«Белавтодор»: Введение сезонных ограничений — вынужденная мера

В преддверии весеннего сезона работники дорожной отрасли усиленно подготавливают дорожное полотно к паводкам, которые в этот период оказывают разрушающее влияние. Согласно постановлению департамента в течение месяца — с 20 марта по 20 апреля мая 2008 года — на ряде республиканских дорог вводятся ограничения движения транспортных средств с осевыми нагрузками, превышающими установленные этим документом значения. Как отмечают в «Белавтодоре», сегодня эта мера вынужденная, однако в перспективе — к 2015 году — сезонные ограничения на основных транспортных артериях для тяжелогруженого транспорта планируется не вводить.

Государство пытается найти тот баланс, который позволяет, с одной стороны, получить прибыль от перевозок, а с другой — не допустить несоразмерного ущерба для национальных дорог. Так, в прошлом году на республиканских автодорогах были введены ограничения на проезд транспорта массой от 6 до 9 тонн на одиночную ось с 15 марта по 1 мая. В указанный период сезонные ограничения действовали на 6997 км республиканских дорог, что на 1045 км меньше, чем в 2006 году. Значительно уменьшилась и протяженность участков дорог с ограничением нагрузки на одиночную ось до 8 тонн: с 5410 км до 3890 км. Кроме того, весенние ограничения не распространялись на следующие автомобильные дороги и их участки: М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией, М-2 Минск — Национальный аэропорт «Минск», а также М-6, М-7, М-8, М-9, М-12, Р-1, М-3, М-4, М- 10, Р-20, Р-23, Р-28. В текущем году, если ограничения нагрузки будет колебаться в пределах 6-9 тонн на одиночную ось, то на основных маршрутах движения транзитного транспорта ограничения вводиться не будут. Практически все основные маршруты движения транзитного транспорта будут работать в обычном режиме, и весенние ограничения, в отличие от предыдущих лет, их не коснутся. Кроме того, в целях обеспечения ритмичного функционирования реального сектора экономики весенние ограничения не будут распространяться на транспортные средства, осуществляющие перевозки пассажиров, лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов, семенного фонда, почты и почтовых грузов, а также перевозки, связанные с предотвращением или ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Ученые отмечают, что дорожное покрытие, как каждый продукт, подвержено износу, разрушению во время эксплуатации. На разрушение покрытия влияют два фактора: движение транспорта и климат; но основной причиной разрушения покрытия все же является движение автомобилей.

Известно, что транспортная отрасль является одной из наиболее значимых отраслей страны. Вклад транспортной отрасли в ВВП в 2005 году составил 7%. Дорожная сеть и состояние автомобильных дорог оказывают существенное влияние на транспортную деятельность. Развитая дорожная сеть и качественные автомобильные дороги снижают затраты на эксплуатацию автотранспорта. Поэтому одним из основных методов предотвращения ущерба автомобильным дорогам, используемым практически всеми странами мира, является установление максимально допустимых осевых нагрузок и полных масс автотранспортного средства. Как показывает мировой опыт, для предотвращения разрушения автомобильных дорог рядом стран применяются сезонные — весенние и летние — ограничения движения грузовых автотранспортных средств. Полное игнорирование этих мер приводит к плачевным результатам даже в финансово благополучных странах. Например, во Франции в 1965 году из 80 тыс. км дорог было разрушено 70 тыс. км. Таким образом, введение постоянных и сезонных ограничений — вынужденная мера, которая призвана сохранить дороги и, следовательно, сократить затраты бюджета страны на их ремонт. По информации Института экономики НАН Беларуси, при введении в 2006 году частичных сезонных ограничений республиканским автомобильным дорогам при проезде транспортных средств с высокой нагрузкой на ось был нанесен больший ущерб, чем возможные совокупные потери автоперевозчиков и налоговых поступлений государственного бюджета. Отказ от введения сезонных ограничений мог бы принести еще больший ущерб республиканским автомобильным дорогам. По некоторым подсчетам, если полностью отказаться от введения сезонных ограничений, то ущерб автомобильным дорогам достигнет $126,3 млн. При этом пострадают не только дороги — значительно возрастут потери пользователей дорог, вызванные увеличением транспортно- эксплуатационных затрат и времени поездок в связи с ухудшением состояния дорог от проезда транспорта с высокими осевыми нагрузками. В период до полного восстановления состояния дорог эти потери составят $31,7 млн. То есть в итоге общая сумма потерь при полном отказе от введения сезонных ограничений достигнет $158 млн. В случае с введением частичных сезонных ограничений эта сумма почти вдвое меньше — $73,7 млн ($72,2 млн — ущерб автодорогам и $1,5 млн — потери пользователей).

«Минскоблдорстрой» закупает технику

В 2008 году КУП «Минскоблдорстрой» планирует направить 6,8 млрд рублей на приобретение асфальтоукладчиков и оборудования для асфальтобетонных заводов. Об этом, как передает БЕЛТА, сообщил заместитель председателя Минского облисполкома Анатолий Мирчук.

По его словам, это позволит повысить качество дорожных работ, сэкономить значительные ресурсы. Кроме того, предполагается приобрести 230 единиц техники в лизинг на общую сумму 30 млрд рублей. Отметим, что дорожники зачастую работают на асфальтоукладчиках, которым по 17-20 лет. Эти машины укладывают слой асфальта толщиной 15-20 см при современном нормативе 7-8 см, не обеспечивают рационального использования материалов и должного качества работ. В текущем году планируется ввести в строй 16 км новых дорог, провести капитальный ремонт 160 км и текущий — 240 км. Дорожники планируют продолжить работы по направлениям Минск — Могилев, Минск — Витебск, Минск — Гомель, Молодечно — Нарочь, северный объезд Несвижа. В департаменте «Белавтодор» Минтранса Беларуси нам сообщили, что для технического перевооружения дорожные предприятия страны приобретают агрегаты для содержания, ремонта и строительства республиканских автомобильных дорог. «Новая техника позволяет значительно удешевить процесс ремонта и восстановления дорожного полотна, а также сократить временные рамки всего технологического процесса», — подчеркнули в дорожном ведомстве страны.

БЖД снизит расход энергоресурсов

На Белорусской железной дороге большое внимание уделяют рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов в условиях постоянного роста цен на энергоносители. Об этом во время проведения видеоконференции с ОАО «РЖД» сообщил главный инженер БЖД Валерий Шубадеров. По его словам, работа по ресурсо- и энергосбережению позволила не только стабилизировать, но и значительно снизить долю затрат на энергоресурсы в объеме общих эксплуатационных затрат при росте объемов работы. На 2008 год запланировано общее снижение расхода энергоресурсов в размере 29 тысяч тонн условного топлива в сопоставимых условиях к уровню 2007 года (общее потребление составило порядка 300 тонн условного топлива), при этом рост объемов перевозок запланирован на уровне 104%. Планируется, что усилиями организаций системы Минтранса в 2008 году будет сэкономлено 45 тысяч тонн условного топлива, а энергопотребление сократится на 10,4%. К слову, организации системы министерства ежегодно потребляют около 1,3 млн т у.т., что составляет 2,5% от всего объема потребления ТЭР в стране. Концепцией энергетической безопасности Беларуси до 2010 года для Минтранса установлено задание снизить за пять лет потребление топливно-энергетических ресурсов на 168 тыс. т у.т. К тому же, организациями ежегодно расходуется моторного топлива около 900 тыс. т у.т., что составляет 3,1% от потребления моторных топлив в стране. Доля затрат транспортных организаций на моторное топливо по отношению к общим затратам на эксплуатацию транспортных средств составляет около 40%. Отметим, что за 3 года энергоемкость выполнения работ и оказания услуг в системе Минтранса снизилась на 26,3%, а выручка возросла на 38,7%. На сегодняшний день наибольшие энергозатраты несут организации Белорусской железной дороги — 73,7%, организации автомобильного, водного и воздушного видов транспорта, промышленности и дорожного хозяйства составляют в сумме только 26,3%. Эффективность использования ТЭР в масштабах всей страны возложена на первого вице-премьера Владимира Семашко, который возглавляет межведомственную комиссию по контролю за экономией и рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов. Основная задача этой структуры — определение главных направлений обеспечения энергетической безопасности страны, а также выработка предложений по повышению энергетической независимости. Деятельность комиссии направлена на повышение эффективности научно-технической и инновационной деятельности, обеспечение стимулирования экономии топливно- энергетических и материальных ресурсов.

Кольцевую дорогу вокруг Киева построят в 3 этапа

Министерство транспорта и связи Украины утвердило окончательный план строительства Большой кольцевой дороги вокруг Киева. Об этом, как сообщает пресс-служба правительства, сообщил на пресс-конференции руководитель ведомства Иосиф Винский.

По его словам, такая необходимая Киеву дорога будет строиться в три этапа. В частности, первый этап строительства будет осуществляться от трассы Киев — Луганск в направлении Борисполя, трассы Киев — Харьков, Киев — Чернигов, южный мостовой переход через Днепр в районе города Украинка. Второй участок дороги будет пролегать в направлении трассы Киев — Ковель, Киев — Чоп, Киев — Одесса, Киев — Луганск. Третий этап дороги будет строиться в направлении трассы Киев — Ковель, Киев — Овруч, северный мостовой переход с сооружением дамбы через Киевское водохранилище в районе села Старые Петровцы, потом мостовой переход через реку Десна с выходом на трассу Киев — Чернигов. Планируется, что первые два участка будут построены до 2012 г., а третий — до 2017. Строительство Большой кольцевой дороги вокруг Киева является приоритетной задачей для Украины. Дорога соединит три международных транспортных коридора и четыре национальных и позволит разгрузить транспортные пути через Киев, а также будет содействовать развитию инфраструктуры Киевской области. «Это будет первым опытом в истории независимой Украины по осуществлению таких объемных проектов», — сказал украинский министр.

С 2011 года Росавтодор переходит на полное финансирование отрасли

В 2008 году министерством продолжится реализация плана по переходу к полному финансированию содержания и ремонта дорог по нормативу с 2011 года.

Об этом, как передает пресс-служба министерства транспорта России, сообщил глава ведомства, представляя членам правительства план мероприятий по достижению количественных и качественных показателей, установленных на 2008 год. По словам министра, в текущем году предстоит обеспечить работы по содержанию федеральных автомобильных дорог протяженностью 47 тыс. км. Будет отремонтировано почти 5 тыс. км дорог и около 12 тыс. пог. м искусственных сооружений на них. Реализация мероприятий по развитию инфраструктуры дорожного хозяйства позволит увеличить в 2008 году долю протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, до 38,5%. При этом доля автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки, напротив, сократится до 28,7%. Решение задачи приведения протяженности и состояния дорожной сети в соответствие с потребностями экономики и населения существенно осложняется влиянием опережающего роста рыночных цен на дорожно-строительные материалы, отметил глава транспортного ведомства. Рост цен на указанные ресурсы за последние 5 лет в 1,5 раза превышает индексы цен в строительстве за этот же период. На закупку материалов расходуется до 60% стоимости дорожных работ. Из-за опережающего роста цен потери объемов инвестиций в дороги за последние пять лет сопоставимы с годовым объемом финансирования дорожного хозяйства. Отметим, что для повышения эффективности реализации проектов в сфере дорожного хозяйства в плане предусмотрены мероприятия, направленные на развитие нормативной правовой базы в дорожной отрасли, внедрение современных инновационных технологий. Кроме того, планируется разработка специальных технических регламентов, предложений по заключению долгосрочных комплексных контрактов на ремонт и содержание дорог, формирование и реализация мер, направленных на увеличение межремонтных сроков автомобильных дорог.

В то же время, как показывает опыт последних лет, действующая в настоящее время система управления дорожным хозяйством не отвечает современным требованиям, что не позволяет ускорить темпы развития дорожной сети в соответствии с потребностями общества и государства. В текущем году ведется работа по подготовке законопроекта о создании государственной компании, которой планируется передать функции, связанные с развитием, модернизацией и содержанием федеральной дорожной сети. По оценке экспертов, в России необходим переход от модернизации транспортной системы к ее развитию. В этой связи министерством разработан проект программы по развитию транспортной системы до 2015 года. Основная часть мероприятий реализуется в рамках бюджетных целевых программ. По программам распределено почти 99% общей суммы, в том числе на федеральные целевые программы будет направлено почти 70% средств. При этом документ включает мероприятия, направленные на реализацию ряда программ, финансирование которых будет осуществляться начиная с 2008 года (программы по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, Юга России). Формирование мероприятий и их непосредственных результатов осуществлялось также с учетом остатков средств по подпрограмме «Автомобильные дороги» и средств Инвестиционного фонда прошлого года, разрешенных к использованию в текущем году. В связи с этим объем финансирования мероприятий, включенных в план, превышает объемы бюджетных ассигнований. На сегодняшний день объем бюджетных ассигнований на 2008 год составляет 452,6 млрд рублей. В связи с ростом объемов финансирования в сторону увеличения скорректированы целевые значения показателей, установленных ранее на 2008 год. Как отмечает пресс- служба Минтранса России, наряду с бюджетным финансированием принимаются меры и по привлечению иных источников для развития транспортного комплекса. Так, например, в соответствии с программой «Модернизация транспортной системы России» доля финансирования из федерального бюджета в 2008 году составит только 29%.

За счет средств бюджетов субъектов России и собственных средств транспортных предприятий будут профинансированы мероприятия программы в размере, превышающем 600 млрд рублей. Отметим, что более 80% объемов бюджетных ассигнований на транспортную инфраструктуру используются на финансирование мероприятий в сфере дорожного хозяйства по подпрограмме «Автомобильные дороги». «За последние 10 лет рост уровня автомобилизации в стране в 5 раз превышает прирост протяженности федеральных и региональных автомобильных дорог, — отметил глава транспортного ведомства России. — Сегодня половина общего объема перевозок по федеральным дорогам осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети». Для достижения максимальной эффективности министерством выработаны приоритеты планирования дорожных работ с концентрацией средств на наиболее важных стройках, имеющих общегосударственное значение. В 2007 году практически завершено строительство по первой стадии автодороги Чита — Хабаровск, введена в эксплуатацию первая очередь кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга, на второй очереди на год раньше срока введен участок между автодорогами «Россия» и «Нарва». По сравнению с 2006 годом почти в три раза увеличилась протяженность искусственных сооружений, введенных в эксплуатацию после строительства и реконструкции. Введены в эксплуатацию 5 внеклассных мостов. Позитивные тенденции сохранятся и в 2008 году. Будет введено в эксплуатацию после строительства и реконструкции почти 400 км дорог и около 7 тыс. пог. м искусственных сооружений на них. Предусмотрен ввод объектов кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербурга, дороги «Дон», автодорожного обхода Сочи, объектов автомобильной дороги Чита — Хабаровск. Отметим, что прошлый год стал решающим с точки зрения обеспечения работ по содержанию и ремонту федеральных автомобильных дорог. Постановлением правительства РФ утверждены нормативы денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правила их расчетов. Указанный документ стал нормативным основанием для четкого планирования соответствующих затрат, залогом неукоснительного выполнения всех видов работ с требуемой периодичностью.

Подготовил Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 12 за 2008 год в рубрике дороги

©1995-2022 Строительство и недвижимость