В центре внимания транспортников — энерго-и ресурсосбережение

В январе-марте 2008 г. организации и предприятия Минтранса Беларуси обеспечили полную и своевременную оплату потребленной тепловой и электрической энергии. По информации пресс-службы министерства, доля местных видов топлива (МВТ) в потреблении котельно-печного топлива составила около 21,9%. При этом показатель по энергосбережению составил -8,2% при задании -2%.

Отметим, что вопросы рационального использования топливно-энергетических и материальных ресурсов находятся на постоянном контроле специальной комиссии, которую возглавляет заместитель министра транспорта и коммуникаций Иван Щербо. По информации министерства, в первом квартале 2008 г. ряд подведомственных организаций допустили снижение объемов использования местных видов топлива. В этой связи Белорусская железная дорога планирует ускорить внедрение энергосберегающих мероприятий с целью получения экономического эффекта уже в текущем году. Согласно плану на 2008 год, запланировано общее снижение расхода энергоресурсов в размере 29 тыс. тонн условного топлива (общее потребление составило порядка 300 т у.т.), при этом рост объемов перевозок запланирован на уровне 104%. Планируется, что усилиями организаций системы Минтранса в 2008 году будет сэкономлено 45 тыс. т у.т., а энергопотребление сократится на 10,4%. К слову, организации системы министерства ежегодно потребляют около 1,3 млн т у.т., что составляет 2,5% от всего объема потребления ТЭР в стране.

Концепцией энергетической безопасности Беларуси до 2010 года для Минтранса установлено задание снизить за 5 лет потребление топливно- энергетических ресурсов (ТЭР) на 168 тыс. т у.т. К тому же, организациями ежегодно расходуется около 900 тыс. т у.т. моторного топлива, что составляет 3,1% от потребления моторных топлив в стране. Доля затрат транспортных организаций на моторное топливо по отношению к общим затратам на эксплуатацию транспортных средств составляет около 40%. Отметим, что за 3 года энергоемкость выполнения работ и оказания услуг в системе Минтранса снизилась на 26,3%, а выручка возросла на 38,7%. На сегодняшний день наибольшие энергозатраты несут организации Белорусской железной дороги — 73,7%, затраты организаций автомобильного, водного и воздушного видов транспорта, промышленности и дорожного хозяйства составляют в сумме только 26,3%. По итогам работы за 2007 год выполнили условия отраслевого конкурса по энергосбережению и своевременным расчетам за потребленные энергоресурсы только департамент «Белавтодор», «Брестгрузавтосервис», «Витебскоблавтотранс», «Гомельоблавтотранс», РУП «Миноблавтотранс», «Облавтотранс», ОАО «Автосила», «Днепро-Бугский водный путь», РУ Днепро-Двинское ПВП «Белводпуть», ГУО «Витебский УКК», БелНИИТ «Транстехника» и ОАО «Борисовский АРЗ».

Международный транспортный форум

В Лейпциге с 28 по 30 мая 2008 г. состоялся Международный транспортный форум — «Транспорт и энергетика: вызовы, связанные с изменением климата». В ходе дискуссий форума-2008 основное внимание уделялось вопросам обеспечения и улучшения доступа транспорта к источникам энергии; использования энергосберегающих транспортных технологий; внедрения комплексных политических подходов и планирования для повышения эффективности работы транспорта и снижения выбросов в атмосферу.

В рамках конференции прошли также специальные сессии, посвященные передовым транспортным технологиям, выбросам CO2 транспортом в странах с переходной экономикой, снижению выбросов CO2 грузовым транспортом и изменению характера работы пассажирского транспорта. Международный транспортный форум, в который была недавно преобразована Европейская конференция министров транспорта, является межправительственной организацией. В форуме участвовали министры транспорта из более чем 50 стран мира, что обеспечивает высокий уровень влияния на разработку транспортной политики в мире. Цель Форума — углубление понимания важнейшей социально-экономической роли транспорта. Транспорт, логистика и мобильность являются ключевыми факторами экономического роста и развития, а также вносят вклад в создание рабочих мест, социальное обеспечение и объединение общества. В последние годы был достигнут прогресс в смягчении негативного воздействия деятельности транспорта на окружающую среду, однако на этом уровне предстоит еще многое сделать. Несомненно, деятельность транспорта заметно отражается на всех аспектах устойчивого развития — экологическом, экономическом и социальном.

Напомним, что в работе 7-го заседания Совета транспортных управляющих Международного транспортного форума приняли участие начальник управления внешнеэкономической деятельности Министерства транспорта и коммуникаций Сергей Негрей и директор представительства Ассоциации «БАМАП» в России Дмитрий Яцкевич. В рамках заседания состоялись двусторонние встречи с представителями Украины, России, Латвии, Литвы, Финляндии. По итогам этих переговоров, как отмечает пресс-служба Минтранса Беларуси, достигнуто соглашение о выделении для нашей страны дополнительного количества финских разрешений на международные автомобильные перевозки, согласованы точные даты проведения смешанных комиссий по вопросам международного автомобильного сообщения с Литвой и Латвией.

Межгосударственное сотрудничество

22 мая 2008 г. в Минске под председательством министра транспорта России Игоря Левитина прошло XXVIII заседание Координационного транспортного совещания государств — участников СНГ. В своем выступлении Игорь Левитин проинформировал участников совещания о результатах экономического развития государств СНГ и основных направлениях сотрудничества в сфере транспорта в 2007-2008 годах, сообщает пресс-служба Минтранса России. По словам министра, транспортная система государств Содружества в 2007 году в основном справлялась с грузопотоками. Объемы перевозок грузов предприятиями транспорта (без трубопроводов) в 2007 году по сравнению с 2006 годом в среднем по Содружеству возросли на 5%, грузооборот увеличился на 7%. Железнодорожным транспортом в государствах СНГ перевезено в 2007 г. 2,2 млрд тонн грузов, что на 4% больше, чем в 2006 году. Особое внимание в государствах Содружества уделялось модернизации транспортных систем, внедрению новых торгово-транспортных технологий, созданию здоровой конкурентной среды. Участники СНГ прилагали усилия к организации эффективных перевозок грузов и пассажиров, в том числе и в направлении Европа — Азия с учетом расширения Евросоюза. Игорь Левитин напомнил, что 2008 год объявлен годом транспорта Содружества Независимых Государств. Он подчеркнул, что в целом развитие транспортной инфраструктуры государств СНГ в прошедшем году было ориентировано на взаимодействие с транспортными комплексами соседствующих с нами европейских государств, что позволило достичь определенных успехов. В частности, Черноморские и Азовские порты России, Украины и Грузии соединены паромным сообщением с болгарским портом Варна. Подписано также соглашение об организации прямого международного железнодорожного паромного сообщения через порты Кавказ (Россия) и Варна (Болгария). Хорошие перспективы открываются в плане увеличения грузопотоков на направлении Ильичевск — Варна, обслуживаемых паромами «УкрФерри». С учетом уже реализуемого проекта железнодорожного маршрута Ильичевск — Самара растет грузооборот порта Ильичевск за счет переработки грузов из Европы.

Молдова развивает собственную транспортную инфраструктуру в полосе Седьмого панъевропейского международного транспортного коридора (Дунайского), обеспечивающего выход в Черное море. Построена современная автомобильная дорога, связывающая Кишинев с молдавским портом Джур-джу-лешть на реке Дунай. В стране реализуется масштабная программа модернизации и строительства автомобильных дорог с привлечением инвестиционных средств европейских и мировых финансовых институтов. Модернизируются действующие и вводятся в эксплуатацию новые автомобильные дороги в России, Беларуси, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане и других государствах Содружества в рамках представленного на предыдущем заседании КТС СНГ проекта развития международной трассы Е-40. «Таким образом, кооперация в сфере транспорта, совместная реализация транспортных проектов на пространстве СНГ являются объективной реальностью», — цитирует И. Левитина пресс-служба Минтранса России. Одним из главных приоритетов в деятельности Координационного транспортного совещания государств — участников СНГ он назвал разработку и реализацию совместных инфраструктурных проектов, приносящих экономическую выгоду государствам-участникам. Участники совещания одобрили доработанный проект документа «О приоритетных направлениях сотрудничества государств-участников СНГ в сфере транспорта». Они также обсудили вопросы развития транспортной системы Кыргызстана в контексте сотрудничества государств — участников СНГ в сфере транспорта; унификации транспортного законодательства в государствах — участниках СНГ; унификации транспортного образования в государствах — участниках СНГ; результаты опытной эксплуатации современной версии программного комплекса «Транспортный контроль» и предложения по внедрению комплекса в странах Содружества; проект Соглашения о совместном использовании и развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств — участников СНГ; проект организации в Нижегородской области многофункциональных логистических центров европейского уровня и ряд других вопросов.

В тот же день под председательством Игоря Левитина прошло 14-е заседание Совета по транспортной политике при Интеграционном Комитете ЕврАзЭс. Участники заседания подвели некоторые итоги проделанной работы и рассмотрели ряд вопросов, решение которых направлено на формирование Единого транспортного пространства стран Сообщества. Пресс-служба Минтранса России также сообщает, что 24 мая в Сочи Игорь Левитин принял участие в панельной дискуссии «Транспорт России — доступность и привлекательность», прошедшей в рамках 2 международного транспортного форума «Транспорт России». В своем выступлении он отметил, что развитие транспортной системы Российской Федерации в период с 2010 по 2015 годы будет осуществляться в полном соответствии с основным стратегическим документом транспортной отрасли — Транспортной стратегией Российской Федерации до 2020 года. «Сегодня мы завершаем формирование Транспортной стратегии Российской Федерации с горизонтом планирования до 2030 года, — цитирует Левитина пресс-служба Минтранса. — В этом документе впервые нашел отражение важнейший принцип поступательного перехода от этапа модернизации к этапу развития транспортной отрасли как единого комплекса». Министр напомнил, что до недавнего времени транспортная политика государства реализовывалась исключительно на основе отраслевых подходов, что неизбежно привело к созданию дисбаланса в развитии отдельных подотраслей и неравномерности развития субъектов Российской Федерации. На первом этапе реализации Транспортной стратегии основной задачей было не допустить в условиях недостаточного финансирования существенного ухудшения состояния транспортной системы страны, ее деградации, а также обеспечить потребности экономики в транспортных услугах в этот период, создать предпосылки для развития. Основным инструментом выполнения задач Стратегии развития является Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы на период 2002-2010 годы». Тем не менее, уровень развития автомобильных дорог в России отстает от уровня автомобилизации в 5 раз, что негативно сказывается на организации дорожного движения. Около 29% протяженности дорог федерального значения работают в режиме перегрузки. Это является одним из факторов низкой конкурентоспособности транспортных коридоров. По оценкам экспертов, потери России, обусловленные низкой пропускной способностью автомобильных дорог, составляют 3% от ВВП, что в 6 раз выше, чем в странах Европейского Союза. Следующей нерешенной задачей Минтранса России является нарастающий износ основных фондов на всех видах транспорта: 55-70%. Значительная часть парка подвижного состава и транспортных средств представлена устаревшими моделями с низкими технико- экономическими характеристиками. Это негативно влияет на конкурентоспособность перевозчиков. На начало 2008 года 148 мостовых сооружений на федеральных автомобильных дорогах находились в предаварийном состоянии. Более 60% протяженности федеральных автомобильных дорог не соответствуют нормативным требованиям.

В период с 2010 по 2015 год достижение целей, определенных Транспортной стратегией, предполагается осуществить за счет реализации комплекса мероприятий. Например, достижение цели по развитию современной и эффективной транспортной инфраструктуры предусматривает решение следующих ключевых задач: увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети, а также протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям. Достижение цели по повышению конкурентоспособности российской транспортной системы и реализации транзитного потенциала предусматривает решение задач по развитию международных транспортных коридоров, транспортно-технологической инфраструктуры, обновлению парка транспортных средств. В рамках этой задачи, как отмечают в Минтрансе России, финансовые и организационные усилия планируется направить на развитие уже существующих транспортных коридоров и создание альтернативных маршрутов для ускорения движения грузов и пассажиров. В свою очередь, директор департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Олег Старовойтов отметил, что к 2010 году основная часть федеральных дорог будет иметь капитальное покрытие, обеспечивающее пропуск современных транспортных средств с высокой нагрузкой и скоростью. Общая протяженность федеральных автомобильных дорог к 2010 году возрастет до 50 тыс. км. Всего до 2010 года планируется построить и реконструировать 61 тыс. км территориальных дорог. По оценке экспертов, почти треть федеральных автомобильных дорог работает в режиме хронической перегрузки, что является одной из причин аварийности на дорогах. Так, в 2007 году общее количество погибших и раненых достигло 300 тысяч человек. В этой связи не могут эффективно функционировать логистические схемы. В результате транзитный потенциал России слабо востребован — через территорию проходит лишь около 1% торгового оборота между Европой и Азией. Это лишь несколько причин, по которым руководство России разработало программу мер под условным названием «от поддержания к качественному развитию». Согласно документу, объем финансирования превысит 13 трлн российских рублей. В том числе 4,7 трлн рублей поступят из федерального бюджета. В текущем году на эти цели из федерального бюджета выделено 300 млрд росс. рублей, в 2010 будет направлено уже 584 млрд, а в 2011 планируется 770 млрд рублей. Уже сейчас можно сказать, что транспортная программа России до 2015 года — самая масштабная из всех инвестиционных программ, когда-либо принимавшихся российским правительством. По программе будет построено или реконструировано более 17 тыс. км федеральных, региональных и местных дорог, более 100 взлетно- посадочных полос. Суммарная мощность морских портов увеличится более чем на 400 млн тонн грузов в год. Предстоит ввести в эксплуатацию свыше 3 тысяч километров новых железнодорожных линий и практически полностью ликвидировать участки с ограниченной пропускной способностью. Должно начаться внедрение программ скоростного пассажирского движения.

Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 21 за 2008 год в рубрике дороги

©1995-2022 Строительство и недвижимость