Новое лицо старого Минска

Сегодня памятники архитектуры Минска — это не только ценное историко-художественное наследие, но и неотъемлемая часть современного города, которая органично вошла в его планировочную структуру. Реставрацией и реконструкцией исторического КУП “Минская спадчына”. О ходе проведения работ, их ближайшей перспективе, о насущных проблемах рассказывает главный инженер предприятия Михаил Жих.

— Михаил Иосифович, какими границами очерчен исторический центр столицы, и на каких объектах сегодня ведутся работы по реконструкции зданий?


— В целом исторический центр города Минска организован в районе границ, которые исторически сложились на территории кварталов Троицкого предместья, Верхнего города и территорий, которые прилегают к Верхнему городу в границах улиц Революционной, Интернациональной, Немиги и Романовской слободы. К этой территории примыкает застройка XVI-XVIII веков и локально сохранившиеся здания Раковского предместья. Далее территория, которая непосредственно прилегает к Раковскому предместью, завершается ландшафтно-рекреационной зоной вдоль реки Свислочь. В целом к этому также относится территория в Троицком предместье — в районе бывшего Троицкого монастыря, а ныне 2-й городской клинической больницы, выставочного павильона на улице Я. Купалы, 27, и ландшафтно-рекреационной зоны вдоль улицы Я. Купалы. Территория всего исторического центра занимает 78,3 га. Всего на ней располагается 227 зданий и сооружений общей площадью 358.000 м2.

В настоящее время в КУП “Минская спадчына”, которое организовано непосредственно для содержания, реставрации, реконструкции, регенерации исторического центра города, находится на балансе 86 зданий и сооружений общей площадью 56.000 м2. Для реализации Программы по реконструкции и реставрации исторической застройки города Минска был разработан и утвержден Детальный план. В соответствии с ним ведется организованная работа по реконструкции и регенерации отдельных исторических застроек в тех кварталах, границах, которые я назвал выше.

На сегодняшний день в целом работой охвачены десятки объектов. Все они находятся в разных стадиях. Первая стадия, которую мы должны пройти на памятниках архитектуры и истории, — это комплексные научные исследования. Они призваны подтвердить облик здания в первозданном виде — на основании изучения историко-архивных данных, дополнительного обследования тех культурных слоев, которые сложились исторически, и достоверно воссоздать первоначальный образ. Сюда входят обмерные, натурные, архитектурные исследования. По тем объектам, которые уже прошли стадию комплексного научного исследования, ведется разработка проектно-сметной документации. Это второй этап. Третий — документация передается на рассмотрение государственной экспертизы. И последняя, четвертая, завершающая, стадия — это непосредственно выполнение реставрационных работ, работ по реконструкции, работ строительно-монтажного характера, по благоустройству, озеленению, по малым архитектурным формам. Если говорить о временном интервале, то Программа, которая есть на сегодняшний день, определяет завершение работ в 2010 году. Но ряд ландшафтно-рекреационных зон, которые требуют более научного обоснования и обследования, — например, таких объектов, как Минское замчище, — по ряду причин зависят от решения более высокого уровня. Это транспортные привязки в историческом центре, паркинги для того, чтобы освободить зону исторического центра и сделать ее пешеходной. Такие вопросы уже выносятся за пределы Детального плана и будут требовать дополнительных затрат времени и ресурсов.

— Существуют ли какие-либо проблемы, тормозящие своевременное проведение работ по реконструкции историко-культурных зданий города Минска?

— Эти проблемы есть, и их несколько. Первая — обследование и диагностика зданий и сооружений, их основных несущих конструктивных элементов, а также инженерного оборудования, которое было либо есть в настоящее время. К сожалению, у нас отсутствуют специализированные организации, которые могли бы своевременно и качественно выполнить такое обследование. Например, если это здание XVI или XVII века, то какая несущая способность данного конструктивного элемента стены, перекрытия, свода либо арки. Проблему составляют наслоения, которые образовались за годы и столетия. И вкрапления в этих массивах, конструкциях достаточно большие. Имеются в виду инородные тела, неоднородность кирпичной кладки, массовое появление воздуховодов, которые на стадии обследования и комплексных научных исследований невозможно определить достоверно — есть они или нет. В результате вторая проблема, которая возникает и логически вытекает из первой — неправильно поставленная диагностика на здание или сооружение конструктивных элементов, что несет за собой недостоверную проектно-сметную документацию. То есть, если в проектно-сметную документацию мы закладываем, допустим, замену изношенных конструкций пола, междуэтажных, напольных, чердачных перекрытий или строительной системы кровли в целом, то уже непосредственно при выполнении строительно-монтажных работ возникает масса вопросов и дополнительных работ, которые не предусмотрены проектно-сметной документацией. В нынешних условиях составленная в соответствии с методикой контрактная цена для подрядчика не имеет под собой основания. Смета является недостоверной, контрактная цена составлена на основании сметы и не отвечает действительности, и в результате мы вынуждены, только что вскрыв объект и получив дополнительные объемы работ, тут же корректировать документацию. Соответственно, надо этот объект останавливать, а консервация — это дополнительные затраты, которые не предусмотрены проектом и бюджетом. Эти проблемы очень очевидны и сильно тормозят на сегодняшний день более планомерную и продуктивную работу по реставрации и реконструкции объектов, памятников истории и архитектуры.

— Не может ли такое несоответствие сказаться в будущем на самих реконструируемых зданиях?

— Наша задача как Заказчика, как организации, которая обязана обеспечить сохранность памятников истории, — не допустить этого. Поэтому мы и ведем подготовительную работу в плане изменений в те нормативные акты, которые в настоящее время приняты в республике для того, чтобы освободить объекты, памятники архитектуры и истории от необходимости проведения торгов и определения контрактных цен на основании проектно-сметной документации. Это позволит нам ввести параллельный способ проектирования и реконструкции, когда уже непосредственно проектная организация и реставраторы могут предъявить реальную цену непосредственно в процессе производства работ.

— Все ли исторические здания удастся восстановить в их первоначальном виде, или возможны изменения их интерьера и экстерьера?

— За счет того, что подключены ведущие силы — научные кадры, реставраторы, проектные организации, — нам удается воссоздать путем проведения первого этапа научных исследований тот первозданный облик, который должен сохранить на будущие столетия тот или иной памятник архитектуры. Однако это касается в первую очередь облика, т.е. внешнего образа здания. Что же касается вопросов интерьера, внутреннего пространства, эта задача перед нами не стоит, и она не столь важная. Интерьеры претерпели массу изменений за прошедшее столетие. Поменялось много хозяев, поменялось много функциональных назначений. Естественно, каждый под себя что-то перекраивал, и восстановить истину в первозданном виде невозможно. В этом нет необходимости, поскольку и современные требования совершенно другие. И мы должны те нормативы, которые заложены в базе уже на эти памятники архитектуры, спроектировать. Это требования по санитарным нормам, по вентиляции, отоплению, другим нормативам, которые определяют комфортность. Эти требования мы должны наложить и соблюсти при проведении реставрационных работ.

— В прессе не раз писали о том, что линия метро, проходящая возле Кафедрального собора, в результате вибрации разрушает близлежащие здания. Так ли это на самом деле?

— Я могу сказать достоверно, что это абсолютно не так. Наблюдение за Кафедральным собором, который стоит поблизости от линии метро, и за теми зданиями, которые в настоящее время находятся в стадии реконструкции и реставрации, — это комплекс зданий 2, 4, 8, 10 по пл. Свободы, — показывают полное спокойствие в отношении возможных последствий от метро. Естественно, вибрация есть. Какие-то негативные влияния оказываются. Но они несущественны и не влияют ни на несущую способность, ни на декор, ни на улучшения, которые делаются в процессе реставрации.

— В ходе моих бесед с архитекторами некоторые из них высказывали мнение о том, что отреставрированные здания, расположенные во дворе между Домом моделей и магазином “Алеся”, дисгармонируют с окружающей средой. Как Вы прокомментируете это утверждение?

— К сожалению, ряд строений, которые делались в ближайшем прошлом, не были согласованы с проектом Детального плана, который мы имеем на сегодняшний день по реконструкции и реставрации исторического центра. Возможно, ранее были проведены некоторые несогласованности в осуществлении работ, связанные с новыми объектами, которые строились либо воссоздавались в историческом центре как бы локально, отдельно от Генерального плана и отдельно от Детального плана. Но я полагаю, что Программа, которая есть на сегодняшний день, и проект Детального плана способны взаимоувязать все эти объекты и в той или иной мере привести их в соответствие с общей концепцией.

— Каким образом и в каком стиле планируется воссоздание окружающего ландшафта исторического центра Минска? Не будет ли это наложением настоящего на прошлое, как современная плитка возле Троицкого предместья на старые, мощенные камнем аллеи?

— Хотелось бы избежать тех ошибок, которые были допущены в процессе благоустройства, в выполнении некоторых элементов малых архитектурных форм. К сожалению, они наблюдаются и в ряде уголков, и в целом по историческому центру города. Для этого первое, что в этом году после утверждения Детального плана сделала “Минская спадчына” — это начала разработку проектов застройки. Поквартальная застройка включает в себя вопросы благоустройства, озеленения, художественного оформления и устройства малых архитектурных форм по всем территориям. И в соответствии с этими проектами застройки планируется проведение работ. Основное направление, которое выработано концепцией при реставрации застройки в благоустройстве — это применение минимального количества современных материалов. Планируется применение мощений из природных материалов: булыжника, рваного камня, гладкого, отесанного, бутового камня. Это те материалы, которые были характерны для того времени. Естественно, полностью перекраивать вновь уложенную плитку, которая прослужила несколько лет, нецелесообразно. По критерию минимизации затрат будут определены те площади, которые будут подвержены замене на материалы, характерные первоначальной эпохе, и отдельные части будут сохранены до меры их физического износа. В дальнейшем они будут подлежать замене. Кроме этого, принята концепция художественного оформления исторического центра. Сюда входит скульптурное оформление. Определены точки установки знаковых скульптурных фигур, монументального искусства на всей территории исторического центра — всего их будет двенадцать. И в Верхнем городе, и в Троицком предместье, и в Раковском предместье они будут отражать то или иное событие истории. Далее запланированы мероприятия информационного плана. Для того, чтобы человек, который приехал из другого города или из другой местности, либо иностранный турист видели, где какие памятники в историческом центре сохранены, и какая там находится историческая ценность. Чисто информационное обеспечение будет выполнено в характерном стилевым эпохам виде. Кроме этого, декоративные подсвечники, светильники наружного освещения, реклама, элементы оформления входов, козырьки. Все это должно придать историческому центру абсолютный колорит и определенную целостность для его восприятия.

— Как Вы считаете, удастся ли вообще добиться гармонии при сочетании настоящего с прошлым с точки зрения архитектурного стиля зданий?

— Основная задача реставрации — восстановить тот стиль, который был первозданным, и мы эту задачу решаем. Если речь идет о гармонии в плане сочетания рядом расположенных объектов, которые выполнены в разных стилях: советская, постсоветская архитектура, гражданская, общественная либо элементов промышленных архитектурных стилей, — конечно, некоторый диссонанс будет. Но в целом перекраивать здание под ту эпоху нецелесообразно. А вкрапления будут сочетаться и гармонировать друг с другом. Если говорить не фигурально, а конкретно — не будем же мы сносить в угоду воссоздания зданий Немиги Дом моделей или жилые дома на этой улице. Но, например, рядом расположена застройка, которая в настоящее время является объектом торгового назначения, строятся паркинги на Немиге. Они уже будут носить тот стиль, который отражает эпоху XVIII-XIX веков. И вот такое сочетание разностилевых объектов будет со временем достигаться. При этом, я думаю, дискомфорта ощущаться не будет.

— Насколько, с Вашей точки зрения, рационален и экономичен вопрос реставрации и возрождения историко-культурных зданий столицы? Не возникало ли мыслей разместить на их месте современные бизнес-центры и торгово-развлекательные комплексы?

— Я считаю, что история — это главное не только для каждого человека как родословная, она важна еще и в целом для народа. Минск — столица не только нашего государства, но и центр Европы. И мы обязаны оставить нашим поколениям максимально ту историю, ту архитектуру, которая была первозданной. А размещать торгово-развлекательные комплексы, бизнес-центры — территория Минска имеет достаточно и других хороших мест. Центр же сложился исторически, мы должны его сохранить для потомков. И мы принимаем все меры для того, чтобы максимально быстро, в короткие сроки и качественно выполнить работы по его реставрации. К сожалению, исторически так сложилось, что через Минск прошло много войн, и памятников архитектуры в городе даже XII века мы не находим. Если говорить дальше, XIV-XV века также отсутствуют в городе вообще. Первые архитектурные памятники сохранились с начала XVI века. Так почему мы этот вопрос сегодня еще обсуждаем?.. Мы должны хвататься за каждый памятник и делать все возможное, чтобы его возродить и оставить потомкам.

Владимир ГРЕБНОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 20 за 2008 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость