Новые решения, современные материалы и технологии
Внимание, уделяемое науке, год от года возрастает. Это вполне закономерный процесс — целью государственной политики нашей страны является перевод экономики на инновационный путь развития. Во многом это обусловлено глобальным дефицитом сырьевых и энергетических ресурсов и — как следствие — постоянным ростом цен на них. По мнению авторитетных экспертов, альтернативы инновационной экономике нет.
Данному направлению в своей деятельности следует и дорожная отрасль, а департамент «Белавтодор» определил разработку и применение энерго- и ресурсосберегающих материалов и технологий одним из главных приоритетов. Это предельно важный аспект дорожной деятельности, особенно с учетом того, что перед дорожниками страны ставятся все более амбициозные задачи: к примеру, сейчас изучается вопрос о строительстве дорог 1-й категории, связывающих столицу с областными центрами. И поэтому не случайно сразу несколько ответственных мероприятий, посвященных развитию дорожной науки, состоялись в отрасли за последнее время. Так, 18 сентября 2007 г. был проведен республиканский семинар «Современные технологии и материалы в дорожном хозяйстве», в марте 2008 г. — заседание коллегии «Белавтодора» по этой теме. И вот недавно на базе Государственного предприятия «БелдорНИИ» состоялся еще один республиканский семинар «Новые материалы и технологии при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог». В его работе приняли участие руководство штаба дорожной отрасли во главе с первым заместителем директора департамента «Белавтодор» Геннадием Чепцовым, руководители организаций дорожного хозяйства, главные технологи и начальники центральных лабораторий головных предприятий отрасли.
Открывая заседание, первый заместитель директора департамента «Белавтодор» Геннадий Чепцов подчеркнул все возрастающую значимость применения современных технологий и материалов, отметив при этом, что перед дорожниками стоит триединая задача. Ее суть заключается в том, что, осваивая новшества, департамент должен сокращать материало- и энергоемкость, за имеющиеся средства выполнять больший объем дорожных и мостовых работ, повышая при этом их качество. Естественно, центральным выступлением по ходу работы семинара стал доклад директора «БелдорНИИ» Сергея Кравченко. В нем был представлен детальный анализ по применению новых материалов и технологий в течение всего цикла дорожной деятельности начиная от земполотна и заканчивая элементами обеспечения безопасности движения. Так, в части земляного полотна его качество во многом определяется степенью уплотнения грунтов, и, чтобы достичь оптимального результата, необходимо применять вибрационные катки массой 12-19 тонн. В свою очередь, при выполнении укрепительных работ на конусах и откосах насыпей следует более активно использовать геосинтетические материалы. Известно, что программой «Дороги Беларуси» предусматривается увеличение прочности дорожных одежд — на нашей сети уже не редкость транспортные нагрузки в 13 тонн на ось. Все это требует изменения как в подходах к выбору материалов для устройства дорожных одежд, так и расположения конструктивных слоев по ее толщине. Проблему создания достаточного запаса прочности позволяет решить устройство укрепленных оснований, а здесь опыт свидетельствует об эффективности использования асфальтогранулята для расклинцовки крупного гранитного щебня. Кроме того, повысить общую несущую способность дорожной одежды можно, используя материалы, обладающие свойствами самоцементации — в частности, металлургические шлаки БМЗ. Еще один перспективный метод — это применение оснований из каменных материалов (щебень, гравий), армированных с помощью геосинтетических материалов, что позволяет перераспределять возникающие от действия транспортной нагрузки напряжения на большую площадь и тем самым способствовать стабильной работе дорожной одежды даже в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Руководитель «БелдорНИИ» достаточно подробно остановился и на различных типах современных покрытий. Так, начиная с 2002 года при устройстве верхних слоев в стране широко применяется щебеночно-мастичный асфальтобетон. В числе его преимуществ — повышенные сдвигоустойчивые свойства, препятствующие накоплению пластических деформаций (образованию колеи, наплывов, сдвигов). Между тем, ученые продолжают прорабатывать различные варианты составов ЩМА с целью дальнейшего улучшения его качественных характеристик. Известно, что более жесткие условия эксплуатации покрытия на мостах и путепроводах приводят к его преждевременному разрушению. Отраслевая наука нашла решение этой проблемы — разработан состав вибролитого асфальтобетона для устройства покрытий мостового полотна с отличными гидроизоляционными свойствами. Еще одно интересное новшество — литая асфальтобетонная смесь с использованием мелкоизмельченной резиновой крошки. Полученное таким образом покрытие обладает хорошей
трещиностойкостью, имеет высокие прочностные характеристики, и, что немаловажно, более привлекательную стоимость без снижения качественных показателей. Отраслевой науке есть что предложить и в части устройства защитных слоев. Это мембранная технология ремонта покрытий автомобильных дорог и мостовых сооружений; тонкослойные покрытия по типу «Новачип», защитные слои из холодных литых асфальтобетонных смесей, а также комбинация последних с поверхностной обработкой с применением крупной фракции щебня (технология «Кап Сил»). Как далее отметил Сергей Кравченко, в институте продолжается работа по повышению долговечности и эксплуатационной надежности мостов и путепроводов. Так, в части создания новых конструктивных решений пролетных строений и опор показательна опытная реконструкция моста через реку Поня: реализованные проектные решения позволили не только снизить стоимость работ, но и повысить грузоподъемность сооружения, уширить его габарит.
Перспективным видится и сооружение (в качестве экономной альтернативы путепровода) транспортных тоннелей из сборных гофрированных элементов. Кроме того, в институте совместно с заводом ЖБМК «Дорстройиндустрии» разработаны новые конструкции пролетных строений со сводчатыми плитами, железобетонные арочные элементы, неразрезные пролетные строения длиной 15-24 м. Повысить долговечность сооружений призваны бетоны с повышенной морозостойкостью, элементы дренажа и водоотвода из композитных материалов. Хорошо зарекомендовал себя на практике пропиточный состав для защиты бетона от агрессивных химических реагентов «Олекор», позволяющий также снизить его водопоглощение и повысить морозостойкость. В этом году данный материал будет производиться на «Мадикоре». Определенные наработки есть и в части обеспечения безопасности дорожного движения. К их числу следует отнести тросовые дорожные ограждения, разметку проезжей части горячими и холодными пластиками и др. Завершая свое выступление, Сергей Кравченко отметил, что, какие бы новые технологии и материалы мы ни применяли, без соответствующей проектной и технологической документации, без обеспечения стабильности свойств исходных материалов — в первую очередь, щебня и битума — мы не сможем обеспечить требуемое качество дорожно-строительных работ. Положительного результата также не может быть достигнуто при отсутствии соответствующей материальной и кадровой базы отраслевых предприятий.
Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Данному направлению в своей деятельности следует и дорожная отрасль, а департамент «Белавтодор» определил разработку и применение энерго- и ресурсосберегающих материалов и технологий одним из главных приоритетов. Это предельно важный аспект дорожной деятельности, особенно с учетом того, что перед дорожниками страны ставятся все более амбициозные задачи: к примеру, сейчас изучается вопрос о строительстве дорог 1-й категории, связывающих столицу с областными центрами. И поэтому не случайно сразу несколько ответственных мероприятий, посвященных развитию дорожной науки, состоялись в отрасли за последнее время. Так, 18 сентября 2007 г. был проведен республиканский семинар «Современные технологии и материалы в дорожном хозяйстве», в марте 2008 г. — заседание коллегии «Белавтодора» по этой теме. И вот недавно на базе Государственного предприятия «БелдорНИИ» состоялся еще один республиканский семинар «Новые материалы и технологии при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог». В его работе приняли участие руководство штаба дорожной отрасли во главе с первым заместителем директора департамента «Белавтодор» Геннадием Чепцовым, руководители организаций дорожного хозяйства, главные технологи и начальники центральных лабораторий головных предприятий отрасли.
Открывая заседание, первый заместитель директора департамента «Белавтодор» Геннадий Чепцов подчеркнул все возрастающую значимость применения современных технологий и материалов, отметив при этом, что перед дорожниками стоит триединая задача. Ее суть заключается в том, что, осваивая новшества, департамент должен сокращать материало- и энергоемкость, за имеющиеся средства выполнять больший объем дорожных и мостовых работ, повышая при этом их качество. Естественно, центральным выступлением по ходу работы семинара стал доклад директора «БелдорНИИ» Сергея Кравченко. В нем был представлен детальный анализ по применению новых материалов и технологий в течение всего цикла дорожной деятельности начиная от земполотна и заканчивая элементами обеспечения безопасности движения. Так, в части земляного полотна его качество во многом определяется степенью уплотнения грунтов, и, чтобы достичь оптимального результата, необходимо применять вибрационные катки массой 12-19 тонн. В свою очередь, при выполнении укрепительных работ на конусах и откосах насыпей следует более активно использовать геосинтетические материалы. Известно, что программой «Дороги Беларуси» предусматривается увеличение прочности дорожных одежд — на нашей сети уже не редкость транспортные нагрузки в 13 тонн на ось. Все это требует изменения как в подходах к выбору материалов для устройства дорожных одежд, так и расположения конструктивных слоев по ее толщине. Проблему создания достаточного запаса прочности позволяет решить устройство укрепленных оснований, а здесь опыт свидетельствует об эффективности использования асфальтогранулята для расклинцовки крупного гранитного щебня. Кроме того, повысить общую несущую способность дорожной одежды можно, используя материалы, обладающие свойствами самоцементации — в частности, металлургические шлаки БМЗ. Еще один перспективный метод — это применение оснований из каменных материалов (щебень, гравий), армированных с помощью геосинтетических материалов, что позволяет перераспределять возникающие от действия транспортной нагрузки напряжения на большую площадь и тем самым способствовать стабильной работе дорожной одежды даже в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Руководитель «БелдорНИИ» достаточно подробно остановился и на различных типах современных покрытий. Так, начиная с 2002 года при устройстве верхних слоев в стране широко применяется щебеночно-мастичный асфальтобетон. В числе его преимуществ — повышенные сдвигоустойчивые свойства, препятствующие накоплению пластических деформаций (образованию колеи, наплывов, сдвигов). Между тем, ученые продолжают прорабатывать различные варианты составов ЩМА с целью дальнейшего улучшения его качественных характеристик. Известно, что более жесткие условия эксплуатации покрытия на мостах и путепроводах приводят к его преждевременному разрушению. Отраслевая наука нашла решение этой проблемы — разработан состав вибролитого асфальтобетона для устройства покрытий мостового полотна с отличными гидроизоляционными свойствами. Еще одно интересное новшество — литая асфальтобетонная смесь с использованием мелкоизмельченной резиновой крошки. Полученное таким образом покрытие обладает хорошей
трещиностойкостью, имеет высокие прочностные характеристики, и, что немаловажно, более привлекательную стоимость без снижения качественных показателей. Отраслевой науке есть что предложить и в части устройства защитных слоев. Это мембранная технология ремонта покрытий автомобильных дорог и мостовых сооружений; тонкослойные покрытия по типу «Новачип», защитные слои из холодных литых асфальтобетонных смесей, а также комбинация последних с поверхностной обработкой с применением крупной фракции щебня (технология «Кап Сил»). Как далее отметил Сергей Кравченко, в институте продолжается работа по повышению долговечности и эксплуатационной надежности мостов и путепроводов. Так, в части создания новых конструктивных решений пролетных строений и опор показательна опытная реконструкция моста через реку Поня: реализованные проектные решения позволили не только снизить стоимость работ, но и повысить грузоподъемность сооружения, уширить его габарит.
Перспективным видится и сооружение (в качестве экономной альтернативы путепровода) транспортных тоннелей из сборных гофрированных элементов. Кроме того, в институте совместно с заводом ЖБМК «Дорстройиндустрии» разработаны новые конструкции пролетных строений со сводчатыми плитами, железобетонные арочные элементы, неразрезные пролетные строения длиной 15-24 м. Повысить долговечность сооружений призваны бетоны с повышенной морозостойкостью, элементы дренажа и водоотвода из композитных материалов. Хорошо зарекомендовал себя на практике пропиточный состав для защиты бетона от агрессивных химических реагентов «Олекор», позволяющий также снизить его водопоглощение и повысить морозостойкость. В этом году данный материал будет производиться на «Мадикоре». Определенные наработки есть и в части обеспечения безопасности дорожного движения. К их числу следует отнести тросовые дорожные ограждения, разметку проезжей части горячими и холодными пластиками и др. Завершая свое выступление, Сергей Кравченко отметил, что, какие бы новые технологии и материалы мы ни применяли, без соответствующей проектной и технологической документации, без обеспечения стабильности свойств исходных материалов — в первую очередь, щебня и битума — мы не сможем обеспечить требуемое качество дорожно-строительных работ. Положительного результата также не может быть достигнуто при отсутствии соответствующей материальной и кадровой базы отраслевых предприятий.
Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 23 за 2008 год в рубрике дороги