На старте строительного сезона

Позади не только зима, когда усилия дорожных организаций были сосредоточены на борьбе со снегом и гололедом, но вот уже и последний весенний месяц на дворе, а значит, завершается подготовка дорог к летней эксплуатации, местами подрядчики уже приступили к укладке верхних слоев покрытия. И от того, как организации отрасли, да и сами дороги, войдут в сезон, во многом зависит, каким он будет. О том, что уже сделано и что необходимо предпринять, чтобы достигнуть положительных результатов, шла речь на коллегии департамента «Белавтодор», в ходе которой были подведены итоги первого квартала.

С основным докладом по этому вопросу выступил заместитель директора Михаил Пихутин. По его словам, фактические затраты на содержание, ремонт, строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования в первом квартале с учетом выполнения Государственной программы возрождения и развития села к настоящему времени профинансированы в полном объеме. Кроме того, для финансирования объектов ремонта автомобильной дороги М- 1/Е30 привлечено 25 млрд рублей кредитных ресурсов. В отчетном периоде программа работ на республиканских дорогах выполнена в целом (108%) и по всем их видам в отдельности. Программой работ текущего года на 188 объектах республиканских дорог предусмотрено выполнение капитального ремонта, проектно-сметная документация имеется на 82% объектов, проведены тендеры и заключены договора на 70%. Что касается объектов строительства и реконструкции, включенных в Государственную инвестиционную программу, то по всем из них не только имеется утвержденная ПСД, но и проведены торги по выбору подрядчиков. При общем выполнении программы дорожных работ на двух объектах капитального ремонта (из 73-х, на которых велись работы) в отчетный период были зафиксированы отставания. Следует отметить, что в основном они незначительные, и упущенное будет наверстано в самое ближайшее время. Как отметил Михаил Пихутин, у заказчиков нередко возникают вопросы к проектировщикам в части соблюдения сроков по выдаче проектно-сметной документации, определению окончательной стоимости проекта. К примеру, в первом квартале некоторое напряжение возникло в части выдачи ПСД на объекты капитального ремонта автомобильной дороги М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией. В этом году здесь достаточно насыщенная программа, и любое промедление может серьезно повлиять на конечный результат.

Что касается подрядных организаций департамента, то в отчетный период они сработали неплохо: общий объем работ выполнен на 115,8% к плану, в том числе по дорожной отрасли — на 115,3%. Для других министерств и ведомств выполнено работ на сумму более 26 млрд рублей. На местной сети автодорог выполнение программы работ составило 100,3%: текущим ремонтом отремонтировано 79 км дорог, капитальным — 5, реконструировано и построено 7 км. В соответствии с указом главы государства в рамках Программы возрождения и развития села на модернизацию автомобильных дорог общего пользования в текущем году планируется направить 328 млрд рублей. На сегодняшний день обеспеченность этих объектов проектно-сметной документацией составляет более 90%. Между тем, выполнение Государственной программы возрождения и развития села в части, касающейся местных автодорог, по итогам первого квартала составило 100,1%, здесь отремонтировано, реконструировано и построено около 75 км дорог. В первом квартале освоено 2,7 млрд рублей из 242 млрд рублей, выделенных Минсельхозпроду из республиканского дорожного фонда на дополнительную инфраструктуру. «Выполнение программы дорожных работ обеспечило выполнение основных параметров прогноза социально-экономического развития департамента «Белавтодор», — подчеркнул Михаил Пихутин. Так, основной целевой показатель по снижению расхода топливно-энергетических ресурсов к уровню их потребления в 2007 году в сопоставимых условиях выполнен в размере 8,9% при задании 8%. Обеспечен рост инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах. Он составил 123%, всего привлечено 67 млрд рублей. Организации департамента использовали порядка 97% начисленного в первом квартале амортизационного фонда, однако с учетом остатка — 30%. У облдорстроев с учетом остатка использовано 10% амортфонда. В отчетный период не в полном объеме были освоены средства республиканского дорожного фонда на приобретение оборудования: увы, но концерн «Белресурсы» слишком медленными темпами осуществляет процедуру закупок. Рост производства товарной продукции промышленности в сопоставимых ценах составил 119,4% (план 108%), обеспечено выполнение задания по всей номенклатуре выпускаемой продукции: железобетонные конструкции, щебень, барьерное ограждение и др. Выполнено также задание по строительству жилья: к настоящему времени введено в эксплуатацию более четверти от необходимого на год. В то же время, «Белдортехника» и «Мадикор» не смогли обеспечить нужное соотношение запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства (в целом по отрасли вышло 69% при задании 60%), а «Дорстройиндустрия» — запланированные показатели по росту производства потребительских товаров (соответственно, 109,6% при задании 111%). Отдельно докладчик остановился на объектах сверхнормативного незавершенного строительства. В свое время департаментом были утверждены необходимые мероприятия на 2005-2010 годы, но не все организации обеспечили выполнение графика, и к настоящему времени истек срок по шести объектам. Темпы роста производительности труда в целом по отрасли опережают темпы роста заработной платы, однако не все организации смогли соблюсти должные пропорции. Убытки в первом квартале были получены «Мостостроем» и четырьмя его филиалами, с минусом сработал и «Минскоблдорстрой». В докладе также было акцентировано внимание на взаиморасчетах между организациями департамента: заказчики не всегда своевременно рассчитываются с подрядчиками, а последние — с субподрядчиками. Тем самым отдельные руководители ставят своих коллег в достаточно сложное положение, особенно с учетом того фактора, что решение о выделении кредитных ресурсов еще не принято, но программу работ выполнять нужно. Между тем, соответствующий проект указа сейчас находится в Администрации главы государства, а пока с Министерством финансов достигнута договоренность о передвижке части средств четвертого квартала на второй. Завершая свое выступление, Михаил Пихутин подчеркнул, что во втором квартале руководителям отраслевых организаций необходимо, в первую очередь, обеспечить выполнение программы дорожных работ; всех доведенных показателей прогноза социально-экономического развития и заданий, бизнес-планов развития; соотношение темпов роста среднемесячной зарплаты с темпами роста производительности труда.

По традиции после основного доклада коллегия заслушала руководителей ряда предприятий, допустивших те или иные недостатки в своей работе. Директора департамента «Белавтодор» Анатолия Лытина прежде всего интересовала ситуация на важнейших объектах — в частности, на М-1/Е30. Если в прошлом году здесь было освоено 116 млрд рублей заемных средств, то в этом предстоит уже 319 млрд рублей, а в целом — завершить комплексный ремонт дороги по поручению руководства страны. Естественно, председателя коллегии не удовлетворяет нынешнее положение дел на этой дороге, когда проектно-сметная документация выдается с задержкой. Руководство «Минскавтодор-Центра», «Белавтострады» и «Белгипродора» в лице Юрия Масюка, Марика Пильчука и Олега Пигунова попытались объяснить причины возникшей ситуации. Заслушав эту информацию, Анатолий Лытин потребовал принять исчерпывающие меры по неукоснительному соблюдению утвержденного графика работ и наметил рассмотреть этот вопрос на ближайшем заседании штаба. Генеральный директор РУП «Белдорцентр» Николай Чернюк остановился на отдельных аспектах работы технического надзора. В частности, он отметил, что эксплуатационные организации не всегда оперативно осуществляют ликвидацию дефектов, в том числе и критических, влияющих на безопасность дорожного движения. В свою очередь, руководитель штаба отрасли Анатолий Лытин призвал «Белдорцентр» быть на острие в данном вопросе, инициировать предложения по улучшению организации работ отраслевых организаций в деле содержания и ремонта дорог, повышения безопасности дорожного движения. Определенные выводы необходимо сделать по итогам прошедшей зимы: возможно, следует несколько сместить время пересменок с тем, чтобы обеспечить максимально комфортные условия для движения транспорта в пиковые часы, особенно в утреннее время суток. Есть вопросы у директора департамента и к регламенту выполнения работ по содержанию, в том числе по контролю за этим процессом. В свою очередь, заместитель директора «Белавтодора» Григорий Шульга призвал руководителей отраслевых организаций своевременно осуществлять расчеты друг с другом. Он также сакцентировал внимание на таком вопросе, как оборудование мест производства работ необходимыми техническими средствами организации дорожного движения. По итогам рассмотрения результатов работы дорожной отрасли в первом квартале коллегией департамента «Белавтодор» было принято соответствующее постановление.

Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 18 за 2008 год в рубрике дороги

©1995-2022 Строительство и недвижимость