Белавтодор получит дополнительные средства

В конце мая коллегия департамента «Белавтодор» подвела итоги работы дорожной отрасли за январь-апрель текущего года. В рамках этого вопроса был рассмотрен ход выполнения основных параметров социально-экономического развития, программы дорожных работ, других доведенных заданий и показателей.

С основным докладом выступила начальник экономического отдела Тамара Камера. По ее словам, фактические затраты на содержание, ремонт, строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования в отчетном периоде с учетом выполнения Государственной программы возрождения и развития села к настоящему времени профинансированы в полном объеме. Кроме того, для финансирования объектов ремонта автомобильной дороги М-1/Е30 привлечено 56,8 млрд рублей кредитных ресурсов. Между тем, в середине мая главой государства был подписан указ, согласно которому под программу «Дороги Беларуси» в текущем году будет дополнительно выделено 374 млрд рублей заемных средств. И сейчас на повестке дня стоит задача как можно скорее вовлечь эти деньги в оборот. В отчетном периоде программа работ на республиканских дорогах выполнена в целом (103,2%) и по всем их видам в отдельности. В текущем году на 188 объектах республиканских дорог предусмотрено выполнение капитального ремонта, проектно- сметная документация имеется на 90% объектов, по 144 из них уже проведены тендеры и заключены договора. В январе-апреле работы велись на 116 объектах, и только на 3-х (по одному в Брестской, Витебской и Гомельской областях) зафиксированы отставания. Что касается объектов строительства и реконструкции, включенных в Государственную инвестиционную программу, то по всем из них имеется не только утвержденная ПСД, но и проведены торги по выбору подрядчиков. К сожалению, пока еще не удалось ликвидировать отставание по мосту через Западную Двину в Верхнедвинске — объект достаточно сложный, но при должной организации работы всех задействованных здесь организаций войти в график вполне возможно. Что касается подрядных организаций департамента, то в отчетном периоде они сработали неплохо: общий объем работ выполнен на 107% к плану. Для других министерств и ведомств выполнено работ на сумму около 48 млрд рублей. На местной сети автодорог выполнение программы работ составило 100,1%. В свою очередь, выполнение Государственной программы возрождения и развития села в части, касающейся местных автодорог, по итогам четырех месяцев составило 100% — здесь отремонтировано, реконструировано и построено 146 км дорог. В отчетном периоде освоено 36 млрд рублей из 242 млрд, выделенных Минсельхозпроду из республиканского дорожного фонда на дополнительную инфраструктуру. Как подчеркнула Тамара Камера, выполнение программы дорожных работ обеспечило выполнение всех основных параметров прогноза социально-экономического развития департамента «Белавтодор». Так, основной целевой показатель по снижению расхода топливно-энергетических ресурсов к уровню их потребления в 2007 году в сопоставимых условиях выполнен в размере 8,1% при задании 8%.

Обеспечен рост инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах — он составил 119,5% (задание 113,7%), всего привлечено 92 млрд рублей. Организации департамента использовали порядка 97% начисленного за четыре месяца амортизационного фонда, однако с учетом остатка — 36%. У облдорстроев с учетом остатка использовано 12% амортизационного фонда. В отчетном периоде не в полном объеме были освоены средства республиканского дорожного фонда на приобретение оборудования: процедуры закупок через концерн «Белресурсы» осуществляются медленными темпами. Рост производства товарной продукции промышленности в сопоставимых ценах составил 119,9% (план 113,5%), обеспечено выполнение задания по всей номенклатуре выпускаемой продукции: железобетонные конструкции, щебень, барьерное ограждение и др. Выполнено также задание по росту производства потребительских товаров (114,7% при задании 111%). В отчетном периоде снижены запасы готовой продукции к среднемесячному объему производства с 69,9% до 41,9% при задании не более 45%. Убытки в первом квартале были получены «Мостостроем» и тремя его филиалами. В целом отрасль сработала прибыльно, рентабельность реализованной продукции, товаров и услуг составила 8,6%. В докладе также было акцентировано внимание на выполнение показателей, заложенных в бизнес-планах развития организаций. Завершая свое выступление, Тамара Камера подчеркнула, что во втором квартале руководителям отраслевых организаций необходимо, в первую очередь, обеспечить выполнение программы дорожных работ; показателей прогноза социально-экономического развития, бизнес-планов и доведенных заданий, а также соотношение темпов роста среднемесячной зарплаты с темпами роста производительности труда.

После основного доклада коллегия заслушала руководителей автодоров и «Белавтострады» — директора департамента «Белавтодор» Анатолия Лытина прежде всего интересовало общее положение дел через призму ожидаемых итогов полугодия: программа дорожных работ в этом году достаточно напряженная, предстоит освоить немалые средства, в том числе и новый кредит «Беларусбанка». Из последовавших затем выступлений заказчиков следовало, что основные сложности возникают со щебнем. Председатель коллегии подтвердил актуальность данной проблемы. Потребовав обеспечить 100- процентную выборку этого материала с «Гранита», Анатолий Лытин дал «добро» на закупку щебня мелких фракций украинского производства при условии, что его цена соответствует утвержденной комиссией по ценообразованию. Резюмируя работу коллегии, руководитель штаба дорожной отрасли еще раз заострил внимание на необходимости выполнения абсолютно всех доведенных заданий и показателей. Кроме того, с учетом напряженности программы дорожных работ текущего года предельно важно не допускать даже незначительных отставаний на объектах. Принимая во внимание тот факт, что в ближайшее время должно открыться финансирование по новому кредиту, у отраслевых организаций появится больше оборотных средств, а значит, и возможность максимально использовать средства амортизационного фонда. Еще один важный момент — это наличие проектно-сметной документации на объекты будущих лет, особенно по строительству и реконструкции. Актуальность данного вопроса усиливается с учетом того, что в правительстве намерены рассмотреть возможность реконструкции дорог, связывающих столицу с областными центрами, по 1-й технической категории. По итогам рассмотрения итогов работы дорожной отрасли за четыре месяца текущего года коллегией департамента «Белавтодор» было принято соответствующее постановление.

P.S. По окончании заседания Анатолий Лытин объявил о том, что за помощь в создании и пополнении экспозиций музея истории дорожного хозяйства Благодарность департамента «Белавтодор» объявлена руководителям «Белавтострады», «Белдортехники», «Белгипродора» и «Дорстройиндустрии».

На автодорогах введены ограничения нагрузок

Согласно постановлению Министерства транспорта и коммуникаций, с 1 июня и до конца лета в дневное время суток (с 11.00 до 21.00) при температуре воздуха выше 25°С ограничивается движение транспортных средств с нагрузкой на одиночную ось более 6 тонн по республиканским автомобильным дорогам с асфальтобетонным покрытием.

По информации пресс-службы департамента «Белавтодор», движение указанного автотранспорта разрешено в ночное время с 21.00 вечера до 11.00 утра. В случае резкого изменения погодных условий по маршруту движения и понижения температуры воздуха до 15°С включительно разрешается дальнейшее движение транспорта, приостановленное по температурному режиму. Временные ограничения не касаются перевозок пассажиров, скоропортящихся и опасных грузов, цветов и семенного фонда, грузов гуманитарной помощи, бетонных и асфальтобетонных смесей, живых животных и перевозок, связанных с предотвращением или ликвидацией чрезвычайных ситуаций. На автомобильных дорогах установлены временные дорожные знаки, для транспортных средств, попадающих под ограничения, определены площадки и места отстоя. За передвижением тяжеловесов организован постоянный контроль. За повреждения дорог, вызванные движением с нарушением ограничений, виновные будут привлекаться к ответственности в соответствии с
законодательством РБ.

Чем обусловлены временные ограничения? Как известно, при высоких положительных температурах деформационные и прочностные свойства покрытий, содержащих органические вяжущие, существенно ухудшаются. Попросту говоря, асфальтобетонное покрытие в это время под воздействием повышенных осевых нагрузок транспорта деформируется, что приводит к образованию вмятин, сдвигов, наплывов, волн бугров и впадин, к появлению колейности. В результате народное хозяйство несет внушительные потери. Кроме того, создается вполне реальная угроза безопасности дорожного движения. Поэтому постановления об ограничении движения автотранспорта издаются ежегодно. И здесь нельзя сказать, что Беларусь является исключением: такая практика принята во многих странах мира со схожими климатическими условиями.

Нанореволюция в производстве высокопрочных бетонов

В производстве бетонных смесей достигнуты революционные достижения за счет применения нанотехнологий. Об этом, как передает ФГУП «Информавтодор» России, сообщил на круглом столе «Проблемы производства и обеспечения качества бетонов для высотного и подземного строительства» (Ленобласть) профессор кафедры технологий строительства Военного инженерно-технического университета (ВИТУ) Михаил Ваучский.

По его словам, в ходе экспериментально подтвержденных исследований было установлено, что введение гомеопатических (0,000001 кг/м2) доз углеродных нанокластеров в укрепляющие добавки в бетонные смеси позволяют кардинально изменять свойства бетонных растворов. На продемонстрированных снимках, полученных путем электронной микроскопии при увеличении 5000 град, отмечаются структурные изменения в бетонной смеси по типу кристаллизации и армирования. В итоге повышается прочность материала на сжатие и растяжение. Информавтодор также сообщает, что в экспериментах изучалось введение углеродных нанокластеров и аддуктов фуллероидных нанокластеров в добавки «Актипласт» и «Зика-Вискокрит-125». Эксперименты производились в сотрудничестве с ОАО «Полипласт-Северо-Запад». Установлено, что в результате изменения свойств растворов их динамическая вязкость возрастает в 3 раза. в то же время срок застывания растворов при применении гиперпластификаторов резко сокращается, что позволяет снимать опалубку с высотной конструкции на следующий день после заливки. Тот же метод может использоваться для повышения прочности покрытий дорог и мостов, что позволяет использовать в 2-2,5 раза более тонкий слой бетона, снижая нагрузку на конструкцию. По мнению Михаила Ваучского, применение новейших технологий приведет к изменениям в классификации пластификаторов бетона. С внедрением модифицированных добавок в практику у производителя, по существу, останется выбор между гипер- и гиперпластификаторами. Сложность в применении нанокластеров возникает в связи с нерастворимостью веществ-модификаторов в воде, что требует высокого качества изготовления суспензии. Практическое внедрение новых добавок в строительную практику станет возможным после патентования новых веществ. В настоящее время запатентован только сам метод применения нанокластеров.

Алексей ПЕКУН, Василий КУРЛОВИЧ, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 2008 год в рубрике дороги

©1995-2022 Строительство и недвижимость