Наличие критических дефектов недопустимо
Как известно, относительно недавно был проведен весенний осмотр автомобильных дорог общего пользования. В рамках заседания коллегии Департамента “Белавтодор” были рассмотрены его результаты. С докладом по данной теме выступил начальник управления содержания дорожной сети Александр Головнев.
Анализ весеннего осмотра показывает, что в результате принимаемых отраслевыми организациями мер по ремонту и содержанию удалось не допустить резкого снижения эксплуатационного состояния и качества содержания автодорог и мостов. Вместе с тем из-за постоянного недоремонта снижаются их несущая способность и состояние, а ряд местных дорог функционирует в аварийном режиме. Как сообщил Александр Головнев, в целом эксплуатационное состояние республиканских дорог по сравнению с весной минувшего года немного улучшилось — эта оценка составила 3,76 балла. Такое положение дел характерно для всех автодоров (лидером оказалась “Белавтострада” — здесь сказался масштабный ремонт М-1/Е30), кроме Минского, допустившего снижение на 0,03 балла. Что интересно, за истекший год повысилось эксплуатационное состояние проезжей части, в то же время объем дефектов дорожных покрытий, к которым в первую очередь относятся выбоины и места их ремонта, сетка трещин и колейность, практически не снижается, а по некоторым позициям даже увеличивается. Отсюда рост протяженности участков дорог, требующих текущего или капитального ремонта. Так, если в прошлом году в предложениях комиссий по ремонту значилось 2572 км, то в этом — 2658 км. Вместе с тем программой работ этого года предусмотрено отремонтировать 2765 км дорог, и, казалось бы, отрасли уже по силам стабилизировать ситуацию. Однако такое положение дел характерно лишь для текущего года, так как на дорожные работы привлечены значительные объемы заемных средств.
Наибольшая протяженность участков, требующих ремонта, отмечена на дорогах “Минскавтодор-Центра” (489 км, или 16,4% от общей протяженности по автодору), “Гомельавтодора” (485 км и 21,3% соответственно) и “Витебскавтодора” (459 км и 16,6%). Что касается мостов и путепроводов, то количество сооружений, требующих ремонта, за год увеличилось на 87 и составило 295. Рост произошел по всем автодорам, а наибольшее число “проблемных” объектов имеется у “Минскавтодор-Центра” (82), “Белавтострады” (45) и “Гомельавтодора” (42).
Вместе с тем анализ выполненных в минувшем году ремонтных мероприятий показывает, что из предложенных комиссиями 2572 км дорог отремонтирован 1141 км, или 44% от рекомендованного (наихудшее положение у “Гомельавтодора”); по мостовым сооружениям этот показатель составил 35% (у “Могилевавтодора” соответственно). Что касается качества содержания республиканских дорог, то оно несколько улучшилось, однако руководство отрасли беспокоит наличие критических дефектов, представляющих опасность для дорожного движения. При этом наибольшее количество таких дефектов приходится на мосты, путепроводы и водопропускные трубы.
В ходе весеннего осмотра обследовались участки, на которых в минувшем году были устроены защитные слои. Как оказалось, на 15 объектах (всего их было 152) объем дефектов составляет более 5% от объема выполненных работ. В целом дефектность поверхностной обработки составила 1,08% соответственно, а “Сларри Сил” — 0,001%. При этом наибольший объем дефектов поверхностной обработки имеется на дорогах “Могилевавтодора”, наименьший — “Бреставтодора”. Анализ результатов весеннего осмотра местных дорог показывает, что их эксплуатационное состояние в целом ухудшилось: средняя оценка снизилась на 0,06 балла и составила 3,59. Опасная динамика зафиксирована у “Гроднооблдорстроя”: мало того, что за год оценка уменьшилась в значительной степени (на 0,25 балла), так и состояние земполотна и водопропускных труб составляет менее 3 баллов. Данные, полученные по местной сети и ее части с усовершенствованным покрытием, свидетельствуют о том, что дорожная одежда продолжает терять свою несущую способность. При этом в ходе весеннего осмотра выяснилось, что протяженность дорог, требующих ремонта, выросла на 901 км и составляет 4561 км. Учитывая, что программой текущего года предусмотрено отремонтировать только 1900 км, доля местных дорог, требующих ремонта, будет с каждым годом увеличиваться. Практически такая же ситуация складывается и с искусственными сооружениями: ежегодно ремонтируется только около трети мостов и путепроводов, требующих ремонта, в том числе и неотложного. Качество содержания местных дорог также ухудшилось: общая оценка снизилась на 0,03 балла и составила 3,7 балла. Выросло число критических дефектов, а самое печальное положение дел — у Минского и Гродненского облдорстроя. Озвученные Александром Головневым данные вызвали неоднозначную реакцию в зале. В частности, руководитель “Белдорцентра” Николай Чернюк заострил внимание на местной сети дорог: отдельные областные дорожно-строительные организации практически самоустранились от вопросов планирования работ по текущему ремонту и содержанию, оставив их далеко на заднем плане. С таким подходом к делу можно дойти и до закрытия дорог для движения. Много нареканий и к устранению дефектов в течение гарантийного срока. Есть вопросы и к технологиям содержания и текущего ремонта: практически пятая часть фиксируемых дефектов приходится на ямочный ремонт. В качестве негативного примера Николай Чернюк привел следующий факт: ДЭУ автодора делает поверхностную обработку на республиканской дороге, используя щебень фракции 5-20 и битум, а рядом ДРСУ облдорстроя на своей сети выполняет аналогичную процедуру, но с использованием кубовидного щебня и битумной эмульсии.
Первый заместитель директора департамента Геннадий Чепцов отметил, что если не все критические дефекты устраняются своевременно, значит, надзор и нормативная база несовершенны. Следовательно, нужно вносить определенные коррективы и в практику работы, и в нормативы. К ответственным работникам, не устранившим вовремя критические дефекты, должны быть приняты адекватные меры воздействия. Геннадий Чепцов также добавил, что, возможно, на местной сети назрел переход к разделу объемных работ, с одной стороны, и содержания и текущего ремонта — с другой. К такому шагу подталкивает отношение отдельных облдорстроев к вопросам содержания, зачастую приоритеты отдаются более выгодной в денежном отношении работе. Затем слово взял председатель коллегии Анатолий Лытин. Он подверг резкой критике работу отдельных предприятий в части наличия критических дефектов и их ликвидации, указав, что мы располагаем и технической, и финансовой возможностью, чтобы эта проблема не возникала. По словам руководителя штаба дорожной отрасли, результаты осмотра сети дорог должны стать предметом тщательного и глубокого анализа, к этому вопросу ни в коем случае нельзя подходить формально. Директор “Белавтодора” также предложил изменить форму проведения коллегии по данному вопросу: технический надзор должен докладывать результаты осмотра, а департамент — давать оценку его работы.
По итогам заседания коллегии было принято соответствующее постановление. Этим документом, в частности, предписывается в недельный срок проанализировать материалы весеннего осмотра, выявить причины наличия критических дефектов и представить в департамент конкретные мероприятия с определением сроков их ликвидации. А должностные лица, допустившие наличие критических дефектов и не принявшие своевременных мер по их устранению, должны быть привлечены к ответственности. В постановлении отдельно оговаривается необходимость максимально использовать рекомендации комиссий и результаты диагностики “Белдорцентра” при формировании программ и назначении ремонтных мероприятий. Кроме того, конкретные сроки поставлены и для ликвидации дефектов защитных слоев, устроенных в минувшем году, — эта работа должна быть осуществлена до 30 июля текущего года и в соответствии с гарантийными обязательствами.
Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Анализ весеннего осмотра показывает, что в результате принимаемых отраслевыми организациями мер по ремонту и содержанию удалось не допустить резкого снижения эксплуатационного состояния и качества содержания автодорог и мостов. Вместе с тем из-за постоянного недоремонта снижаются их несущая способность и состояние, а ряд местных дорог функционирует в аварийном режиме. Как сообщил Александр Головнев, в целом эксплуатационное состояние республиканских дорог по сравнению с весной минувшего года немного улучшилось — эта оценка составила 3,76 балла. Такое положение дел характерно для всех автодоров (лидером оказалась “Белавтострада” — здесь сказался масштабный ремонт М-1/Е30), кроме Минского, допустившего снижение на 0,03 балла. Что интересно, за истекший год повысилось эксплуатационное состояние проезжей части, в то же время объем дефектов дорожных покрытий, к которым в первую очередь относятся выбоины и места их ремонта, сетка трещин и колейность, практически не снижается, а по некоторым позициям даже увеличивается. Отсюда рост протяженности участков дорог, требующих текущего или капитального ремонта. Так, если в прошлом году в предложениях комиссий по ремонту значилось 2572 км, то в этом — 2658 км. Вместе с тем программой работ этого года предусмотрено отремонтировать 2765 км дорог, и, казалось бы, отрасли уже по силам стабилизировать ситуацию. Однако такое положение дел характерно лишь для текущего года, так как на дорожные работы привлечены значительные объемы заемных средств.
Наибольшая протяженность участков, требующих ремонта, отмечена на дорогах “Минскавтодор-Центра” (489 км, или 16,4% от общей протяженности по автодору), “Гомельавтодора” (485 км и 21,3% соответственно) и “Витебскавтодора” (459 км и 16,6%). Что касается мостов и путепроводов, то количество сооружений, требующих ремонта, за год увеличилось на 87 и составило 295. Рост произошел по всем автодорам, а наибольшее число “проблемных” объектов имеется у “Минскавтодор-Центра” (82), “Белавтострады” (45) и “Гомельавтодора” (42).
Вместе с тем анализ выполненных в минувшем году ремонтных мероприятий показывает, что из предложенных комиссиями 2572 км дорог отремонтирован 1141 км, или 44% от рекомендованного (наихудшее положение у “Гомельавтодора”); по мостовым сооружениям этот показатель составил 35% (у “Могилевавтодора” соответственно). Что касается качества содержания республиканских дорог, то оно несколько улучшилось, однако руководство отрасли беспокоит наличие критических дефектов, представляющих опасность для дорожного движения. При этом наибольшее количество таких дефектов приходится на мосты, путепроводы и водопропускные трубы.
В ходе весеннего осмотра обследовались участки, на которых в минувшем году были устроены защитные слои. Как оказалось, на 15 объектах (всего их было 152) объем дефектов составляет более 5% от объема выполненных работ. В целом дефектность поверхностной обработки составила 1,08% соответственно, а “Сларри Сил” — 0,001%. При этом наибольший объем дефектов поверхностной обработки имеется на дорогах “Могилевавтодора”, наименьший — “Бреставтодора”. Анализ результатов весеннего осмотра местных дорог показывает, что их эксплуатационное состояние в целом ухудшилось: средняя оценка снизилась на 0,06 балла и составила 3,59. Опасная динамика зафиксирована у “Гроднооблдорстроя”: мало того, что за год оценка уменьшилась в значительной степени (на 0,25 балла), так и состояние земполотна и водопропускных труб составляет менее 3 баллов. Данные, полученные по местной сети и ее части с усовершенствованным покрытием, свидетельствуют о том, что дорожная одежда продолжает терять свою несущую способность. При этом в ходе весеннего осмотра выяснилось, что протяженность дорог, требующих ремонта, выросла на 901 км и составляет 4561 км. Учитывая, что программой текущего года предусмотрено отремонтировать только 1900 км, доля местных дорог, требующих ремонта, будет с каждым годом увеличиваться. Практически такая же ситуация складывается и с искусственными сооружениями: ежегодно ремонтируется только около трети мостов и путепроводов, требующих ремонта, в том числе и неотложного. Качество содержания местных дорог также ухудшилось: общая оценка снизилась на 0,03 балла и составила 3,7 балла. Выросло число критических дефектов, а самое печальное положение дел — у Минского и Гродненского облдорстроя. Озвученные Александром Головневым данные вызвали неоднозначную реакцию в зале. В частности, руководитель “Белдорцентра” Николай Чернюк заострил внимание на местной сети дорог: отдельные областные дорожно-строительные организации практически самоустранились от вопросов планирования работ по текущему ремонту и содержанию, оставив их далеко на заднем плане. С таким подходом к делу можно дойти и до закрытия дорог для движения. Много нареканий и к устранению дефектов в течение гарантийного срока. Есть вопросы и к технологиям содержания и текущего ремонта: практически пятая часть фиксируемых дефектов приходится на ямочный ремонт. В качестве негативного примера Николай Чернюк привел следующий факт: ДЭУ автодора делает поверхностную обработку на республиканской дороге, используя щебень фракции 5-20 и битум, а рядом ДРСУ облдорстроя на своей сети выполняет аналогичную процедуру, но с использованием кубовидного щебня и битумной эмульсии.
Первый заместитель директора департамента Геннадий Чепцов отметил, что если не все критические дефекты устраняются своевременно, значит, надзор и нормативная база несовершенны. Следовательно, нужно вносить определенные коррективы и в практику работы, и в нормативы. К ответственным работникам, не устранившим вовремя критические дефекты, должны быть приняты адекватные меры воздействия. Геннадий Чепцов также добавил, что, возможно, на местной сети назрел переход к разделу объемных работ, с одной стороны, и содержания и текущего ремонта — с другой. К такому шагу подталкивает отношение отдельных облдорстроев к вопросам содержания, зачастую приоритеты отдаются более выгодной в денежном отношении работе. Затем слово взял председатель коллегии Анатолий Лытин. Он подверг резкой критике работу отдельных предприятий в части наличия критических дефектов и их ликвидации, указав, что мы располагаем и технической, и финансовой возможностью, чтобы эта проблема не возникала. По словам руководителя штаба дорожной отрасли, результаты осмотра сети дорог должны стать предметом тщательного и глубокого анализа, к этому вопросу ни в коем случае нельзя подходить формально. Директор “Белавтодора” также предложил изменить форму проведения коллегии по данному вопросу: технический надзор должен докладывать результаты осмотра, а департамент — давать оценку его работы.
По итогам заседания коллегии было принято соответствующее постановление. Этим документом, в частности, предписывается в недельный срок проанализировать материалы весеннего осмотра, выявить причины наличия критических дефектов и представить в департамент конкретные мероприятия с определением сроков их ликвидации. А должностные лица, допустившие наличие критических дефектов и не принявшие своевременных мер по их устранению, должны быть привлечены к ответственности. В постановлении отдельно оговаривается необходимость максимально использовать рекомендации комиссий и результаты диагностики “Белдорцентра” при формировании программ и назначении ремонтных мероприятий. Кроме того, конкретные сроки поставлены и для ликвидации дефектов защитных слоев, устроенных в минувшем году, — эта работа должна быть осуществлена до 30 июля текущего года и в соответствии с гарантийными обязательствами.
Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 25 за 2008 год в рубрике дороги