Экономические аспекты применения

Об организационно-экономических проблемах применения новых технологий и материалов рассказал заместитель директора «БелдорНИИ» Петр Говорко. С учетом того, что в Беларуси сеть дорог практически полностью сформирована, основная задача состоит в улучшении качественных параметров транспортно-эксплуатационного состояния дорог. Но если в теории выполнение этой задачи выглядит просто (качественные изыскания, проект, материалы и работа, квалифицированные исполнители), то в теории все оказывается сложнее.

Да, к настоящему времени достигнуты определенные положительные сдвиги в деле применения новых технологий и материалов, что, в свою очередь, дало ощутимый экономический эффект. В качестве таких примеров докладчик привел тонкие защитные слои по типу «Новачип»; битумную полимерную ленту для сопряжения смежных полос покрытия; тросовое ограждение на разделительной полосе; новую конструкцию железобетонной монолитной накладной плиты и др. Однако некоторые технологии, по словам Петра Говорко, остаются без должного внимания, хотя уже доказали свою эффективность. Это, к примеру, защитный слой «Кап Сил» и вибролитой асфальтобетон на битумополимерном вяжущем для устройства водонепроницаемых покрытий на мостах.

Есть и другие проблемы. Так, достаточно высокое напряжение создается в части обеспечения потребностей отрасли качественными материалами. Здесь, по мнению П. Говорко, необходима организация доработки поставляемых централизованно и переработки местных материалов. Еще один важный момент — организационные вопросы и технические возможности подрядчиков, так как для освоения любого новшества необходима, по меньшей мере, определенная модернизация существующего оборудования, а в ряде случаев — и приобретение нового. Решить эти и другие вопросы, связанные с применением новых технологий, можно лишь в специальной целевой программе, где будут увязаны организационные, технические и финансовые ресурсы. Докладчик также выдвинул идею организации на базе одного из отраслевых предприятий государственного операционного лизинга. Если направить средства РДФ, выделяемые на техперевооружение, на приобретение новейшего высокопроизводительного шлейфа техники, инновации дадут ощутимый эффект. Это откроет новые возможности технического перевооружения подрядных организаций и развяжет руки заказчикам в выборе применяемых технологий.

Руководитель «Белгипродора» Алексей Федоров в своем выступлении отметил, что качество проектной документации является тем фундаментом, на котором базируется качество построенного объекта. В институте стремятся к внедрению новых технических решений, современных материалов и технологий, позволяющих повысить экономичность, надежность сооружений и их элементов, снизить энергоемкость строительства, повысить безопасность и удобство дорог. Об этом красноречиво свидетельствует целый ряд уже реализованных проектов «Белгипродора» с современными технологиями и техническими решениями, который привел в пример докладчик. Будущее, по мнению А. Федорова, за так называемыми безотходными технологиями: это виброрезонансное деструктурирование цементобетонных покрытий, а также технология холодной регенерации, неоспоримым преимуществом которых является повторное использование дорожно-строительных материалов и низкие энергозатраты. По словам директора «Белгипродора», большим подспорьем в деле повышения качества проектов могли бы стать ежегодные обобщенные и статистически обработанные сведения по оценке результатов строительства сооружений, выполненных по проектам института, об ошибочных или неэффективных проектных решениях и рекомендации по их усовершенствованию. Это должно решаться совместно: специалисты «БелдорНИИ», технические службы автодоров, диагносты «Белдорцентра», ГИПы и главные конструкторы. Кроме того, для повышения эффективности и степени востребованности научных разработок целесообразно по всем научным темам, планируемым для использования при проектировании, согласовывать или получать отзыв на программу, цели и задачи от проектной организации, а также привлекать ее для участия в работе. Решая вопрос о применении той или иной технологии, предельно важно учитывать тот факт, что автомобильные дороги и мостовые сооружения на них являются не только дорогостоящими объектами, а в первую очередь объектами длительной эксплуатации. Поэтому, как отметил Алексей Федоров, применяемые на них новые материалы и технологии должны отличаться от традиционных в первую очередь показателями, повышающими эксплуатационную надежность, долговечность, безопасность, в то же время снижающими стоимость по приведенным затратам.

Выступление первого заместителя директора «БелдорНИИ» Виктора Шумчика содержало анализ применения новых материалов и технологий и было посвящено устройству тонких защитных слоев по типу «Новачип». В силу того, что основными причинами разрушения покрытий являются климатические условия, нагрузка от транспортных потоков, а также проникновение воды, большинство программ содержания и ремонта направлены на поддержание покрытия в защищенном и герметичном состоянии. В этом плане, судя по зарубежному опыту, хорошо зарекомендовала себя технология «Новачип», которая, в отличие от поверхностной обработки и «Сларри Сил», обладает более высокой долговечностью, особенно на дорогах с интенсивным движением тяжелых транспортных средств. По своей сути «Новачип» — это тонкослойные покрытия из специальных асфальтобетонных смесей, приготавливаемых в горячем состоянии и укладываемых на слои проклеивания и герметизации из катионной модифицированной эмульсии, наносимой непосредственно перед укладкой смеси. Комбинация горячей и холодной эмульсионной технологий в едином процессе позволяет надежно укладывать указанные покрытия минимальной толщиной 10-15 мм. В результате образуется однородная поверхность, движение по которой может быть открыто сразу после ее остывания. В числе преимуществ технологии значатся простота исполнения, так как используется одна машина; хорошая адгезия к нижележащему слою покрытия; отличная гидроизоляция дорожной одежды сверху; низкий уровень шума за счет однородной структуры; неплохие фрикционные свойства, короткий тормозной путь автомобиля; низкий риск аквапланирования; высокая износостойкость покрытия. Как известно, в прошлом году на дороге М-1/Е30 было устроено около 50 км тонких защитных слоев по аналогии с данной технологией, для чего был закуплен комплекс специального оборудования. Ученые проводят постоянный мониторинг того, как ведет себя покрытие. И вот что интересно: в ноябре прошлого года на одном из участков было выявлено появление трещин. По предварительным выводам, они образовались в результате нарезки компенсационных швов, а их максимальная концентрация расположена в зоне заболоченной местности с обеих сторон дороги. При этом дефектов покрытия не было обнаружено, и признаков разрушения асфальтобетона в районе трещин нет. К лету же трещины сами закрылись. В текущем году устройство защитных слоев по типу «Новачип» продолжится, объемы применения будут увеличены, а сама технология будет совершенствоваться.

По вопросу диагностики в системе контроля качества при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог выступил генеральный директор РУП «Белдорцентр» Николай Чернюк. В его докладе была отражена динамика изменения ровности дорог, сцепных свойств дорожных покрытий и состояния мостового парка за последние несколько лет. Положительные сдвиги, конечно, есть, однако полученные в результате диагностики данные говорят о том, что имеется еще целый ряд недостатков и резервов по качеству работы отраслевых организаций — фиксируются случаи, когда через несколько лет после проведения ремонта дороги либо моста проявляются определенные дефекты. По мнению руководителя «Белдорцентра», назрела необходимость создания опытно-экспериментальных участков для апробирования новых технологий на основе создания дорожных конструкций, где будет установлено все необходимое оборудование для определения реальных параметров материалов и технологий. Таким образом, кстати, поступили дорожники Литвы и Финляндии. По итогам эксплуатации этих конструкций их можно уже стандартизировать и расширять практику применения на всей сети дорог. В ходе семинара были затронуты и другие вопросы: пути модернизации асфальтосмесительного парка, сертификация асфальтобетонной смеси, экономическое стимулирование отраслевых организаций в части применения новых технологий и материалов и пр. По итогам работы семинара и обсуждения поднятых вопросов и проблем были приняты соответствующие рекомендации. Помимо констатации преимуществ внедрения современных технологий и материалов в дорожном хозяйстве, в данном документе определены конкретные направления в инновационном развитии отрасли на перспективу. Здесь и расширение практики использования новых технологий, и совершенствование нормативной базы, и развитие технических возможностей отрасли, и многое другое. В частности, в ведомственную программу проектирования и строительства экспериментальных объектов решено включать материалы и технологии, разработанные при выполнении научно-исследовательских работ, и материалы, прошедшие сертификацию. Намечена также диагностика состояния объектов ведомственной программы за этот и предыдущие годы, на основе которой будет рассмотрена целесообразность широкого применения тех или иных технологий и материалов. В деле освоения новшеств планируется также более тесное сотрудничество проектировщиков, ученых и инженеров; разработка целевых программ производства работ по конкретным технологиям (в этом году — рисайклинг и монолитное мостостроение); проработка возможности организации государственного лизинга новой высокопроизводительной техники.

Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 23 за 2008 год в рубрике дороги

©1995-2022 Строительство и недвижимость