Коллегия Белавтодор: охрана труда в центре внимания

Решение вопросов профилактики производственного травматизма благодаря совместным усилиям департамента «Белавтодор», руководства предприятий дорожной отрасли, их структурных подразделений в последние годы удалось перевести в конкретную практическую плоскость. Сама жизнь диктует, что в условиях усложнения производства, выхода дорожных технологий на совершенно новый уровень по старинке подходить к этому вопросу уже никак нельзя. Речь идет о создании системы управления охраной труда с учетом дорожной специфики и специфики каждого предприятия. Это позволяет выявлять глубинные негативные процессы. Вмешательство в них приводит к предотвращению тех ЧП на производстве, которые сейчас порой представляются просто стихийными и непрофилактируемыми.

В этом ключе и рассматривался на недавно состоявшейся коллегии дорожного ведомства вопрос «О состоянии работы по профилактике производственного травматизма и ходе внедрения современных систем управления охраной труда в организациях департамента «Белавтодор». С основным докладом на эту тему выступил начальник отдела координации и подрядных работ департамента Юрий Барковский. По его словам, в первом квартале 2008 г. дорожными организациями была продолжена работа по выполнению мероприятий республиканской и отраслевой целевых программ по улучшению условий и охраны труда до 2010 года. На реализацию этих мероприятий, как отмечает Ю. Барковский, дорожными организациями направлено около 9,9 млрд руб. Вопросы охраны труда рассмотрены также и на итоговых профсоюзных конференциях и балансовых комиссиях. Отметим, что помимо вышеуказанной суммы более 2 млрд руб. направлено из средств республиканского дорожного фонда на техническое перевооружение и модернизацию действующих производств, на финансирование работ по совершенствованию правовой базы и повышению уровня социальной защиты работников от профессионального риска. С 10 марта 2008 г. введены в действие «Отраслевые правила по охране труда при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог». Департаментом постоянно осуществляется информационное обеспечение дорожных организаций по спектру вопросов охраны труда. Все более значительное место отводится обучению работников. На должном уровне в УО ГУЦ «Белдорстрой» проведены обучение и проверка знаний 152 руководителей и специалистов дорожных организаций по вопросам охраны труда. За первый квартал 2008 года по вопросам охраны труда повысили квалификацию более 390 руководителей и специалистов, 940 рабочих. В целом же в дорожных организациях принято более 95 правил и инструкций по охране труда, оборудовано 16 кабинетов по охране труда. В результате проведенной работы состояние дел в части обеспечения здоровых и безопасных условий труда на производстве улучшилось. Все это является хорошей основой для дальнейшего продвижения вперед.

К слову, в I квартале 2008 года в дорожных организациях произошло 6 несчастных случаев на производстве, в результате которых пострадало 6 человек, из которых один получил смертельную травму и двое — тяжелую. В сравнении с аналогичным периодом 2007 года наблюдается снижение уровня производственного травматизма в дорожных организациях по количеству потерпевших на 25%, со смертельным исходом — на 67% и с тяжелым исходом — на 33%. Количество дней нетрудоспособности сократилось со 104 до 87. В целом анализ всех случаев производственного травматизма показал, что основными их причинами явились нарушения правил дорожного движения, трудовой и производственной дисциплины, а также недостаточная внимательность потерпевших. Департаментом «Белавтодор» еженедельно осуществляется сбор и анализ данных о производственном травматизме, совместно с лабораторией охраны труда ГП «БелдорНИИ» составляются квартальные отчеты и справка, которые затем направляются в дорожные организации для проведения профилактической работы. Вместе с тем, Юрий Барковский предупредил о строгой ответственности руководителей за предоставление искаженной информации или ее задержку. В отчетный период Службой ведомственного контроля департамента «Белавтодор» проведено 17 плановых и 6 внеплановых проверок соблюдения законодательства о труде и охране труда. В результате в ряде организаций выявлены нарушения условий и охраны труда, соблюдения трудового законодательства. Наибольшее количество нарушений выявлено в РМУП «Мостоотряд №425, РУП «Белдортранс» и «Белдорресурс». В ряде организаций на момент проверки не выполнено решение коллегии департамента «Белавтодор» в части повышения эффективности работы служб и специалистов по охране труда, подчинению их непосредственно руководителям. В ряде случаев допускается использование неисправного оборудования при отсутствии предохранительных и защитных устройств. Не везде еще осуществляется ежедневный предрейсовый медицинский осмотр водителей. Не организован действенный контроль за исполнением предписаний, выдаваемых инженерами по охране труда. В МСУ-6 РУП «Мостострой» и РМУП «МО №425» не выполняется ряд требований по санитарно-бытовому обеспечению на строительных объектах. В большинстве проверенных организаций установлена недостаточная компетентность и низкий уровень знаний линейного персонала (мастера, прорабы, механики) вопросов охраны труда. Несмотря на выявленный ряд недостатков в организации работы по охране труда, на предложение ГП «БелдорНИИ» об оказании методической помощи и проведении обучающих семинаров по актуальным вопросам охраны труда на бесплатной основе заявки поступили только от 4-х организаций (РУП «Белавтострада», «Могилевавтодор», «ДСТ №7» и ОАО «ДСТ №3»). Все вышеперечисленные, а также ряд других проблем по обеспечению безопасности работников в строительстве начинаются с этапа проектирования. Существует проблема несоответствия проектной документации требованиям законодательства об охране труда. Как показали проверки, в проектах производства работ и технологических картах не в полной мере отражены конкретные требования безопасного производства работ, нормы санитарно-гигиенического обслуживания работников, освещенности рабочих мест и пожарной безопасности. А вместо конкретных требований безопасности делаются ссылки на нормативные документы (СНиПы, ГОСТы и др.). В январе 2008 г. специалистами Гомельского областного управления Департамента государственной инспекции труда проведена повторная проверка состояния условий и охраны труда в дорожных организациях. В ходе ее выявлен ряд нарушений. В целях дальнейшего предупреждения производственного травматизма и гибели людей на производстве принято решение о внедрении предприятиями до 1 декабря 2008 г. СТБ «Системы управления охраной труда». В целях последовательного улучшения ситуации и создания здоровых и безопасных условий труда на производстве необходима целенаправленная работа всех работников дорожных организаций включая линейный персонал по разработке, внедрению и сертификации СУОТ в необходимые сроки.

После достаточно обстоятельного доклада Юрия Барковского коллегия заслушала отчеты работы ряда руководителей предприятий. Перед участниками коллегии выступил председатель РКБ работников автотранспорта и дорожного хозяйства Иван Боровой, обозначивший нерешенные задачи в деле достойной организации труда и быта работающих. Он также отметил необходимость оптимального использования Отраслевого оздоровительного комплекса для укрепления здоровья непосредственно дорожников. В свою очередь, заместитель директора департамента Григорий Шульга напомнил руководителям о необходимости учета в системе организации труда и вопросов соблюдения работниками предприятий единой формы рабочей спецодежды. В начале строительного сезона следует согласно существующим нормативам подкрасить технику, обновить дорожную символику. Для профилактики производственного травматизма, в том числе и по причине пьянства, следует обратить особое внимание на организацию работы как каждого подразделения, так и отдельных работников. Особое внимание в настоящее время следует уделять обустройству мест производства работ. В заключительном слове директор департамента Анатолий Лытин подчеркнул, что в целом предприятия отрасли в деле профилактики ЧП на производстве и внедрения новых форм в организацию труда на правильном пути. Руководство предприятий, их структурных подразделений уже хорошо представляет, что нужно предпринимать, чтобы не допускать всплеска производственного травматизма. «Теперь главное — наладить надежное исполнение и контроль, — сказал он. — При всем этом нельзя забывать такие значимые рычаги, как поощрение тех, у кого нет замечаний по соблюдению техники безопасности труда». Включать в этот список необходимо и общественных инспекторов. Анатолий Лытин еще раз обратил внимание руководителей разного ранга на необходимость в обязательном порядке осуществлять проверку своих работников на предмет выполнения ими всех требований дисциплины труда с обязательной записью результатов проверки в спецжурналах.

Василий КУРЛОВИЧ, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 19 за 2008 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость