развязка в районе Заславля, входящая в состав реконструируемого участка дороги Р-28 Минск — Молодечно — Нарочь, что позволило на 10 месяцев раньше открыть движение транспорта на участке от Минска до Заславля. Капитальный ремонт выполнен на 536,5 км республиканских дорог (102,3%) и на 3 675 пог. м мостов (107,8%). Введены все объекты, предусмотренные программой. Текущим ремонтом было отремонтировано 1495 км республиканских дорог и 2012 пог. м мостов. Качество содержания республиканских дорог практически осталось на уровне 2006 года, средневзвешенный балл составил 3,94. Несмотря на принимаемые меры, на автодорогах продолжает иметь место ряд критических дефектов проезжей части, искусственных сооружений, требующих немедленного устранения. В 2008 году с учетом привлечения кредитных ресурсов необходимо отремонтировать по капитальному ремонту 550 км республиканских дорог, по текущему ремонту — 2201 км, продолжить работы по строительству обхода Витебска, завершить строительство обхода Несвижа, а также ввести в эксплуатацию мосты через р. Западная Двина в Витебске и Верхнедвинске, мост через р. Бася. Будет продолжена реконструкция дорог Минск — Могилев, Минск — Гомель, Минск — Витебск и других. В текущем году начинаются работы по строительству путепровода через железную дорогу в Шклове. Особенно напряженная программа в 2008 году будет у «Минскавтодор-Центра». Должен быть закончен капитальный ремонт 224 км и текущий ремонт 378 км автодороги М-1/Е30, а также более 50 мостовых сооружений на этой дороге.

Развитие местности сети

За январь-июнь 2008 года выполнение Государственной программы возрождения и развития села в части модернизации автомобильных дорог и развития транспортного сообщения в сельской местности составило 185,6 млрд рублей, или 56,6% от годового задания. Отремонтировано, реконструировано и построено 590,9 км местных дорог при программе 456,2 км. Осуществлена модернизация инфраструктуры автобусной маршрутной сети в сельской местности, а также парка подвижного состава путем приобретения 217 автобусов при программе года 331 автобус (65,6%). По данным государственной статистической отчетности из 242,4 млрд рублей, выделенных Минсельхозпроду из республиканского дорожного фонда на дополнительную инфраструктуру, в первом полугодии текущего года использовано порядка 104,5 млрд рублей, или 43,1%. По информации департамента «Белавтодор», за 2 года на местной сети автодорог проведены реконструкция и ремонт 7780 км дорожного полотна, обеспечена транспортная связь районных центров с 666 агрогородками. На эти цели было израсходовано около 872 млрд рублей, или 108% к заданию. Отметим, что все транзитные участки автомобильных дорог, проходящие по территории 666 агрогородков, относятся к дорогам общего пользования. За 2005-2007 годы отремонтировано и реконструировано 1142 км дорог общего пользования, проходящих в агрогородках, при задании 973 км. Остальные 942 км находятся в надлежащем состоянии. Все транзитные проезды (улицы), относящиеся к автомобильным дорогам общего пользования имеют асфальтобетонное покрытие и соответствуют требованиям государственных социальных стандартов по обслуживанию населения страны.

Начальник отдела развития дорожной сети департамента «Белавтодор» Владимир Мардилович также сообщил, что на подъездах от райцентра к агрогородкам отремонтировано и реконструировано 2871 км дорог при задании 2663 км и 3767 км дорог к сельским населенным пунктам при задании 3 017 км. На развитие транспортной инфраструктуры, транспортного сообщения в сельской местности в 2005-2007 году направлено 302,9 млрд рублей средств местных бюджетов, что составило 116,4% к годовому объему финансирования. За 2 года осуществлена модернизация инфраструктуры автобусной маршрутной сети в сельской местности, а также парка подвижного состава путем приобретения 1451 автобуса при программе года 1056, или 137%. В 2005-2007 гг. из средств республиканского дорожного фонда на создание дополнительной инфраструктуры агрогородков направлено 451,5 млрд рублей.

Перспективы развития
Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 83,6 тыс. км, из них 15,4 тыс. км — республиканские, и 68,2 тыс. км — местные дороги. Согласно программе «Дороги Беларуси», к 2016 году значительно улучшится транспортно-эксплуатационное состояние республиканских автомобильных дорог: по интегральному показателю ровности будет исключена имеющаяся протяженность участков с неудовлетворительным транспортно- эксплуатационным состоянием (2680 км), с удовлетворительным уменьшится с 7734 км до 6897 км, а с хорошим состоянием увеличился с 4992 км до 8636 км. Уменьшится с 10.729 км до 7145 км протяженность участков автомобильных дорог с превышенными межремонтными сроками по капитальному ремонту. Все мосты и путепроводы будут соответствовать нормативным требованиям. Увеличится протяженность участков республиканских автомобильных дорог I категории на 314 км и составит в целом 1408 км. Республиканские автомобильные дороги, связывающие г. Минск с областными центрами и на направлениях международных транспортных коридоров, будут обеспечивать пропуск нагрузки на одиночную ось 11,5 тонн.

Василий КУРЛОВИЧ, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 27 за 2008 год в рубрике дороги

©1995-2022 Строительство и недвижимость