Белавтодор отчитался за дорожный фонд
В 2008 году расходы Республиканского дорожного фонда финансируются в сумме 1775,1 млрд рублей. При этом из общей суммы расходов Республиканского дорожного фонда на развитие дорог общего пользования направляется 1324,8 млрд рублей, республиканских автомобильных дорог — 903,8 млрд рублей. В текущем году будет осуществлено круглогодичное содержание более 15,4 тыс. км республиканских автомобильных дорог, запланирован текущий ремонт 1089 км дорог и 1793,1 погонных метров мостов. Намечен также капитальный ремонт 231 км дорог и 1053 погонных метра мостовых сооружений с доведением их до требуемых нагрузок и габаритов.
На финансирование местного дорожного хозяйства выделено порядка 421 млрд рублей. Эти средства будут использованы в том числе на выполнение Государственной программы возрождения и развития села в части строительства и ремонта дорог. Напомним, что сеть автомобильных дорог общего пользования составляет 85,6 тыс. км, в том числе республиканские дороги — 15,4 тыс. км, и местные дороги — 70,2 тыс. км. По информации департамента, восстановительная стоимость основных фондов предприятий дорожной отрасли (республиканской и коммунальной форм собственности) составляет 28,7 трлн рублей, или 9,2% всех основных фондов Беларуси. За 2007 год сеть автомобильных дорог общего пользования возросла на 2057 км за счет принятия в сеть дорог общего пользования дорог от сельскохозяйственных предприятий и подъездов к садоводческим кооперативам — 2051 км и нового строительства — 6 км. Твердое покрытие имеют 73.954 км (86,3%) дорог общего пользования, в том числе республиканские — 15.432 км (100%), местные — 58.522 км (83,3%). Прирост протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием за 2007 год составил 867 км, с усовершенствованным — 613 км. Протяженность грунтовых местных автомобильных дорог за 2007 год возросла на 1190 км (за счет принятия в сеть дорог общего пользования сельскохозяйственных дорог и подъездов к садоводческим кооперативам) и составила 11.743 км против 10.553 км по состоянию на 1 января 2007 г. Наличие автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 квадратных километров территории составило 356,2 км, на 1000 жителей страны — 7,6 км. На автодорогах общего пользования находится 5285 мостов, в том числе на республиканских — 2222 моста, на местных — 3063 моста. В 2007 году, как и в предыдущие годы, приоритетным направлением в работе дорожных предприятий являлось поддержание транспортно-эксплуатационного состояния существующей сети автомобильных дорог общего пользования на уровне, обеспечивающем безопасность дорожного движения. Технической инспекцией Республиканского унитарного предприятия «Белорусский дорожный инженерно- технический центр» и автодорами осуществлялся постоянный контроль за эксплуатационным состоянием и качеством содержания автомобильных дорог общего пользования.
В то же время, как отмечают в департаменте «Белавтодор», из-за дефицита средств Республиканского дорожного фонда с просроченными межремонтными сроками по капитальному ремонту эксплуатируется более 64 тыс. км, или 77%, автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, в том числе республиканских дорог — более 12 тыс. км, или 80%. Кроме того, не соответствуют нормативным требованиям по грузоподъемности и габариту 2157 мостов (41%), в том числе на республиканских дорогах — 668 мостов (30%), на местных дорогах — 1489 мостов (49%). По оценке экспертов, основными факторами, влияющими на снижение транспортно-эксплуатационного состояния дорог, являются рост протяженности сети автомобильных дорог общего пользования (в 1,75 раза) и рост количества транспортных средств в стране (в 3,5 раза).
Бюджет республиканского дорожного фонда
Доходы республиканского дорожного фонда в 2007 году составили 1873,6 млрд рублей, а расходы — 1883,9 млрд рублей (с учетом остатков фонда — 10,3 млрд рублей, образовавшихся на 1 января 2007 г. — Прим. авт.). Среди причин — изменения с 1 января 2007 г. условий поставок из России углеводородного сырья и освобождения многих крупнейших предприятий от уплаты налога с пользователей автомобильных дорог. В результате доходы республиканского дорожного фонда были уменьшены на 209,0 млрд рублей. Ситуация с наполнением доходной части республиканского бюджета и республиканского дорожного фонда изменилась в положительную сторону в четвертом квартале 2007 года. Так, согласно указу главы государства доходы республиканского дорожного фонда увеличились на 109 млрд рублей, и расходы — на 209 млрд рублей с учетом использования доходов республиканского бюджета в сумме 100,0 млрд рублей. Уточненная доходная часть республиканского дорожного фонда фактически выполнена на 100,7% и по источникам формирования характеризуется следующими данными:
млрд рублей
Кроме того, Минтрансом был привлечен кредит в объеме 435 млрд рублей, в том числе 217 млрд рублей — в 2007 году, а в 2008 году — 218 млрд рублей. Эти средства направлены на приведение платной автомобильной дороги М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Россией в надлежащее состояние, соответствующее международным требованиям по безопасному и комфортному проезду.
Использование средств РДФ
Уточненные расходы Республиканского дорожного фонда с учетом направления доходов республиканского бюджета в сумме 100 млрд рублей утверждены в сумме 1875,1 млрд рублей и были направлены на финансирование мероприятий по следующим направлениям и в размерах. В 2007 году на дорогах общего пользования за счет средств Республиканского дорожного фонда выполнено работ на сумму 1293,2 млрд рублей, в том числе на республиканских автомобильных дорогах — на 902,9 млрд рублей. При этом капитальным ремонтом отремонтировано 398,5 км дорог при плане 386,4 км и 3675 погонных метров мостов при плане 3408 погонных метров. В составе текущего ремонта устроено 1278 км новых покрытий и слоев износа с применением прогрессивных энергосберегающих технологий «Сларри Сил» и «Новачип» при плане 1274 км и отремонтировано 2012 погонных метров мостов при плане 1902 погонных метров. За 2007 год выполнение Государственной инвестиционной программы по реконструкции и строительству республиканских автомобильных дорог составило 201,3 млрд рублей, или 100,1%. Введено в эксплуатацию 35,8 км республиканских автомобильных дорог и 785,7 погонных метров мостов, в том числе:
— автомобильная дорога М-7/Е-28 Минск — Ошмяны — граница с Литовской Республикой (Каменный Лог) на участке подъезда к автодорожному пункту пропуска «Каменный Лог» 1,0 км;
— автомобильная дорога Р-5 Барановичи — Новогрудок — Ивье от км 36,8 до км 42,3 5,4 км;
— автомобильная дорога Р-20 Витебск — Полоцк — граница с Латвийской Республикой (Григоровщина) от км 48 до км 55 6,9 км;
— автомобильная дорога Р-28 Минск — Молодечно — Нарочь от км 15,3 до км 19,5 3,8 км;
— автомобильная дорога Р-28 Минск — Молодечно — Нарочь от км 19,5 до км 22,6 0,9 км;
— автомобильная дорога Р-93 Могилев — Бобруйск от км 7,8 до км 11,0 3,2 км;
— автомобильная дорога Р-131 Калинковичи — Мозырь от км 19,55 до км 20,91 1,3 км;
— автомобильная дорога — обход г. Слонима от км 8,7 до км 15,6 6,9 км;
— подъезд к границе с Республикой Польша (Домачево) от автомобильной дороги Р-94 от км 0,00 до км 5,271 5,3 км;
— путепровод через железную дорогу Орша — Лепель на км 155 автодороги М-3 Минск — Витебск — 51,8 пог. м с подходами к путепроводу 1,1 км; — мостовой переход на км 8,700 автомобильной дороги Р-109 Лиозно — Ореховск (до автомобильной дороги М-8) 50,2 пог.м;
— мостовой переход через р. Уборть на автодороге Р-128 Туров — Лельчицы — Словечно км 59,722 148,1 пог.м;
— мостовой переход через р. Щара на км 53,734 автомобильной дороги Р-99 Барановичи — Волковыск — Пограничный — Гродно 134,6 пог. м; — мостовой переход через р. Бася на км 47+730 автодороги Р-122 Могилев — Чериков — Костюковичи 241,1 пог. м;
— мостовой переход через р. Днепр на подходе к автомобильной дороге Р-76 Орша — Шклов — Могилев (д. Александрия) 159,9 пог.м.
В 2007 году также велись работы по реконструкции и строительству участков республиканских автомобильных дорог в направлениях Минск — Витебск, Минск — Гродно, Минск — Могилев, Витебск — Полоцк, на обходе г. Витебска, ввод в эксплуатацию которых предусмотрен в 2008 году.
Расходы на содержание сети республиканских дорог составили 244,4 млрд рублей. За счет этих средств было ликвидировано 558 тыс. м2 ямочности, произведена окраска 960 км барьерных и 175 км перильных ограждений, 159 тыс. стоек дорожных знаков, 119 тыс. сигнальных столбиков, отремонтировано 4880 автопавильонов. В целях улучшения безопасности дорожного движения в 2007 году на республиканских дорогах устроено и отремонтировано 130,3 км тротуаров и пешеходных дорожек. Кроме этого, было заасфальтировано 48,5 км обочин на участках передвижения пешеходов вдоль автомобильных дорог и устроено 22,9 км наружного освящения участков дорог в целях снижения аварийности в темное время суток. Для улучшения дорожной безопасности «Белавтодор» обустроил 67 переходно-скоростных полос, а также 232 площадки для остановки автобусов. По этой же программе на 15.432 км республиканских дорогах была обновлена разметка. В то же время дорожники признают, что в результате умышленных и других действий участников дорожного движения (кражи, мелкие хищения, умышленное уничтожение и повреждение дорожного имущества) дорожному хозяйству наносится материальный ущерб. За 2007 год на восстановление потерь от вандализма на республиканских дорогах затрачено около 0,2 млрд рублей. В 2007 году на ремонт автомобильной дороги М-1/Е 30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией освоены средства кредита ОАО «АСБ Беларусбанк» в сумме 117,2 млрд рублей. За счет этих средств капитально отремонтированы участки указанной автомобильной дороги общей протяженностью 138 км при плане 138 км и текущим ремонтом — 217 при плане 198 км. Выполнение работ на местных автомобильных дорогах за 2007 год составило 390,3 млрд рублей (100%), в том числе:
по реконструкции и строительству — 33 млрд рублей (100%); введено в эксплуатацию 90,1 км дорог при плане 87,9 км и 174,7 погонных метра мостов (100%);
по капитальному ремонту — 54,3 км (100,3%); отремонтировано 136,3 км дорог при плане 127,9 км и 649,6 погонных метра мостов при плане 554,7 погонных метра;
по текущему ремонту — 151,9 млрд рублей при программе 152 млрд рублей; отремонтировано 2221,8 км местных дорог и 1891,7 погонных метров мостов; по содержанию освоено 151,8 млрд рублей (99%) при плане 153,2 млрд рублей; экономия составила 1,4 млрд рублей.
В 2007 году на дорогах общего пользования страны обеспечена круглогодичная проезжаемость автотранспортных средств без перерывов и со скоростями движения, установленными правилами дорожного движения.
Техническое перевооружение и ценообразование
В истекшем отчетном году на техническое перевооружение (приобретение машин и механизмов для строительства, ремонта и содержания автодорог общего пользования) подведомственных организаций было направлено 85,2 млрд рублей (100%), что составляет 4,6% от общих расходов. За счет средств республиканского дорожного фонда профинансированы работы на объектах, не относящихся к автомобильным дорогам общего пользования, на сумму 446,5 млрд рублей, или 23,9% от общих расходов фонда, в том числе при создании дополнительной инфраструктуры агрогодков в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы профинансированы согласно предъявленным к оплате документам расходы в сумме 242,1 млрд рублей (99%) при плане 242,4 млрд рублей. При этом на развитие и ремонт проезжей части улиц г. Минска использовано 69,6 млрд рублей (100%), а на строительство южного обхода г. Бреста, обхода г. Ивацевичи, путепровода в г. Речица, полигона Национальной Академии наук в н.п. Озерище — 23 млрд рублей. На развитие и ремонт автомобильных дорог на территории Национальных парков «Беловежская пуща» и «Припятский» использовано 7,69 млрд рублей (100%), Минлесхозом — 3,0 млрд рублей (100%).
Важным звеном в политике ценообразования дорожного хозяйства является работа, выполняемая рабочей группой по подготовке предложений о совершенствовании ценообразования в дорожном хозяйстве департамента «Белавтодор», которая рассматривала и согласовывала цены на основные дорожно- строительные материалы, уточняла порядок расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, осуществляла контроль за расходованием средств дорожных фондов. При этом ограничивалось применение дорогостоящих импортных материалов, велся учет материалов, для покупки которых были выделены целевые авансы. Для успешного функционирования системы ценообразования производилась проверка отпускных цен производителей дорожно- строительных материалов, изделий и конструкций, сопоставление их с ценами на аналогичные материалы, готовились экспертные заключения об уровне цен для их регистрации в Минтрансе. На основании исходных данных организаций отрасли ежемесячно рассчитывались предельные цены на асфальтобетонные смеси по 168 асфальтобетонным заводам. В результате принятых департаментом мер по контролю за стоимостью материалов в 2007 г. сэкономлено 1,8 млрд рублей средств дорожных фондов.
По дорожным материалам снижение стоимости составило:
по железобетонным изделиям — до 27%;
по черному и оцинкованному барьерному ограждению — до 23%;
по дорожным знакам из оцинкованного металла — до 15%;
по машинам и механизмам — до 26% и т.д.
В связи с широким распространением в отрасли новых передовых технологий и высокоэффективной техники активно разрабатывались экономически обоснованные нормы и нормативы на новые машины и механизмы, что позволило достоверно определять стоимость выполняемых работ. При этом рост индекса изменения стоимости дорожных работ, связанный с инфляционными процессами, за 2007 г. составил всего 14,82%. В прошлом году Минтрансом Беларуси была разработана программа ресурсосбережения и снижения себестоимости продукции, работ и услуг до 2010 года. В результате ее выполнения в 2007 году получен эффект в размере 13.175 млн рублей при плане 6.955,7 млн рублей.
Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
На финансирование местного дорожного хозяйства выделено порядка 421 млрд рублей. Эти средства будут использованы в том числе на выполнение Государственной программы возрождения и развития села в части строительства и ремонта дорог. Напомним, что сеть автомобильных дорог общего пользования составляет 85,6 тыс. км, в том числе республиканские дороги — 15,4 тыс. км, и местные дороги — 70,2 тыс. км. По информации департамента, восстановительная стоимость основных фондов предприятий дорожной отрасли (республиканской и коммунальной форм собственности) составляет 28,7 трлн рублей, или 9,2% всех основных фондов Беларуси. За 2007 год сеть автомобильных дорог общего пользования возросла на 2057 км за счет принятия в сеть дорог общего пользования дорог от сельскохозяйственных предприятий и подъездов к садоводческим кооперативам — 2051 км и нового строительства — 6 км. Твердое покрытие имеют 73.954 км (86,3%) дорог общего пользования, в том числе республиканские — 15.432 км (100%), местные — 58.522 км (83,3%). Прирост протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием за 2007 год составил 867 км, с усовершенствованным — 613 км. Протяженность грунтовых местных автомобильных дорог за 2007 год возросла на 1190 км (за счет принятия в сеть дорог общего пользования сельскохозяйственных дорог и подъездов к садоводческим кооперативам) и составила 11.743 км против 10.553 км по состоянию на 1 января 2007 г. Наличие автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 квадратных километров территории составило 356,2 км, на 1000 жителей страны — 7,6 км. На автодорогах общего пользования находится 5285 мостов, в том числе на республиканских — 2222 моста, на местных — 3063 моста. В 2007 году, как и в предыдущие годы, приоритетным направлением в работе дорожных предприятий являлось поддержание транспортно-эксплуатационного состояния существующей сети автомобильных дорог общего пользования на уровне, обеспечивающем безопасность дорожного движения. Технической инспекцией Республиканского унитарного предприятия «Белорусский дорожный инженерно- технический центр» и автодорами осуществлялся постоянный контроль за эксплуатационным состоянием и качеством содержания автомобильных дорог общего пользования.
В то же время, как отмечают в департаменте «Белавтодор», из-за дефицита средств Республиканского дорожного фонда с просроченными межремонтными сроками по капитальному ремонту эксплуатируется более 64 тыс. км, или 77%, автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, в том числе республиканских дорог — более 12 тыс. км, или 80%. Кроме того, не соответствуют нормативным требованиям по грузоподъемности и габариту 2157 мостов (41%), в том числе на республиканских дорогах — 668 мостов (30%), на местных дорогах — 1489 мостов (49%). По оценке экспертов, основными факторами, влияющими на снижение транспортно-эксплуатационного состояния дорог, являются рост протяженности сети автомобильных дорог общего пользования (в 1,75 раза) и рост количества транспортных средств в стране (в 3,5 раза).
Бюджет республиканского дорожного фонда
Доходы республиканского дорожного фонда в 2007 году составили 1873,6 млрд рублей, а расходы — 1883,9 млрд рублей (с учетом остатков фонда — 10,3 млрд рублей, образовавшихся на 1 января 2007 г. — Прим. авт.). Среди причин — изменения с 1 января 2007 г. условий поставок из России углеводородного сырья и освобождения многих крупнейших предприятий от уплаты налога с пользователей автомобильных дорог. В результате доходы республиканского дорожного фонда были уменьшены на 209,0 млрд рублей. Ситуация с наполнением доходной части республиканского бюджета и республиканского дорожного фонда изменилась в положительную сторону в четвертом квартале 2007 года. Так, согласно указу главы государства доходы республиканского дорожного фонда увеличились на 109 млрд рублей, и расходы — на 209 млрд рублей с учетом использования доходов республиканского бюджета в сумме 100,0 млрд рублей. Уточненная доходная часть республиканского дорожного фонда фактически выполнена на 100,7% и по источникам формирования характеризуется следующими данными:
млрд рублей
Источники формирования | Уточненный план доходов на 2007 год | Фактически поступило в 2007 году | Отклонение от плана | % к плану |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Доходы всего | 1773,6 | 1786,0 | +12,4 | 100,7 |
в том числе: налог с пользователей автомобильных дорог | 987,2 | 983,1 | -4,1 | 99,6 |
акцизы на автомобильное топливо (кроме импортированного) | 634,7 | 645,4 | +10,7 | 101,7 |
налог на приобретение автотранспортных средств | 53,8 | 56,3 | +2,5 | 104,7 |
плата за проезд ТКТС по автомобильным дорогам общего пользования | 9,1 | 8,6 | -0,5 | 93,7 |
сбор за проезд автотранспортных средств по дорогам общего пользования РБ | 7,7 | 8,4 | +0,7 | 109,0 |
плата за выдачу разрешений на проезд автотранспортных средств по дорогам иностранных государств, территориям РБ | 7,3 | 8,7 | +1,4 | 119,0 |
плата за проезд автотранспортных средств по автомобильной дороге М-I/Е30 | 73,2 | 75,1 | +1,9 | 102,5 |
Прочие поступления | 0,6 | 0,4 | -0,2 | 58,6 |
Кроме того, Минтрансом был привлечен кредит в объеме 435 млрд рублей, в том числе 217 млрд рублей — в 2007 году, а в 2008 году — 218 млрд рублей. Эти средства направлены на приведение платной автомобильной дороги М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Россией в надлежащее состояние, соответствующее международным требованиям по безопасному и комфортному проезду.
Использование средств РДФ
Уточненные расходы Республиканского дорожного фонда с учетом направления доходов республиканского бюджета в сумме 100 млрд рублей утверждены в сумме 1875,1 млрд рублей и были направлены на финансирование мероприятий по следующим направлениям и в размерах. В 2007 году на дорогах общего пользования за счет средств Республиканского дорожного фонда выполнено работ на сумму 1293,2 млрд рублей, в том числе на республиканских автомобильных дорогах — на 902,9 млрд рублей. При этом капитальным ремонтом отремонтировано 398,5 км дорог при плане 386,4 км и 3675 погонных метров мостов при плане 3408 погонных метров. В составе текущего ремонта устроено 1278 км новых покрытий и слоев износа с применением прогрессивных энергосберегающих технологий «Сларри Сил» и «Новачип» при плане 1274 км и отремонтировано 2012 погонных метров мостов при плане 1902 погонных метров. За 2007 год выполнение Государственной инвестиционной программы по реконструкции и строительству республиканских автомобильных дорог составило 201,3 млрд рублей, или 100,1%. Введено в эксплуатацию 35,8 км республиканских автомобильных дорог и 785,7 погонных метров мостов, в том числе:
— автомобильная дорога М-7/Е-28 Минск — Ошмяны — граница с Литовской Республикой (Каменный Лог) на участке подъезда к автодорожному пункту пропуска «Каменный Лог» 1,0 км;
— автомобильная дорога Р-5 Барановичи — Новогрудок — Ивье от км 36,8 до км 42,3 5,4 км;
— автомобильная дорога Р-20 Витебск — Полоцк — граница с Латвийской Республикой (Григоровщина) от км 48 до км 55 6,9 км;
— автомобильная дорога Р-28 Минск — Молодечно — Нарочь от км 15,3 до км 19,5 3,8 км;
— автомобильная дорога Р-28 Минск — Молодечно — Нарочь от км 19,5 до км 22,6 0,9 км;
— автомобильная дорога Р-93 Могилев — Бобруйск от км 7,8 до км 11,0 3,2 км;
— автомобильная дорога Р-131 Калинковичи — Мозырь от км 19,55 до км 20,91 1,3 км;
— автомобильная дорога — обход г. Слонима от км 8,7 до км 15,6 6,9 км;
— подъезд к границе с Республикой Польша (Домачево) от автомобильной дороги Р-94 от км 0,00 до км 5,271 5,3 км;
— путепровод через железную дорогу Орша — Лепель на км 155 автодороги М-3 Минск — Витебск — 51,8 пог. м с подходами к путепроводу 1,1 км; — мостовой переход на км 8,700 автомобильной дороги Р-109 Лиозно — Ореховск (до автомобильной дороги М-8) 50,2 пог.м;
— мостовой переход через р. Уборть на автодороге Р-128 Туров — Лельчицы — Словечно км 59,722 148,1 пог.м;
— мостовой переход через р. Щара на км 53,734 автомобильной дороги Р-99 Барановичи — Волковыск — Пограничный — Гродно 134,6 пог. м; — мостовой переход через р. Бася на км 47+730 автодороги Р-122 Могилев — Чериков — Костюковичи 241,1 пог. м;
— мостовой переход через р. Днепр на подходе к автомобильной дороге Р-76 Орша — Шклов — Могилев (д. Александрия) 159,9 пог.м.
В 2007 году также велись работы по реконструкции и строительству участков республиканских автомобильных дорог в направлениях Минск — Витебск, Минск — Гродно, Минск — Могилев, Витебск — Полоцк, на обходе г. Витебска, ввод в эксплуатацию которых предусмотрен в 2008 году.
Расходы на содержание сети республиканских дорог составили 244,4 млрд рублей. За счет этих средств было ликвидировано 558 тыс. м2 ямочности, произведена окраска 960 км барьерных и 175 км перильных ограждений, 159 тыс. стоек дорожных знаков, 119 тыс. сигнальных столбиков, отремонтировано 4880 автопавильонов. В целях улучшения безопасности дорожного движения в 2007 году на республиканских дорогах устроено и отремонтировано 130,3 км тротуаров и пешеходных дорожек. Кроме этого, было заасфальтировано 48,5 км обочин на участках передвижения пешеходов вдоль автомобильных дорог и устроено 22,9 км наружного освящения участков дорог в целях снижения аварийности в темное время суток. Для улучшения дорожной безопасности «Белавтодор» обустроил 67 переходно-скоростных полос, а также 232 площадки для остановки автобусов. По этой же программе на 15.432 км республиканских дорогах была обновлена разметка. В то же время дорожники признают, что в результате умышленных и других действий участников дорожного движения (кражи, мелкие хищения, умышленное уничтожение и повреждение дорожного имущества) дорожному хозяйству наносится материальный ущерб. За 2007 год на восстановление потерь от вандализма на республиканских дорогах затрачено около 0,2 млрд рублей. В 2007 году на ремонт автомобильной дороги М-1/Е 30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией освоены средства кредита ОАО «АСБ Беларусбанк» в сумме 117,2 млрд рублей. За счет этих средств капитально отремонтированы участки указанной автомобильной дороги общей протяженностью 138 км при плане 138 км и текущим ремонтом — 217 при плане 198 км. Выполнение работ на местных автомобильных дорогах за 2007 год составило 390,3 млрд рублей (100%), в том числе:
по реконструкции и строительству — 33 млрд рублей (100%); введено в эксплуатацию 90,1 км дорог при плане 87,9 км и 174,7 погонных метра мостов (100%);
по капитальному ремонту — 54,3 км (100,3%); отремонтировано 136,3 км дорог при плане 127,9 км и 649,6 погонных метра мостов при плане 554,7 погонных метра;
по текущему ремонту — 151,9 млрд рублей при программе 152 млрд рублей; отремонтировано 2221,8 км местных дорог и 1891,7 погонных метров мостов; по содержанию освоено 151,8 млрд рублей (99%) при плане 153,2 млрд рублей; экономия составила 1,4 млрд рублей.
В 2007 году на дорогах общего пользования страны обеспечена круглогодичная проезжаемость автотранспортных средств без перерывов и со скоростями движения, установленными правилами дорожного движения.
Техническое перевооружение и ценообразование
В истекшем отчетном году на техническое перевооружение (приобретение машин и механизмов для строительства, ремонта и содержания автодорог общего пользования) подведомственных организаций было направлено 85,2 млрд рублей (100%), что составляет 4,6% от общих расходов. За счет средств республиканского дорожного фонда профинансированы работы на объектах, не относящихся к автомобильным дорогам общего пользования, на сумму 446,5 млрд рублей, или 23,9% от общих расходов фонда, в том числе при создании дополнительной инфраструктуры агрогодков в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы профинансированы согласно предъявленным к оплате документам расходы в сумме 242,1 млрд рублей (99%) при плане 242,4 млрд рублей. При этом на развитие и ремонт проезжей части улиц г. Минска использовано 69,6 млрд рублей (100%), а на строительство южного обхода г. Бреста, обхода г. Ивацевичи, путепровода в г. Речица, полигона Национальной Академии наук в н.п. Озерище — 23 млрд рублей. На развитие и ремонт автомобильных дорог на территории Национальных парков «Беловежская пуща» и «Припятский» использовано 7,69 млрд рублей (100%), Минлесхозом — 3,0 млрд рублей (100%).
Важным звеном в политике ценообразования дорожного хозяйства является работа, выполняемая рабочей группой по подготовке предложений о совершенствовании ценообразования в дорожном хозяйстве департамента «Белавтодор», которая рассматривала и согласовывала цены на основные дорожно- строительные материалы, уточняла порядок расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, осуществляла контроль за расходованием средств дорожных фондов. При этом ограничивалось применение дорогостоящих импортных материалов, велся учет материалов, для покупки которых были выделены целевые авансы. Для успешного функционирования системы ценообразования производилась проверка отпускных цен производителей дорожно- строительных материалов, изделий и конструкций, сопоставление их с ценами на аналогичные материалы, готовились экспертные заключения об уровне цен для их регистрации в Минтрансе. На основании исходных данных организаций отрасли ежемесячно рассчитывались предельные цены на асфальтобетонные смеси по 168 асфальтобетонным заводам. В результате принятых департаментом мер по контролю за стоимостью материалов в 2007 г. сэкономлено 1,8 млрд рублей средств дорожных фондов.
По дорожным материалам снижение стоимости составило:
по железобетонным изделиям — до 27%;
по черному и оцинкованному барьерному ограждению — до 23%;
по дорожным знакам из оцинкованного металла — до 15%;
по машинам и механизмам — до 26% и т.д.
В связи с широким распространением в отрасли новых передовых технологий и высокоэффективной техники активно разрабатывались экономически обоснованные нормы и нормативы на новые машины и механизмы, что позволило достоверно определять стоимость выполняемых работ. При этом рост индекса изменения стоимости дорожных работ, связанный с инфляционными процессами, за 2007 г. составил всего 14,82%. В прошлом году Минтрансом Беларуси была разработана программа ресурсосбережения и снижения себестоимости продукции, работ и услуг до 2010 года. В результате ее выполнения в 2007 году получен эффект в размере 13.175 млн рублей при плане 6.955,7 млн рублей.
Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 20 за 2008 год в рубрике дороги