Как привлечь инвестора в придорожный сервис?

В последние годы многообразным вопросам развития придорожного сервиса департамент «Белавтодор» уделяет значительное внимание. Не обошли стороной эти вопросы и на очередном своем заседании коллегии дорожной отрасли, на которой был рассмотрен ход выполнения заданий программы «Дороги Беларуси» и поручений Совета Министров по развитию объектов придорожного сервиса.

С докладом выступил начальник управления содержания дорожной сети департамента Александр Головнев. По его словам, в развитии объектов придорожного сервиса в рамках реализации программы сделано уже немало, однако работа продолжается на перспективу. Напомним, что в департаменте принято решение о трехуровневой градации объектов сервиса для пользователей дорог. В первый уровень входят площадки отдыха, во второй — кафе, пункты питания, автостоянки, в третий — АЗС, гостиницы. А. Головнев подчеркнул, что департаментом как непосредственным координатором с участием всех заинтересованных инстанций проведена инспекция всех объектов придорожного сервиса, после чего были внесены изменения в Генеральную схему развития данного вида сервиса на республиканских автодорогах до 2010 года. Кроме этого, подготовлен проект указа главы государства, предоставляющий ряд льгот владельцам сервисных объектов. Этот документ уже прошел согласования в правительстве, и сейчас автодорами проводится работа с потенциальными сервисменами по наведению порядка в вопросах, связанных с отводом земли под сервисные объекты. «Департамент видит свою задачу и непосредственно подведомственных организаций во всестороннем содействии заинтересованным в строительстве сервисных объектов, по размещению и функционированию этих объектов на автомобильных дорогах», — сказал А. Головнев. Отметим, что при согласовании подобного размещения руководителям предприятий республиканских и местных автодорог следует руководствоваться постановлением Совета Министров от 29 ноября 2000 г. №1816 «Об упорядочении размещения и функционирования объектов сервиса на автодорогах общего пользования и положением «О порядке размещения, строительства и функционирования объектов сервиса на автодорогах общего пользования». При рассмотрении заявлений, выдаче технических условий на размещение и согласовании проектов объектов придорожного сервиса дорожникам необходимо строго руководствоваться сроками, доведенными департаментом. В то же время учет объектов придорожного сервиса должен проводиться в строгом соответствии с законом страны «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности». А руководителям дорожных предприятий следует еще более строго относиться к выполнению требований в части поддержания эстетического внешнего вида и санитарного состояния эксплуатируемых объектов и прилегающих территорий. Ну и, конечно, выполнять весь перечень требований к организации и проведению работ по содержанию и благоустройству площадок (мест) отдыха, расположенных в полосах отвода и контролируемых зонах автодорог общего пользования, и прилегающих к ним территорий.

А. Головнев также сообщил, что в период развития туристических объектов значительное внимание предстоит уделить и созданию общественных туалетных комплексов для обслуживания туристических групп. Вместе с тем, автодоры не могут и не должны превращаться в просто ответственных исполнителей. Основная их роль — координация и контроль. В частности, руководителям предприятий и РУП «Белгипродор» следует не реже одного раза в полугодие совместно с заинтересованными службами проводить проверки объектов придорожного сервиса на соответствие уровня и условий обслуживания в них требованиям законодательства. В то же время департамент продолжит работу по координации деятельности министерств, ведомств, организаций, инициированию и решению иных вопросов. Предстоит проделать огромный объем работы, в том числе и организационной. Так, по-прежнему отмечается довольно низкий уровень ответственности за развитие в стране придорожного сервиса других структур. Так, в 1-м квартале этого года в Минском облисполкоме планировалось провести совместное республиканское совещание всех заинтересованных сторон (Минтранс, облисполком, Минторг, Белкоопсоюз, Белнефтехим) по развитию придорожного сервиса. Но до сих пор подобное мероприятие так и не было проведено. Беспокоит специалистов департамента и такой непростой вопрос, как привлечение инвестиций к созданию придорожной сервисной инфраструктуры. «Задача перед всеми наисложнейшая — сформировать сначала предложение, за которым должен последовать спрос, — подчеркнул Александр Головнев. — Длительные сроки окупаемости подобных объектов — одна из основных причин того, что пока лишь только 5% от всех заявленных инвесторов обратились в Госкомитет по имуществу, ведающему вопросами отвода земли». В этой связи департамент «Белавтодор» основной своей задачей считает именно привлечение крупного инвестора, так как только такой инвестор может создать объекты сервиса, отвечающие европейским требованиям. Ведь мелкий инвестор ждет быстрой отдачи от вложенных средств, а ее-то как раз и нет. В свою очередь, заместитель министра директор департамента Анатолий Лытин отметил, что, несмотря на наметившиеся положительные тенденции в развитии придорожного сервиса, есть еще много нерешенных задач. «Казалось бы, найдены те нити, которые все-таки позволят в ныне сложившемся управленческом формате продвигаться вперед, — сказал он. — В деле достижения результатов на самом высоком уровне сформирована теоретическая часть, а вот над практической частью всем заинтересованным инстанциям следует потрудиться еще немало». В то же время Анатолий Лытин сообщил, что координация в реализации этих вопросов за дорожниками, поэтому и с департамента будет спрос. «Координатор хоть непосредственно и не реализовывает проекты, но ему даны полномочия собирать информацию и владеть ею, то есть право знать все, в том числе и зарубежный опыт, — пояснил он. — Например, в Германии создаются акционерные общества, занимающиеся, в частности, подбором клиентов для оказания им помощи в организации своего дела в области сервисных придорожных услуг. Почему бы и в Беларуси не попробовать подобное?» По итогам рассмотрения вопроса коллегия департамента «Белавтодор» приняла соответствующее постановление.

Василий КУРЛОВИЧ, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 19 за 2008 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость